«Бракамонте бросал в душевой мыло и говорил иностранцам поднять». Станислав Иванов – о «Москве» и «Локо»

Станислав Иванов отыграл в России восемь лет и запомнился прежде всего игрой за яркий ФК «Москва» под руководством Леонида Слуцкого. А после работы с Олегом Блохиным бывший полузащитник сборной Молдавии пошёл на повышение в «Локомотив», а также успел заглянуть в Ростов и Самару, прежде чем вернуться в родной «Шериф».

Станислав Иванов в составе сборной Молдавии
Станислав Иванов в составе сборной Молдавии. Фото: uefa.com

Из-за травм Иванов завершил карьеру в 33 года, а спустя десяток лет воспитывает детей и продолжает следить за российским футболом. В полном ностальгии интервью Metaratings.ru один из символов «Москвы» рассказал:

  • чем запомнились Бракамонте, Тчуйсе и другие легенды;
  • каким был на старте карьеры Слуцкий;
  • из-за чего Станислав не играл у Юрия Сёмина;
  • как изнутри оценивает работу Смородской;
  • теряют ли что-то УЕФА и ФИФА из-за отстранения россиян.

– 20 лет назад ты стал чемпионом Молдавии в составе «Шерифа». Тогда собралась классная команда – с тобой играли Кристиан Тудор, Сергей Даду, Чиди Одиа, Иван Тестемицану. Расскажи о том периоде.

– Это была лучшая команда, которая когда-либо была в «Шерифе». Мы выиграли Кубок Содружества зимой, а летом я, Кристиан, Сергей и Чиди уехали играть в Москву. Я и сейчас со многими из той команды общаюсь. Те, кто рядышком – всех вижу.

– Изменился ли молдавский футбол за 20 лет? Если да, то в лучшую или худшую сторону?

– Конечно, он изменился в худшую сторону. Я считаю, что раньше уровень чемпионата был лучше, играли отличные футболисты. Сейчас в Молдавию не приезжают легионеры, все очень тяжело.

– Но ведь всего два года назад «Шериф» вышел в групповой этап Лиги Чемпионов.

– «Шериф» шел к этому 25 лет, все сложилось так, что ребята хорошо проявили себя. Собралась отличная команда, футболисты быстро сыгрались, несмотря на то, что они все разных национальностей. Они показали отличный результат.

– Сборная Молдавии недавно обыграла Польшу (3:2). Почему сильных молдавских игроков стало гораздо меньше в РПЛ?

– Все молдавские футболисты нацелены на Европу, они почти что все с румынскими паспортами, многие уезжают туда. Там и с языком легче, чем в России.

– Следишь ли за российскими командами, в составе которых выступал?

– Конечно. Слежу за игроками, тренерами. Как при мне в «Локомотиве» постоянно менялись тренеры, так происходит и сейчас. «Железнодорожники» недавно играли с «Шерифом», встретился со всеми ребятами, пообщался.

– Как впервые узнал об интересе от «Торпедо-Металлурга»? Делали ли предложения другие иностранные клубы?

– Мои напарники по команде Даду и Тудор были в аренде в «Алании» и меня тоже позвали на сборы, когда команду тренировал Роллан Курбис. Я приехал в Эмираты и провел месяц с «Аланией». Мне все нравилось, но клубы не смогли договориться по цене. Вернулся домой, следующие полгода играл за «Шериф». Валерий Юрьевич Петраков приезжал просматривать меня, а уже летом 2004-го мне сделал предложение «Торпедо-Металлург». Тогда же там выступал Раду Ребежа, и я переехал в Москву.

– Какое впечатление произвела Москва, насколько трудно было адаптироваться?

– Мне повезло, что рядом был Кристиан Тудор. Первые полгода мне было очень тяжело в психологическом плане. Москва – огромный город, ежедневно приходилось преодолевать огромные расстояния. Мы все старались снять квартиру поближе к Автозаводской, а ездили в Мячково на старую базу «Торпедо». Московские команды живут по-своему. Потом я адаптировался и чувствовал себя как дома. К тому же, в «Торпедо-Металлурге» собрался шикарный коллектив – больше нигде не встречал такого.

– Каким тебе запомнился Юрий Белоус? Считаешь ли ты его хорошим менеджером?

