Биатлонный сезон прошёл свой экватор, а на вторую половину февраля у российских спортсменов запланированы главные старты – финал Pari Кубка России в Чайковском и чемпионат страны в Ижевске. В небольшой паузе по ходу насыщенного сезона эксклюзивное интервью Metaratings.ru дал президент Союза биатлонистов России (СБР) Виктор Майгуров.
Двукратный олимпийский призёр, трёхкратный чемпион мира и руководитель российского биатлона рассказал:
- как изменится календарь в новом сезоне;
- почему никто из иностранцев не поедет на российские старты;
- как отреагировал на протест скандинавов против допуска россиян;
- какие есть планы по производству лыж в России и что уже сделано;
- каким образом СБР будет помогать регионам.
«Единый общий зачёт Кубка России и Содружества не рассматривается, регионам сложнее приехать в Минск»
– В конце сентября в Белоруссии прошли два этапа Кубка Содружества. Какие выводы из их результатов вы можете сделать?
– В целом соревнования прошли на хорошем организационном уровне. Белорусы как обычно подтвердили свой профессионализм. Что касается соревнований, то первая неделя прошла под эгидой Ларисы Куклиной, которая выиграла все дистанции. У ребят лидеры постоянно менялись, а на второй неделе был стабилен Эдик Латыпов. Вновь вернулся в лидеры по результатам Даниил Серохвостов, который показывает хорошую скорость. Что касается девчонок, там были проблески у Иры Казакевич. Лиза Каплина на протяжении всего сезона показывает хорошую скорость, но не всегда стабильна в стрельбе. Каких-то открытий не было.
У белорусов однозначно лидерами команды является семья Смольских, которая постоянно поддерживает это реноме. Из наших ребят, отличавшихся в начале сезона, никто себя ярко пока не проявляет. Но у всех разные сроки подготовки к главным стартам, а они пройдут у нас в Чайковском и Ижевске, а потом будет чемпионат России. Подготовка у всех проходит по-разному. Кто-то уехал в Сочи, кто-то в другом месте тренируется. Поэтому подвести черту под итогами летней подготовки можно будет по итогам двух соревновательных недель в Чайковском и Ижевске.
– Вице-президент СБР Павел Ростовцев в Раубичах приступил к исполнению своих обязанностей. На какой стадии находится процедура согласования его кандидатуры на пост главного тренера с Министерством спорта и ЦСП?
– Пока эта процедура у нас поставлена на паузу. До конца сезона он доработает в структуре СБР, а потом мы точно вернёмся к этому вопросу. Но он очень активно занимается поставленными перед ним задачами по объединению команд и планированию уже следующего сезона.
Сейчас у нас идёт активная дискуссия по календарю следующего года и планированию тренировочных мероприятий, потому что изменились требования Минспорта и ЦСП. Мы за 40-45 дней до начала квартала должны подать конкретные тренировочные планы, которые уже не будут подлежать изменению. С одной стороны, это дисциплинирует тренеров и специалистов, с другой – позволяет нам заниматься долгосрочным планированием. Календарь следующего сезона согласован уже на 90 процентов. Но финально его обсудим ещё 29 марта на тренерском совете в Ханты-Мансийске.
– Какого рода будут изменения? На мой взгляд, Pari Кубок России и Pari Кубок Содружества не совсем согласованы, многие путаются в этих двух стартах. Болельщикам вообще хотелось, чтобы был единый Кубок с участием сильнейших российских и белорусских биатлонистов, стартующий в декабре и финиширующий в марте аналогично Кубку мира.
– Проект Кубка Содружества у нас родился летом, не были учтены некоторые нюансы. Тренеры делают предложения, мы их прорабатываем, чтобы сделать календарь оптимальным, удобным и для спортсменов, и для зрителей. Конечно, мы бы хотели вернуться в международный календарь, но пока планируем свой. Анализируем накладки в этом сезоне по морозам, но, по нашей информации, такие морозы были везде впервые за 12 лет. Оцениваем количество стартов в сезоне.
Что касается Кубка Содружества, то на соревнования в России другим регионам проще приехать в плане финансов, а в Минск едут в основном лидеры, которые борются за общий зачёт и призовые. Нужно отнестись к этому с пониманием, потому что насильно всех загнать невозможно. Если вы предлагаете делать единый общий зачёт, то пока такой вариант не рассматривается.
«Мы готовы принять биатлонистов из Китая, казахстанцы готовы нам содействовать по ввозу-вывозу оружия»
– Какие изменения будут в плане логистики в связи с тем, что некоторые регионы жаловались на трудности с переездами. Будут ли в новом сезоне спаренные этапы?
