Махачкалинское «Динамо» никогда не играло в РПЛ, но весьма дерзко залетело в элитный дивизион. Команда успела обыграть в чемпионате «Ахмат» и «Крылья Советов», а в Кубке – даже «Спартак».
За успехами «Динамо» стоят руководители, знающие российский футбол сверху донизу. Это президент Гаджи Гаджиев, а также гендиректор Шамиль Газизов: он вытягивал «Уфу» из любительских лиг в еврокубки, а «Спартак» – на первое место в чемпионате, пусть и временно. Газизов уже проявляет себя в Дагестане – находит спонсоров, подписывает игроков, на которых опирался в «Уфе», – Джемала Табидзе и Гамида Агаларова, – и «облизывается» (по собственным словам) на Артёма Дзюбу. Всё это и стало поводом для нашего интервью.
В беседе с Metaratings.ru Газизов рассказал:
- можно ли ждать в «Динамо» Джикию, Дзюбу и Кокорина;
- как реанимировать лучшего бомбардира РПЛ-2021/22 Агаларова;
- появится ли у «Динамо» фиолетовая форма, как у «Уфы»;
- закупаются ли игроки в спонсирующей команду сети магазинов «Магнит»;
- каковы итоги суда между Газизовым и Леонидом Федуном.
«У «Динамо» нет предложений по Пальцеву после его вызова в сборную России»
– Как оцените первые семь туров для Динамо? Довольны 9-м местом?
– Тут вопрос не столько про места в таблице, сколько про качество игры. Конечно, довольны девятом местом, удовлетворительно. Могли набрать больше очков, но из-за определённых судейских ошибок потеряли очки, в одной игре точно. Нормальный старт. Молодцы и ребята, и тренерский штаб, адаптировались очень быстро. Большое спасибо нашим болельщикам, что хорошо поддерживают нас, причём не только в домашних матчах. Мы и в гостях чувствуем себя уютно с их большой поддержкой.
– Вы перед началом сезона сказали, что идете в РПЛ наводить шороху. Девятое место – это шорох?
– Нет. Я думаю, что мы должны быть выше. Должны стремиться как можно выше. Это может звучать пафосно, но я знаю, какой дух в Дагестане и как там любят победы. Здесь понимают, что такое спортивная составляющая, все победы достаются потом и кровью. Каждая игра для нас очень важна – идём по такому пути.
– Какое место должно быть, чтобы вы сказали, что ваши слова подтвердились и вы навели шороху?
– Посмотрим после 30-го тура на мои слова (смеётся). Я знаю нашу команду очень хорошо, мне важно, чтобы двигались вперёд. Верю в хорошее!
– На этом отрезке команда превосходит ваши ожидания, или вы ждали, что старт будет именно таким?
– Такой старт был прогнозируем. Мы для себя не планировали такой багаж очков, но ожидали.
– Насколько высокое доверие к Хасанби Биджиеву?
– Мы довольны его работой. Почему бы и нет? Он показывает свою состоятельность и квалификацию. Отличное доверие, тренерский штаб правильно работает. Футболисты понимают требования штаба. Надеюсь, что новые приобретения помогут показывать более качественную игру, и наши ребята также все прибавят. К Биджиеву и всему тренерскому штабу большое доверие. Хотели бы сказать Хасанби Эдуардовичу большое спасибо за проделанную работу.
– Что должно случиться, чтобы вы задумались о смене тренера?
– Давайте не думать об этом. Я хочу думать о том, что мы можем добиться с Хасанби Эдуардовичем и его штабом. Это добавляет больше позитива, чем думать о плохом. Мы настроены позитивно и по-боевому. Не хотелось бы подвергать сомнениям ни себя, ни тренерский штаб, ни тем более болельщиков. Команда может быть сильной только когда все объединены одной целью. Что и стараемся делать под руководством Гаджи Муслимовича. Он большой специалист с огромным опытом. Его заслуга здесь огромная.