– Его работу можно оценивать по результатам команды. Мы никогда не опускались ниже девятого места, попадали в зону еврокубков, играли в Кубке Интертото, в Кубке УЕФА и показывали хорошие результаты. Мы чудом не завоевали бронзу РПЛ в 2007-м. К тому же, у нас всегда был хороший подбор футболистов в команде. Думаю, что это все – заслуга Белоуса.

Станислав Иванов против Владимира Быстрова
Станислав Иванов против Владимира Быстрова

– С Тудором ты играл и в «Шерифе», и в «Москве». Уже больше 10 лет, как его не стало из-за цирроза печени. Каким ты его запомнил человеком и футболистом?

– Кристиан Тудор был отличным человеком и футболистом, настоящей душой компании. У него был талант от Бога, его очень ценили. Как произошло, так и произошло, но то, что он был талантливым, видели все.

– Можно ли назвать историю Тудора поучительной для молодых футболистов?

– Жить с деньгами в маленьком городе и в Москве – это две разные вещи. Я был семейным человек в те года, а Кристиан – нет. Все это влияет на молодого парня, тем более в большом городе много соблазнов.

– Когда ты переходил в «Торпедо-Металлург», там играла легенда «Спартака» Жерри-Кристиан Тчуйсе. Про него ходит очень много слухов и мифов, а чем он запомнился тебе?

– Тчуня – легенда во всём. Раньше были телефоны Nokia, и он всегда ходил в наушниках, вел какие-то переговоры. По карточке постоянно стирал пин-коды, что-то вечно вводил и всегда был на телефоне.

Сколько я его помню, я видел его в гражданской одежде один раз, да и то на банкете в конце сезона. Обычно он везде и всегда ходил в одних и тех же вещах. Как ему выдали экипировку, так он её и не снимал. Вообще, он добродушный, постоянно был на позитиве. У него были шикарные удары, то ли щекой, то ли с подъёма. Мы могли друг с другом объясниться, разговорным русским он владел.

– Чем запомнился Эктор Бракамонте?

– Я пришел в 2004 году, а он на год раньше. Ребята рассказывали, что он показался им совершенно не футбольным человеком с максимально странным строением тела. Все задавались вопросом: «Зачем его привезли?», «Что это за нападающий такой?»

Чуть позже он показал свои качества, беспрекословно выполнял требования тренеров. Многие не могли понять его неординарный дриблинг – он был максимально непредсказуем. Невозможно забыть его гол в ворота «Спартака» в 2005 году, когда он посадил на попу Видича, а через полгода Неманья ушёл в «МЮ».

– Эктор рассказывал, что подрался с Кириллом Орловым, когда приехал в Москву. Это было при тебе?

– Это было прямо перед моим приездом. Кирюха Орлов очень вспыльчивый парень. Он ничего никому не прощал. С Кирюхой много кто мог в той «Москве» подраться. Его только Будун Будунов и Саня Филимонов могли угомонить. Кирилл тогда был молодой, но очень духовитый.

– У тебя тогда был опыт драк на футбольном поле?

– Мог потолкаться, покричать – не более. Никогда не пускал в ход кулаки.

– Бракамонте рассказывал, что писал в шампунь и давал его одноклубникам. Какие приколы можешь вспомнить ещё с того времени?

– Много было приколов. Тот же Брака постоянно бросал мыло на пол, говорил иностранцам: «подними». Он очень часто подкалывал нас.

– Какие эмоции остались от работы с Леонидом Слуцким?

– Леонид Викторович всегда подсказывал, помогал. Мы отлично играли под его руководством – это его заслуга. Слуцкий – большой стратег и теоретик. Он сразу находит сильные и слабые стороны футболистов.

– Как к нему относились в раздевалке? Опытных футболистов не смущало, что их тренирует ровесник?

– Не знаю, кто как относился. Слово главного тренера – закон, он принимает все решения. Со Слуцким было легко, потому что у него отличное чувство юмора. Конечно, местами он был строгим, но с ним можно было и посмеяться.

Станислав Иванов слева, Роман Адамов жмёт руку Леониду Слуцкому
Станислав Иванов слева, Роман Адамов жмёт руку Леониду Слуцкому

– Кстати, насчёт шуток. Сейчас Слуцкий очень много снимается в различных YouTube-шоу. Видел контент с его участием?

– Конечно, я за всем слежу. Я считаю, это личное дело Слуцкого, и он просто решил взять паузу, перезагрузиться. Я знаю, что без футбола он долго не протянет. Слуцкий – профессионал, который искренне любит свое дело. Думаю, уже скоро он вернется в тренерскую деятельность.

