В январе 22-летняя Анастасия Шевченко ехала на этапы Кубка мира в Германию с большими надеждами попасть на Олимпиаду. Декабрь она закончила в ранге лидера Кубка IBU и по праву завоевала место в команде.
Однако уже в Оберхофе сразу после нового года спортсменка поскользнулась, подвернула ногу, но продолжила выступать. После чемпионата Европы и постановки окончательного диагноза ей сделали операцию, после которой она пропустит остаток сезона. Metaratings.ru разбирается в проблемной ситуации в женской сборной России.
Три старта с трещиной в суставе
Когда в аналогичной ситуации в сборной Германии в конце декабря оказалась Франциска Пройсс, она пропустила все январские этапы и планомерно восстанавливалась к Олимпиаде. Шевченко уже спустя несколько дней бежала спринт, хотя была явно не готова и проиграла ходом лидерам три минуты. Затем она вышла на старт в Рупольдинге, где с чистой стрельбой едва отобралась в гонку преследования. Зачем были такие жертвы? С одной стороны, понятно желание спортсменки любой ценой поехать на Олимпиаду и вера в чудо. С другой, куда смотрели тренеры и медицинский штаб сборной?
Если у спортсменки была трещина в суставе, которая потребовал операции, то почему его не диагностировали сразу? Неужели нельзя было сделать снимок на следующий день и поставить диагноз? Чем занимался в тот момент Михаил Шашилов, вопрос риторический, но главные вопросы даже не к нему, а к врачу сборной России Евгению Шутову. «Извините, но мы имеем возможность комментировать ситуации только после согласования с нашим руководством ЦСМ ФМБА России», – так ответил доктор корреспонденту Metaratings.ru в ответ на просьбу прояснить ситуацию с Анастасией Шевченко.
После выступления в Рупольдинге Шевченко провела ещё три гонки на чемпионате Европы, где даже стала постепенно разбегаться, но выдающихся результатов не показала. Спортсменка была уверена, что с ней всё нормально, но по приезде домой обнаружилась трещина. Как сообщил глава-пресс-службы СБР Сергей Аверьянов, ей сделали операцию во время Олимпийских игр, а потому сезон для неё закончен.
Жертва китайского карантина
Валерии Васнецовой повезло чуть больше, но её олимпийская мечта также разбилась об обстоятельства. По прилёте в Пекин она сдала положительный тест на коронавирус и две недели просидела на карантине. В это время она не могла есть однообразную и некачественную китайскую еду, похудела и пережила стресс вкупе с симптомами болезни.
После этого она восстанавливалась, катаясь на лыжах в Тюмени, в ожидании своей винтовки и теперь отправится в Сочи набирать форму к чемпионату России. Выступления на Кубке мира для неё закончены, хотя только в январе она почувствовала свою скорость. Может, как раз Васнецовой и не хватило в Пекине, чтобы превратить серебро в золото?
Ещё одну претендентку на место в сборной Евгению Буртасову не взяли в состав из тактических соображений. Сейчас она лидирует в зачёте Кубка IBU и может завоевать дополнительную квоту как на финал Кубка мира в Холменколлене, так и на первый этап уже следующего сезона.
Однако вряд ли Михаил Шашилов горит желанием брать в состав спортсменку, с которой у него испортились отношения еще в прошлом сезоне. Тренера порой справедливо обвиняют в протекционизме, он так и не предоставил при отборе в команду шансов широкому кругу спортсменок, но Буртасова тоже не подарок. В разное время от неё критические стрелы летели в каждого тренера сборной, с кем она работала (Андрей Падин, Виталий Норицын, Михаил Шашилов, Евгений Куваев и другие). Так кто захочет иметь дело с такой спортсменкой?
Сливко и Гербулова получили внезапный шанс
На усиление команды призваны сразу две спортсменки, которых уже не назовёшь молодыми и перспективными, но которые давно не выступали в Кубке мира. У Сливко последний старт на Кубке мира был в декабре 2019 года. Тогда она попала на этот турнир по дополнительной квоте в ранге победительницы Кубка IBU, выступила неудачно и больше не призывалась.
Прошлый международный сезон Виктория пропустила из-за последствий коронавируса, а в этом её, вопреки результатам на контрольных стартах, отцепили от Кубка IBU. При этом она оказалась не нужна как работавшему с ней Шашилову, так и тренеру второй команды Куваеву, который больше рассчитывал на своих девушек. В итоге Виктории пришлось через Кубок России пробиваться на Кубок IBU, оттуда на чемпионат Европы и за счёт четвёртого места в Арбере она попала на Кубок мира.
Наталья Гербулова вообще провела всего одну гонку на Кубке мира в прошлом сезоне. Тогда она неудачно выступила в спринте и сразу отправилась в резерв, причём Шашилов, традиционно зачищавший поляну для своих воспитанниц, объяснил это тем, что спортсменка сама туда попросилась, во что мало кто поверил. В этом году у Натальи были всплески и бронзовая медаль на чемпионате Европы, которая дала ей в 26 лет второй шанс.
Защитить квоту реально на фоне проблем соперниц
Сборная России сейчас занимает четвёртое место в Кубке Наций, но соперницы из Белоруссии и Германии находятся в непосредственной близости. Хватит ли сил у олимпийской четвёрки до конца сезона, пока большой вопрос. Ульяну Нигматуллину беспокоила спина, Кристина Резцова уже долгое время показывает высокие скорости, а Ирина Казакевич и Светлана Миронова слишком нестабильны. Сливко же и Гербуловой будет непросто привыкнуть к скоростям на Кубке мира.
Другое дело, что и у соперниц всё не очень гладко. В немецкой сборной постоянные изменения в составе не приводят к стабильности, а у белорусок схожие с нами проблемы. Так Елена Кручинкина после провала в эстафете, где она в очередной раз тремя штрафными кругами похоронила команду, раскритиковала тренерский штаб, заявив, что ей не подошла методика Райнхарда Гёссвайнера и Олега Рыженкова. При этом ранее сёстры Кручинкины также выражали недовольство работой Владимира Королькевича и жаловались, как в России не ценили их талант. Так может дело всё-таки в их собственных головах, а не в тренерских? Не исключено, что белорусы в воспитательных целях отцепят близняшек от основного состава и будут обкатывать молодёжь.