– Защитник вашего клуба Валентин Пальцев был вызван в сборную России, для «Динамо» это большое событие. Для других игроков это месседж, что они также могут дорасти до приглашения в национальную команду?
– Абсолютно верно! Пальцев – выходец из Первой лиги, до этого участвовал в региональных турнирах и даже поработал на заводе. Это говорит о том, что можно добиваться результата своим упорством и трудом. Для «Динамо» это на самом деле почётно, потому что первый вызов в сборную России из нашего клуба. Ты правильно отметил, что для других это пример. Всем надо работать и ещё раз работать.
– Когда зовут в сборную России игрока из клуба, не входящего в топ-8, он сразу попадает «на карандаш» более статусным командам. Вы готовы отпустить Пальцева, если зимой будет предложение?
– Футбол – это большой спорт и достижения, но также это и бизнес. Не могу утверждать, готовы отпустить или нет. Всё зависит от наличия предложений. На сегодняшний день в «Динамо» нет предложения по Пальцеву.
«Работа судей должна быть более открытой»
– Судейство – главная проблема, с которой вы столкнулись в РПЛ?
– Было неоднозначное судейство в матче с «Пари НН». Тогда очень плохо отсудили, получился резонансный матч. Я пока забыть это не могу – до сих пор сидит в голове. Сложно, не могу ещё отпустить эту ситуацию – так нас тогда отсудили. Мне бы хотелось, чтобы судья этого матча Ян Бобровский понёс нормальное наказание, а не один матч.
– Что вы делаете для этого?
– Выступаем с заявлениями, писали открытое письмо. В рамках закона действуем, аккуратно, без определённого давления. А что делать? У нас нет другого пути.
– Недавно клубы встретились с главой департамента судейства РФС Милорадом Мажичем. Карпин сказал, что ему эта встреча не нужна была, некоторые клубы остались довольны. Как для вас прошла встреча?
– По видеосвязи Гаджи Муслимович [Гаджиев] выступил. Сложно судить, двоякие чувства. Мне кажется, что такая встреча должна была быть перед началом сезона. Пока всё оставляет желать лучшего. Посмотрим, как пройдёт восьмой тур и уже будет ясно.
– Каких улучшений ждёте от судейства?
– Работа судей должна быть более открытой – не за закрытыми дверями. Важно, чтобы клубы примерно знали, какой у арбитров рейтинг и как действует судейский комитет. Если будет открытая работа, это всем будет на руку.
– Ваш клуб, возможно, больше всех в РПЛ со старта сезона пострадал от судейских ошибок. На собрании «Динамо» озвучивало больную тему?
– Конечно! Но вопрос в другом, что будет дальше? Футбол состоит из ошибок и хороших действий. Но мне бы хотелось, чтобы ошибок в судейском корпусе было меньше, от этого зависит квалификация судей. Мне бы хотелось, чтобы судьи не выходили на первый план в футболе. В футболе должны говорить о тренерских задумках, тактических действиях, а сегодня мы говорим про судей только из-за ошибок. Судьи стали одними из ведущих фигур в медиапространстве, это очень плохо.
– Была поддержка от клубов?
– Я полностью поддерживаю Алексея Рыскина (спортивный директор «Ростова» – Metaratings.ru), когда он говорит, что в ЭСК обращается ради смеха. ЭСК на сегодня чуть-чуть дискредитировала себя. Клубы отправляют туда для рассмотрения много эпизодов, и все клубы понимают, что 99% ситуаций будет в пользу судей. Ошибки сразу видны всем. Но нет, находятся какие-то [оправдательные] слова, что доходит до смешного. Мне кажется, сами арбитры уже запутались. Чем меньше будет путаницы, тем легче будет всем с трактовками.
– В прошлом сезона была встреча с игроками, где объясняли все трактовки. Сейчас это необходимо?
