Академия «Краснодара» давно восхищает всю футбольную Россию, а в последние годы её воспитанники стали играть гораздо более заметную роль в Премьер-Лиге и привлекать интерес иностранных клубов. Важнейшую роль в становлении игроков сыграли квалифицированные тренеры, такие как Мхитар Давидян.
Сейчас специалист работает в академии ЦСКА, а в «Краснодаре» он помогал выйти на профессиональный уровень Эдуарду Сперцяну, Ивану Игнатьеву, Даниилу Уткину и Магомеду-Шапи Сулейманову. В эксклюзивном интервью Metaratings.ru Мхитар Давидян рассказал:
- как выступает его команда ЦСКА до 17 лет в ЮФЛ;
- в каких европейских клубах смог бы играть Сперцян;
- в чём могут быть причины спада Игнатьева;
- насколько велик потенциал Уткина;
- сможет ли Мусаев тренировать европейский клуб.
«Можно выиграть картонные кубки и медали, а футболиста не воспитать»
– В этом году вы с командой ЦСКА U17 играли в ЮФЛ-3. Как вам турнир?
– ЮФЛ – хорошая идея РФС. Для 17-летних футболистов полезно играть в таком турнире. Ребята уже с юношеского возраста по-настоящему понимают, что такое чемпионат, в котором есть игра на выезде и дома. Здесь уже есть недельный микроцикл, ты готовишься к каждой команде. Ребята полностью себя ощущают как взрослые футболисты. Единственное, что отличается от профессионального футбола – это условия. Плюс дети играют на эмоциях. У них нет зарплаты, они выступают за победы – это самое главное.
– Вы со своей командой заняли третье место в ЮФЛ-3. Как оцените результат, насколько выше могли забраться?
– Тут палка о двух концах. Все воспринимают результат по разному – кто-то по турнирной таблице, а кто-то смотрит, сколько в итоге ребят из этой команды заиграет в РПЛ.
Если говорить о турнирной таблице, то не хочу искать отговорки, но есть аргумент. Мы прошли первый круг на первом месте с гандикапом в пять-шесть очков, а потом началось... У нас пошли небольшие травмы, карточки, болезни. Это еще раз учит ребят в таком возрасте понимать ценность желтой карточки. Если ты заработаешь четыре «горчичника», то пропускаешь игру. Это очень хорошая школа для них.
Мы попали в тройку топ-академий России – это не может быть плохо. Но я знаю, что мы можем бороться за первое место. Для меня как для тренера первостепенно то, сколько ребят из этой команды станут профессиональными футболистами. Можно выиграть картонные кубки и медали, а футболиста не воспитать. Пусть лучше будет третье или четвертое место, но зато из команды выйдут игроки высокого уровня.
– Кого бы вы могли выделить из футболистов вашей команды?
– Не хочу кого-то выделять, потому что все читают прессу. В моей команде есть обойма футболистов, которая может в дальнейшем составить конкуренцию игрокам РПЛ.
– Можно назвать год, который вы тренируете, талантливым?
– У нас каждый год талантливый, каждый мальчик. Но самый талантливый тот, кто сможет себя реализовать. Все ребята, которые играют в таких академиях, обладают определенными качествами. Но раскрытие таланта зависит от самого игрока.
Я в своей жизни видел очень много талантливых футболистов, которые так и не заиграли. Тут нужно трудолюбие, нужно быть профессионалом не только на поле, но и в жизни. Успех – это 5% таланта и 95% работы.
– В следующем году вы с ребятами будете выступать в ЮФЛ-2. Какие ожидания от сезона? Сможете побороться за чемпионство?
– Не люблю загадывать. Если бы можно было предугадать, какое место ты займешь и как сыграешь, то было бы неинтересно. Конечно, мы ставим самые высокие цели и хотим подняться в турнирной таблице как минимум выше прошлогоднего результата. Учитывая то, что мы в прошлом году стали чемпионами России в нашей возрастной категории, нам тоже хочется побеждать. Мы будем играть на победу в каждом матче, а как получится – это уже стечение обстоятельств. Мы не ставим «автобус», а учим ребят играть в футбол.
