Революция в фигурном катании: возрастной ценз уберёт «малолеток» со взрослых соревнований

1 комментарий

Отстранение России от фигурного катания и так кардинально поменяло расклад сил, но 7 июня конгресс ISU принял поэтапное повышение возрастного ценза во многом из-за доминирования юных учениц Этери Тутберидзе.

Metaratings.ru объясняет, что такое возрастной ценз, каким он будет теперь и почему его поднятие не гарантирует продолжительную карьеру в большом спорте.

Камила Валиева
Камила Валиева

Перед конгрессом 2022 года во взрослых соревнованиях могли участвовать спортсменки, которым до 1 июля перед началом сезона исполнилось 15 лет. То есть в прошедшем сезоне 2021/22 на взрослых соревнованиях могли выступать девочки, которые отпраздновали 15-летие раньше 1 июля 2021 года.

Поднятие ценза будет поэтапным:

  • сезон 2022/23 – ценз остаётся прежним, выступают 15-летние;
  • сезон 2023/24 – нужно, чтобы спортсменке до 1 июля 2023 года исполнилось 16;
  • сезон 2024/25 – нужно, чтобы спортсменке до 1 июля 2024 года исполнилось 17.

На этом поднятие прекратится, но на Олимпиаде-2026 в Милане мы не увидим спортсменок младше 17 лет. Причём на момент Олимпиаде им будет минимум 17 лет и 7 месяцев. За такое решение проголосовали 100 членов конгресса, против – всего 16, воздержались 2.

Самый большой удар решение ISU нанесло по Софье Акатьевой. Она родилась 7 июля 2007 года – и из-за лишней недели потеряет целых три года! Но хотя бы успеет выступить на Олимпиаде-2026. А вот Алиса Двоеглазова выйдет во взрослые только после олимпийского сезона, а на Играх-2030 ей будет 21 год.

В последние годы фигурное катание резко помолодело. Начиная с победы Юлии Липницкой в 2014 году на чемпионате Европы в Будапеште, ученицы Этери Тутберидзе, достигая разрешенного возраста, выходят и громят более возрастных соперниц из других стран.

Восьмилетняя монополия россиянок на женское одиночное спровоцировала среди представителей национальных федераций разговоры о поднятии возрастного ценза. Одни аргументировали это эффектом однодневной чемпионки, которая выигрывает все значимые титулы за один сезон и исчезает с мировой арены, так и не запомнившись зрителям. А ее место в новом сезоне занимает очередная никому не известная девочка из группы Тутберидзе.

Другие же не раз высказывались, что из-за физических особенностей более опытные спортсменки не могут противостоять подросткам, которые еще не прошли полный цикл полового созревания, и это влияет в целом на развитие мирового спорта в маленьких странах. У родителей в этих странах нет желания приводить своих детей в фигурное катание, потому что они понимают, что век фигуриста короток и травматичен. Потраченные на тренировки деньги могут пойти на образование, позволяющее в дальнейшем обеспечить ребенку хорошую жизнь, а не покалечиться на тренировке, так и не выиграв что-то значимое на мировой арене.

Ну а после драмы Камилы Валиевой и истерики Александры Трусовой на Олимпиаде в Пекине иностранцы особенно озаботились ментальным здоровьем девочек, переносящих в юном возрасте колоссальные физические и психологические нагрузки.

Когда идет речь о возрастном цензе и, в частности, о мимолетной карьере фигуристок Этери Тутберидзе, все забывают, что не так давно среди взрослых выступали спортсмены, не достигшие и 15-летнего возраста.

В 1996 году во время выступлений Тары Липински и Мишель Кван (фигуристкам было в тот момент 14 и 16 лет) Международный союз конькобежцев впервые в истории установил минимальный допустимый возраст выступления на соревнованиях среди взрослых – 15 лет. До 2002 года в правилах была «лазейка» – до участия допускались призеры чемпионатов мира среди юниоров и младше 15 лет.

Тара Липински
Тара Липински

В сезоне 2011/2012 ISU в очередной раз попытался переписать правила: 14-летних на Олимпиаду, ЧМ и ЧЕ по-прежнему не допускали, но на этапах серии Гран-при они выступать могли.

Подобным шансом воспользовались две российских спортсменки – Елизавета Туктамышева и Елена Радионова.

Туктамышева без особых усилий обошла своих именитых соперниц и впервые в карьере победила в финале серии Гран-при, а во второй половине сезона спортсменка выиграла зимние юношеские Олимпийские игры в Инсбруке.

Радионова в сезоне 2013/2014 стали призером двух этапов серии Гран-при среди взрослых, а спустя несколько месяцев стала первой в истории мирового фигурного катания двукратной чемпионкой мира среди юниоров.

Спустя некоторое время, в Международном союзе конькобежцев пришли к мнению, что на всех международных соревнованиях среди взрослых могут выступать атлеты, достигшие 15-летнего возраста.

Поднятие возрастного ценза – один из тех неоднозначных вопросов, который обсуждают на протяжении двух олимпийских циклов. С одной стороны, юниорское катание из-за быстрого перехода ярких фигуристов, способных привлечь на трибуны зрителей, с другой – во взрослом катании победу спортсмену может обеспечить не опыт, приобретенный за годы выступлений, а дата в паспорте.

В 2018 году представители Нидерландов попытались затронуть поднятие возрастного ценза на очередном конгрессе ISU, но опоздали, и предложение не было включено в повестку. Спустя год представители Норвегии планировали вынести вопрос на обсуждение, но конгресс ISU перенесли на год.

