В весенней части сезона-2023/24 в РПЛ зажигают несколько клубов, и один из них, безусловно, «Спартак». После замены Гильермо Абаскаля на Владимира Слишковича «красно-белые» не проиграли ни одного матча, а сегодня могут пробиться в Суперфинал FONBET Кубка России, если обыграют на выезде «Балтику» в финале нижней сетки плей-офф.
Один из символов преображения «Спартака» – Тео Бонгонда. Полузащитник сборной ДР Конго мощно стартовал в РПЛ после перехода в летнее трансферное окно из испанского «Кадиса». Бонгонда отмечался результативными действиями в первых четырёх матчах за «Спартак», после этого надолго ушёл в тень, а при Слишковиче вновь начал забивать, поразив ворота «Ростова» и «Локо».
Перед игрой в Калининграде против «Балтики» Бонгонда встретился с корреспондентами Metaratings.ru Александром Гуминским и Беллой Гаургашвили. В честной и обстоятельной беседе он рассказал об адаптации к РПЛ, штрафах Абаскаля и попытках заменить Квинси Промеса. Также из интервью вы узнаете:
- на чём строятся его отношения со Слишковичем;
- как выступал бы «Спартак» в испанской Ла Лиге;
- кого он помнит из российских легенд «Сельты»;
- почему отказался от перехода в «Манчестер Сити»;
- как долго планирует оставаться в «Спартаке».
«После штрафа от Абаскаля многое поменялось»
– В последних матчах ты воспрял, но твоя безголевая серия длилась около семи месяцев – и это на фоне шикарного старта сразу после перехода в «Спартак». Как ты переживал этот период?
– Как любой обычный футболист. Продолжал работать, тренироваться и ждать изменения ситуации.
– За те семь месяцев у тебя хоть раз появлялась в голове мысль: «Чёрт, я сделал неправильный выбор»? Вообще, насколько сильно ты переживал происходящее?
– Нет, потому что в жизни футболиста бывают как хорошие моменты, так и немного сложные. Я мог бы перейти в любую другую команду и не было бы никаких гарантий, что ситуация не повториться.
– Но как ты лично для себя объяснял эту ситуацию? Ты понял причину, почему неожиданно оказался на лавке?
– Не знаю. Я приехал сюда, чтобы играть в футбол. Иногда ты выходишь на поле и всё получается. Бывают и противоположные ситуации. Поэтому нужно всегда продолжать верить и работать над собой.
– За всё время при Абаскале ты только в одном матче провёл на поле 90 минут.
– Это было решение тренера. Мне лишь оставалось его с уважением принять.
– Не пытался обсудить с ним этот момент лично?
– Я ему говорил об этом, но после ничего не изменилось. Думаю, дальше уже не было смысла говорить об этом.
– Ты во всех командах, в которых выступал, был лидером, в том числе и в сборной. Каково это – впервые в карьере оказаться в статусе игрока, на которого не рассчитывают в команде?
– Да, правда в том, что я не привык к такому положению. Но хорошо, что у меня достаточно опыта, и я знаю, что в футболе всё очень быстро меняется. Поэтому, что бы ни происходило, нужно продолжать работать. Если ты хороший человек и прикладываешь усилия, тебе это возвращается. Это то, что сейчас происходит.
– Видим, у тебя нет проблем с терпением.
– Да нет, дело не в этом. Наличие или отсутствие терпения ничего не изменит. У меня нет терпения, но есть вера и понимание, что я прикладываю максимум усилий, чтобы изменить ситуацию. Это то, над чем я работаю по сей день.
– Авторитет многих лидеров команды при Абаскале был подорван. На скамейку присел многолетний капитан Георгий Джикия, у тренера были конфликты с Александром Соболевым. Для Абаскаля было важно быть единственным авторитетом в команде, демонстрировать свою важность в том числе за счёт таких поступков?
– Я многое не понимал из того, что происходило раньше. Я здесь только для того, чтобы играть в футбол. Остальное меня не интересует.
– Но ты чувствовал недовольство одноклубников?
– Они говорят по-русски. Я их не понимаю. Поэтому мне тяжело ответить на ваш вопрос.
– Говорят, что Абаскаль тебя серьезно оштрафовал на приличную сумму, и после этого ваши отношения стали немного другими. Было ли подобное?
– Я не знаю, но правда в том, что многое после этого поменялось.
– То есть история со штрафом правдивая?