– Как думаешь, это будет клуб РПЛ или Слуцкий захочет попробовать себя в условной Греции?

– Я думаю, что Леонид Викторович точно никуда не поедет и останется в России. Возьмет под руководство топовую академию, например. Хотя я не исключаю варианта, что он возьмется тренировать клуб. Слуцкий всегда добивался успеха с командами среднего уровня. Он умеет создавать боеспособный коллектив.

– В одном из интервью Юрий Белоус рассказывал, что в ФК «Москва» в 2005 году мог перейти Луиш Фигу, а в 2007 году – Ди Мария. Слышал такие байки с тех времен?

– Белоус всегда рассказывал подобные истории. У него у одного из первых появились ребята, которые много колесили по Латинской Америке, искали футболистов. Олежка Яровинский, Антон Евменов.

– Макси Лопес из академии «Барселоны» всё-таки доехал. Что можешь о нем рассказать?

– Макси – своеобразный человек, держался больше сам по себе. Пабло Баррьентос был ближе к коллективу, общительный.

А когда Макси Моралес приехал, мы ничего не поняли: человек вышел из машины, а его не видно. Только его ирокез был заметен. Мы думали: что за футболист? Кого привезли? Он коленями мяч вёл, но считался топовым аргентинским футболистом.

– Кто самый топовый южноамериканский футболист, с которым тебе доводилось играть?

– Баррьентос. Это был суперфутболист.

– Ты играл с Сергеем Семаком. Что можешь сказать о нем?

– Мы с ним дружили, всегда были рядом. Я, Сережа Семак, Олег Кузьмин, Петя Быстров. Когда я переезжал из Москвы, я у Богданыча на квартире у метро Коломенская оставлял вещи. Потом вместе с ним все возили и перегружали.

Станислав Иванов, Сергей Семак и Эктор Бракамонте в матче с «Лучом-Энергией»
Станислав Иванов, Сергей Семак и Эктор Бракамонте в матче с «Лучом-Энергией»

Семак – настоящий капитан, сильный духом человек. Более того, он максимально простой парень. Он был не сильно многословным в раздевалке, но на поле показывал свой характер. Семак все доказывал делом, а не словами.

– Семак выиграл уже пять чемпионств подряд с «Зенитом». Это похоже на то, что сейчас происходит с молдавским «Шерифом»?

– Это разные случаи, два разных чемпионата. «Шерифу» не с кем конкурировать в молдавском чемпионате.

– Но ведь «Зенит» постоянно досрочно становится чемпионом.

– Так и должно быть. Нельзя сравнивать, какие вложения в российском чемпионате, какие команды противостоят «Зениту». Можно порадоваться за Семака – он прогрессирует и растет в качестве главного тренера.

– Сезон 2007 стал самым успешным для ФК «Москва» – клуб занял четвёртое место в РПЛ, играл в финале Кубка. Расскажи немного о той команде.

– Тогда собралась оптимальная команда, был отличный подбор игроков во всех линиях. В том сезоне мы обидно упустили третье место в чемпионате из-за сумасшедшего гола Евгения Алдонина «Кубани», на последних минутах Габулову залетела какая-то петрушка. В финале Кубка России проиграли «Локо», там Кирюха Набабкин был ещё совсем молод. На 110-й минуте бежал 60 метров за Сычёвым, который потом отдал блестящую передачу О’Коннору. Сфоли Кирюха пораньше – гола бы могло и не быть.

– Тогда Кириллу Набабкину опыта не хватило. А сейчас он в свои 36 лет по-прежнему один из лидеров ЦСКА.

– Кирюша – молодец. Я рад, что так сложилась его карьера. Мы его всегда видели, он сухой и жилистый парень. Набабкин был ответственным даже в молодости. Такой подход к футболу всегда приветствуется.

– Кто сильнейший форвард «Москвы», с которым тебе доводилось играть?

– Они все были разными нападающими, сложно сравнивать. Димка Кириченко – игрок штрафной с потрясающей чуйкой, тогда он был одним из лучших форвардов в России. Левой, правой ногой – всегда исполнял. У них с Бракамонте была классная связка: один маленький и быстрый, другой – сбрасывал.

– С кем тебе было тяжелее всего конкурировать за место центрального полузащитника?

