Суд Федерации футбола Италии лишил «Ювентус» 15 очков в чемпионате Италии из-за финансовых операций. Команда, боровшаяся за чемпионство, упала на 10-е место, и теперь может даже пропустить следующий сезон Лиги чемпионов. Metaratings.ru рассказывает, почему «Ювентус» наказали и почему другие европейские клубы остаются без санкций за такие же дела.
В чем обвиняют «Ювентус»?
Итальянский суд начал производство дела два года назад после «обмена» Миралема Пьянича в «Барселону» на полузащитника Артура. В ковидный год финансовое состояние клуба обрушилось, убытки дошли до сотни миллионов евро. Чтобы вписаться в правила финансового фэйр-плей, команде нужно было срочно найти свыше 50 млн.
Помог приход Артура. Формально – это был просто обмен между клубам, но юридически «Ювентус» купил хавбека у «Барселоны» и в то же время продал туда Пьянича. С бухгалтерской точки зрения это был прекрасный маневр, позволяющий на время закрыть все проблемы.
По правилам УЕФА, полученные за продажу игрока деньги клуб может сразу же прописать себе целиком. То есть, баланс «Юве» пополнился на 60 млн евро. А вот затраты на покупку футболиста амортизируются на весь срок контракта. То есть, в реальности туринцы заплатили 75 млн евро, но в отчетности будут приписываться по 15 млн в год.
Плюс, по мнению суда, «Ювентус» всех обманул с зарплатным фондом в сезонах-2019/20 и 2020/21. Клуб объявил, что футболисты согласились на понижение зарплаты на фоне финансовой турбулентности. Но на самом деле футболисты продолжили получать деньги через «серые схемы». Все финансовые убытки покрывались за счет вливания капитала от семьи Аньелли.
Разве амортизация трансферов – это не обыденное явление?
Да, все клубы мира используют «магию» амортизации для сокрытия убытков. Поэтому доводы болельщиков «Ювентуса», что на подобные вещи в других командах почему-то закрывают глаза, вполне разумны. Но есть одна деталь, отличающая туринцев от условного «ПСЖ» или «Ман Сити».
«Ювентус» – публичная компания. У нее не один владелец, как у большинства клубов Европы. 64% акций туринцев принадлежат компании Exor, у которой мажоритарный владелец – семья Аньелли. Свободно на биржах торгуются 24% акций «Ювентуса», то есть каждый болельщик может купить часть клуба.
И в этом кроется и главная проблема: вливания Аньелли и «законные махинации» с амортизацией показывали финансовую стабильность клуба. То есть, руководство «Ювентуса», фактически, обманывало миноритарных и потенциально новых владельцев, которые не сведуют в бухгалтерских отчетностях.
И это уже не просто «футбольные разборки», а прямые нарушения законодательства всех стран мира. Грубо говоря, дела «Ювентуса» в России разбирались бы по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Руководство клуба своими действиями искусственно поддерживало высокую стоимость акций клуба, тем самым обманывая акционеров.
Вот только «Ювентус» из-за пандемии не мог не пойти на такой шаг. Семьи Аньелли могла бы продать часть акций для покрытия расходов. Но при таком раскладе их стоимость резко бы упала, из-за чего, как снежный ком, клуб оказался бы на грани банкротства или, в лучшем случае, перед тысячами исками акционеров.
Получается, у «Юве» был один законный выход из ситуации – распродажа футболистов в 2020-м. Но это привело бы к ухудшению спортивных результатов и пропуску Лиги чемпионов. В таком случае в перспективе потери бы составили сотни миллионов евро. Так что сейчас туринцы еще легко отделались – с большой вероятностью клуб пропустит следующую ЛЧ, но ему суд «выдал» время на перестройку. Но уже без Андреа Аньелли и Павела Недведа, которых отстранили до конца 2023 года.