– Угу.
– После возвращения из сборной он тебя оштрафовал за опоздание.
– Да, это было после возвращения из сборной.
«В личном разговоре Слишкович сказал, что ждёт большего от меня»
– Назови лучших тренеров в своей карьере.
– Я не могу сказать, кто был лучшим. Это сложно. Для меня один тренер может быть лучшим. Потом ты спросишь у другого футболиста, а он тебе скажет, что это худший тренер в его карьере, потому что он мало играл. Каждый тренер имеет какую-то свою особенность. У Абаскаля был свой путь. В «Спартаке» он не смог добиться того, чего хотел. Но, может быть, в другом клубе у него всё сложится чудесным образом, и все тогда в один голос скажут, что проблемы у него были исключительно в «Спартаке». Не стоит судить тренера. Есть множество специалистов с громкими именами, которые были уволены из своих клубов, но это не значит, что они плохие тренеры.
– Если абстрагироваться от Абаскаля, кто из тренеров оказал на тебя наибольшее влияние в плане развития?
– Я выходил на поле раньше в том числе потому, что этого заслуживал. Не знаю, чей конкретно заслуги в этом было больше – моей или тренеров. Однако точно могу сказать, что куда бы ни приходил, у меня всегда были хорошие отношения с тренерами, потому что я благодарный парень.
Впрочем, это нормально, что с некоторыми ты можешь ладить лучше. Когда я был в «Генке», мы говорили на одном языке с наставником. Это, естественно, очень помогало. Однако есть примеры, когда я мало общался с тренером. Например, в прошлом году в «Кадисе». Впрочем, это не мешало мне играть во всех матчах. Всё зависит от ситуации. Лично я предпочту тренера, который будет выпускать меня на поле, но не будет разговаривать со мной, чем наоборот.
– У тебя есть обида на Абаскаля?
– Благодаря ему оказался здесь, он мне дал мне эту возможность. Я никогда не буду его критиковать только по той причине, что что-то не вышло так, как мне хотелось. Желаю ему найти клуб, с которым он добьётся триумфа.
– Теперь настал период Слишковича в «Спартаке». Насколько сильно изменилась команда за минувший месяц?
– Немногое поменялось. Слишкович просто даёт нам больше свободы. Думаю, это заметно на поле. У нас ни одного поражения с ним на данный момент. Свободы на поле правда стало больше. Он знает, что мы хорошие игроки. Немного поменялась манера общения с тренером. Наша манера игры, последовательность мысли тоже поменялись. По-моему, мы идём хорошо.
– Что ты почувствовал, когда забил гол «Ростову»? Какие мысли у тебя были в голове в тот момент?
– Немного мыслей было. Да и уже достаточно времени прошло с того матча. Я не привык сидеть на банке. Честно, не помню, когда так долго не забивал. Хотя в футболе бывает так, что один игрок может забить три гола, а потом полгода не забивать. Несколько раз это случалось со мной. Я знаю, что необходимо сделать, чтобы восстановиться в подобной ситуации. Я всегда спокоен. Если я играю хорошо, то спокоен. Если я играю плохо – тоже спокоен. Потому что уже завтра всё может поменяться в любую сторону.
– Ты уже говорил, что Слишкович тебе доверяет, у вас даже была беседа. Какие гарантии тебе дал Владимир?
– Не было речи о каких-либо гарантиях. Когда Абаскаль ушёл, мы просто поговорили. Он сказал, что с теми качествами, что у меня есть, он ждёт большего от меня. Что доверяет мне. Собственно, он это демонстрирует. Мне кажется, при Владимире я провёл большее количество матчей на 90 минут. Он говорит и при этом подтверждает свои разговоры поступками.
– И в этом заключается отличие от Абаскаля?
– Это просто реальность, в которой мы сейчас живём.
– Два тура подряд тебя признавали лучшим игроком в матчах «Спартака». Какая в этом заслуга Слишковича?
– Как я сказал, заслуга в его доверии. Я не просто футболист, я в том числе человек. И если другой человек по отношению ко мне честен и справедлив, я буду бороться за него. А если ты немного фальшивишь со мной, то ситуация будет усложняться. Но это не случай Владимира. На данный момент он держит своё слово. Никакого негатива нет.
– Складывается ощущение, что у него более индивидуальный подход к игрокам. Это так?
