Воронежский «Факел» осенью выдал рекордную в истории клуба беспроигрышную серию в РПЛ из шести матчей, что помогло уйти на зимний перерыв на безопасном 11-м месте. Одним из главных творцов этого успеха стал опытнейший 37-летний вратарь, член символического клуба Льва Яшина Александр Беленов, которого в ноябре признали лучшим футболистом «Факела».
В эксклюзивном интервью Metaratings.ru Беленов рассказал:
- почему не жалеет о переходе в «Рубин» после его вылета из РПЛ;
- из-за чего отказался от работы с агентами;
- как относится к конкуренции с Виталием Гудиевым;
- почему не смог закрепиться в составе «Спартака»;
- как относится к футболу в декабре;
- почему хотел бы играть и после 40 лет.
«Потерял в деньгах, но шёл в Воронеж за футболом»
– В прошлом сезоне вы провели всего три матча в составе «Рубина». Не жалели о своём переходе в казанский клуб?
– Нет, потому что я приходил туда травмированным. Получил тяжёлую травму колена, будучи игроком «Уфы». Самая большая проблема была с голеностопом. Где-то до октября я приходил в себя и набирал кондиции. У «Рубина» отличный медицинский штаб. Спасибо им, что поставили меня на ноги. По весне я хорошо прошёл сборы, но на последнем из них заболел и потерял шансы на борьбу за место в составе. «Рубин» начал хорошо, мало пропускал, им не было смысла менять вратаря, хотя я на тот момент находился в хорошей форме, те игры, которые я на сборе провёл, например, против ЦСКА, показали, что я ещё могу хорошо играть.
– Как появилось предложение от «Факела»?
– Я общался с Вадимом Валентиновичем Евсеевым, который меня знает по совместной работе в «Уфе», поэтому он был во мне уверен. Я пошёл в «Факел» благодаря ему, но при этом поговорил и с руководством клуба.
– В премьер-лиге у «Факела» самый скромный бюджет. После перехода из «Рубина» вы сильно потеряли в деньгах?
– Естественно. Я уже говорил, что потерял в деньгах прилично, но шёл в Воронеж за футболом. Видел, какая атмосфера на трибунах, и понимал, что главный тренер и руководство клуба в меня верят. Моя задача была своим опытом и игрой помочь «Факелу» закрепиться в Премьер-лиге.
– Что ощутили, когда вновь вышли на поле в РПЛ и дебютировали в Воронеже, где на матчи ходят больше 10 тысяч?
– Первый матч у нас был выездной в Ростове. Мандража не было, но было лёгкое волнение, как перед любой игрой. Естественно, хотелось победить, но не получилось. Первая домашняя игра в Воронеже получилась, мягко говоря, очень плохой. Вроде грубых ошибок я не совершил, но мы проиграли «Локомотиву» 1:4, хотя первый тайм был неплохой в нашем исполнении. Я понимал, какие ожидания у болельщиков с моим приходом. Они рассчитывали, что я помогу, поэтому меня немного тяготило то, что не получилось, но, слава Богу, в дальнейшем всё встало на свои места.
«Агенты больше вредят футболистам, чем помогают»
– Несколько лет назад вы отказались от услуг агентов после неудачного опыта работы с ними. Насколько сложнее вести дела самому?
– Считаю, что агенты больше вредят, чем помогают. Если брать не только топовых футболистов, а представителей Первой и Второй лиг, то они получают больше вреда. В тот момент мне было уже больше 30 лет, поэтому я не видел смысла в посредниках, которые будут непонятно за что вытягивать из меня и клуба, куда я приду, деньги. Проще самому напрямую общаться с руководством и договариваться.
– Как относитесь к заявлению Евгения Калешина ограничить агентскую деятельность на законодательном уровне?
– Думаю, Калешин понимает, про что он говорит. Он сам был футболистом и играл до 37 лет. Это не посторонний человек в футболе. Если агент действительно помогает футболисту развивать карьеру, а не просто зарабатывает на его переходах, то это хороший агент. Если агент помогает в трудное время, когда спортсмен получает травму, а не отворачивается от него, это тоже хороший агент, но таких в России можно пересчитать по пальцам.
– После серии поражений на старте сезона вы уступили место в воротах Виталию Гудиеву, хотя не допускали грубых ошибок. Как Вадим Евсеев объяснил вашу отправку в запас?
– На тот момент у нас была неудачная серия, а в кубковой игре с ЦСКА Виталик достойно себя показал и на тот момент по праву занял место в воротах. Никаких претензий у меня в адрес тренерского штаба не было и быть не может. Мы поговорили, всё обсудили. Я выразил свою точку зрения, что буду также стараться и доказывать свою состоятельность на тренировках, а дальше решение будет за тренерским штабом.
«Приход Ташуева придал уверенности команде»
– Насколько вас подстёгивает конкуренция с Гудиевым, который говорил в интервью, что стремится стать первым номером и твёрдо занять место в воротах «Факела»?
