«Акрон» в прошлом сезоне пошумел в FONBET Кубке России – команда Мелбет Первой лиги дошла до первого этапа финала «пути регионов», обыграв «Локомотив», «Динамо» и «Спартак». Новый сезон тольяттинцы начали с четырёх побед подряд, так что, несмотря на неудачи в последних играх, идут лишь в трёх очках от зоны прямого выхода в РПЛ.
Весеннему прорыву «Акрона» помог Андрес Понсе: в матче против «красно-белых» венесуэльский форвард открыл счёт, а всего экс-нападающий «Сампдории», «Лугано», «Анжи», «Ахмата», «Ротора» и датского «Вайле» забил уже 11 голов после возвращения в Россию зимой.
В интервью Metaratings.ru Понсе, дебютировавший в Серии А в матче против «Ювентуса» и игравший за сборную Венесуэлы, рассказал:
- где чувствует себя спокойнее – на родине или в России;
- жалеет ли об игре за «Анжи», который остался ему должен;
- хочет ли поиграть со своим кумиром Фалькао в России;
- из-за чего «Акрон» притормозил после старта сезона;
- почему не получит российский паспорт.
«У Венесуэлы много связей с Россией, поэтому многие люди её поддерживают»
– Вы уже давно играете в России. Даже подучили русский язык. Чувствуете ли вы себя уже немного местным в России?
– С каждым годом я всё больше узнаю русскую культуру. Это немного непросто, но есть прогресс. Думаю, я уже хорошо адаптировался. Но это совершенно другая культура в сравнении с той, в которой я вырос.
– Вы владеете многими языками. Русский – самый сложный из всех?
– Для меня – определённо. Я знаю английский, итальянский, португальский, учу русский, но ваш язык тяжелее всего мне даётся. Однако я не сдаюсь. На второй год моего пребывания в России мне наняли преподавателя, но, по сути, мы занимались с ним только пять месяцев. Затем я перешёл в датский «Вайле», и мы прекратили занятия. Сейчас в «Акроне» я возобновил уроки русского – клуб предоставляет такую возможность иностранцам. Впрочем, как и российским футболистам в изучении английского и испанского.
– Что самое сложное в жизни в России?
– Очень непросто находиться вдали от своей семьи, друзей, родных. Ну и, конечно, зима здесь очень холодная. У нас совершенно другой климат. До сих пор тренировки в холодную погоду мне даются непросто. У меня в жизни такого никогда не было! Но всё равно тяжелее всего в ежедневной жизни быть вдали от семьи и преодолевать языковой барьер, конечно.
В остальном вообще никаких проблем. Например, еда. Я обожаю пробовать разные национальные кухни, и в России я обнаружил большое разнообразие в этом вопросе. Здесь очень много ресторанов, кафе. Я могу пойти погулять в парке в любой момент без каких-либо проблем. К настоящему моменту я ментально полностью адаптировался.
– Вообще Венесуэлу и Россию часто сравнивают. В обеих странах много нефти, но и разных проблем всё равно хватает. Однако почему жизнь в России всё равно считается лучше?
– Не знаю. Да, каждый раз, когда я бываю в Венесуэле, я вижу множество проблем. Но и определённое спокойствие для людей, которые ежемесячно получают зарплаты. Сейчас, думаю, ситуация немного изменилась на фоне темы выборов президента и других моментов. Очевидно, что Венесуэла – это богатая страна, как и Россия, но, возможно, в управлении, распределении капитала мы не так похожи.
– Что сейчас происходит в Венесуэле? Как часто вы там бываете?
– Я стараюсь ездить в Венесуэлу каждый раз, когда появляется такая возможность, однако уже практически два года прошло с моего последнего визита на родину. Надеюсь, в декабре я смогу наконец поехать. По разговорам с моими родными я знаю, что сейчас ситуация в стране сложная, но люди всё равно пытаются найти решение даже в сложившихся обстоятельствах, сделать всё возможное, чтобы улучшить свою жизнь. Выход есть всегда.
– Практически все иностранные футболисты, которые к нам приезжают, признаются, что думали, что в России сейчас небезопасно. В Венесуэле тоже бытует такое мнение?
– Да, практически все мои друзья меня спрашивали, какая здесь обстановка, безопасно ли, есть ли какие-то проблемы. Находясь там, я тоже немного был напуган, как и моя семья. Они не знали, каково жить в России, как здесь всё устроено из-за всей этой неопределённости. Поскольку я уже здесь, говорю им, что всё спокойно, никаких проблем нет.
– Где сейчас более спокойно, безопасно – в России или в Венесуэле?
– Я думаю, что в России сейчас намного спокойнее, чем в Венесуэле. В том смысле, что ты можешь спокойно гулять по улице, не опасаясь, что на тебя нападёт вор, украдёт твой бумажник или телефон. В Венесуэле такого спокойствия у тебя нет, потому что подобные ситуации происходят часто. Ты можешь выйти на улицу с сумкой, а вернуться без неё.
– Насколько в Латинской Америке популярен Владимир Путин?
– Конечно, все знают о Путине, о том, что сейчас происходит в России. В Венесуэле о нём много пишут в новостях. По тому, что я вижу, он популярен в Латинской Америке.
– Его поддерживают в Венесуэле?
– Сейчас у Венесуэлы много связей с Россией, поэтому множество людей ее поддерживают.
«Возможно, у Фалькао ещё будет возможность приехать в Россию»
– Какая сборная сейчас сильнее: России или Венесуэлы?
– Мне кажется, что наши сборные очень похожи. Что касается сил, то 50 на 50. Сейчас Венесуэла имеет большое количество хороших футболистов, выступающих в европейских топ-чемпионатах: в Испании, во Франции. В футболе может произойти всё. Ты не можешь наперёд знать, кто сильнее, не сыграв с этой командой.
– В таком случае нужно провести матчи между нашими сборными?
– Я бы хотел. Это была бы огромная возможность для меня. Мы бы смогли оценить, в какой форме сейчас мы находимся, лучше ли мы сборной России или хуже.
– Ваш кумир – Фалькао. Почему он не приехал в Россию?
– Честно, не знаю. Это человек, который имеет большую футбольную историю за плечами. Прежде, чем перейти в какую-то команду, ты должен убедиться, что тебе нравится эта идея. Возможно, у него были причины, чтобы не приехать. Также, возможно, у него ещё будет возможность приехать в Россию – не знаю. Каждый ищет то, что ему по душе. Но было бы интересно, если бы мы встретились здесь, в России.
– Вы приехали в «Анжи» в самый кризисный период. При этом у клуба ранее была золотая эпоха с Роберто Карлосом и Самюэлем Это’О. Вам в клубе что-нибудь рассказывали о тех временах, вы сами что-нибудь слышали?
– Конечно, перед тем, как приехать в Россию, я смог добыть какую-то информацию об «Анжи». Также, принимая решение о переезде в Россию, я знал, что клуб испытывает некие экономические проблемы. Но они мне дали возможность играть, занять важную роль в команде. Это то, что меня сильно мотивировало. Я очень хотел играть, потому что такой возможности итальянский клуб «Сампдория», за который я выступал на тот момент, мне не предоставлял.
– Как вы думаете, Роберто Карлос и Самюэль Это’О – легенды «Анжи»?
– Да, конечно. Эти игроки оставили большой след в истории. Перейдя в «Анжи», они возвели клуб в определённый ранг, передали много опыта. Определённо, они легенды футбола и «Анжи» тоже.
– Всю ли задолженность по деньгам вернул клуб?
– Нет, мы ожидали примерно полгода, но клуб так и не погасил задолженность.
– А вы не пытались разобраться? Не было никаких разговоров с руководством?
– Было какое-то общее обращение клуба на тему сложной финансовой ситуации. Просто я уже не ждал от руководства объявлений ни в каком виде.
– На фоне всего произошедшего не было сожаления, что перешли в «Анжи»?
– Нет, это в любом случае был хороший опыт. Когда проживаешь этот опыт, думаю, начинаешь ценить футбол, жизнь немного больше. Это был большой урок для меня.
«Уверен, что Калешин будет работать в РПЛ. Надеюсь, с «Акроном»
– Следующей остановкой для вас стал «Ахмат». Наверное, на фоне с «Анжи» и Дагестана «Ахмат» и Чечня показались полной противоположностью?
– На тот момент я уже знал о российском футболе. У меня появилась возможность перейти в «Ахмат», и это для меня на тот момент было лучшим решением. У меня были друзья, которые играли в Грозном, я мог узнать про команду. Мне сказали, что в клубе всё хорошо, поэтому я спокойно перешёл.
– Как вы можете оценить период, проведённый в «Ахмате»?
– Конечно, можно было проявить себя лучше, но это футбол – происходит множество вещей. Однако в тот момент я мог быть гораздо результативнее.
– Отсутствие результативности стало главной причиной ухода из «Ахмата»?
– Мы профессиональные спортсмены. Следовательно, мы должны давать результат. Именно поэтому с нами заключают контракты. В тот момент у меня точно не было тех результатов, которые ожидал я, которые ожидал от меня клуб. Поэтому мы разошлись.
– Многие бывшие футболисты «Ахмата» рассказывают, что глава республики Рамзан Кадыров был частым гостем на тренировках команды. Вы его видели?
– Он всегда поддерживал клуб, но никогда не бывал на тренировках при мне. Конкретно у меня не было возможности с ним лично пересечься. Но я знаю, что он очень влиятельная персона для Грозного, у него также много власти в клубе. По крайней мере, так было раньше. Он был владельцем клуба, в экономическом плане со всех сторон помогал команде. Он пользовался огромным уважением в городе, среди людей.
– Были разговоры о том, что Евгений Калешин может возглавить «Ахмат». Он бы справился?
– Да, он очень хорошо подготовленный тренер, с большим багажом знаний. Я уверен, что через какое-то время он сможет возглавить клуб РПЛ. Честно, я очень надеюсь, что он осуществит эту цель вместе с «Акроном». Я хочу, чтобы мы все вместе оказались в премьер-лиге. К этому стремится тренерский штаб, все игроки, администрация, руководство клуба.
– Эта цель достижима уже в этом сезоне?
– Всё возможно. Будем следить за происходящим, тренироваться день за днём, от матча к матчу.
«Может, после четырёх побед мы думали, что будет проще – так нельзя»
– Начало сезона у «Акрона» выдалось идеальным, но дальше – четыре матча без побед. Что произошло?
– Я считаю, что нам нужно держаться немного спокойнее. Мы не позиционируем себя лучшей командой лиги, но и не являемся худшей. Нам нужно смиренно тренироваться и добиваться побед своим характером. Надо уважать каждого соперника!
Мы все были сбиты с толку, одержав четыре победы, и, может быть, думали, что дальше будет проще. Так делать нельзя. Я думаю, что сейчас мы должны тренироваться спокойно, скромно, но в то же время с характером, потому что предстоят сложные матчи. Если игроки ментально не готовы, тяжело чего-либо добиться.
– Скоро «Акрон» стартует в FONBET Кубке России. Команда задала очень высокую планку в прошлом году. Удастся ли повторить результат прошлого сезона или даже превзойти его?
– Всё, чего мы добились, дойдя до финала «пути регионов», стало возможным благодаря характеру. Когда отдаёшь все силы, но при этом с уважением относишься к соперникам, всё получается. В этом сезоне мы постараемся подняться ещё выше.
– А что на данном этапе для команды важнее: удачное выступление в кубке или результаты в чемпионате?
– Выход в РПЛ – сто процентов!
– Но хватит ли сил команде на оба турнира, раз вы хотите и там, и там себя проявить?
– У нас большая группа футболистов, есть конкуренция. Мы все готовы, хотим играть. Также тренер знает, в какой момент нужно прибегать к ротации, чтобы сохранить свежесть, силы игроков. В двух турнирах мы будем играть через каждые три дня – это не так просто. Но если мы хотим быть сильными и чего-то добиться, нужно подстраиваться под такой активный ритм.
– Из РПЛ с кем бы особенно хотелось встретиться? Может, со «Спартаком»? Вы умеете забивать этой команде!
– Каждый матч будет особенным, вне зависимости от соперника. Когда мы играли со «Спартаком», «Динамо» и так далее, это были особенные матчи. Всегда здорово встречаться с командами из РПЛ, потому что благодаря этому мы можем понять, способны мы играть там или нет. Мы отнесёмся к любому сопернику с большой серьезностью.
– Кто из футболистов РПЛ, против которых вы выступали, впечатлил больше всего?
– Никола Влашич, который раньше играл за ЦСКА, удивил меня своим талантом. Из российских футболистов отмечу Артёма Дзюбу. Он очень хорош на своей позиции. Впечатляет то, что он каждый сезон забивает немало голов.
– И это при том, что он уже довольно возрастной игрок.
– Думаю, он просто хорошо знаком с лигой, знает, как себя проявляют соперники. Опыт играет тут важную роль.
– В последнее время ряд российских футболистов перебрались в европейские чемпионаты. Вы ставите перед собой цель в один день вернуться в топ-5?
– Мне кажется, у любого футболиста есть такая цель. К тому же я в скором времени получу европейский паспорт, это станет большущим плюсом для меня. Но в первую очередь я сконцентрирован на том, чтобы добиться хороших результатов здесь, а дальше уже будем смотреть, насколько возможен переход.
– В российском футболе есть тренд – иностранцы пытаются получить паспорт России. Вы не задумывались над этим вопросом?
– У меня уже три паспорта – не получится получить четвёртый! Если бы была возможность, я бы попробовал. Но у меня уже есть паспорта Венесуэлы, Колумбии, а скоро получу испанский.