– Слуцкий всегда ставил меня нижним опорным, по схеме 4-4-2 я преимущественно играл с Раду Ребежой. Все зависело от тренера. Когда пришёл Олег Владимирович Блохин, то мы там играли с Саней Шешуковым или с Лёхой Ребко. Всегда было, с кем конкурировать.

– Чем запомнился Олег Блохин, который пришел в команду после Слуцкого?

– Поменялось многое в команде. Практически весь тренерский штаб сменился, также пришли новые игроки. Для меня сезон под руководством Блохина стал успешным, после него я перешел в «Локомотив». Работа на сборах была немного специфическая, пришлось привыкать к новому темпу работы. Был акцент на «киевскую» школу. После сборов с новым штабом у некоторых даже появлялись проблемы с коленями. Могу сказать, что Блохин был отличным психологом, хорошо настраивал команду на игры.

– При каких обстоятельствах ты уходил из «Москвы» и как узнал о предложении от «Локомотива»?

– Ко мне приехали агенты и рассказали об интересе клуба. Я созвонился с Давидом Муджири и Рашидом Рахимовым. В «Локомотиве» Маматкулович хотел видеть меня в паре с Дуймовичем.

– В итоге чаще выпускали не тебя, а Дениса Глушакова.

– Сначала я выходил на поле, а потом в команду пришел Юрий Сёмин. Палыч четко обозначил, что имеет свое видение игры, ни к кому претензий не имеет и привел своих футболистов. Игрокам, которые не подходили под схему Сёмина, он посоветовал искать новые клубы. Я ушёл – и вот тогда Дуйма с Глушаковым и стали вместе играть.

– То есть Сёмин не давал тебе шансов?

– Тогда я поехал с «Локомотивом» на сборы в Австрию. Там мне позвонил Слуцкий, чтобы позвать в «Крылья Советов». У них был прекрасный подбор игроков, команда находилась в еврокубковой зоне. Я быстро принял решение и, по сути, переехал из одного австрийского отеля в другой, продолжив работу в команде Леонида Викторовича.

Юрий Сёмин
Юрий Сёмин

– Недавно Ярошик стал главным тренером «Оренбурга». Что можешь о нем сказать?

– Для нас с Иржи времена в Самаре были тяжелыми. Как раз тогда закончилось финансирование, и мы играли на голом энтузиазме. Было тяжело, друг друга подбадривали, была взаимовыручка, коллектив был прекрасным.

– Ярошик тоже отмечал , что в Самаре собралась замечательная команда, которая могла общей компанией поехать шашлыки жарить или семьями ужинать. Ты тоже проникся этой атмосферой?

– В ФК «Москва» был не менее хороший коллектив. Я перешел из одного дома в другой. Все были вместе, все были дружны.

– Семейность – отличительная черта команд Слуцкого?

– Да, я считаю, что это в первую очередь заслуга Слуцкого. Ведь именно он собирал команду в Самаре. Мы с Адамовым пришли на полгода в аренду, затем Викторович перешёл в ЦСКА. Он не мог отказаться от такого предложения.

– «Крылья Советов» в итоге выплатили зарплату?

– Да, выплатили, но уже когда мы были в других командах. Мы и не ожидали что-то получить, но получили. Там важно было, чтобы команда осталась в РПЛ. Если бы упали ниже, то с нами никто бы не расплачивался.

– Расскажи о периоде, проведенном в «Ростове» с Александром Гацканом.

– Тогда я выбыл на полгода из-за травмы, и у меня все получилось не так, как я хотел. Из-за этого сложилось скомканное впечатление о «Ростове». Олег Валерьевич Протасов позвал меня, я поехал, но у меня там не получилось. А с Сашкой мы всю жизнь знакомы, поэтому был рад с ним поиграть за один клуб. Но в «Ростове» я больше лечился и катался по Германии и Италии, чем играл.

– Зато возвращение в «Локомотив» вышло довольно успешным.

– Когда ребята вернулись из аренд в расположение «Локо», Юрий Красножан собрал абсолютно всех футболистов, которые принадлежали клубу. Меня он оставил и до лета 2012-го я полтора года был в «Локо».

– Тогда Ольга Смородская была президентом «Локомотива». Какое впечатление она оставила?

– Ничего хорошего сказать не могу. Не знаю, почему и как она оказалась на должности президента «Локо».