– Мы все занимаемся футболом для того, чтобы играть. Это первостепенная задача, поэтому у каждого человека есть амбиции, и он прикладывает все усилия, чтобы получать больше игрового времени. Я в том числе стараюсь на тренировках и в играх максимально показывать свою состоятельность.
– Когда при Сергее Ташуеве вы стали стабильным первым номером, почувствовали больше уверенности в своих силах?
– Думаю, что уверенность в своих силах появляется, когда ты видишь результат своей работы. Не скажу, что до этого я плохо тренировался и что-то делал не так, но на тот момент у нас произошли большие перестановки в тактическом плане, произошла встряска с приходом нового тренера, результаты поменялись. От этого не только я, а все почувствовали уверенность.
– С этим наставником вы также пересекались в «Салюте» и «Кубани». Насколько сохранилось ваше взаимопонимание и Ташуев изменился в тренерском плане?
– У меня со многими тренерами нормальные рабочие отношения. Я ни к кому в друзья не набиваюсь. Подход Ташуева в работе не изменился. Конечно, он стал мудрее и опытнее, потому что поработал во многих клубах Белоруссии, в «Ахмате».
– В ноябре вас признали лучшим футболистом «Факела», когда команда выдала солидную беспроигрышную серию. Вам было приятно такое признание ваших заслуг в успехах команды?
– Мне больше было приятно то, что мы мало пропускаем и набираем очки. Сегодня лучшим признали меня, завтра – кого-то ещё. У меня хорошие отношения со всеми ребятами, стараюсь всех поддерживать, а самое важное для нас — результат команды. Если кого-то признали лучшим или вручили статуэтку после игры, мы можем только вместе за него порадоваться и где-то пошутить, но всё это идёт в плюс самой команде.
«Мои походы в штрафную соперника пока не увенчались успехом»
– «Факел» не раз добывал очки на последних минутах матчей. В игре с «Рубином» вы попытались помочь команде в атаке. Часто практикуете подключения при угловых или это было желание забить бывшему клубу?
– Дело не в клубе. Конечно, мне бы не хотелось этого делать. Хотел бы, чтобы на последних минутах моя команда побеждала и я бы никуда не бегал. Я старался навести суету в штрафной своими габаритами, оттянуть на себя одного-двух защитников. Может, кто-то из партнёров освободился бы на долю секунды и смог забить мяч. К сожалению, пока мои походы успехом не увенчались.
– Болельщики «Факела» активны не только дома, но и на выезде, и их слышно практически на каждом матче команды. Что из поддержки на выезде вам запомнилось больше всего?
– Я был очень сильно удивлён количеству болельщиков на игре в Ростове. В дальнейшем я понял, что у «Факела» огромная армия поддержки не только на домашних матчах, но и на выездных. В Оренбурге, Екатеринбурге, Казани, Москве и Питере мы не оставались без поддержки. Мы это очень ценим и можем сказать людям за это «огромное спасибо».
– После выхода в Премьер-лигу «Факел» поддерживают не только воронежцы, но и жители ближайших городов. Насколько команда популярна в вашем родном Белгороде?
– После каждой домашней игры я встречаюсь с ребятами, которые приехали из Белгорода. Они меня ждут возле стадиона, и мы общаемся. Знаю, что многие ездят из Липецка, Курска, Старого Оскола. Я вижу баннеры этих ребят. Конечно, это очень приятно. В Белгороде любят футбол, но к сожалению, белгородский футбол сейчас пребывает не в лучшем состоянии, поэтому люди приезжают в Воронеж на матчи Премьер-лиги и поддерживают «Факел». На стадионе всегда классный антураж, поэтому уверен, что много людей не жалеют о том, что проделывают этот непростой путь за свои деньги. Это очень круто.
– После беспроигрышной серии почувствовали изменение ожиданий болельщиков, которые теперь ждут очки в каждой игре?
– Я вижу, что люди довольны. Они понимают, что мы отдаёмся в игре, стараемся, даже когда проигрываем. После 1:4 в Воронеже никто не ушёл сразу после финального свистка, а все продолжали скандировать: «Верим в команду!» Это очень дорогого стоит. Что касается ожиданий, то мы прежде всего сами идём от игры к игре, не загадываем и не кричим о глобальных целях. Надо начинать по шагу и постепенно идти вперёд.
«Победа над «Спартаком» – событие прежде всего для болельщиков»
– После одной из игр вы сказали, что было бы хорошо закончить сезон в десятке. Насколько это реально для команды, у которой бюджет как минимум вдвое меньше, чем у соперников?
– Дело не только в бюджете. В футбол играют живые люди, а не кошельки, поэтому мы иногда играем за пределами своих возможностей. Не знаю, как получится, но мы на сто процентов будем биться в каждом матче.
– В последние 15 лет вы один из самых заметных вратарей в Премьер-лиге. Не жалеете, что так и не сыграли в сборной и топ-клубах?
– В сборной на тот момент был железный первый номер, капитан команды. Наверное, я мог бы поучаствовать в каких-то товарищеских матчах, но не сложилось. А кто у нас сейчас топ-клубы?
