Сезон в фигурном катании в самом разгаре. Уже прошло три этапа Гран-при России, карьеру приостановила легендарная Елизавета Туктамышева, Алёна Косторная дебютировала с Георгием Куницей в парном катании, но запомнилась не самим выступлением, а громкой фразой фигуристки в адрес судьей.
Если смотреть на результаты, то нельзя не отметить Александра Жулина – в общем зачете танцевальных дуэтов Гран-при России лидируют его подопечные Александра Степанова / Иван Букин и Елизавета Худайбердиева / Егор Базин.
Metaratings.ru поговорил с Жулиным о ситуации в современном российском фигурном катании. Из интервью с именитым тренером вы узнаете:
- какая атмосфера царит внутри группы, где тренируются лучшие дуэты страны;
- почему не стоит сравнивать российские результаты с международными;
- за что он ценит судей;
- стоит ли ждать новый сезон «Ледникового периода»;
- и кто из фигуристок мог бы стать его ведущей.
«Я на работу иду как на праздник, у нас в группе хорошая атмосфера»
– Так как мы записываем интервью в день тренера – каким главным качеством должен обладать наставник?
– Тренер должен тренировать. Не знаю, каким качеством (смеётся), нет у меня такого рецепта.
– Кто являлся для вас примером для подражания?
– Сложно кого-то назвать. Один из моих любимых персонажей в работе – это, конечно, Тамара Николаевна Москвина.
– Две ваши пары в разных стартах заняли первые места. Как у них строится взаимодействие, не ревнуют ли они вас друг к другу? Как распределяете внимание?
– Я стараюсь со всеми ровно и одинаково работать. Раз у нас хорошая атмосфера внутри группы, то, думаю, у нас получается. Не выделяем «любимчиков» или «не любимчиков». В своей работе никогда не выделял кого-то, чтобы все чувствовали свою значимость.
– Фигурное катание считают токсичным видом спорта, какая в вашей группе атмосфера?
– У нас хорошая очень атмосфера в группе. Мне очень нравится, я на работу иду как на праздник. Если вы спросите моих учеников, то тоже услышите примерно такой же ответ.
– Можно сказать, что у вас лучшие танцевальные дуэты в России?
– Сейчас – да.
– А если сравнить с международным уровнем?
– Во-первых, нужно попасть на международный уровень и в одну разминку, потом уже делать какие-то выводы. Сравнивать – очень неблагодарное дело. Надо смотреть на одном льду, на тренировке. Один турнир в Канаде, другой – в Красноярске, глупо будет сравнивать.
«В фигурном катании оценки поверхностны»
– Но вообще смотрите международные старты? Какой-то анализ для себя проводите?
– Конечно, смотрю. Собственно, вижу, какие качественные прокаты, но и вижу где-то плохие. Опять же скажу, что очень сложно сравнивать, когда так происходит. У нас не лёгкая атлетика, что хоть где ты пробежал быстро – и это хороший результат.
В фигурном катании оценки поверхностны, потому что, естественно, когда турнир проходит в США и Канаде, то судьи им ставят космические баллы. Я как раз очень доволен, что судьи указали на недостатки Степановой и Букина. Судьи нас воспитывают, за что я их ценю. Это более правдивая ситуация, чем закидывать какими-то грибами.
– На какие недостатки указали судьи? Где нужно прибавлять?
– Всегда есть, к чему стремиться. Во-первых, они пропустили больше полутора лет, у Саши родился ребёнок. Ванька за два дня до старта получил случайную, дурацкую травму. Скомканная подготовка была, но, тем не менее, для скомканной подготовки ребята катались очень хорошо. Было надёжно.
– Александра Степанова удивила быстрым восстановлением после родов. Как она в этом преуспела?
– Сашка – шестигранная девушка. Она очень быстро набрала шикарную форму. Не знаю, как она это делает, но делает очень хорошо.
– Насколько процентов сейчас готова она?
– Так не могу сказать, но, примерно процентов на 75.
– В апреле пара Базин/Худайбердиева перешла в вашу группу. Елизавета летом много рассказывала о своих проблемах с питанием в прошлом, сейчас эти сложности позади?
– Я думаю, да. Не вижу никаких проблем. Мы общаемся, я вижу, что по тренировкам всё замечательно. Мне кажется, что в психологическом плане они стали сильнее. Люди делают своё дело с улыбкой на лице, меня это очень импонирует.
– Она получает удовольствием от фигурного катания, работы с вами?
– Я очень бы этого хотел. Вообще, я люблю когда мои ученики получают удовольствие от тренировок, если получается по-другому, то это катастрофа. Нужно получать удовольствие от любого своего дела, это касается не только фигурного катания.
– В чем они прибавили под вашим руководством?