– Однозначно. Нужна встреча со всеми игроками, тренерами. Чтобы знали, как можно играть руками, как вести силовую борьбу. Тренерам надо знать, что можно позволять во время тренировочного процесса, а что нет. Здесь огромный дисбаланс, всё переходит в игру. Когда друг друга руками выталкивают – это уже регби, а не футбол, здесь уже не может быть трактовок. Нам всем вместе надо взяться за общее дело и решить проблему. Проблема будет всегда, но хочется чтобы было меньше.
– Вы два года не работали в РПЛ, но, возможно оставались в теме. Судейство в этом году стало хуже?
– Я у коллег спрашивал – неужели настолько всё плохо? Мне многие сказали, что осенью прошлого сезона было более менее нормально, а весной уже вот так начали судить. На сегодняшний день много недовольных клубов.
«Переход Джикии может произойти в любую минуту»
– Много говорилось о возможном переходе Георгия Джикии в «Динамо». Вы и Гаджи Муслимович подтверждали, что хотите подписать его. Скоро закрытие трансферного окна, а Георгий без клуба. Какова вероятность, что всё же подпишете его?
– Находясь в футболе, мы научились никогда не надо говорить «нет». Если получится, что Георгий окажется в нашем клубе, для нас это будет огромная удача и честь. До конца трансферного окна мало времени, но с ним пока что не было разговоров на эту тему. Но это может произойти в любую минуту. Всё возможно.
– Чья это должна быть инициатива?
– Он сам всё прекрасно знает. Дело всё в желании Джикии – мы нашу позицию уже озвучили.
– До сих пор без клуба и Артём Дзюба. Вы как-то выразились, что «облизываться на него можно». Трансферной бомбой можете удивить перед закрытием ТО?
– Всё возможно. Футболист очень статусный, мастеровитый. Он станет усилением и украшением для многих клубов РПЛ.
– Это ведь был бы и неплохой маркетинговый ход, на Дзюбу придут больше болельщиков.
– В медиа мы себя неплохо проявляем. На сегодняшний день у нас есть новые звёздочки. Надеюсь, что ещё удивим своей игрой.
– Реально ли пригласить Александра Кокорина? У вас ведь наверняка остались контакты со времён его перехода в «Спартак»?
– Это невозможно. У него есть клуб, где он выступает неплохо. Если Саша вернётся в РПЛ, то в клуб, где есть большие задачи.
«За Агаларова отдали в разы меньше миллиона»
– Вы подписали Гамида Агаларова. Он был лучшим бомбардиром РПЛ, когда вы работали генеральным директором «Уфы», а без вас в «Ахмате» сдулся. Сейчас понимаете, как реанимировать Гамида?
– Мы в «Уфе» интенсивно работали с Гамидом. Я хорошо его знаю как человека и футболиста. Знаком с его возможностями. Мы надеемся, что он наберёт форму и будет помогать команде. У меня в этом нет никаких сомнений. Надо чуть-чуть подождать.
– В прошлом сезоне он забил один всего 3 мяча, из них 2 с пенальти. На что рассчитываете сейчас?
– Что он наберёт форму и кондиции, будет радовать болельщиков Дагестана. Форвард – зависимая фигура, он привыкнет к манере игры команды, а ребята к его игре привыкнут. Повторюсь, я убеждён, что Гамид не раз ещё будет радовать публику своей игрой. Наши форварды играют на команду – это говорит о тренерских задумках. Чуть-чуть надо подождать.
– Гаджи Муслимович говорил Metaratings.ru, что физическая готовность Агаларова не слишком высока. Вы не видели его до подписания? Удивились, когда его увидели таким?
– Для меня это не было большим откровением, он в «Ахмате» немного забивал. Я просто знаю его способности. Гаджи Муслимович как профессионал отмечает моменты, которые многим не видно. Гамид наберёт форму, всё будет хорошо.
– Сколько вы отдали за него? Читал где-то про 1 млн евро. Так?
– Нет, это не так. В разы меньше.
– О какой сумме идёт речь?
– В разы меньше одного миллиона. В сделке участвуют две стороны, будет правильно, если промолчим.
