Сборная Украины проводит главный чемпионат Европы в своей истории. Команда сыграет в четвертьфинале со сборной Англии. Если у лидера украинцев Александра Зинченко с связаны этой страной только положительные эмоции, то Андрей Шевченко вряд ли рад своему этапу жизни в Британии.
Рассказываем, как Роман Абрамович уговаривал Шевченко перейти в «Челси», почему у легенды «Милана» не получилось в Лондоне, и как он спустя годы меняет причины переезда из Италии в Англию.
Первая встреча Шевы с Абрамовичем получилась случайно после победы в ЛЧ. Андрей сразу отказался от предложения
«Лондон для жизни лучше», – говорил Шевченко в интервью Дмитрию Гордону в 2009 году. – «Для детей это будет лучшее место, где они могли расти, ходить в школу, университеты. Мы посчитали, что Англия – лучшая страна для нас. Я бы никогда не хотел покинуть «Милан» как футболист. Я состоялся там, выиграл там «Золотой мяч». Лучшего место для продолжения карьеры не было. Но я всегда ставил на первый план семью и буду ставить всегда». Так лидер сборной Украины объяснял свой переход в «Челси» после неудачи в Англии и возвращении в киевское «Динамо».
В этом году Шевченко опубликовал свою биографию, в которой много историй про «Динамо» времён Валерия Лобановского и тонна историй про Италию. Есть и несоответствия с тем, что он сам говорил раньше. Одна из таких вещей – как раз переезд в Англию. «Я отдал «Милану» всего себя. Это было мое решение, не семьи. Необходимый шаг в карьере, пришло время что-то менять», – писал Андрей.
Но время показало, что тот необходимый шаг не стал лучшим решением для футбольной карьеры великого украинца.
Шевченко перебрался в Англию в 2006 года, но операция «Шевченко в «Челси» началась на три года раньше. В той же книге Андрей рассказывает, как в миланском отеле Four Seasons во время отпуска к нему подошёл мужчина и спросил по-русски, знает ли он что-нибудь о «Челси». После этого мужчина попросил пройти за ним, намекнув, что кое-кто хочет познакомиться с лучшим форвардом Европы. В комнате ждал Роман Абрамович, который показался ему очень вежливым и приятным в общении.
Официально российский бизнесмен, только купивший «Челси», приехал ради встречи с руководством «Милана», чтобы обсудить возможные трансферы. Но случайная (или нет?) встреча с Шевченко подала ему знак, и он тут же пригласил его в свой новый клуб. «Я ему категорично отказал, потому что был счастлив в «Милане». Мы только что выиграли Лигу чемпионов. Я говорил с ним еще пять минут, и на этом все», – вспомнила Шевченко в интервью The Guardian.
Спустя год Шева стал лучшим бомбардиром Серии А и помог «Милану» взять чемпионство. Итогом такого сезона стал «Золотой мяч» для украинца, но ещё до него Абрамович снова вернулся к его кандидатуре. На этот раз предложение было настоящим и без случайных встреч в отелях. Абрамович рекламировал свой проект и говорил о новом и современном тренере Жозе Моуринью.
«Если они хотят, чтобы я остался – останусь. Если примут предложение – перееду в Лондон», – спустя год Андрей не был так категоричен. Обсуждать возможный переход главной звезды пришлось на огромной яхте Абрамовича Il Pelorus, куда вице-президента «Милана» Адриано Галлиани доставили на вертолёте. Предложение «Челси» было запредельным для 2004 года. Когда Галлиани услышал сумму в 50 млн евро и рассказал о ней по телефону Сильвио Берлускони, то владелец «Милана» ответил одной фразой: «Ничего не обсуждай».
Галлиани называл переход Шевченко в «Челси» победой английского языка над итальянским, а Берлускони – болонкой своей жены
Но общение между богатым русским и лучшим украинским футболистом продолжилось. «Челси» в первый же сезон Моуриньо взял первое за 50 лет чемпионство, а общественность впервые стала возникать из-за прихода больших денег в футбол. Перед роковым стамбульским финалом ЛЧ-2005, в котором Шевченко не забьёт решающий пенальти, форвард публично высказался об Абрамовиче. «Я действительно ценю все в Романе: его серьезность, его тяжелую работу, то, что он пытается создать в Челси, и способ в который он это делает. Он заработал моё огромное уважение.
Хотя я бы не стал называть нас хорошими друзьями, мы лишь немного поговорили. Было слишком много разговоров о Романе, его деньгах и о том, что он собирается с ними делать. Он слишком умен, чтобы продавать всю команду каждое лето, чтобы покупать новых игроков», – отметил Шевченко.
В своей книге Андрей вспоминает, что после проигранного финала «Ливерпулю» в Лиге чемпионов он захотел поменять свою жизнь. Через год после того поражения он набрал Абрамовичу: «Роман, я думаю о переходе в «Челси». Вам еще интересно?» Абрамович от своей идеи не отказался даже спустя три года, поэтому с этого звонка началась работа по переезду Шевченко в Англию.
Несколько разговоров с Берлускони и Галлиани не убедили Шевченко остаться. Наконец, на последней игре сезона, которую Шевченко наблюдал с ложи из-за травмы, Галлиани пододвинул в его сторону 5-летний контакт с той же суммой, которую предлагал «Челси». Но Андрей своё решение уже принял.
Сейчас Шевченко пишет в книге, что решение о переезде в Лондон не связано с семьей. Тогда же Галлиани назвал тот трансфер ёмко: «Это победа английского языка над итальянским языком». Берлускони был более жёсток в формулировках и называл Андрея болонкой своей жены и обвинял его в податливости приказам и прихотям супруги. При этом продажа Шевченко за 30,8 млн фунтов стала рекордной для того «Милана».