«Гвардиола подходит Сперцяну как тренер»
– Хотелось бы поговорить про ваших знаменитых учеников. Всё лето в медиа пишут об интересе «Аякса» к Эдуарду Сперцяну, это хороший вариант для Эдуарда?
– Я не спрашивал у него об этом предложении. Но я считаю, что это очень хороший вариант уехать в Европу. Если человек хочет играть в футбол и заявить о себе как о футболисте за границей, то это один из лучших вариантов, учитывая все обстоятельства вокруг нашего футбола.
Для Эдуарда это было бы окно в Европу. Мы знаем очень многих великих футболистов, которые через чемпионат Нидерландов становились большими игроками, а позже выигрывали чемпионат мира, Лигу чемпионов и становились обладателями «Золотого мяча». Могу привести в пример Ибрагимовича, Ромарио и «Зубастика» Роналдо. Это люди, которые вырвались на мировую арену через Голландию.
– Стоит Эдуарду уезжать в «Аякс»? Или надо еще набраться опыта в России и постараться уйти в более серьезный клуб?
– А будет ли у Сперцяна еще более серьезное предложение? Сейчас он находится на определенном уровне, поэтому его и хотят купить. Он стал лучшим игроком «Краснодара», лучшим футболистом Армении, лучшим полузащитником по голевым пасам в РПЛ. А что еще нужно, чтобы уехать?
– Вам не кажется, что Эдуард может затеряться в «Аяксе» и не получить нужное количество игрового времени?
– Зная Эдуарда, могу сказать, что ему будет не тяжело играть в «Аяксе». Сперцян – очень сильный футболист. Он дисциплинированный и профессиональный в своем деле. Футбол – его самая любимая игрушка, в которую он просто хочет играть. По моему мнению, он со всем справится. Если Эдуард появится в «Аяксе», то он там закрепится и даст о себе знать. Как в футболисте я в нем уверен.
– Прошлым летом к Сперцяну проявлял интерес ПСВ, этим – ещё «Фейеноорд». Почему его так хотят заполучить именно голландские клубы?
– В этих клубах очень сильные селекционные отделы, которые мониторят всю Европу. Поэтому они заинтересованы в таком трансфере. Футбол – это бизнес. Они видят футболиста с потенциалом, который можно раскрыть. Потом такого игрока можно продать и заработать денег. Никто не будет покупать кота в мешке. Не думаю, что они посмотрели одну игру и приняли такое решение. Селекционные отделы таких клубов склонны наблюдать за футболистами.
– Писали, что Эдуардом интересовался «Манчестер Сити». Зимой в интервью Metaratings.ru вы говорили, что он не потерялся бы в команде Гвардиолы. Не считаете этот вариант самым подходящим?
– Я и сейчас считаю, что Гвардиола подходит для Сперцяна как тренер. Я не беру команду, а имею ввиду именно специалиста. Те требования и стиль игры, который предлагает Гвардиола, подошли бы Эдуарду, и он не потерялся бы в его команде. Не важно, в «Манчестер Сити» или еще где-то.
– Зимой вы говорили, что оптимальный вариант для Эдуарда – Ла Лига. Metaratings.ru сообщал, что Сперцяном интересуется «Реал». Смог бы сейчас Эдуард перейти туда?
– Да, я это говорил еще зимой. Сперцян тогда являлся лучшим футболистом «Краснодара» и лучшим полузащитником РПЛ. Могу повторить то же самое. Он спокойно мог бы поехать сейчас в «Реал» и не потеряться там.
– Все трансферные новости не вскружат ему голову?
– Знаю Эдуарда лично и могу сказать, что у него от этого голова не закружится, он профессионал своего дела. Сейчас Сперцян – футболист «Краснодара» и сосредоточен только на этом. Эдуард будет до последней минуты приносить пользу там, где он находится, и ни о чем другом не думать. Могу это говорить с уверенностью, так как знаю его с детства.
– Откуда у Сперцяна такая психологическая устойчивость в столь юном возрасте?
– В пятилетнем возрасте, когда Эдуард ещё ходил в детский сад в Пятигорске, он потренировался со мной индивидуально где-то пару месяцев. Потом начал тренироваться с командой 1996 года рождения – с ребятами, которые старше его на четыре года. Думаю, что это сыграло большую роль. Поэтому он психологически устойчив и уверен в себе. Плюс думаю, что больше половины ребят, которые прошли академию «Краснодара» от начала и до конца, психологически устойчивы. Потому что там затачивается на этом внимание.
– А как в академии «Краснодара» работают над психологией ребят?
– Когда я работал в «Краснодаре», там были психологи. Плюс все воспитатели были с педагогическим образованием. То есть там не работают люди с улицы, там все в своем роде учителя и педагоги. Большинство из них работали в институтах и академиях. А каждый тренер и преподаватель по сути немного психолог.
«До последнего буду верить в то, что Игнатьев перезагрузится, будет играть и забивать»
– Ещё вы работали с Иваном Игнатьевым. Думаете, его переход в «Сочи» был правильным решением, учитывая малое количество игрового времени в «Локомотиве»?
– Конечно, ведь футболисту нужно играть. Есть такая пословица: «Лучше слабо играть, чем сильно сидеть». Только играя и забивая голы, нападающий может о себе заявить. Надо найти себе команду, где ты будешь играть и не ждать, пока кто-то получит травму или желтую карточку.
Я до последнего буду верить, что Иван перезагрузится и будет играть и забивать. Конечно, он переживал. Повторюсь, футболисту всегда хочется играть. Я с Игнатьевым общаюсь, поздравил его с подписанием контракта с «Сочи». Всегда его спрашиваю, как дела, самочувствие. Он доволен, что оказался в «Сочи», и надеется, что ему будут доверять.
– Он эмоционально переживал период в «Локомотиве» или хладнокровно и спокойно?
– Знаю Игнатьева с 13-14 лет, он всегда ко всему спокойно относится. Возможно, многое не показывает и внутри себя переживает. Но он старается ко всему спокойно относиться. Игнатьев – далеко не глупый парень, он много что понимает.
– Ещё три года назад он был одним из главных молодых талантов страны, «Рубин» потратил на него 9 миллионов евро. Что с ним вообще произошло?
– Когда его покупал «Рубин», Игнатьев действительно был на подъеме. В том сезоне они с Шапи-Сулеймановым выходили на замену, забивали голы и иногда даже матчи вытаскивали. Что происходило с ним тогда, не могу сказать. Я не был тогда внутри коллектива.
Единственное, я могу сказать, что в тот период, когда Игнатьев находился в «Рубине», он потерял маму. А она была самым дорогим и ценным для него человеком. Я это знаю не понаслышке, сам был знаком с его мамой. Знаю, какие у них были отношения, поэтому те неудачи можно связать с этим. Я знаю, что такое потерять маму – это очень тяжело.
– Как считаете, «Сочи» – подходящий клуб для перезагрузки карьеры? Все-таки Сочи – главный курортный город страны, там скорее хочется отдыхать, а не работать.
– Отдыхать можно не только в Сочи, но и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Волгограде. Все зависит от человека. Я очень сильно надеюсь на то, что Иван повзрослел, что он перезагрузится и даст о себе знать.
«Не думаю, что команды приобретают футболистов в таком состоянии, как у Уткина»
– Вы работали с Уткиным. К Даниилу проявляли интерес клубы из Турции, Бельгии и Франции. Но сейчас ему лучше остаться в «Ростове», тем более что клуб показал хорошую игру в прошлом сезоне?
– Согласен, что «Ростов» показал очень хорошую игру и отлично выступил в прошлом сезоне, учитывая их состав. Если говорить о переезде Дани Уткина, то здесь только футболист должен принимать решение и оценивать свои силы реально. Если он уверен, что может поехать в Европу и там не потеряться, то надо ехать. Если у него есть какие-то сомнения, то нужно остаться и набраться здесь еще опыта. Но Даниил – талантливый футболист, и у него есть качества, за счет которых он может играть.
– Готов ли сейчас Уткин к переезду в Европу после не самого лучшего весеннего периода лично для него? Ведь в апреле у него была травма, а в последних матчах он не всегда попадал в стартовый состав «Ростова».
– В таком состоянии никуда нельзя уезжать. Переезжать в Европу надо, когда ты находишься в своем оптимальном состоянии, можешь приносить реальную пользу и играешь. Плюс не думаю, что команды приобретают футболистов в таком состоянии. У него получится все, как только он залечит все свои травмы и придет в оптимальную форму. Уткин – очень сильная единица в нашем чемпионате.
– Вы общаетесь с Уткиным? Переживает ли он по поводу текущей ситуации?
– Этой весной я с ним не переписывался и не общался на эту тему. А так мы поддерживаем отношения, я практически со всеми своими учениками общаюсь. Но не хотел заострять внимание на травме, не каждому про это приятно разговаривать.
– Также вы поддерживаете связь с Магомедом Шапи-Сулеймановым. Он хорошо отыграл сезон в Израиле, занял второе место вместе со своим клубом. Нравится ему в Израиле? Готов ли он остаться в «Хапоэль Бер-Шева» в следующем сезоне?
– Насчет Израиля я с ним не общался. Знаю, что он тренируется в «Краснодаре». Я сейчас ему не звоню. Ивич недавно говорил, что он знаком с Шапи по его играм в Израиле, потому что сам там работал. Возможно, его оставят в «Краснодаре», может быть, отдадут куда-то в аренду. Я просто дождусь момента, когда будет какая-то ясность.
– Ему лучше остаться в «Краснодаре» или вернуться в Израиль?
– Повторюсь, футболисту главное играть. Надо находиться там, где ты сможешь принести команде пользу.
– Знакомы ли вы с Георгием Арутюняном из «Краснодара»? Общаетесь?
– Я знаком с Арутюняном, но я с ним не общаюсь так, как с ребятами, которые перечислены выше. Если мы встретимся, то поздороваемся друг с другом. Проводилось несколько тренировок в той возрастной категории, в которой играл Арутюнян. Мы играли на первенстве России, когда я работал с 2003 годом в «Краснодаре», а Жора был на год младше ребят. Мы с тренерским штабом тогда решили, что надо заявить на первенство России двух мальчиков на год младше, чтобы они поиграли со старшими. Один из тех футболистов был Арутюнян.
– До какого футбольного уровня Арутюнян может дорасти?
– Не могу ответить, но очень рад, что Арутюнян играет на таком высоком уровне.
– Как считаете, он сделал правильный выбор в пользу выступления за сборную Армении?
– Каждый человек принимает решение за себя и вправе выбирать.
– Вы знакомы с Мурадом Мусаевым. Он впервые вывел «Сабах» в еврокубки, взял с ним серебро чемпионата Азербайджана. Может ли он построить карьеру тренера в Европе?
– Мурада Олеговича я знаю очень хорошо. Мы с ним в один день пришли работать в структуру «Краснодара». Он целеустремленный, грамотный и воспитанный человек, плюс хороший тренер. Он требовательный, у него есть свое видение футбола, которое он пропагандирует и ставит. Благодаря этому такие хорошие результаты. Также у Мусаева отличный тренерский штаб. Все они прошли академию «Краснодара», и я ребят знаю лично. Мурад Олегович со своим тренерским штабом мог бы спокойно работать в Европе.
– Какая главная изюминка в Мусаеве как в тренере?
– Он профессионал своего дела. Этим все сказано.