«Чтобы Касинтура получил российский паспорт, нужно применять админресурс»
– Вы говорили нам, что у вас «на карандаше» были игроки из сборных-участниц Евро-2024. О ком шла речь?
– Одним из вариантов был Джемал Табидзе, которого мы и подписали. Он со сборной Грузии был на чемпионате Европы, правда, в запасе. Сейчас он также вызван в сборную Грузии.
– Были игроки, с которыми не удалось договориться по сумме или которые не захотели ехать в Россию?
– Мы отдавали себе отчёт в том, кого мы хотели. Понимали, где можем работать. По России как таковых отказов не было. Но в трансферах всякое бывает. Что-то не устраивает, о чём-то не смогли договориться. В целом что мы хотели, то и получили. Трансферное окно отработали на четвёрку.
– У вас 4 арендованных футболиста. Осознанно шли на риск, ведь через сезон придется собирать новый состав?
– Мы прописываем в контракте пункт об аренде с правом выкупа, чтобы за сезон успеть познакомиться с новичками. [Никита] Котин и [Илья] Кирш молодые футболисты, будем смотреть за ними. Мы посоветовались и решились поработать с [Никитой] Гойло, потому что остальные вратари молодые. Парень в разы опустился в зарплате, чтобы оказаться у нас и двигаться с нами дальше. Я не считаю, что много арендованных. По молодым центральным защитникам посмотрим, смогут ли они правильно воспринять и зацепиться за шанс. Всё зависит от них.
– Вы говорили, что Эгаш Касинтура может получить российский паспорт. Как обстоят дела вашего футболиста сейчас?
– У Эгаша нет российского паспорта. Мы несколько раз подходили с определённым вопросом, чтобы подавать на получение паспорта, но каждый раз меняется законодательство. На сегодняшний день у Касинтуры нет российского гражданства. Можно получить его, но надо более серьёзный административный ресурс применять.
Он не против этого. Если он нужен будет сборной России, это всё быстрее произойдёт.
– А зачем вообще российское гражданство Касинтуре?
– Один из вариантов – дальше себя проявлять, попытаться попасть в сборную России. Гражданство подразумевает профессию, а профессия у него футболист.
«Ждём Хабиба на домашней игре, он это знает»
– Город Махачкала живёт командой, как это было во времена «Анжи»?
– Если брать матчи Первой лиги, то мы собирали более 20 тысяч болельщиков. В РПЛ мы уже собирали 10 тысяч. Вместимость нашего стадиона – 15 тысяч. В ближайшее время думаю, аншлаг будет.
Мы с «Анжи» и другими командами идём разными путями. У нас совсем другая история. В Дагестане футбол очень любят. Есть большой интерес и ажиотаж среди болельщиков. Люди приходят с детьми, раньше этого не замечалось. Это говорит, что все чувствуют себя комфортно и в безопасности. Мало нецензурной брани. Болельщики ведут себя достойно, на стадионе много людей с семьями. Если это продолжится, значит, мы на правильном пути.
– Почему на матчах Первой лиги ваша посещаемость была выше, чем в РПЛ?
– Заявили стадион на 15 тысяч, чтобы выполнить требования по Fan ID. Для болельщиков это в новинку, много людей уже зарегистрировалось. Все клубы через это проходят, в том числе и мы. 10 тысяч человек – хороший результат. На игру со «Спартаком» (15 сентября – Metaratings.ru) планируем собрать 13-14 тысяч человек. Мне кажется, это нормально.
– Что вы делаете для привлечения болельщиков?
– В городе много наружной рекламы, мы очень активно работаем в медиа пространстве, проводим различные акции в Махачкале, используем всевозможные диджитал инструменты, а билетная программа у нас одна из самых демократичных в лиге, мы делаем всё возможное, чтобы большой футбол оставался доступным для всех слоев населения.
Большую помощь оказывают власти Дагестана, надо отметить большую поддержку со стороны руководителя региона (президент Дагестана Сергей Меликов – Metaratings.ru). Без него это вообще не было бы возможно.
– Хабиб придёт на игру «Динамо» в РПЛ?
