«Молодёжь СКА просто обязана выстрелить»: Вячеслав Быков – о России и жизни после хоккея

Это интервью мы начали записывать еще в конце июля, но публикуем лишь сейчас. Тогда поводом для разговора с Вячеславом Быковым, одним из тренеров великого российского хоккеиста Сергея Мозякина, стало формальное завершение карьеры игрока и красивейшая прощальная церемония в исполнении «Металлурга», где Мозякин провел свои лучшие годы.

Спустя время мы обратились к Вячеславу Аркадьевичу снова, чтобы обсудить стартовавший регулярный чемпионат FONBET Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), и мэтр нам не отказал. О спорте мы поговорили совсем мало, но ни разу не пожалели о своем решении. Получилось очень душевно.

Вячеслав Быков
Вячеслав Быков

В интервью Metaratings.ru Вячеслав Быков рассказал:

  • за счет чего Мозякин добился своих успехов;
  • как надо раскрывать молодые хоккейные алмазы;
  • чем он сейчас занимается;
  • какую миссию ощущает на себе;
  • как помогает своему внуку стать профессиональным хоккеистом.

– За счёт чего Сергей так долго держал марку?

– Сергей влюбился в хоккей и пронёс любовь к нему до последнего матча. Он остается в «Металлурге», так что я полагаю, что будет передавать любовь к хоккею следующим поколениям. Когда мы любим дело, любим человека или любим жизнь, это придает нам вдохновение, радость и счастье! Все эти эмоции окрыляют человека и дарят ему сумасшедший стимул.

– Мозякин – это первая ассоциация, которая возникает при слове КХЛ?

– Сергей – знаковый игрок для всего российского спорта. На таких именах создаётся правильная пропаганда и реклама хоккея. Он отличный пример для молодёжи и детей. Все дети, видя, что он творит на льду, завораживаются его действиями и стараются быть похожими на него, изучать его финты. Таких, как Сергей, – единицы. Таких хоккеистов совсем немного.

В нашу бытность таким спортсменом был Харламов, позже нишу кумира поколения заняли Илья Ковальчук и Сергей Федоров. По Мозякину, вообще, можно изучать историю КХЛ. Мне посчастливилось работать с Сергеем, я даже смог сыграть в нескольких выставочных матчах с его участием. Мы понимали друг друга с полувзгляда, когда работали в ЦСКА. Сергей – обладатель абсолютного таланта, который он отточил до такой степени, что стал звездой нашего хоккея.

– Мозякина можно поставить на одну полку с Валерием Харламовым?

Я думаю, да. У каждого поколения были свои лидеры и свои мастера, которые развивали, продвигали и пропагандировали хоккей. Сергей внес огромный вклад в продвижение хоккея. Я думаю, что его можно поставить в один ряд с Харламовым. Кому-то это может показаться неправильным, но я считаю, что каждому поколению в нашей стране были присущи свои звезды, а Сергей – однозначно хоккейная звезда. Наш спорт, и в частности хоккей, пышет спортивными героями. Я не вижу ничего предосудительного в сравнении вклада разных спортсменов в наше общее дело.

Повторюсь: у каждого поколения есть свои кумиры. И я очень рад, что наша страна богата на такие звёздочки, которые всегда будут рождаться. Важно их вовремя замечать и выводить на свет. Это уже задача тренеров. Хочу сказать большое спасибо всем тренерам Сергея и его родителям, которые дали ему возможность раскрыться. Для тренеров ведь тоже большое счастье, когда их воспитанники достигают больших успехов.

Сергей Мозякин
Сергей Мозякин

– Вы тоже были тренером Мозякина. Что вы можете вспомнить о нем как о подопечном?

– Я счастлив, что судьба свела меня с Сергеем еще в ЦСКА. Меня связывает с ним длинная история. Тем более, я из Челябинска, а он долгое время живёт в Магнитогорске. Мы ребята с Урала.

– Сейчас ваше сердце ёкает, когда мы говорим о том, что Сергей завершил карьеру?

– Тренерская профессия, вообще, богата на эмоции. Это большое спортивное счастье, которое мне повезло испытать. Сергею я желаю продолжить передавать свое мастерство новым поколением с любовью и желанием добиваться результатов. Думаю, что руководитель клуба Геннадий Величкин предоставит Сергею возможность участвовать в жизни команды в какой-либо роли и приносить пользу не только уральскому, но и российскому хоккею.

