«Уверен, мы будем на Олимпиаде в Париже». Интервью Тарпищева о Медведеве, Касаткиной и планах на 2023-й

2022 год получился катастрофическим для российского спорта. После Олимпиады в Пекине практически все атлеты из России получили бан на участие в международном спорте. По большому счёту, спаслись только теннисисты, которые после начала специальной военной операции РФ лишились командных турниров, Уимблдона и права выступать под российским флагом. Небольшие жертвы ради продолжения карьер десятков топовых спортсменов на топовом уровне.

Даже в такой непростой год теннисисты из России одержали много важных побед, а Даниил Медведев стал первым россиянином с 2000 года, кому удалось возглавить рейтинг ATP. Как всё это получилось, в большом интервью Metaratings.ru рассказал президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев.

Шамиль Тарпищев
Шамиль Тарпищев

Из нашего разговора с главой ФТР на старте Australian Open – первого из четырёх турниров Большого шлема – вы узнаете:

  • как два последних года в российском теннисе стали историческими;
  • почему сложно найти в теннисе баланс в успешных выступлениях мужчин и женщин;
  • по какой причине WTA и ATP допустили россиян до соревнований в прошлом году;
  • какие ожидания от Даниила Медведева в новом сезоне;
  • что Тарпищев думает о критике Дарьи Касаткиной в свой адрес;
  • почему с российскими теннисистами готовы играть даже спортсмены из Украины;
  • с какой сложностью столкнутся российские теннисисты на Олимпиаде-2024 в Париже (если сыграют там).

– Вы называли результаты сезонов 2021 и 2022 лучшими в истории российского тенниса.

– Не только российского, но и советско-российского. В 2021 году мы играли всё, но в 2022 уже были без командных соревнований.

– С каким периодом можно сравнить?

– С 2001 по 2010 годы. Мы тогда выиграли все Кубки, были лучшими как по девочкам, так и по мальчикам. Все командные соревнования, которые есть, мы выиграли. Но такого года, как 2021-й, никогда не было. Мы выиграли ATP Cup, Кубок Дэвиса, Кубок Федерации (нынешнее название турнира Кубок Билли Джин Кинг, – прим. Metaratings.ru), Олимпийские игры и US Open. Помимо этого, выиграли суммарно 21 турнир ATP и WTA. По итогам 2021 года наша страна была первой по результатам в теннисе из 211.

– Какие видите причины в таком подъёме?

– Есть система, есть методика, отсюда результаты. У нас был один провал, когда ушло в экономический кризис 25 спонсоров. Если у нас мало денег, то это один чемпион. Много денег – много чемпионов, так что система работает. У нас со времён основания России 36 победителей турниров Большого шлема, мы постоянно даём результат, но в тот год совпало, что мы выиграли и Олимпийские игры, и ATP Cup, и Кубок Дэвиса, и Кубок Федерации. Мы единственные, кому это удалось сделать за один календарный год.

Анастасия Павлюченкова и Андрей Рублёв с золотыми медалями на Олимпиаде в Токио
Анастасия Павлюченкова и Андрей Рублёв с золотыми медалями на Олимпиаде в Токио

– Практически каждый год с конца 2000-х всегда был перекос: то мужчины хороши, то девушки. Будет ли когда-нибудь найден баланс?

– Ни одна страна мира не имеет постоянно много звезд. Звезду ещё надо найти, потом воспитать. Любой победитель турнира Большого шлема – это «штучный товар». В топ-100 мы были всегда и по девочкам, и по мальчикам. Большие звёзды рождаются не всегда при одной и той же системе подготовки. При этом должен попасться талантливый и работоспособный спортсмен, поэтому звёзды не появляются каждый год. Это уникальные люди с уникальными возможностями.

В хоккее каждый год Харламов или Овечкин не рождаются. Так же и в теннисе. У нас есть система, которая постоянно даёт результат. Какая страна выиграла 36 турниров Большого шлема и семь кубков? Мы, возможно, единственная такая нация. Но нам сложнее подготовить спортсмена, потому что мы должны работать точечно. У нас есть отбор в молодом возрасте, но это узкий контингент. У нас нет такого, как в Испании, где теннис чуть ли не на уровне физкультуры, в него играют во всех школах.