– Такой вариант рассматривается в начале сезона, но пока я не хотел бы конкретизировать до обсуждения на расширенном тренерском сообществе.
– На некоторых этапах бросается в глаза отсутствие зрителей. Есть планы по привлечению большего числа людей на трибуны и проведения большего числа соревнований в выходные?
– Конечно, нас это не может не волновать. Если взять традиционные места, где мы начинаем сезон – Ханты-Мансийск и Тюмень, то, как показывает практика, в морозы люди более инертны. Но в той же Рязани люди купили билеты и приехали из других городов. Над этим надо работать, чтобы была хорошая программа по работе со зрителями, шоу-программа, чтобы им некогда было скучать. Об этом мы хотим поговорить с организаторами, так как это их история. Нужно работать со зрителями, чтобы им хотелось остаться на стадионе.
– В некоторых других видах спорта, например, в борьбе, в соревнованиях участвуют не только белорусские спортсмены, но и представители других дружественных стран. Реально расширить географию участников на финале сезона в Ханты-Мансийске или на какой-нибудь шоу-гонке?
– Сегодня мы пригласить можем, но понимаем, что вряд ли кто-то поедет. Но отдельные наметки международного сотрудничества есть. Андрей Прокунин, работающий в китайском клубе, интересовался, есть ли возможность принять участие у его спортсменов. Конечно, мы такую возможность дадим, наш календарь готов принять кого угодно. Что касается Казахстана, они участвуют в международном сезоне, но мы планируем летний учебно-тренировочный сбор провести там в Щучинске. Казахстанцы готовы оказать нам содействие по ввозу-вывозу оружия.
– Впереди старты в Чайковском, которые пройдут параллельно с чемпионатом мира. Там стоит ждать оптимальную форму наших спортсменов в связи с моделированием подготовки?
– Как раз мы и ставили задачу перед тренерами, что показателем их работы будет форма спортсменов на финале Кубка России и соревнованиях в Ижевске. Вот мы с вами и посмотрим, как сработала тренерская команда и справилась со своей задачей.
«Позиция норвежцев и шведов по допуску россиян мне не нравится, но такая позиция и раньше была у многих»
– Как относитесь к тому, что более половины российских регионов не выставляют своих спортсменов на соревнования старших возрастов. Какая работа ведётся с этими федерациями?
– По нашей практике во взрослых соревнованиях участвуют 20-25 регионов, у юниоров чуть больше, у юношей до 35-37. Это связано с недостатком финансирования во взрослом спорте. Содержание команды требует больших расходов, поэтому многие регионы выставляют по одному-два спортсмена. Понятно, что мы обращаемся к руководителям спорта тех или иных регионов с просьбой оказать поддержку. Где-то удаётся, где-то нет. Ситуация стабильна. Она не идёт вверх, но не идёт сильно вниз.
– В рамках программы помощи каждый регион получит по миллиону. Также по итогам сезона будут выплачены средства, исходя из рейтинга регионов, но в таком случае деньги получат те, кто и так в порядке, имеет финансирование и выставляет полные команды на эстафеты. Вы не думали, что лучше дотировать слабые регионы, которые не могут выезжать на все соревнования, но имеют перспективных спортсменов?
– Эти средства получат все регионы, которые участвуют в соревнованиях, а не только те, кто входят в топ-10. Стоимость каждого очка на соревнованиях будет оценена. В принципе по такой же аналогии работает и IBU. Чем больше вкладывает страна, тем больше получает федерация. Здесь такая же история. Регион вкладывает деньги – идёт адекватная поддержка со стороны федерации. Если мы будем поддерживать только слабые регионы, то другие тоже будут задавать вопросы. Поэтому нами принята программа помощи – всем по миллиону, хотя где-то пять спортсменов, а где-то сто, и это тоже неоднозначное решение.
– Как относитесь к последним заявлениям спортсменов из Швеции и Норвегии, которые в штыки приняли инициативу МОК допускать россиян в нейтральном статусе?
– Естественно, мне это не нравится. Как спортсмен, я считаю, что любому спортсмену должно быть интересно соревноваться с сильнейшими без разделения их по национальному признаку. Важно, чтобы спорт был в ответе за те или иные действия. Тут логики нет никакой. Все эти решения политизированы, в чём я уверен. Такая позиция была и раньше у многих, а сейчас они заявляют об этом в открытую. Но я надеюсь на конструктивный диалог, который МОК продолжает вести, и надеюсь, что будет какое-то взвешенное решение, которое позволило бы вернуться нашим спортсменам в международный календарь шаг за шагом.
– Вы вошли в исполком Олимпийского комитета России. Какую роль там будете играть?