– Не хочу говорить, что кто-то прибавил, а кто-то нет. Пока что все три мои пары идут очень хорошо. Шанаева и Дрозд очень хорошо катались, как и Саша с Ваней и Лиза с Егором. Ничего не хочу говорить, но пока всё идёт хорошо.
«У Синициной и Кацалапова может не хватить стимула для возвращения»
– Виктория Синицина и Никита Кацалапов официально не завершили карьеру, стоит ждать их возвращения? Татьяна Тарасова заявила, что они завершили карьеру, хотя пара это опровергла.
– Сложно сказать. Мне кажется, они уже свои слова сказали. Сейчас нет международных турниров, может им не хватить стимула для возвращения. А зачем возвращаться? Пара выиграла Олимпиаду в командном турнире, второе место заняла в индивидуальном, Никита вообще двукратным олимпийским чемпионом стал. Не думаю, что вернутся.
– Объясните для «чайников» – как отличить Степанову и Букина от Синициной и Кацалапова? Они становятся похожими по стилю для людей, далёких от фигурного катания.
– Ничего плохого в этом не вижу, что они становятся похожи по стилю. Это говорит о том, что мы идём правильной дорогой, в этом нет ничего зазорного. Стиль похож потому, что очень высокое качество катания. Когда высокое качество катания, то видна культура движения, высокое искусство – всегда хорошо.
– Не боитесь, что они станут заложниками вечных сравнений?
– Я боюсь израильско-палестинского конфликта, больше ничего. Мы сейчас говорим про пары и что-то сравниваем, но видите, что в жизни творится? Надо обзор сделать в ту сторону. Я сейчас ничего не боюсь, хочу, чтобы моя жена и дети были счастливыми.
– Не говорю сейчас конкретно про Викторию и Никиту, но многие фигуристы, начиная от Алины Загитовой и заканчивая Елизаветой Туктамышевой, не объявляют о завершении карьеры. Стоит ли нам ждать какого-то громкого возвращения, или приостановка карьеры почти равна завершению?
– Моё мнение, что не стоит ждать. Если кто-то что-то приостановил, то уже не будет возвращения. Но могу ошибаться.
«Туктамышева – ведущая «Ледникового периода»? А почему бы и нет?»
– Кому сейчас лучше удаётся найти себя вне фигурного катания? Загитовой, Медведевой, Щербаковой? Вам нравятся их эксперименты?
– Не знаю. Я думаю, что открыто много горизонтов, они все молодые. Везде можно себя попробовать, например, в комментаторском деле, или пойти в адвокаты. Талантливый человек талантлив во всём. Надо пробовать себя.
– Когда ждать нового сезона «Ледникового периода», какие будут сюрпризы?
– Без понятия. Все вопросы к Константину Львовичу Эрнсту. То есть «Ледниковый период», то его нет. Честно скажу, не знаю.
– Кажется, что Туктамышева с её харизмой создана вести «Ледниковый период». Было бы вам интересно посмотреть на неё в этой роли?
– Почему бы и нет? У неё хорошо речь поставлена. Да, легко. Там просто много девушек – олимпийских чемпионок. Но вопрос больше в том, будет ли само шоу.
– Всё больше топ-спортсменов делают выбор в пользу шоу. Насколько это здоровая ситуация?
– Это спортсмены, которые понимают, что очень многое сделали в спорте. У них накопилась усталость. Супермолодые девушки не заканчивают, но опытные девушки, которые ещё получили какие-то травмы, завершают. Они хотят подзаработать и реализовать себя в шоу. Но ФФКР сейчас очень многое делает, чтобы спортсмены сохраняли возможность выступать, чтобы у всех было желание соревноваться внутри России. За это благодарен федерации.
«Либо ты в спорте, либо в шоу, нужно сделать выбор»
– А что скажете о ситуации, при которой действующие спортсмены активно выступают в шоу параллельно с соревнованиями?
– В целом, отношусь плохо. Нужно зацикливаться на том, что ты делаешь. Либо ты в спорте, либо в шоу, нужно сделать выбор. Когда два или три шоу, то ничего страшного, а когда погружаешься в турне или сплошные шоу, то ты теряешь форму, это уже совсем другая работа. Нужно определиться: ты спортсмен или шоумен.
– Как отреагировали на критику Алёны Косторорной в адрес судей? Видели этот прокат, согласны с ней? Насколько позволительно вообще спортсмену делать такие заявления, особенно когда ты дебютируешь в парах?
– У меня такая позиция, что лучше поменьше говорить и делом доказывать.
– Упал ли уровень одиночного женского катания в России? Чувствуется кризис?
– Когда смотрю на международные старты, то чувствуется, что там упал. Но у нас всё хорошо. Когда нет международных турниров, тяжело поддерживать свою форму, тяжело себя заставить. Случаются какие-то травмы у девушек. Другое дело – готовиться к чемпионатам Европы, мира и Олимпиаде. Требования к себе спадают, и это логично. Будем ждать, что нас допустят до международных стартов.