– Как у тренера у Сергея есть будущее?

– Все зависит от его качеств, желания и видения. Быть хоккеистом – это одно, а быть наставником и педагогом – другое. Это две разные профессии. Его большой опыт и знания позволят ему раскрыться в новом качестве, если он этого захочет.

– Чего в успехе Мозякина больше – природного таланта или трудолюбия и усердности?

– Все эти качества присущи Сергею. Чтобы раскрыться полностью, хоккеисту нужны все качества, которые вы перечислили. Нельзя отделить одно от другого. Талант без работы – это разбазаривание того, что досталось тебе от природы. Талант и труд в совокупности приводят к успеху. Любому алмазу нужна огранка, чтобы он смог превратиться в бриллиант. Сергей постоянно трудился и совершенствовал себя, искал предел своих возможностей. Такие люди с порывом и желанием и толкают спорт вперёд, заставляют его развиваться. Всю карьеру Сергей добивался высочайших результатов, но продолжал искать ещё, ещё и ещё. Он постоянно хотел стать лучше и достигать новых высот. Такие люди, как он, освящены Богом.

– Как сделать так, чтобы такие алмазы не терялись в массе остальных спортсменов?

– Тренер – это творческая профессия. В какой-то мере тренер – это художник. Если специалист видит, что ребенок влюбился в дело настолько, что его никто не может остановить, то надо найти правильный подход. Важно уловить этот миг, в который создается настоящий шедевр. Если ребенок действительно одарен, то он всегда будет искать лучший результат и гореть желанием. Идти к заветной цели, как к оазису в пустыне. Надо в нужный момент заметить интерес ребенка и поддержать его.

Настоящие люди, горящие своим делом, никогда не могут остановиться, они постоянно что-то ищут. Иногда надо не обучать детей, а дать им самостоятельно раскрыть свой потенциал. Это очень важно. Не всегда тренеры создают нужную для ребенка атмосферу. Не надо переделывать детей, нужно просто дать им возможность играть.

– Вы замечаете отличия от подходов тренеров к работе в России и в Швейцарии?

– Работа тренера в разных странах подразумевает некоторые особенности, но в то же время она имеет и точки соприкосновения. Задача любого тренера – это не мешать, а увидеть желание ребёнка и помочь ему осуществить свою мечту. Каждый по-своему мечтает о своем будущем. А взрослым важно просто не навредить ребёнку. Иногда надо просто объяснять молодому хоккеисту общие технические моменты и отпустить его играть. Тренер – это всегда педагог, психолог, наставник и помощник. Иногда даже третий родитель. Настоящий тренер должен чувствовать своего подопечного и давать ему возможность осуществить свою мечту и реализовать свой потенциал.

Фото: ХК СКА
Фото: ХК СКА

– Вы будете следить за сезоном КХЛ?

– Безусловно, через интернет буду следить. Для меня это близкая и живая тема. Тем более, раньше у меня играл сын, теперь играть стал внук. Конечно, я буду следить за лигой. Многие мои друзья работают в КХЛ. Так что мне интересно, в каком направлении будет развиваться лига. Хочется увидеть новых звёзд, которые будут сверкать и доставлять радость. Это привлекает! И внуку буду показывать какие-то нарезки.

– За кем будете смотреть пристальнее?

– Я буду смотреть за всеми клубами. Но так как я спортсмен из Челябинска, конечно, я буду следить за «Трактором». Безусловно, буду следить за «Салаватом», так как я тренировал в Башкирии. И за СКА с ЦСКА тоже буду наблюдать. Все эти команды стали для меня родными. Они часть моей спортивной жизни, часть моей карьеры.

Конечно, когда я был тренером, я старался отдавать им душу, передать опыт. Мне всегда интересно смотреть, в каких направлениях развиваются клубы. В «Салавате» меняется многое, СКА собирает талантливую молодежь, которая просто обязана выстрелить. В Уфе тоже чтят традиции, как и в Челябинске. Чемпионат будет интересным и непредсказуемым. Сейчас сложно сказать, кто будет в лидерах.

– Вы очень воодушевленно говорите о детском хоккее. У вас нет желания пойти работать с детьми?

– Моему внуку Ивану сейчас 11 лет, я постоянно помогаю ему совершенствоваться. Так что я никуда и не уходил. Стараюсь помогать «Фрибургу», хожу на тренировки, делюсь опытом. Я надолго связан с этим клубом, здесь есть школа, которая носит мое имя. Я стараюсь делиться опытом с молодыми тренерами и другим специалистами. Во взрослый хоккей я не лезу. Сейчас мне доставляет удовольствие работа с детьми.

Помогаю советами родителям, обучаю их. Объясняю им, что важно не давить на ребёнка, а просто быть рядом. Так я ощущаю свою миссию на сегодняшний день. Надо, чтобы молодой спортсмен находился в правильной атмосфере и чувствовал себя окружённым правильными людьми. В моей молодости всегда находились люди, которые словом и делом помогали мне на моем пути. Теперь я вижу свою миссию в том, чтобы так же помогать молодым. Важно иметь рядом человека, который в трудный момент протянет руку и подберёт нужные слова. Я впитал в себя опыт других людей, теперь делюсь им с молодыми.

– Вы сказали, что бываете на тренировках «Фрибурга». Сейчас работаете в клубе?

Нет, я не работаю в клубе. Это, скорее, моё хобби.

– Неужели вы не хотите вернуться во взрослый хоккей?

– По жизни нужно правильно расставлять акценты и правильно ощущать свое место в этом мире. Конечно, хоккей – это моя жизнь, но в бытность игроком и тренером я много работал и не всегда уделял время семье. Мои дети совсем взрослые, внуки тоже уже растут. В момент, когда они взрослеют, я должен быть рядом. Это ведь то, ради чего мы живём. Поэтому важно понимать, что для тебя ценно именно сейчас. Сейчас я просто отец и дедушка, а дети и внуки – это мое золото и богатство. Теперь они – моя команда, ради которой я живу. Конечно, я имел счастье работать с великими хоккеистами и тренерам, но уже отдал хоккею все. Теперь у меня другая миссия, не менее важная. Сейчас я нужнее семье.

Вячеслав Быков
Вячеслав Быков

– На какой позиции играет ваш внук?

– В его возрасте дети играют на всех позициях. Иван пробовал себя даже в роли вратаря. Когда он приходит ко мне, я говорю ему: «Давай иди и голы забивай» (смеётся). Но жизнь сама его направит, куда надо. Внук, вообще, держит меня в форме и пробует все виды спорта.

– Не хотите, чтобы он пошел по вашим стопам и стал нападающим?

– Каждому свое. Каждый должен сам ощутить свое место в спорте и в жизни. Моя задача – открыть ему глаза на мир, но потом он сам выберет, что ему ближе. Я не могу выбрать за него, не хочу брать на себя эту ответственность. Может, он будущий вратарь? Зачем мне лезть и говорить, чтобы он шел в нападение? Ребенок должен сам сделать выбор.

– Ваш внук – гражданин Швейцарии?

У него два паспорта. Российский и швейцарский. Он родился в Швейцарии и автоматически получил паспорт этой страны. А потом мы оформили ему российское гражданство. У нас в семье у всех есть российский паспорт.

– Ваш внук ощущает себя россиянином или швейцарцем?

– Его кумиры – это наши хоккеисты. И вратари, и нападающие. Защитники его не так впечатляют: всё-таки, это не самая яркая позиция. Но на площадке ему нравится обороняться. Он очень жизнелюбивый парень. Меня как дедушку это радует. Мы, вообще, счастливые люди!

Андрей Хомутов и Вячеслав Быков
Андрей Хомутов и Вячеслав Быков

– Хотели бы вернуться в Россию?

– На сегодня у меня нет возможности взять и прилететь из Швейцарии в Россию. Раньше можно было сесть на самолёт и напрямую оказаться в Москве, а сейчас такой возможности нет. Лететь в Россию через третьи страны и задерживаться там я не хочу. Семейная жизнь сейчас определяет мою деятельность. Сейчас я должен уделять много времени детям и внукам.

– Когда вы последний раз были в России?

– Еще до пандемии. Точный год не помню.

– Не грустите из-за этого?

– Если я сейчас начну говорить, что у меня есть ностальгия и грусть, то многие в интернете начнут писать, что я в любой момент могу взять и приехать, и что я просто живу у себя в Швейцарии. Я на связи с друзьями, знакомыми и семьей. Благо, есть возможность связываться по телефону и по видео. На сегодня большую часть моего времени занимает семья, так что ностальгировать времени у меня нет. Мы смотрим российское телевидение, находимся в контакте со страной. Ностальгии, как у хоккеистов, которые уезжали в Америку в начале 90-х, у меня нет.