Источник The Athletic утверждал, что решение перебраться в «Челси» было больше социальным, чем спортивным. Дети росли в англоязычной среде, а из Лондона до родины Шевченко лететь столько же, сколько в США к родителям его жены Кристен Пазик. Кстати, ещё до трансфера Кристен подолгу общалась по телефону с тогдашней женой Абрамовича Ириной и ходила по магазинам.
Абрамович хотел Шевченко больше, чем Моуринью. Португалец открыто заявлял, что хотел вместо него Это’О
Переход в «Челси» начался с решения делать ли операцию на колене или поехать с травмой на чемпионат мира-2006. Выбор был в пользу сборной, и с Украиной Шевченко дошёл до четвертьфинала ЧМ – лучший результат в истории украинцев на чемпионатах мира.
К началу АПЛ он не был в форме и к середине сезона потерял место в старте. К новому году он забил всего пять голов и только три в чемпионате Англии. В конце первого сезона в Англии у него обнаружили паховую грыжу. Во всех турнирах он забил 14 голов и отдал 10 передач. Отличный результат для большинства форвардов, но не для того, за кого отдали 44 млн евро.
Через полгода после паховой грыжи врачи нашли грыжу межпозвоночного диска, а летом 2008-го он лёг на очередную операцию на пах. Вскоре после неё он попросил Абрамовича отпустить его в «Милан», но и в аренде в Италии у него тоже мало что получилось. «Болельщики «Челси» так и не увидели настоящего Шевченко», – сокрушался форвард в своей автобиографии. Стоит признать, что привычной резкости от форварда в Англии, в самом деле, не удалось увидеть.
Одной из причин этого он называет травмы. Так, в интервью Corriere della Sera он признавался, что уровень его физической готовности в Англии за всё время составлял всего 40%. Но, кажется, есть и другая. Покупка Шевченко – это, в первую очередь, фетиш Абрамовича. Он его хотел, когда только начинал строить свой «Челси». Но пока нападающий думал и «Милан» отказывал в сделке, в клуб пришёл Жозе Моуринью и выстроил свою игру.
На момент прихода украинца «Челси» при Моуре взял две АПЛ подряд, доходил до полуфинала ЛЧ и брал по разу Кубок Лиги и Суперкубок Англии. В атаке пожар для соперников устраивали крепкие Дидье Дрогба и Эрнан Креспо, а Шевченко отличался от их игровой модели. По информации The Athletic, в летнюю трансферную кампанию 2006 года в шорт-листе лондонцев было пять форвардов. На первом месте шёл Самуэль Это’О, а Шевченко шёл на последнем.
В январе в январе 2007 года исполнительный директор «Челси» Питер Кеньон пришёл на эфир BBC Radio 5 Live, но попал на допрос журналистов, которых только и интересовала покупка Шевченко. Он отвечал, что интерес к Андрею был ещё до Моуринью, но на прямом вопросе о том, кто его хотел больше – Моуринью или Абрамович – Кеньон растерялся. «Нам просто нужен был нападающий. Кто лучший форвард? Если бы я спросил вас, вы бы тоже выбрали Шевченко».
Именно в английских медиа позже разошлось мнение, что редкое появление звёздного новичка в составе связано с разногласиями Жозе и владельца. Мол, Особенному навязали ту покупку против его воли. Однажды на пресс-конференции Моуринью сам признался, что хотел в то лето Это’О, но в «Барселоне» не захотели продавать камерунца, и поэтому клуб остановил свой выбор на Шевченко.
«Я надеюсь, владелец не расстроится после этих слов», – именно так начал своё откровение на той прессухе Жозе. В дальнейшем он ни разу не назвал Андрея железным игроком основного состава, кем были Терри, Лэмпард и тот же Дрогба.
Шева не ходил в рестораны с партнёрами, мало говорил и общался только с резервным вратарём «Челси»
Интересно, как на такие слова реагировал сам Шевченко. По крайней мере, партнёры по команде не замечали, что он сходит с ума из-за недоверия тренера. «Наверное, он был самым тихим игроком, с которым я когда-либо играл. Его достижения в «Милане» были невероятными. Я вырос, наблюдая за его игрой. Поэтому, когда он перешел в «Челси», я испытывал что-то вроде «Ого, это Шева!» Мы просто не могли понять, почему после того, как он приехал, он не говорил – ни на поле, ни на тренировочной площадке, ни за их пределами. Это было странно», – вспоминал Джон Оби Микел.
На командные встречи в рестораны Шева заходил редко, предпочитая провести свободное время с семьей. Из-за незнания английского он в основном проводил время только с сотрудником медиа-отдела клуба Гэри Стейкером и запасным вратарём Карло Кудичини, с которыми мог говорить на итальянском. Когда в команду перешёл Бранислав Иванович, список друзей немного расширился, потому что с сербом Шева мог общаться на русском.
При этом Оби Микел отмечал, что, несмотря на блеклую игру по сравнению с миланской карьерой, Шевченко всегда много работал на тренировках, а личных конфликтов у него с Моуринью полузащитник не замечал.
О периоде в Англии он привык говорить в нейтральных тонах, но, очевидно, что ничего хорошего, кроме одного титула чемпиона АПЛ, он ему не принёс. Для тренера любая игра в четвертьфинале чемпионата Европа важная, но против английской сборной, думается, Шевченко настроен по-особенному.