Все видели, какие результаты показывала команда при Смородской. О чем тут можно говорить? Она ухудшила ситуацию во всех отношениях, погубила многих футболистов, испортила отношения с Юрием Палычем. Много всего неприятного было.

– Смородская после чемпионства «Локо»-2018 заявляла, что в этом есть и её заслуга. Хотя к тому моменту она уже несколько лет в клубе не работала.

– Да что человек может ещё говорить? Смородской хотелось приписать себе чужие заслуги. При ней в «Локо» было то португальское направление работы, то ещё какое-то. Столько людей погубила!

Ольга Смородская
Ольга Смородская

– Когда «Локомотив» купил Ибричича, Смородская заявила, что он входит в десятку лучших игроков середины поля. Что можешь сказать об этом боснийце?

– В то время, какого футболиста ни привезут, всегда подавали так, что купили топ-игрока. Может, Ибричич и был талантливым в юношеском возрасте, но в «Локомотиве» так никто и не понял этого трансфера. Мы думали, что он раскроется, но он никак не смог продемонстрировать свои лучшие качества.

– Дмитрий Тарасов сейчас является владельцем медийного клуба. Что можешь сказать о нем? Какой он человек?

– Я постоянно над ним подшучивал, я всегда любил прикупить желтую прессу, почитать, пока еду на базу. И как ни открою – постоянно статьи про Тарасова. Говорю ему: «Димон, смотри, ты просто везде». Дима всегда любил быть в центре внимания, хотел стать медийной личностью. У него получилось это сделать, он хотел больше внимания, в медийном футболе оно у него есть.

– На твоих глазах произошел закат карьеры Дмитрия Сычева. Нет ли у тебя ощущения, что он не до конца раскрыл свой потенциал?

– Есть, конечно. Я очень хорошо знаю Диму. Мы с ним и в комнате вместе жили. Он всегда сильно себя критиковал – это серьезно мешало ему психологически. Я считаю, что он был одним из сильнейших российских футболистов, но ему всегда что-то мешало раскрыть свой потенциал.

– Что можешь сказать о Гильерме? Насколько он «обрусел»?

– Гильерме для меня – чистый русский. Он уже перенял менталитет. Я знаю, что ему легко живется в России. Он ещё при мне пытался Майкона русскому обучить, над ними шефствовал Петя Одемвингие. Гиля полностью перенял русскую ментальность.

– Не так давно на Metaratings.ru вышло интервью с другой молдавской звездой РПЛ Сергеем Даду. У него до сих пор осталась обида на Гильерме за полученную травму. Русский бразилец так и не извинился перед Даду.

– Сложно обсуждать такие моменты. Помнишь, Веллитон травмировал Акинфеева? Чуть дезориентировал – и кресты. Вряд ли Веллитон хотел таких последствий. В ситуации между Даду и Гильерме что можно сказать? Извини? Да ему от этого извини легче не станет. Я уверен, что у Гильерме не было злого умысла.

– Ты завершил карьеру из-за травм?

– Да. Я бы, конечно, продолжил играть, но мышечные травмы появлялись одна за другой. Поэтому я принял решение завершить карьеру.

– Ты поиграл со многими звездами РПЛ. Каким атакующими футболистам было сложнее всего противостоять?

– Домингес, Аршавин. Было очень много техничных футболистов, которые отлично работали с мячом. Было трудно играть против них.

– Как думаешь, насколько лимит на легионеров тормозит развитие российского футбола?

– Я считаю, что если легионер приходит в РПЛ, то он непременно должен быть сильнее российской молодежи – тогда будет толк. Если агент приводит среднего иностранного игрока, чтобы просто заработать деньги, то это бесполезно.

– Уже больше года длится изоляция для российского футбола. Как думаешь, справедливо ли поступили ФИФА и УЕФА, не дав возможностей России выступать хотя бы на нейтральной территории?

– Конечно, это все несправедливо. По телевизору говорят всё одно и то же. Мы живём в Молдавии и нам очень жаль российских игроков. Хотя я считаю, что чемпионат России не стал хуже – в РПЛ много молодых, талантливых ребят. Плохо, что у команд нет возможности показать себя на европейском уровне. УЕФА и ФИФА многое теряют из-за этого.

Пройдите квиз и получите бонус для ставок

Тест0 вопросов0 минут
Необычные цвета «Зенита» и «Спартака», ретро от ЦСКА. Квиз: как вы помните уникальные формы РПЛ?
Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте