1 сентября стартует новый сезон в российском хоккее. Ранее Metaratings.ru подсчитал, сколько пролетят клубы РПЛ в нынешнем сезоне, но в российском спорте есть еще более хардкорная лига, где сразу 6 клубов играют за Уралом – Фонбет КХЛ. Во второй части нашего большого исследования рассказываем о перемещениях хоккейных клубов.
Как мы считали расстояние перелетов?
В отличие от РПЛ, у в главной хоккейной лиги страны всё спокойно с аэропортами. На данный моменты они открыты в городах всех клубов. Клубам КХЛ не надо думать, как добираться до некоторых городов через Ставропольский край. Здесь даже у самых небольших команд «есть» хорошие международные аэропорты. Например, у «Лады» – самарский Курумоч, у «Нефтехимика» – Бегишево.
При этом из-за обширнейшей хоккейной географии и структуры сезона (выезды проходят сериями), желательно использовать чартеры. Болельщикам же, особенно с Дальнего Востока и небольших городов, в основном доступна только опция перелета через Москву.
Особенно желательно летать чартерами дальневосточным «Адмиралу» и «Амуру». Если постоянно летать через Москву или другие крупные города, и так огромные километраж и время перелётов мощно увеличатся. По информации Metaratings.ru, «Амур» будет использовать чартеры, а вот по «Адмиралу» пока что есть вопросы.
В нашем исследовании мы приняли, что клубы будут летать чартерами без пересадок в других городах. Единственное, что сближает КХЛ и РПЛ – это воздушные коридоры в Сочи. Раньше было намного легче прокладывать маршрут, но теперь часть неба закрыта.
16 клубов из 23 пролетят менее 50 тысяч километров
КХЛ не раз заявляла, что создание максимально равных условий для перемещений команд – одна из главных задач для составителей календаря. Полностью выполнить эту задачу невозможно чисто географически, но лига действительно постаралась.
Так, сразу 16 клубов из 23 пролетят в следующем сезоне менее 50 тысяч километров. Среднее расстояние команд в небе – 54,6 тыс км, но без учета «Амура» и «Адмирала» – 47,6 тыс км.
Каждый клуб в регулярном чемпионате проведет по 34 выездных матча. В подавляющем большинстве случаев это будут выездные серии против рядом расположенных команд. Например, после Омска клуб скорее должен отправиться в Астану или Новосибирск. Или во время визита на Дальний Восток зацепить заодно и «Сибирь».
Однако это не всегда работает – некоторые команды волей календаря пролетят свыше тысячи километров только ради одной игры. Именно эти моменты и показывают разницу в перемещениях «близких» друг к другу клубов. Например, «Авангард» по нашим расчетам пролетит 52,2 тыс км, а «Сибирь» – аж 63,7 тысячи.
«Локомотив» пролетит меньше всех, лиге помогает региональность
Как и в РПЛ, большое количество команд из одного города не означает, что у этих клубов будет меньший километраж. В КХЛ такое вообще не работает, так как команды проводят разное количество матчей с разными соперниками. Поэтому меньше всех в следующем сезоне пролетит «Локомотив» – 35,6 тыс км.
Причин несколько – город близок не только к Москве (около 250 км), но и к Череповцу. Плюс он расположен ближе к Поволжскому кластеру, чем столица. Именно децентрализация позволяет клубам летать относительно немного.
Например, Магнитогорск расположен в 250 км от Уфы или Челябинска. А сам Челябинск – в 190 км от Екатеринбурга. Между Казанью и Нижнекамском тоже менее 250 км, и примерно столько же между Нижнекамском и Уфой. К тому же два татарстанских города находятся всего в 300 км от самарского аэропорта Курумоч.
Агломерация Самара-Тольятти в свою очередь относительно близка к Нижнему Новгороду (менее 600 км). А между Казанью и НН – менее 400 км. Нижний находится всего в 290 км от Ярославля и в 400 км от Москвы.
И когда КХЛ разрабатывает календарь, она учитывает эту компактность. На удалении находятся сибирский кластер (Новосибирск – Омск – Астана), Минск, Сочи, Хабаровск и Владивосток. Только команды из этих городов пролетят более 50 тысяч километров.
«Амуру» и «Адмиралу» придётся налетать почти 130 тысяч км
Получилось всё более-менее гармонично, за исключением большущей разницы между «Авангардом» и «Барысом» с «Сибирью» – и это уже вопрос к лиге. Вот как выглядит рейтинг перелетов клубов Фонбет чемпионата КХЛ:
Но здесь невозможно не приметить двух слонов – «Адмирал» и «Амур», которые до плей-офф на двоих налетают более 250 тысяч километров. Что бы лига ни делала, на данный момент невозможно составить короткий календарь для дальневосточных команд. Облегчит им жизнь лишь появление новых клубов в регионе или же окончательное возвращение «Куньлуня» из Подмосковья в Китай.
Отчасти эти перелеты годами мешали клубам – приходилось переплачивать хоккеистам, чтобы они согласились провести в самолете целые недели. Но в прошлом году «Адмирал» сенсационно прошел во второй раунд плей-офф КХЛ и там потрепал даже «Ак Барс».
Облегчить перелеты командам можно, прекратив командировки на Дальний Восток. Такое в истории КХЛ уже было в сезоне 2013/14, когда на один сезон лига отказалась от идеи обязательного проведения гостевых и домашних матчей друг с другом. Но клубы и болельщики были крайне не довольны, потому что топ-команды не залетали так далеко, так что эксперимент признали неудачным. Все вернулось как есть – каждый дважды играет с каждым, а клубы из одной конференции проводят еще по 2 дополнительные игры, плюс сверху добавляется ещё несколько «рейтинговых» встреч.
В предыдущие сезоны перелёты были более длительными, так как в лиге выступали команды из Европы, а «Куньлунь» играл в Китае. Возможно, с появлением новых команд из Центральной Азии или же новых команд с Урала или Сибири возникнут дополнительные сложности, но это уже совсем другая история.