Главное событие сентября в фигурном катании – контрольные прокаты сборной России. Новый сезон начался без огромного количества лидеров, но горячих тем уже достаточно. Вместе с призёркой чемпионатов Европы и мира и победительницей чемпионата России в одиночном катании Еленой Радионовой мы обсудили главные события последних дней.
Хореограф группы Евгения Плющенко в интервью Metaratings.ru высказалась о прокатах Камилы Валиевой, отметила повзрослевшую Александру Трусову и назвала тех, кто её больше всего впечатлил на первых выступлениях осени.
«Валиева катает про себя, про ту боль и те эмоции, которые она испытала на Олимпиаде»
– Начнём с хедлайнеров прокатов. Трусова, к сожалению, выступила только с короткой программой. Блюзовая композиция и Саша – как вам такое сочетание?
– Мне понравилась Саша в сочетании с блюзом, она в этой программе раскрылась по-новому. Трусова уже стала девушкой, и в этом номере она показала себя очень раскрепощённой. Сейчас она иначе смотрится на льду: взрослая, осознанная, женственная. Мне кажется, это тот самый случай, когда она кайфует от своей программы. Видно, как ей нравится.
– Есть ощущение, что новая короткая слишком проста для Трусовой. Такая фигуристка заслуживает какие-то более интересные образы, более интересные музыкальные решения. Вам так не кажется?
– Не соглашусь. Мне понравилось музыкальное решение. Песня достаточно популярная, хорошо звучит. Бывает, что самые простые вещи смотрятся намного лучше, чем что-то сложное и заковыристое.
Да и самое главное – это исполнение. Иногда можно поставить самую банальную идею и сделать из неё шедевр, как говорит Татьяна Анатольевна Тарасова.
– Следующий хедлайнер – Камила Валиева. Начнём с короткой. Послание для болельщиков, азбука Морзе – как вам эта задумка?
– С посланием постановщики очень здорово придумали. Это был прям настоящий ребус, который болельщики с удовольствием разгадывали. Здорово, когда происходит прямое взаимодействие со зрителями. Такое всегда откликается.
– Несмотря на интересные фишечки, эта программа очень сильно перекликается с короткими Валиевой последних лет. Многие уже назвали эти программы близнецами. Нет ощущения, что Валиева стала заложницей одного образа?
– Мне кажется, у Камилы появился уже свой стиль. Я бы его охарактеризовала, как «воздушная балерина на льду». Такие образы всегда очень выигрышно смотрятся в её исполнении. Но тут всё зависит от того, какие цели ставит тренерский штаб. Может быть, они действительно и дальше хотят развивать Камилу в таком лирическом образе.
– Не является ли пребывание в одном образе стагнацией для спортсмена?
– Я бы не сказала, что это стагнация, это просто её визитная карточка. Человек катает такие лирические образы, потому что внутри у неё присутствует осадок с Олимпиады, и каждая её программа – определённое послание. В короткой программе – скрытый шифр из азбуки Морзе, в произвольной она снова возвращается к истории, которая произошла на Олимпиаде. Она катает то, что ей сейчас ближе; что она чувствует. В этом нет ничего плохого.
– Произвольная Камилы об Олимпиаде. Какие эмоции вы испытали во время проката?
– Произвольная программа получилась очень сложной, эмоциональной. Эта история понятна зрителям. Камила катает про себя, про ту боль и те эмоции, которые она испытала на Олимпиаде. Я сидела в зале в тот момент. У меня мурашки по телу пробежали. Думаю, как и у всех зрителей. Когда фигурист переживает неподдельные эмоции, зритель это чувствует.
– Это очень тяжёлая история, и было видно, что Камиле непросто катать. Чисто с психологической точки зрения насколько оправдано погружать 16-летнюю девочку опять в эти эмоции?
– Да, я заметила, что в эмоциональном плане ей тяжело. Если они с тренерским штабом решили, то она на это готова. Без её согласия такую программу не поставили бы. Мнений по поводу темы программы может быть масса, но меня, как зрителя, эта программа взяла. Она полностью открыла свою душу зрителям, такое не оставляет равнодушным.
«Из девочек мне больше всего на прокатах понравилась Петросян. Она в меру дерзкая и уверенная»
– Туктамышева показала нам две новые программы. Какая из них зацепила больше?