– Это общественная работа в руководящем органе, аналогичная работе в исполкоме СБР. По мере накопления вопросов исполком собирается, обсуждает и принимает решения. Это не о том, чтобы я отстаивал там права биатлона, а о том, чтобы поддерживать все федерации, в том числе в выстраивании международной позиции. Пока заседание исполкома не проводилось, а в ближайшую субботу состоится заседание бюро исполкома (это ещё более узкий круг). Как правило, перед новым годом на бюро исполкома выносились вопросы о финансовой поддержке тех или иных федераций по видам спорта для проведения соревнований юниорского и юношеского уровня. Ближайшее заседание запланировано на пятницу.
«Так просто сделать лыжи уровня Кубка мира невозможно, но есть такие планы»
– Недавно также был анонсирован новый проект по производству российских лыж, которые пока пойдут в детско-юношеские школы. Как возникла эта идея? На какой базе производятся лыжи? И насколько это качественный инвентарь в сравнении с иностранными аналогами?
– Этот проект витал в наших головах больше года. В этом году у нас сменился экипировщик. Им стала компания «ТС-Спорт», которая является дистрибьютером нескольких брендов. Они выступили инвесторами этой истории, а мы поделились мнением о конструкции лыж, взяли на себя тестирование. На сегодняшний день на базе фабрики в Балабаново идёт производство этих лыж и палок. Прежде чем представить модель, которая была на презентации, сменилось несколько конструктивов. Они создавали, мы пробовали, потом вносили изменения и в итоге вышли на эту модель. Работа над её усовершенствованием идёт и дальше. Там используется высококачественный пластик, который используют такие компании, как Fisher и Salomon.
Мы со своей стороны помогаем наносить на эти лыжи финальную качественную структуру. Обработка пластика ничем не отличается от топовых лыж. По весу они также легки, как Fisher – 510 грамм. Поэтому в данный момент идёт работа над усовершенствованием конструкции.
Мы понимаем, что так просто сделать лыжи уровня Кубка мира невозможно, но у компании есть такие планы. И есть мозги в виде двух-трёх специалистов, которые предлагают идеи. Мы при необходимости подключаемся, обсуждаем и даём свои резюме, выступая в качестве тест-пилота благодаря тому, что у нас есть сервис и возможность сравнить с лучшими лыжами. Ценовая политика нас также устраивает, так как они в несколько раз дешевле иностранных аналогов. Это то, что нужно сегодня для наших спортивных школ. Вообще у меня идея проводить юниорские и юношеские соревнования на одном парафине. А может когда-то и на одних лыжах будем проводить, чтобы в равных условиях делать оценку подготовленности спортсмена.
– Недавно вы выступили в Минске на Гонке чемпионов, а скоро планируете принять участие в ветеранских соревнованиях в Ульяновске. Как находите время в своём графике, чтобы поддерживать форму и соревноваться?
– В Раубичах было всё по ходу основных соревнований и не составило большого труда. А так в течение недели один-два раза мне удаётся встать на лыжи в выходной день и в командировках. Есть внутренняя мотивация держать себя в форме. Что касается Ульяновска, я с удовольствием поддерживаю ветеранское движение, потому что люди за свой счёт ездят, приобретают оружие и патроны и своим примером показывают, что биатлоном можно заниматься в любом возрасте. Есть даже категория 75 плюс! Молодцы. На это смотрят и дети, которые присутствуют на этих объектах. Поддержка известных спортсменов очень важна. Ветеранам приятно нас обыграть, а у нас нет от этого расстройства, потому что в своё время мы побегали и повыигрывали.
– Для вас сейчас не проблема и 50 км пробежать. Сколько марафонов планируете за год?
– До прошлого года я не участвовал ни в одном марафоне, а в прошлом году прошёл Авачинский марафон – 60 км. В этом году в Рязани у Сергея Колесникова прошёл марафон. Возможно, весной ещё раз пройду Авачинский, если буду на Камчатке, а вообще надо отдать должное проекту Russia Loppet. У нас каждые выходные марафоны проходят по всей стране, и при желании можно выбрать, где участвовать. Это хороший шанс превзойти самого себя и пройти эту дистанцию, поэтому с уважением отношусь к тем людям, кто принимает участие. И сам, несмотря на возраст, показываю, что всё возможно.
Проект «Гонка Звёзд», который в прошлые выходные прошёл в «Лужниках», тоже показал, что для любой профессии лыжи и биатлон доступны. В центре Москвы в «Лужниках» можно в любой день и на лыжах покататься, и из пневматики пострелять. Это хороший пример популяризации наших видов спорта.