В российском фигурном катании начался отток спортсменов. Меньше чем за месяц гражданство сменили не менее пяти человек, и это только начало. В федерации уже сообщили о 19 заявках от россиян на переход под другой флаг. Однако в водовороте «побегов» (как это модно сейчас называть) есть место и обратным историям.
Генеральный директор ФФККР Александр Коган на днях сообщил о том, что некоторые спортсмены уже просятся обратно в Россию. В их числе оказалась 14-летняя Арина Панфилова, выступающая в танцах на льду. Metaratings.ru связался с фигуристкой, участвовавшей в проекте «Ледниковый период. Дети» и выяснил причины отъезда и возвращения в Россию.
«Мне предложили кататься в паре с мальчиком за Германию. Цели менять федерацию никогда не было»
— Когда вы перешли в сборную Германии? Как это было?
— Начнём с того, что раньше я каталась в Москве, потом у меня больше года не было партнёра. Затем по семейным обстоятельствам я переехала в Санкт-Петербург, продолжила кататься там. Вскоре мне предложили встать в пару с мальчиком, у которого было двойное гражданство, он катался за Германию. У меня задачи или цели менять федерацию никогда не было. Я просто очень хотела выступать, поэтому согласилась. В Германии я сдавала много тестов по скольжению, сдавала нормативы, всё прошла успешно и быстро.
— Сколько времени занял процесс перехода в сборную Германии?
— Подала я запрос в 2021 году. Переход занял некоторое время. Примерно полгода, ведь в России заседания по таким вопросам проводятся лишь дважды – в мае и в декабре. У меня документальный переход случился только в первых числах февраля 2022 года, поэтому выступить успели лишь вне конкурса на соревнованиях в Оберстдорфе.
— В тот период где вы тренировались? В России?
— Мы продолжали жить, тренироваться и учиться в России. Просто должны были приезжать на соревнования в Германию. В Германии я успела побывать лишь несколько раз. Должна сказать, меня там очень хорошо приняли, я завела много друзей из других стран, в Оберстдорфе очень много русскоговорящих тренеров и спортсменов тоже.
— Что в итоге не получилось? Почему вы совершили обратный переход?
— К сожалению, партнёр начал кататься с меньшим желанием, а в марте принял решение закончить карьеру. Обстановка в мире подтолкнула его озвучить решение, которое он давно принял. Он решил бросить это дело, а танцы – это парный вид.
— Что было дальше?
— В тот же день, когда родители партнёра озвучили их решение, моя мама сообщила в федерацию Германии о нашей ситуации и заявила, что нужно вернуть меня в Россию. Мне предложили тренироваться в Германии, сказали, что найдут там партнёра, но переезд из России мы никогда не рассматривали.
— Как проходил процесс возвращения? В ФФККР приняли без проблем?
— В Россию я тоже вернулась в течение полугода без каких-либо сложностей. Это время я оцениваю как опыт. Сейчас у меня партнёра нет, тренируюсь сама.
«После отстранения России, наверное, полного удовлетворения спортсмен-победитель не получит»
— Как вы можете оценить уровень фигурного катания в Германии? Успели что-то подметить для себя?
— В Германии, как и в России, у спортсменов разный уровень катания. У кого больше часов льда, хороший тренерский состав, достаточное внимание со стороны тренера, тот и лучше.
— Но вообще какое отношение в Германии к фигурному катанию?
— Я была в Оберстдорфе. Это вообще очень спортивный город (Оберстдорф известен как место проведения многочисленных соревнований по зимним видам спорта: лыжным гонкам, фигурному катанию, прыжкам с трамплина — прим. Metaratings). Там хорошая ледовая арена, очень много русскоговорящих спортсменов, фигурное катание очень любят. Уверена, следят и за нашими спортсменами.
Арина Панфилова на проекте «Ледниковый период. Дети». Тогда ей было 11 лет
— Не было ли страшно возвращаться, учитывая весь фон вокруг, отсутствие международных стартов?
— Конечно, находясь в Германии, мне было бы проще попасть на международные соревнования, но без российских спортсменов была бы не та конкуренция. И теперь, наверное, полного удовлетворения спортсмен-победитель получить не сможет.
— Сейчас многие фигуристы (в основном, юниоры) меняют спортивное гражданство – вы наверняка видели новости. В нынешней ситуации это верное решение? Такой опцией нужно пользоваться?
— У меня не было цели именно уехать из России. Всего лишь нашёлся партнёр, который выступал за другую федерацию. Так сложилось. А те, кто уезжают, – это их дело. Если бы у меня была самоцель сменить спортивное гражданство или любым путём зацепиться за другую федерацию, остаться в Германии, я бы и не возвращалась.
— Какие у вас планы дальше?
— На будущее я хочу продолжить свою спортивную карьеру, удачно сдать ОГЭ, получить образование. В нашем виде спорта важно найти своего партнёра, который так же, как и я, был бы нацелен на работу и результат, был бы готов работать в полную силу.
— Но выступать на международных стартах ведь хочется?
— Любой спортсмен с детства мечтает выиграть Олимпиаду. Конечно, нужно попадать и в сборную, и выходить на международные соревнования, а главное – побеждать.
— Если вдруг найдётся партнёр из другой федерации. Вы согласитесь снова перейти в новую федерацию?
— Теперь я не готова просто соглашаться и радоваться тому, что «нашёлся». В танцах на льду должно всё совпасть: и физические данные партнёров, и внешние данные, а главное общая цель – работать и добиваться результатов. Партнёру нужно доверять, а не уговаривать тренироваться, или зависеть от того, передумает он или нет.