– Я здесь не на митинге, чтобы разговаривать с другими. Могу сказать только, что он очень спокойный, человечный. Мы также говорим на одном языке, что облегчает многие вещи. Вы уже можете наблюдать разницу на поле с ним. У нас, знаете, появилось чувство, что мы не можем проиграть. Хотя поражения в футболе неизбежны. Сегодня результат один, завтра – другой. Раньше всё было сложнее. Но сейчас мы переживаем лучшие времена, и результат тому подтверждение.
– Пока нет точного понимания по судьбе Слишковича – останется он в команде в следующем сезоне или нет. Ты бы хотел, чтобы он остался?
– Как я могу сказать об этом? Я же не работаю в руководстве клуба. Они нами управляют, они нам платят, они должны принимать решение. Нам остаётся лишь с уважением это решение принять. Единственное, что я хочу – играть в футбол. Если клуб примет решение остаться со Слишковичем, будет хорошо, так как мы с ним работаем. Если придёт новый наставник, мы адаптируемся.
– Если вдруг придёт новый тренер и у тебя снова появятся проблемы с игровым временем, вопрос поиска альтернативных вариантов станет актуальным?
– Это вопросы из разряда «Что бы ты сделал, если бы выиграл миллиард евро?» Давайте поживём, посмотрим, как всё будет. Ведь может прийти новый тренер, который будет давать мне играть по 90 минут в каждом матче.
«Пока не претендую на то, чтобы заменить Промеса»
– Ты продолжительный период своей карьеры выступал в чемпионате Испании. Оттуда, собственно, ты приехал к нам. Каково после Испании выступать в России? Ощущается сильная разница?
– Это два разных чемпионата. Тот более техничный, здесь же меня впечатлил уровень футбола – достаточно высокий, сильный.
Поначалу я старался адаптироваться под российский футбол. Скажем, в Испании больше игроков моего стиля, чем в России. Там выше интенсивность. Вообще это тяжело объяснить, потому что не бывает у команд, где бы они ни играли, одинаковых матчей. Но в России точно хороший уровень. Нет огромной разницы с чемпионатом Испании. Если бы «Спартак» играл в испанской Ла Лиге, он бы мог обыгрывать команду, идущую на последнем месте, со счётом 3:0. Другое дело – матчи с лидерами. Вот почему тяжело проводить параллели.
– «Зенит» похож на команду, которая долгое время доминировала в России?
– Я слышал, что они несколько раз подряд выиграли чемпионат. Поэтому надо быть реалистами. Если команда пять раз подряд выигрывает, значит, она делает что-то хорошо.
– То есть тебя впечатлил «Зенит»?
– Нет, но это просто реальность.
– Кто из нынешних лидеров больше заслуживает выиграть чемпионат?
– Ха, я не могу ответить на этот вопрос. Могу сказать только, что «Спартак».
– Можешь назвать наиболее обидное поражение «Спартака» на текущий момент?
– Очень много матчей, где мы потеряли очки. Например, против «Факела», против «Урала». А это, ни много ни мало, восемь-девять очков.
– «Спартак» сейчас борется за выход в Суперфинал FONBET Кубка России. Было бы здорово в первый же сезон в «Спартаке» взять титул?
– Это наша цель номер один сейчас. Выйти в суперфинал и сделать всё возможное для победы.
– Два года назад, когда «Спартак» взял Кубок, в «Лужниках» выступила певица Максим с песней «Знаешь ли ты». Ты слышал что-либо об этой певице и песне?
– Нет, не слышал.
– Чьё выступление хотел бы увидеть в «Лужниках», если «Спартак» выиграет?
– Мои любимые исполнители не могут приехать в Россию, а из российских певцов я не знаю никого. Но сначала надо выиграть, а потом уже посмотрим.
– На старте сезона у тебя сложилось хорошее трио с Соболевым и Промесом. Как команда и ты лично воспринимали всё то, что начало происходить вокруг Квинси в конце зимы?
– Когда я только перешёл в «Спартак», всё было как во сне. Я забивал в каждом матче, отдавал передачи. Но как я сказал ранее, футбол может как дать тебе многое, так и забрать. Многое можно сказать на эту тему. Когда наступают такие моменты, нужно сделать всё, чтобы скорее их пережить. В первую очередь, потому что «Спартак» заслуживает этого.
– Тяжело ли будет «Спартаку» пережить отсутствие Промеса?
– Конечно, он был лучшим игроком здесь.
– Ты сможешь заменить его?
– Квинси сделал очень многое для «Спартака». Он выиграл здесь всё. Я только приехал, пока не претендую на это. Если я смогу сделать хотя бы половину из того, что сделал он, будет хорошо. Но все игроки отличаются друг от друга. На данном этапе я сконцентрирован на том, чтобы играть, забивать голы, чтобы «Спартак» побеждал.
– В нашей прессе ходили слухи про интерес к твоему партнёру по сборной форварду Джексону Мулеке из «Бешикташа». Он у тебя спрашивал что-то о России? Он бы смог себя проявить в РПЛ и, в частности, в «Спартаке»? Что это за игрок?
– Впервые слышу об этом, но я вернусь в сборную, и мы обязательно это обсудим. А так, он качественный игрок, очень сильный. Возможно, смог бы заиграть в России. Но пока он не приедет сюда, мы этого не узнаем.
«Не знал, что Карпин может возглавить «Спартак»»
– Мы читали, что в юном возрасте ты был на просмотре в «Ман Сити» и даже получил приглашение в команду, но отказался. Что это за история?
– Действительно, мы были с другом на просмотре. Я хотел играть в основной команде, а они видели меня только во второй. Поэтому я отказался и перешёл в «Зюлте-Варегем».
– Ни разу не сожалел об этом?
– Если я скажу «да», что-то изменится? Я не тот человек, который много думает о прошлом. Эти мысли не вернут тебя назад. Я рад, что я здесь. Остальное не в моей власти.
– Немаловажный этап в твоей карьере прошёл в футбольном клубе «Сельта». Каково было в возрасте 19-20 лет выходить на поле против таких грандов, как «Реал», «Барселона»?
– Это незабываемое воспоминание. Я не осознавал, что со мной происходит. Это был всего лишь второй мой сезон в профессиональном футболе, а я уже выступал против «Реала» и «Барселоны». Для молодого игрока это что-то особенное.
– Ты тогда думал: «Кажется, все мои мечты исполнились»?
– Единственная мечта, которая у меня была, – это сыграть в Лиге чемпионов хотя бы раз в жизни, услышать гимн. И я это сделал. Мы всегда хотим большего в нашей жизни. Не только в футболе. Нужно принимать, что ты имеешь, и быть благодарным за это. Есть огромное количество людей, которые хотели бы оказаться на месте футболистов. Я счастлив, что могу наслаждаться своей работой каждый день.
– Вообще «Сельта» довольно важный клуб для России. Знаешь почему?
– Кто-то играл против «Сельты» в еврокубках?
– Дадим тебе подсказку. Там выступали российские футболисты.
– Ааа, форвард «Динамо». Как его зовут?
– Верно, Фёдор Смолов. Но ещё раньше в «Сельте» выступали Валерий Карпин, Александр Мостовой. Слышал о них?
– Да, точно, слышал.
– Как тебе со стороны тренер Карпин? Ты выступал против его «Ростова». Были разговоры, что он может возглавить «Спартак». Было бы интересно с ним поработать?
– Я не знаю, кто это. Точнее знаю. Но он играл много лет назад в «Сельте». Ничего не могу сказать. Не знал, что есть разговоры, что он может возглавить «Спартак».
– У тебя был очень классный период в «Генке». Существует мнение, что в чемпионате Бельгии много свободных зон, оборона неплотная, минимум команд-автобусов, поэтому легче забивать. Это верное утверждение? Мог бы сравнить в этом плане чемпионаты Бельгии и России?
– Я забил много голов в Бельгии. В «Генке» было проще. Потому что если команда играет в атакующий футбол, у тебя больше возможностей забить гол. Но я убеждён, что играть в Бельгии непросто. Многие думают, что там проще играть, но это не так. Так сложились обстоятельства, что команда переживала хороший период. Была хорошая команда, которая давала результат: мы выиграли кубок, сыграли в Лиге чемпионов. Но это не было просто. Там я просто чаще выходил на поле, забивал, а тут долгое время мало играл. Поэтому сравнивать некорректно. Если в Бельгии были результаты, это не значит, что там было проще играть.
– Как долго ты планируешь задержаться в «Спартаке»?
– Надеюсь, «Спартак» даст мне возможность выступать до тех пор, пока я буду приносить пользу. Я счастлив здесь находиться. Хочу как можно дольше выступать за этот клуб.