– Я бы выделила короткую программу Лизы Туктамышевой. Felling Good – это про женственность, про красоту. Максимальное попадание в её стиль. Лиза у нас самая опытная, прям девушка-девушка. Она любит добавить перчинки в свои программы. Короткая как раз с перчинкой.
– Из трио Сонь (Муравьёва, Акатьева, Самоделкина) кто запомнился больше?
– Мне больше всего запомнилась Муравьёва – она очень артистичная. И программы у неё в этом сезоне достаточно запоминающиеся.
В целом, из всех девочек мне на прокатах больше всего понравилась Петросян. Аделия зацепила какой-то свежестью, оригинальностью. Она, знаете, в меру дерзкая, уверенная. Вот её катание притягивает, и всё. Было в нём что-то задорное.
Кроме того, она делает сложные элементы, но об этом мы уже говорим как бы между прочим. А хотя два четверных в произвольной – это очень серьёзно в её возрасте (Петросян летом исполнилось 15 лет, – Прим. Metaratings.ru).
– Все девочки после прокатов жаловались на не лучшее состояние: травмы, болезни. Это последствия Олимпийского сезона?
– Видно, что все только-только входят в сезон, не форсируют события. И с чем это связано – понятно, ведь сезон достаточно поздний. До старта официальных соревнований практически месяц, поэтому все ещё успеют подготовиться.
«На выступлении Семененко под K-pop весь зал визжал. Вскоре таких программ будет больше»
– Многие отмечают, что у парней намного оригинальнее и разнообразнее постановки, чем у женщин. С чем это связано?
– Да, действительно. Меня наши парни приятно удивили. В плане постановок очень много разнообразных программ, образов. И причём ребята очень органично смотрятся в своих постановках. Выделить хочу Дмитрия Алиева с I Will Always Love You. Казалось бы, популярная песня, но тренерский штаб и хореографы выбрали очень оригинальную аранжировку, поэтому получилось креативно.
– Связан ли креатив, разнообразие у ребят с тем, что в мужской дисциплине у нас больше тренерских штабов, больше хореографов, а не один Даниил Глейхенгауз, который ставит программы на половину женского состава?
– Чем больше разных хореографов, тем выше разнообразия в программах. У каждого хореографа есть своя манера, есть свои какие-то любимые стили. С каждым годом всё сложнее удивлять зрителей. Тем более когда многие идеи уже были воплощены в жизнь. Нужно откуда-то черпать вдохновение, поэтому большая радость, что у парней столько нетипичных, отличающихся друг друга образов: от классических до K-pop.
– «Танго в сумасшедшем доме» Коляды – это новый «Белый ворон»?
– Всё равно пока «Белый ворон» стоит на отдельной ступеньке. Эта программа уже стала легендарной. Возможно, когда Миша полноценно вкатает «Танго в сумасшедшем доме», номер заиграет новыми красками. Впрочем, всё равно переплюнуть «Белого ворона» будет непросто. Это одна из лучших программ у мужчин, возможно, за всю историю.
– Вы отметили Алиева. Это лучшая программа сезона?
– Для меня это лучшая программа прошедших прокатов точно. Очень неожиданная интерпретация образа. Дима обычно выступает под классику, а тут совсем другая история. И это стопроцентное попадание.
– Семененко под K-pop – таких экспериментов в нашей фигурке ещё не было. Вам понравилось?
– Я не слушаю K-pop, но это было очень задорно. Весь зал натурально визжал, юные зрители были на одной волне с Семененко. Если взрослое поколение ещё немного не понимало, что происходит, то молодежь подхватила программу моментально. Женя сорвал бурные аплодисменты, но с таким драйвовым катанием по-другому быть и не могло. K-pop – это новое направление в фигурном катании, и вскоре таких программ будет больше.
– Не удивляет, что программа под K-pop впервые в России появилась в тренерском штабе Алексея Николаевича Мишина? Вас не удивляет, что он выступает в роли новатора?
– Есть чему удивиться, да. Не знаю, чья это была идея, но, мне кажется, инициатором стал именно Женя Семененко. Он очень креативный парень. Возможно, тренеры доверились выбору фигуриста, поддержали его. В начале сезона, когда программы не доведены до идеального состояния, номер уже смотрелся полноценно. Было видно, что Женя получает удовольствие от проката и кайфует. Иначе эту программу катать нельзя. Ей нужно отдавать все свои эмоции, потому что это такой музыкальный выбор, который необходимо отрабатывать по максимуму. Это действительно было очень смело, и Семененко на 100% оправдал ожидания.