Через год они вновь попытались, но мероприятие опять не состоялось. Казалось, что на этом представители норвежской ассоциации конькобежцев успокоятся, но нет. В 2021 году они вновь заговорили об этом, предложив поднять возраст выхода во взрослые до 17 лет в одиночном катании и до 16 лет в парах и танцах на льду

Настойчивость норвежцев не прошла даром, и во время Олимпийских игр в Пекине Международный союз конькобежцев впервые заявил, что рассматривает возможность поэтапного повышение возрастного ценза: «Совет ISU пришел к выводу, что ради защиты физического и ментального здоровья наиболее необходимым изменением будет постепенное увеличение планки выхода во взрослый уровень с 15 до 17 лет».

Этери Тутберидзе и Камила Валиева
Этери Тутберидзе и Камила Валиева

Перед тем, как объявить о возможном поднятии возрастного ценза, представители ISU провели опрос комиссии спортсменов. 86,2% опрошенных проголосовали за повышение возраста выхода во взрослые.

После этого медицинская комиссия ISU представила доклад, где проанализировала возрастные аспекты организма и их влияние на фигуристов.

«Соревнования, тренировки и восстановление зависят не только от хронологического возраста, но и от возраста развития (физическая, умственная, когнитивная и эмоциональная зрелость), а также от возраста скелета (степень окостенелости костной структуры). При пересмотре возрастного ценза нужно учитывать оба этих возраста», – говорится на официальном сайте организации.

После анализа данных комиссия пришла к выводу, что из-за нагрузок половое созревание замедляется на два года, а также спортсмены подвержены риску развития относительного дефицита энергии, связанного с неупорядоченным питанием или расстройством пищевого поведения.

Юлия Липницкая
Юлия Липницкая

С одной стороны, выводы медицинской комиссии ISU выглядят рациональными. Ни для кого не секрет, что большие нагрузки могут негативно повлиять на организм человека, а их продолжительность и длительность – нанести непоправимый вред физическому здоровью. С другой стороны, большой спорт, кто бы что ни говорил, имеет мало общего со здоровьем в широком смысле этого слова, а в первую очередь это серьезные физические и психологические нагрузки. Взрослые, видящие в своем ребенке потенциального чемпиона мира или олимпионика, «соглашаются» с идеей, что он может получить травму, которая потом скажется на его физическом здоровье, или психологическую, с которой ребенку придется разбираться в будущем.

Поэтому, когда речь заходит о поднятии возрастного ценза, необходимо учитывать как минимум несколько аргументов.

Позволит повышение возрастного ценза привлечь зрителей на трибуны? И нет, и да. Безусловно, такие фигуристы, как Стефан Ламбьель, Хавьер Фернандес или Каролина Костнер были интересны вне зависимости от возраста выхода во взрослые, а некоторые их программы вошли в золотой фонд фигурного катания. Их популярность привлекла новых зрителей на трибуны, но не привела к росту популярности вида в своих странах. А развитие спорта – один из тех критериев, который, в первую очередь, интересен Международному союзу конькобежцев. А с этим у ISU большие проблемы.

Во-первых, фигурное катание в данный момент пользуется огромной популярностью только в двух странах – в России и Японии. Там проходит множество ледовых шоу, а скамейки запасных в одиночном катании достаточно для выступления на двух чемпионатах мира параллельно.

КПК

Во–вторых, представители ISU хотят развивать спорт в маленьких федерациях, а если нет примера для подражания, то это практически невозможно. Безусловно, в условной Испании может появиться второй Хавьер Фернандес, который неожиданно для всех своих родственников решит стать не футболистом, а фигуристом. Но вероятность этого так же мала, как победа команды Haas на этапе Гран-при «Формулы-1».

Снизит ли травматизм увеличение возраста? Нет. Пока правила поощряют исполнение многооборотных прыжков, фигуристы продолжат рисковать в попытке выиграть. Четверные прыжки начинают разучивать не в 13-15 лет, а намного раньше, поэтому, как бы ни пытались сторонники повышения возрастного ценза ссылаться на это, прогресс не остановить. Либо необходимо снижать стоимость элементов ультра-си, как это произошло в парном катании, где практически все топовые пары отказались от исполнения четверных выбросов и подкруток. Либо нужно увеличивать стоимость «второй оценки», которая никак не относится к качеству исполнения элементов.

Позволит ли поднятие возрастного ценза продлить спортивную карьеру? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если обратиться к истории 25-летней Елизаветы Туктамышевой, которую часто ставят в пример из-за возраста, то всю свою карьеру она была на голову выше большинства своих соперниц за счет технического контента, в первую очередь тройного акселя. Если бы подобных фигуристок в мире было пять или, допустим, семь, этот аргумент можно было бы рассматривать всерьез. Но, к сожалению, в реальности все выглядит иначе.

На последнем чемпионате мира, прошедшем без россиянок, только две фигуристки попытались исполнить в произвольной программе элемент ультра-си: 16-летняя Алисия Лю и 18-летняя Ю Ен. Но ни у представительницы США, ни у кореянки прыжок не получился, и Лю стала только третьей, а Ен и вовсе не попала в пятерку сильнейших.

Таким образом, повысив возрастной ценз, ISU не гарантирует всем «ожидающим» медалей мировых первенств, но может замедлить развитие спорта с технической точки зрения, а любая искусственная стагнация рано или поздно приведет к тому, что боссам мирового фигурного катания придется вновь ломать голову, как угодить всем.

Тест0 вопросов0 минут
Квиз: Как хорошо вы знаете историю фигурного катания на Олимпиадах?
Комментарии (1)
  • Георгий Кесли
    1 год назад

    Зачем поднимать? Просто сделайте 2 чемпионата, взрослый и юниорский. При этом юниорский будет сильнее, чем взрослый. Правда на призовых это скажется.

    0
Девушки в спорте