– Он приходил на наши игры в Первой Лиге. Думаю, в РПЛ он тоже посетит на наш матч. Он любитель футбола и часто посещает матчи: не только в России, но и заграницей. Наверняка мы его увидим на матчах «Динамо». Мы его ждём, он это знает.
– Как относятся к успехам «Динамо» болельщики «Анжи»?
– Да, раньше в городе был «Анжи», но у каждого времени своё течение. Мы знаем, что футбол очень любят в Дагестане и Махачкале. Сейчас дагестанская история футбола продолжается. Вокруг команды есть ажиотаж. Если интерес к команде еще повысится, это будет серьёзным достижением.
– «Анжи» закрывался в 2022 году, сейчас возродился. Вы будете взаимодействовать с этим клубом?
– Чем больше команд в Дагестане, тем лучше для всех. Мы со всеми на связи, мы поддерживаем друг друга.
– Продажа футболок помогает «Динамо» финансово?
– Это новый путь для нас. Мы нормально двигаемся в этом направлении. Безусловно, мы работаем и над развитием нашего магазина атрибутики, нам есть куда расти, но в нашем случае совершенно точно можно говорить о поступательном движении вверх. Мы большие усилия прилагаем и для развития матчдэй программы, народу она нравится.
Продажа футболок – больше рекламный проект. Если человек покупает атрибутику клуба, он несёт рекламу по улице и к себе домой. Так что мы действуем поступательно, для нас это неплохая поддержка. Любая купленная футболка – это плюс для клуба во всех направлениях. Это и финансовый плюс, и рекламный.
– Бюджет клуба – чуть более миллиарда рублей. Этого достаточно, чтобы задержаться в РПЛ?
– Это небольшой, но достаточный бюджет, чтобы развиваться в правильном направлении. У нас одна цель – занять высокое место.
– Как идет работа по взаимодействию с букмекерами?
– Мы недавно подписали нормальный контракт с «Бетсити». Спасибо компании, что мы стали партнёрами. Для нас это хорошее достижение.
– Что даёт контракт с букмекером?
– Возможность реализовывать дополнительные медиа активности, сильный партнер помогает нашему бренду стать сильнее. Конечно, важно и увеличение бюджета. Мы надеемся на долгосрочное сотрудничество. Пока всё отлично, нам нравится друг с другом работать.
– Насколько тяжело сейчас привлекать спонсоров?
– Это всегда непростая работа. Задача менеджмента – обрастать партнёрами в разных сферах.
– В «Уфе» вы в своё время привлекли внимание фиолетовой формой. Возможны эксперименты с цветами в «Динамо»?
– У «Динамо» традиционные цвета, тут не разойдёшься. Но мы работаем над усовершенствованием элементов собственного фирменного стиля, делаем визуал Динамо «свежим», современным и в то же время добавляем в дизайне элементов дагестанской культуры, это очень важно для нас. Что касается формы, то вполне возможно, что как раз с помощью партнёров мы создадим дополнительный комплект в обозримом будущем.
– У вас есть партнерское соглашение с «Магнитом». Игроки обязаны пользоваться этим магазином?
– Не обязаны, но у них есть бонусные карты. Многие игроки ходят в «Магнит», я тоже туда захожу.
«Суд с Федуном? Я не дал вытереть о себя ноги»
– Вы общаетесь с Федуном?
– Нет, я с ним не общаюсь. Никаких контактов.
– Не жалеете о том, что согласились на работу в «Спартаке»?
– Нет, это большой опыт. Я окунулся в большой клуб с огромной историей, познакомился с многими людьми. Но сейчас у меня другая история и я рад, что это со мной работать. Мне нравится работать в Дагестане.
Я никогда не жалею о содеянном. Это решение не было спонтанным, я его обдумывал.
– Что вы можете сказать о результатах суда с клубом?
– Я попытался доказать свою правду и не дал вытереть о себя ноги. Доволен ли я результатом дела? Пусть всё это останется на совести Федуна.