Этап Кубка мира в Оберхофе стал самым успешным для сборной России в олимпийском сезоне и принёс сразу две победы, однако был омрачён положительным тестом на коронавирус у Эдуарда Латыпова, из-за чего лидер команды оказался на двухнедельном карантине. Перед началом нового кубкового этапа президент Союза биатлонистов России (СБР) Виктор Майгуров в интервью Metaratings.ru объяснил, почему сборная России не должна повторить ошибок прошлого сезона, как будет определяться олимпийский состав и какой будет роль соревнований в Рупольдинге.
«У Латыпова есть всё для полноценных тренировок»
– Этап в Оберхофе принёс сборной России первые две победы этого сезона. Вы считаете их закономерными или неожиданными?
– Скорее всего, они стали закономерными, потому что в конце прошлого года на этапе Кубка мира во Франции было поступательное движение вперёд. Спортсмены и тренеры сделали соответствующий анализ и в период новогодних праздников провели запланированную работу, поэтому для меня лично это стало не сюрпризом, а скорее, как вы сказали, закономерностью.
Мы не знали точно, что выиграет Саша Логинов, но мы видели тенденцию роста результатов у Кристины Резцовой и знали потенциал Антона Бабикова. Учитывая необходимость бороться за максимальную квоту на Олимпиаде, мы и спланировали этот состав на сингл-микст. К сожалению, в преследовании у Саши Логинова не получилось. Он сам понимает, что с его опытом нужно избегать таких ошибок. Мы даём ему те или иные советы и уверены, что он из этой ситуации сделает правильные выводы.
– В прошлом сезоне наиболее успешные этапы пришлись на январь, но на чемпионате мира закрепить эти успехи не удалось. Какие корректировки внесены в тренировочный процесс, чтобы эта история не повторилась на Олимпийских играх в Пекине?
– Как минимум в этом сезоне в мужской команде внесены серьёзные корректировки в виде разделения на группы. Мы идём к Олимпиаде с двумя разными методиками. Тренеры продолжают работу, и у того же Каминского достаточно опыта, чтобы не повторить ошибки прошлого года, если они были. Тогда у спортсменов были одни кондиции, а сейчас мы видим, что всё изменилось в лучшую сторону. Единственное, что нас обеспокоило – это ситуация с положительным тестом Эдуарда Латыпова, но в целом я считаю, что стратегия была выработана правильно.
В женской команде тренерский состав также работает второй сезон и идёт по намеченному плану. Никаких изменений нет, и уверен, что спортсменки выйдут на пик своей формы в период Олимпийских игр. Даже при том, что кто-то назовёт результат на прошлогоднем чемпионате мира неудачным, многие спортсменки там показали свои наивысшие результаты в сезоне. Сейчас девчонки выступают мощнее, и я надеюсь, что на период Олимпийских игр также придётся их пик формы.
– В связи с ситуацией с Латыповым пришлось изменить план подводки к Олимпиаде и отказаться от сбора на Семинском перевале. Какое влияние это окажет на подготовку и был ли у Юрия Каминского план Б на случай, если придётся оставаться в Антхольце?
– План Б у нас был для второй группы Башкирова и подопечных Михаила Шашилова. Юрий Михайлович в голове держал этот план, который сейчас будет использовать вся команда.
– У Эдуарда Латыпова есть тренажёры в номере и возможность работать на открытом воздухе. Этих условий достаточно для поддержания качественной формы во время нахождения на карантине?
– Что касается средств для тренировок, у Латыпова всё есть. Также мы согласовали возможность проводить стрелковые тренировки на стрельбище. Он будет работать с оружием, а весь тренировочный план направляет Юрий Михайлович совместно с аналитическим отделом ЦСП (Центром спортивной подготовки сборных команд – прим. Metaratings), с которым мы постоянно сотрудничаем.
«Главная цель этапа в Рупольдинге — завоевать максимальную олимпийскую квоту»
– Этап в Рупольдинге станет заключительным перед объявлением состава. Какое влияние его результаты окажут на окончательную заявку, особенно в мужской команде, где в этом сезоне высокая конкуренция?
– Я думаю, что тренерам нужно получить уверенность в том или ином спортсмене. Первая цель этого этапа – завоевать максимальную квоту. Во-вторых, важно проверить того или иного спортсмена на определённой дистанции. Мы ещё можем поэкспериментировать в Антхольце, но этап в Рупольдинге будет ключевым.
Если брать тот же Оберхоф, то там не всегда все были в одинаковых условиях: кому-то повезло с ветром больше, кому-то меньше. Рупольдинг – более стабильный этап. Там несложный подход и нет сильного ветра, поэтому он может быть показательным для принятия решений тренерами.
– В мужской команде большой выбор спортсменов. На этапах Кубка мира было задействовано десять человек и сейчас претендентов больше, чем вакансий. В женской сборной состав практически ясен и при этом шансы получили только семь спортсменок. Вас это не настораживает?
– Нет, потому что сейчас на Кубке мира выступают сильнейшие. Это показала и «Ижевская винтовка». На этапе в Рупольдинге изменений в составе не будет, а в следующий понедельник мы объявим состав команды на Олимпиаду. При этом в любом случае у нас будут рассматриваться запасные спортсмены – один-два человека на случай каких-то проблем со здоровьем. Эти спортсмены и тренеры должны понимать, кто и в какой ситуации может поддержать команду.
– На роль запасных будут претендовать спортсмены из Кубка IBU, вроде Виктории Сливко, которая там усилила команду и попала на подиум?
– Конечно, все эти спортсмены есть в расширенных списках и мы на них получим готовые аккредитации. Включая спортсменов, тренеров и персонал, у нас в этом списке 50 человек. У нас будет возможность при крайней необходимости сделать замену, но сейчас, я считаю, сильнейшие спортсменки у нас на Кубке мира.
«У Шашилова нет прямых обязанностей общаться с прессой»
– Михаил Шашилов на этапе Кубка мира в Оберхофе отказался от общения с прессой. Как относитесь к такому решению старшего тренера и с чем оно может быть связано?
– В этом вопросе я займу нейтральную позицию, потому что у него нет прямых обязанностей общаться с прессой. С другой стороны, всегда можно сказать пару слов, но часто пары слов для прессы не хватает. У тренера не всегда и не при всех результатах есть желание общаться с журналистами, хотя, на мой взгляд, можно прокомментировать любой результат, но нужно относиться с пониманием к индивидуальным особенностям того или иного человека. Михаил Викторович больше человек дела, чем человек разговоров, поэтому в данном случае я к этому решению отношусь нейтрально.
– Перед поездкой в Китай вы отслеживаете развитие ситуации с коронавирусом и возможное возникновение новых препятствий для участия в Олимпийских играх? Насколько плотно контактируете с IBU и олимпийским комитетом?
– Мы в ежедневном и даже в ежечасном контакте с Олимпийским комитетом России, потому что они постоянно на связи с олимпийским комитетом Пекина. Что касается IBU, то это не их сфера деятельности, потому что это мероприятие Международного олимпийского комитета. Мы полностью выполняем план-график по всем необходимым действиям, которые мы должны совершить накануне Олимпиады – тестирования на ковид и всех остальных моментов. Я надеюсь, что всё на Олимпиаде пройдёт по плану.
Тест: как хорошо вы знаете биатлон?
Пока российский биатлон находится в стадии воскрешения и нацеливается на медали Пекина, самое время проверить свои знания в этом виде спорта с нашим увлекательным тестом!