Но то, что мы делаем, – это показатель работы системы. У нас внутри России играет семь с половиной тысяч детей на соревнованиях, а в Испании, возможно, речь о миллионе человек. Мы больше полагаемся на методические знания, а не на естественный отбор, которого у нас по определению не может быть из-за климата и удалённости от теннисных мероприятий. Мы уже в среднем возрасте 17-19 лет должны искать базовые точки в различных странах мира.

– Эти точки сейчас сложнее стало искать?

– Их стало меньше, но не сложно. Сейчас подготовка молодняка проводится с помощью дружественных стран.

– Мы же уже не отправляемся в Европу, как раньше?

– Почему же? У нас выигрывались турниры в 74 странах, включая основные страны: Германия, Франция, США и другие. Вопрос только в том, что стало сложнее долететь. С позиции формирования возраста от 13 до 17 лет это никак не мешает, потому что мы нашли точки, где можем это делать.

– Восемь лет без побед на турнирах Большого шлема в женском теннисе – это проблема?

– Мировая сотня – элита. У нас меньше восьми человек в топ-100 никогда не было. Так что не вижу проблемы. Плюс не согласен с такой постановкой вопроса. Мы выиграли в парах (Макарова-Веснина) и смешанных парах, мы выиграли все, что можно, включая Олимпийские игры. В десятке у нас сейчас две женщины. А почему вы не считаете миксты?

– Но даже Вероника Кудерметова говорила, что одиночка котируется выше, чем парный разряд.

– Котируется выше, потому что призовые больше, но это не умаляет заслуг. Звание одно — победитель турнира Большого шлема или Олимпийских игр. Павлюченкова с Рублёвым выигрывали Олимпиаду в миксте. Федерер не выигрывал Олимпиаду в одиночке, зато брал в паре, но он всё равно заслуженно называется олимпийским чемпионом. Плюс не стоит забывать, что победитель Олимпиады не имеет приставки «экс», он всегда будет чемпионом.

– В прошлом году среди талантов вы называли Людмилу Самсонову. Может быть, ещё назовёте какую-нибудь фамилию?

– Талантов у нас много, фамилии я не называю, потому что люди обижаются. Я верю, что Самсонова может быть спокойно в пятёрке, и меня удивляет, что она низковато стоит сейчас. Сейчас, кстати, Самсонова будет в паре с Кудерметовой играть.

– Это ваше решение или девушки сами пришли к этому?

– Решение односторонним не бывает, всё должно совпасть.

– В прошлом году в паре с Кудерметовой играла бельгийка Элизе Мертенс. Почему решили изменить партнёра?

– Это не моё решение. У них просто разный календарь. Когда есть партнёр свой, то легче планировать вообще весь календарь. Когда играешь с иностранцем, то разные интересы, разный календарь. Если ты стоишь с партнером в разных календарях, то у вас пары будут не совпадать. Самсонова и Кудерметова обе в 20-ке.

Прежде всего, надо иметь желание играть пару. Остальное уже зависит от совмещения, общих планов, которые гораздо легче строить с представителем своей страны.

Людмила Самсонова и Вероника Кудерметова
Людмила Самсонова и Вероника Кудерметова

– Вы посоветовали их совместить?

– Нет, так получилось после блестящего выступления на Кубке Федерации. Пасьянс сошёлся.

– Если бы не отстранение, сборные России вновь выиграли бы Кубок Дэвиса и Кубок Билли Джин Кинг в 2022 году?

– С Билли Джин Кинг, наверное, сложнее, потому что у женщин человек 15 в рейтинге приблизительно одинаковы, кроме Швёнтек (Ига с огромным отрывом лидирует в рейтинге WTA, – прим. Metaratings.ru). Конкуренция гораздо больше. Мы выиграли во многом за счёт умений тренеров. Мы благодарны альянсу Куницын – Андреев. Замена Павлюченковой на Самсонову в финальной игре – это искусство тренера в финальном матче против Швейцарии в 2021 году.