Вячеслав Быков
Вячеслав Быков

– А когда вы были в последний раз в родном Челябинске?

– В Челябинске я не был уже давно. Когда работал тренером, был там.

– Из чего состоит ваш день? Зарядка, завтрак, тренажёрный зал?

– Нет. Видимо, я очень устал психологически от зарядок и пробежек, как спортсмен. Стараюсь просто соблюдать режим, ложиться и вставать вовремя. И не переедать. У меня самый обычный образ жизни. Когда удается, гуляю с супругой.

– Швейцария – своеобразная страна. Есть вещи, к которым вы до сих пор не привыкли?

Я как хамелеон. Меняю окрас в зависимости от ситуации. Мы, русские люди, спокойно адаптируемся к любой ситуации. И с правильным отношением подходим ко всему. По-философски. Тут страна живёт как спортсмен, по определенному режиму. Все расписано по времени, но у каждого свой распорядок. И спать все стараются ложиться достаточно рано. Важно чувствовать себя в равновесии, в балансе. И все будет нормально. В любом обществе можно адаптироваться, если знать и читать традиции. В СССР все старались быть законопослушными людьми, теперь мы стараемся передавать эти традиции нашим детям и внукам. Главное – быть в гармонии с собой и с обществом, в котором ты живешь. И быть полезным.

– Вы были суперзвездой хоккея, а сейчас взяли и окунулись в эту спокойную тихую жизнь. Вам не скучно?

– Я благодарен своим родителям, которые дали мне хорошее воспитание. Это дает мне возможность сейчас правильно оценивать момент, в котором я живу. Нужно правильно определять и соблюдать свои ценности. Когда ты молодой, в тебе кипит энергия. Ты хочешь узнать весь мир, заявить о себе, раскрыть свой потенциал и найти в себе сверхвозможности. Найти свои дело и окунуться в него с головой, получать от него удовольствие и получать удовольствие от того, что ты в коллективе добиваешься каких-то результатов. Конечно, большое счастье, что все вышеперечисленное выпало на мою долю. Но теперь мне важно это счастье продолжать.

Возраст берет свое, меняются приоритеты. Нужно правильно все оценивать. В жизни, как и в матче: нужно тактически и стратегически подходить ко всему. Раньше моими командами были ЦСКА, «Трактор», СКА и «Салават», сейчас моя команда – семья. Здесь все как в команде: расходы и доходы, трансферная кампания (смеётся). Сейчас мы ждем пополнение, скоро должна появиться внучка. Команда расширяется, к ее жизни надо подходить с умом и большим желанием развивать. Когда ты приходишь в команду главным тренером, ты должен сказать о том, как ты видишь команду. В семье точно так же. Ты должен делать все, чтобы каждый из членов своей семьи стал лучше и проявил себя. Надо, чтобы каждый смог найти запредел своих возможностей. Любовь и теплоту надо лелеять и только усиливать. Сейчас я снова живу в команде (смеётся). Просто она немножко другая. И моя команда увеличивается!

– Какой по счету будет внучка?

– У меня один внук и скоро будет две внучки. Мы с супругой, как два главных тренера. Стараемся мотивировать своих детей увеличивать команду (смеется). А то, как дети смотрят на свой жизненный путь, – это уже их забота. Мы счастливы, что у нас есть дети и внуки, которые любят свою семью и стараются проводить время вместе. Мы иногда ездим в консульство, поддерживаем связи. Мои дети и внуки знают, кто они. Они знают, что они русские.

– Какую команду тяжелее создать – хоккейную или семейную?

– Оба процесса творческие. Каждый имеет свои особенности и цели. Это очень интересное занятие (смеётся). Я счастливый человек, раз смог как игрок и как тренер работать в хороших коллективах, теперь я тоже стараюсь хорошо работать на благо семьи. Хотя я не могу сказать, что это работа. Это что-то большее. Это большая любовь. Я счастлив, что у меня большая семья, в которой все помогают друг другу. Все как в команде. Семья очень важна для русского человека. Хотя она важна и для всех наций. Важно поддерживать теплоту семейного очага. От него мы становимся богаче и счастливее.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте