Metaratings.ru продолжает цикл материалов, посвященный заработкам российских олимпийцев. В первой части мы разобрали доходы фигуристов , а во второй затронем биатлонистов.
Сколько заработали российские биатлонисты в нынешнем сезоне?
Россия не смогла завоевать максимальные олимпийские квоты для мужчин и женщин, так что нашу страну представят всего 10 спортсменов, а заболевшую коронавирусом Валерию Васнецову должна заменить Евгения Буртасова.
Согласно исследованию Metaratings.ru , суммарный гонорар российских биатлонистов, которые выступят на Олимпиаде, составит 328 тысяч евро — около 28 млн рублей или 370 тысяч долларов. Это премиальные, которые IBU, Международный союз биатлонистов, выплатил 10 нашим атлетам за выступления под своей эгидой.
По сравнению с фигуристами-олимпийцами сумма небольшая: те уже заработали в целом за сезон почти 450 тысяч долларов. Вот только в Пекин от России поехали 18 представителей фигурного катания, и большая часть из них едут в ранге мировых лидеров.
Биатлонисты же далеки от постоянных побед. Но это не помешало, например, Александру Логинову заработать 69,8 тысяч евро — около 79 тысяч долларов или чуть более 6 млн рублей. В нынешнем сезоне похожих призовых нет ни у одного российского фигуриста, правда, у них впереди довольно «прибыльный» чемпионат мира.
В сумме все российские биатлонисты заработали 464 тысячи евро. Гонорары многих уже составляют несколько десятков тысяч евро, но добывали призовые и те спортсмены, о которых массовый зритель не слышал. К примеру, Ильназ Мухаметзянов на Кубке IBU заработал 2,3 тысячи евро, а Екатерина Носкова — 1,8 тысячи.
Спортсменам эти деньги не достанутся целиком: часть средств уйдет на налоги, часть возьмут тренеры и персонал. Как правило, это 10%, но у всех по-разному. Плюс, мы не учитывали зарплаты биатлонистов, которые они получают от минспорта России и регионов. Доходы атлетов, конечно, далеки от футбольных и хоккейных, но если спроецировать их на весь сезон, то получится, что в среднем биатлонисты только с призовых получают около 2-3 миллионов рублей в год
Как рассчитываются премиальные?
Биатлонисты аналогично спортсменам других видов спорта имеют несколько возможных источников для заработка. Они получают зарплату, самые именитые снимаются в рекламе. Однако ведущие атлеты могут неплохо заработать лишь одними премиальными — гипотетически годовая сумма абсолютно лучшего спортсмена сезона может достичь даже 400 тысяч долларов.
У фигуристов заработать такую сумму только за счет официальных соревнований не получится. У IBU, в отличие от FIS, нет ограничений по количеству стартов во время сезона, да и самих стартов много больше: в последние два сезона это 10 этапов Кубка мира плюс чемпионат мира или Олимпиада. Правда, за Олимпиаду IBU призовые не выплачивает.
Суммарный призовой фонд Кубка мира — 5,6 млн евро с учетом бонусов обладателям Хрустальных глобусов. В каждой личной гонке разыгрывается по 78 тысяч (в общем за сезон 3,43 млн), в эстафетах — 80 тысяч (за сезон — 960 тысяч). Вместе с Кубком IBU, чемпионатом Европы и летним чемпионатом мира спортсмены за сезон получают 6,17 млн евро.
И все это в год, когда из-за Олимпиады нет чемпионата мира. В прошлом сезоне призовой фонд этого соревнования составил 1,27 млн евро. И, грубо говоря, в биатлонном мире денег в разы больше, нежели у фигуристов без учета коммерческих шоу и турниров. Хотя, казалось, популярность в мире у этих двух видов спорта несравнима, особенно на азиатском и американском рынке.
Данное положение отчасти связано с независимостью биатлона от остальных видов спорта. Все деньги, что зарабатывает IBU, остаются в этом виде спорта, в то время как фигурное катание входит в Международный союз конькобежцев, а лыжники — в Международную федерацию лыжного спорта вместе с прыгунами с трамплина, двоеборцами, горнолыжниками, сноубордистами, фристайлистами. Но смогут ли самостоятельно руководители этих видов спорта зарабатывать на уровне биатлонистов — вопрос открытый.
Как распределяются деньги?
Призовые в личных гонках получают 20 лучших спортсменов. Первое место — 15 тысяч евро, второе — 12 тысяч, третье — 9 тысяч. Биатлонист, ставшим 20-м, зарабатывает 500 евро. Расклад по всем позициям выглядит так, вне зависимости от пола и вида гонки:
В эстафетах IBU платит лишь 6 лучшим командам, после чего деньги одинаково распределяются по четвёрке. Россия, выигравшая гонку в Рупольдинге, получила 24 тысячи, и, соответственно, ее участники — Халили, Серохвостов, Логинов и Цветков — заработали по 6 тысяч.
Для многих спортсменов именно эстафета является главным источником заработка. Попасть в топ-20 в одиночке сложно, а в командной гонке чуть полегче добиться призовых за счет партнёров. Особенно это касается таких стран, как Беларусь или Италия. У России тоже есть такой кейс: Серохвостов на личных соревнованиях заработал 8 тысяч, а на эстафетах — 17,5 тысяч.
В смешанной эстафете и сингл-миксте «расценки» такие же, как и в эстафетах. Каждый спортсмен-победитель получает по 6 тысяч, следом — 4,5 тысячи и так далее. То есть, Антон Бабиков и Кристина Резцова за победу в сингл-миксте в Оберхофе получили столько же, как если бы попали в топ-5 какой-либо личной гонки.
Обладатели Большого хрустального глобуса получают по 28 тысяч евро, а за итоговую победу в малых — по 10 тысяч. Также предусмотрены бонусы за желтые и красные майки лидерства в общем и малом зачёте Кубка мира: если спортсмен вышел на гонку с желтым бибом, то дополнительно получает 1 тысячу евро, если с красным — то 850 евро. Соответственно, красно-желтый биб «стоит» 1850 евро.
На Кубке IBU и чемпионате Европы призовые существенно меньше, чем на фоне второсортных «челленджеров» в фигурном катании, где победители получают по 3 и 5 тысяч евро. Но гонок здесь много больше, и можно заработать несколько десятков тысяч евро, постоянно побеждая в этом «втором дивизионе».
Кто лидеры сезона?
Вот так выглядят рейтинги топ-30 призовых среди мужчин и женщин. Учитывались все премиальные — как в Кубке Мира, так и в Кубке IBU, выходы на старт в цветных майках и тому подобное:
Абсолютно лучший результат у норвежки Марте Олсбю-Ройселлан — чуть более 160 тысяч евро. Лидер общего зачета Кубка мира выиграла шесть личных гонок и один микст, плюс еще пять раз попадала в «цветы». С огромной вероятностью спортсменка выиграет еще и Большой хрустальный глобус, так что с учетом оставшихся этапов она явно преодолеет отметку в 200 тысяч евро.
В топ-5 среди женщин попали по две шведки и белоруски — Ханна и Эльвира Оберг, Динара Алимбекова и Анна Сола. Лучшая среди россиянок — Кристина Резцова, пока что занимает 12 место. Евгения Буртасова, которая, видимо, поедет в Пекин, попала на 22-е место рейтинга, несмотря на выступления только на Кубке IBU.
Среди мужчин лучший Кентен Фийон-Майе, но его отрыв от второго места не столь велик. В топ-10 попали двое россиян — Александр Логинов (почти 70 тысяч евро) и Эдуард Латыпов (56,5 тысячи). У Антона Бабикова на данный момент наибольшие премиальные среди биатлонистов, которые не едут на Олимпиаду — 49,3 тысячи, из которых чуть менее трети он заработал на Кубке IBU и чемпионате Европы.
Впереди у спортсменов еще 3 этапа Кубка мира, на которых будут разыграны около 800 тысяч евро. Чемпионата мира на этот раз не будет, так что биатлонисты лишились самого прибыльного этапа. Однако вряд ли кто-то расстроится, если выиграет медаль Олимпиады, но не получит никаких призовых от IBU.
У биатлонистов есть дополнительное рекламное пространство
Коммерческая деятельность биатлонистов не ограничивается рекламой «на стороне» — IBU им позволяет зарабатывать, продавая спонсорские места. Прямо как футбольные и хоккейные клубы, или же самая близкая аналогия — велосипедисты. У фигуристов такой привилегии нет.
IBU оставляет часть рекламных мест на форме и винтовке федерациям, а часть отдает своим спонсорам. Федерации, в свою очередь, могут передать некоторые из них спортсменам. Российские биатлонисты могут сами реализовать по одной спонсорской позиции на винтовке и форме. Сколько же спортсмены зарабатывают самостоятельно — неизвестно, так как это коммерческая тайна, но это заметная часть дохода. Например, у Логинова есть долгосрочный контракт с корпорацией «Технониколь». Его сумма не разглашается, но она очень значительная для атлета.
Федерации тоже выгодно продают места на «спортсменах». Например, сейчас «Газпром» платит Союзу биатлонистов России по 52 млн рублей в год за спонсорство. Часть от этих денег перепадает и биатлонистам.
Например, по информации Metaratings.ru , 2 года назад российские атлеты получили суммарно примерно 6 млн рублей. Чем лучше результат, тем большие «спонсорские призовые» получает спортсмен, что логично, ведь у лучших больше времени по ТВ. Следовательно, они чаще демонстрируют бренд спонсора.
Сколько точно спортсмены получат от спонсорства федерации в нынешнем сезоне, пока неизвестно. Однако можно предположить, что лучшие биатлонисты России могут претендовать на несколько сотен тысяч, а то и более миллиона рублей, так что особой нужды в деньгах они точно не испытывают.