Касаемо ребят, у нас ровная скамейка и, с большой долей вероятности, мы бы были бы фаворитами на протяжении нескольких лет. Фаворит – не значит победитель. Я сторонник старого формата Кубка Дэвиса. Если сравнить с шахматами, то сейчас турнир из шахмат в движении превратили в блиц. В пятисетовом матче, во-первых, игра интереснее, и больше влияния тренера на матч. Во-вторых, чаще выигрывают более сильные игроки, чем в блице.

– Почему ATP и WTA защищают российских спортсменов, в отличие от других международных спортивных федераций?

– Они просто следуют регламенту, который сами и утвердили намного раньше. Многих, наверное, удивляет, почему в теннисе никто не отказался играть против наших в сложное время, и все дружат. Даже украинцы играют с нами. Один из факторов – мы с детства играем против друг друга. Своего рода мы – теннисная семья.

– Но ведь так во многих видах спорта. Талантливые дети ещё на юниорском уровне играют друг против друга, а сейчас только в теннисе удалось спастись в таком широком масштабе.

– Но речь об индивидуальных видах спорта, а дальше возникают правила игры. Профессиональные организации нас от командных видов спорта убрали, а ATP и WTA так охраняют свою систему, что она позволяет играть всем. Но я не хочу переходить на персоналии, потому что я неминуемо подставлю людей, которых подставлять нельзя.

– Это коммерческая история?

– Любой вид спорта – коммерция. Фигурное катание – не бизнес? Или биатлон – не бизнес? Коммерческая составляющая важна, но конкретно тут она вторична.

– Почему не состоялся Кубок Кремля?

– Мы находимся под санкциями и не можем проводить турнир.

Победитель на данный момент последнего Кубка Кремля-2021 в мужском разряде Аслан Карацев
Победитель на данный момент последнего Кубка Кремля-2021 в мужском разряде Аслан Карацев

– Стало ли это неожиданным ударом для вас?

– Никакого удара не было, рабочий момент. Это было ожидаемо, мы лишились челленджеров, проведения командных соревнований, поэтому это всё шло пакетом.

– Есть понимание по поводу 2023 года?

– Посмотрим, как будут развиваться события. Это не зависящие от нас вещи.

– Какие ожидания от Даниила Медведева на этот сезон? В прошлом году он впервые в карьере взобрался на вершину мирового рейтинга.

– Если не будет травм и будет нормальный подготовительный период, то он будет играть ещё лучше и продолжит биться за первое место в мировом рейтинге.

– Вся ситуация в мире помешала ему показать свой максимум в прошлом сезоне?

– Нет. Помешало отсутствие подготовительного периода и потеря трёх месяцев в тренировочном процессе.

Даниил Медведев
Даниил Медведев

– Можно ли Кафельникова, Медведева, Сафина сравнить с Месси или Марадоной?

– Смешное сравнение. Каждый король существует в своем виде спорта. В футбол играют миллиарды людей. В имиджевом плане футболист всегда будет самым популярным спортсменом мира. Вот мы часто говорим про Овечкина, но его тоже нельзя сравнивать. В футбол играет весь мир, а в хоккей – лишь несколько стран.

Для меня номер один – Пеле, на втором месте – Месси. Многие отмечают Марадону, но, по моему мнению, есть два самых великих футболиста в истории. На чемпионате мира болел за Аргентину.

– Давайте вернёмся к теннису. Мы видим, что Рублёв всё никак не может пройти дальше 1/4 финала Большого шлема. Это его потолок?

– Нет. У него на сегодня нет варианта Б в игре, надо расширять горизонты. Он не чувствует усталость и часто перетренировывается, это тоже проблема. Мы надеемся, что он сделает выводы, потому что он точно может показывать более высокие результаты.

– Как вы считаете, у Карацева отличный сезон в 2021 году был просто вспышкой?

– Было несколько факторов, в том числе и смена тренера. Будем надеяться, что Аслан ещё покажет себя на том уровне, какой мы видели. Сейчас он вернулся к бывшему тренеру, я думаю, что дело пойдет лучше.