– Например, «Спартак», где вы немного играли.
– Это было очень давно. На тот момент я не был готов стать полноценным первым номером «Спартака». В команде был Андрей Дикань, который проводил классный сезон, вызывался в сборную Украины. Этот вратарь с большим опытом заслуженно занимал на тот момент место в воротах.
– Победа над «Спартаком» в этом сезоне стала особенным событием для команды?
– Думаю, это больше знаковое событие прежде всего для болельщиков. Футболисты просто сыграли, порадовались и начали готовиться к другому матчу. Для болельщиков это очень крутая история. Так было и с ЦСКА, где готовили ролики и баннеры. Это больше для антуража и фанатов.
«Декабрьские матчи в Воронеже и Москве сложно назвать футболом»
– В «Факеле» большая «колония» бывших спартаковцев. Помимо вас это Фёдор Кудряшов с Сергеем Брызгаловым, главный селекционер Александр Самедов, президент клуба Роман Асахабадзе. Какое у вас отношение к бывшему клубу и общему спартаковскому прошлому?
– Все перечисленные были в клубе примерно в одно время, поэтому я со всеми знаком. Кто-то был там долго и играл ключевую роль, а я – всего один год, за который приобрёл огромный опыт. Хоть я и не принимал участие в матчах Лиги чемпионов, но оценил атмосферу на трибунах, уровень команды и соперников, тренировочный процесс на высшем уровне. С сильными иностранцами и сильными россиянами ты и сам быстрее прибавляешь, поэтому «Спартаку» могу сказать только «спасибо».
– В «Кубани» и «Уфе» вы оставили наибольший след. Как к вам относятся в Уфе и Краснодаре?
– Когда приезжаю в Краснодар, меня всегда узнают. Там очень любят «Кубань», хоть она и переживает не лучшие времена. Считаю, что периоды в Краснодаре и Уфе были для меня очень хорошими и успешными. В Уфе тоже переживают за футбол, но сейчас и там не лучшие времена. Надеюсь, что «Кубань» и «Уфа» получат то, что заслуживают. Башкирия — богатая республика, а для Краснодара одного футбольного клуба маловато. Кубанское дерби многим было бы интересно.
– Шамиль Газизов во времена руководства «Уфой» называл вас своим другом. Какие у вас отношения сложились с руководством «Факела»?
– У нас с руководством «Факела» уважительные рабочие отношения. Я здесь не настолько долго.
– Два последних домашних матча «Факела» прошли в экстремальных условиях. Что вы думаете по поводу игры в футбол в -7?
– Думаю, что никому не доставляет удовольствия играть в мороз и снег. Мне бы хотелось играть в хороших условиях. Того же хотелось бы и всей команде, болельщикам. Возможно, стоит пересмотреть какие-то матчи и регионы. Если в декабре на юге – в Краснодаре, Ростове или Грозном – можно играть, то в Москве и Воронеже это сложно назвать футболом. Хотелось бы в этом смысле перемен в лучшую сторону.
«Не хочу становиться обузой для клуба, если не буду соответствовать уровню»
– Насколько сложно в таких условиях играть вратарю, который бегает меньше других игроков?
– С «Балтикой» было ещё не так холодно, как с «Динамо», игру с которым я пропустил. Надо понимать, что помимо самой игры ты каждый день тренируешься в таких же условиях на холоде. От этого возникают болезни и всё остальное, потому что футболисты — живые люди. Понятно, что за это нам платят деньги, но нам хотелось бы показывать хороший и зрелищный футбол в нормальную погоду и в нормальных условиях.
– На протяжении карьеры у вас были травмы локтя, колена и носа. Сейчас их последствия ощущаются?
– Слава Богу, у меня не было очень серьёзных, глобальных травм. Возникают иногда рабочие моменты вроде переломов пальцев на руках. Особо их не ощущаю. Естественно, это всё вылезет в старости, но пока я готов и полон сил играть в футбол.
– Вы говорили, что готовы по примеру Джанлуиджи Буффона играть в футбол и после 40 лет. Что даёт вам мотивацию так долго оставаться на поле?
– Ещё надо дожить до этого времени. Мне бы этого хотелось, потому что я люблю футбол, занимаюсь им с раннего детства, и этот огонёк до сих пор во мне. Я получаю удовольствие от тренировок, переездов, нахождения в раздевалке с командой. Надеюсь, это будет продолжаться как можно дольше, но в то же время я понимаю, что если не буду соответствовать какому-то уровню, не хочу становиться обузой для клуба.
– Что помогает вам соответствовать уровню сейчас? В чём вы стали лучше в сравнении с собой десятилетней давности?
– Опыт — дело наживное. Он помогает лишний раз не совершать ошибок, которые у тебя были ранее. Ты чуть по-другому готовишься к игре. Может, где-то надо пораньше лечь спать или сделать какие-то дополнительные упражнения на тренировке или постараться убрать какие-то лишние упражнения. Ты сам начинаешь готовиться более профессионально.