– Одним из резонансных событий прошлого года стало интервью первой ракетки России Дарьи Касаткиной, которая жёстко раскритиковала работу федерации. Среди негатива она отметила несменяемость власти. Как вы восприняли её слова?

– Мы сильнейшие в России среди игровых видов спорта, а в мировом теннисе мы всегда в тройке, в элите. А её высказывания можно обсудить при личной встрече.

– Также Касаткина критиковала федерацию за малую помощь. Она оценила процент вклада в её становление от ФТР в 10%.

– В разные периоды времени было разное финансирование, но это не значит, что деньги не выделялись спортсменам. Каждая федерация действует в зависимости от своих средств.

Дарья Касаткина
Дарья Касаткина

– Елена Рыбакина (в 2018 году уроженка Москвы приняла гражданство Казахстана, а в 2022-м выиграла Уимблдон, – прим. Metaratings.ru) и её отец тоже критиковали федерацию.

– Я уже говорил, что Рыбакина продукт нашей системы. Если бы мы ей не помогали, она бы никогда не достигла того, что у нее есть.

– Вас удивляет, что критика идёт от спортсменов? Непривычная история для российского спорта.

– Абсолютно неудивительно. Каждый спортсмен имеет своё мнение, но со спортсменами гораздо легче объясняться, чем с другими.

– Конец 2022 года получился для вас продуктивным: конференции Федерации тенниса России и Российского теннисного тура, Олимпийское собрание, где вы были переизбраны в состав Исполкома. Есть ли понимание, что российскому спорту делать дальше?

– Мы обсудили, что будем делать в течение года. Никто не отменял план подготовки к Олимпийским играм. Это остается. Мы переложили календарь, не теряем резервы и готовим перспективу. Но у всех ситуация разная. В зависимости от тех проблем, которые существуют, решения напрашиваются разные. Кому-то надо биться за календарь, кому-то обсуждать международные вопросы.

Что нужно делать? Первое, необходимо сконцентрироваться на подготовке внутри страны. И не только нам, а всем видам спорта. Я считаю, что для формирования системы подготовки методической составляющей необходимо работать с позиции развития. Сейчас самое плодотворное время для формирования молодёжи внутри страны. Календарь зависит напрямую от нас, мы его составим.

Если говорить о нас, то мы используем среднегодье в полной мере и более ранний выход на грунт, потому что у нас грунта-то и нет. Все покрытия делают в основном из харда, который не требует тщательного ухода. Грунт у нас практически пропал. А в средней полосе России на грунт можно выйти только в середине мая. В Советском Союзе мы выходили 10 апреля. Сейчас же мы решили выходить 15 марта, потому что любое покрытие имеет свою работу ног. Олимпийские игры пройдут на грунте, и это будет проблемой.

– Вы отмечаете, что сейчас уже выступаете больше в роли лоббиста. Кто отвечает за ежедневный процесс в федерации?

– Я – по всем направлениям. На конференции, например, делается отчет и выбирается направление деятельности на текущий год. У нас сложившийся коллектив и хорошее взаимодействие личных тренеров с тренерами сборной. Благодаря этой связке мы и даем результат с соответствующей методикой.

Ещё хочу заметить, что у нас никогда в истории работы федерации, что в советское время, что в России, не было скандалов. Выступают эгоцентрики, долларовые миллионеры, но все приносят пользу стране и побеждают на Олимпиадах и командных турнирах.

– Что ожидает российский теннис в 2023 году?

– Надо наращивать то, что сделали в прошлом году. Мы играем во всех соревнованиях. Надо ставить больше рекордов. Уверен, что мы будем участвовать на ОИ в Париже. Надо пробовать попадать полным составом на ОИ. А это зависит от рейтинга.

– Что должно случиться, чтобы через год вы сказали, что 2023-й год получился хорошим в российском теннисе?

– Быть лучше, чем в 2022 году.

Начался Australian Open! Проверьте свои знания о первом турнире Большого шлема в году!

Тест0 вопросов0 минут
Квиз: Как хорошо вы знаете историю Australian Open?
Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте