На первом круге Гран-при Великобритании-2022 произошла авария с участием трех пилотов – Пьера Гасли, Джорджа Расселла и Гуанью Чжоу, в результате которой болид китайца перевернулся, проехал несколько метров вверх ногами, перелетел через отбойник и завалился набок. Зрители, сидевшие на первых рядах, смогли на несколько секунд почувствовать себя на съемочной площадке фильма ужасов, где всё пошло не по плану.
К счастью, Чжоу отделался легким испугом и вечером был выписан из больницы, а зрители смогли вернуться на свои места после того, как последствия аварии были устранены. Metaratings.ru предлагает вспомнить самые яркие и прошедшие без жертв аварии Формулы-1, которая, несмотря на все меры безопасности, остаётся смертельно опасным видом спорта.
Ники Лауда (Гран-при Германии, 1976)
1 августа во время Гран-при Германии на Нюрбургринге произошла авария, которая чуть не унесла жизнь будущего трехкратного чемпиона мира Ники Лауды. На втором круге дистанции пилот потерял управление, предположительно, из-за неисправности задней подвески, и врезался на большой скорости в отбойник. Болид загорелся и вылетел обратно на трассу перед Бретом Ланджером.
Соперник смог быстро покинуть машину, а австриец оказался зажат между обломками. Ланджер, Артуро Мерцарио, Харальд Эртль и Гай Эдвардс смогли коллективными усилиями вытащить Лауду из горящей машины, но пилот Ferrari получил обширные ожоги головы, а также отравление токсичными продуктами горения. После того, как Лауду доставили в больницу, он впал в кому, но смог выжить, несмотря на неутешительные прогнозы врачей.
Спустя шесть недель после жуткой аварии Лауда вернулся в гонки и смог не только выиграть еще множество гонок, но и стать одним из пяти трехкратных чемпионов мира в истории Формулы-1. После аварии у Лауды остались многочисленные шрамы, которые он до конца дней прикрывал красной кепкой. Несмотря на то, что у австрийца были финансовые возможности сделать пластические операции в лучших клиниках мира, он отказался от этой идеи, восстановив только веки.
При этом история Лауды и его противостояния с Джеймсом Хантом в сезоне, который чуть не стал для Ники роковым, была экранизирована в очень успешном фильме Рона Хорварда «Гонка».
Жак Вильнёв – Михаэль Шумахер (Гран-при Европы, 1997)
Сезон 1997 года запомнился поклонникам королевских гонок соперничеством Жака Вильнева и Михаэля Шумахера. К последнему этапу соперников разделяло одно очко – и лидировал немец.
В квалификации впервые в истории три пилота установили идентичное время – Михаэль Шумахер, Жак Вильнев и Хайнц-Харальд Френтцен. В итоге два первых ряда были сформированы в соответствии с последовательностью, в которой было показано время – Вильнев, Шумахер, Френтцен.
На старте гонки Шумахер смог пройти Вильнева и выйти в лидеры, но на 48 круге дистанции канадец смог догнать немца и попытался провести атаку, в результате которой произошло столкновение, которое обсуждают по сей день.
Вильнев попытался провести очень самонадеянную атаку в шпильке по внутренней траектории. Вильнев слишком глубоко вошел в поворот, что не позволило его болиду остановиться сразу после контакта. Чтобы избежать столкновения, Шумахеру необходимо было перекрестить траектории и выехать по внутренней, но он ошибся в расчетах. Вильнев не вылетел в гравий, а благодаря свежим шинам смог резко затормозить, оставшись на пути Шумахера. Немец не стал второй раз уворачиваться и врезался в бок сопернику.
Если бы Шумахер не стал корректировать пилотаж в первый раз и не снял бы ногу с педали тормоза, то с большой долей вероятности в результате столкновения Вильнев бы закончил гонку, а в худшем случае получил бы штраф за опасный маневр.
Но в результате столкновения Шумахер закончил гонку досрочно, а Вильнев смог выйти в лидеры. На последнем круге канадец решил не рисковать, пропустил вперед Хаккинена и Култхарда, но всё равно стал чемпионом за счёт вылета Шумахера.
Сразу после аварии судьи признали столкновение Шумахера и Вильнева гоночным инцидентом, но под нажимом общественности представители FIA приняли диаметрально противоположное решение, признав Шумахера виновным в аварии. Президент федерации Макс Мосли объявил маневр «намеренным, но не запланированным заранее». В качестве наказания Шумахера лишили второго места в чемпионате и всех очков, набранных в сезоне, при этом очки в Кубке конструкторов, а также места, занятые пилотом, и вся его статистика, остались без изменений.
Дэвид Култхард (Гран-при Бельгии, 1998)
Авария на старте Гран-при Бельгии по праву считается самым масштабной в истории «Формулы-1», в которой никто не получил серьезных травм.
На выходе из поворота «Ля Сурс» Дэвида Култхард задел рельс безопасности, потерял контроль над машиной, вернулся на трассу, ударился об отбойник на противоположной стороне трассы и вновь оказался на треке. От летящего болида увернулись Физикелла и Хилл, остальным повезло значительно меньше. Столкнулись 13 автомобилей!
После того, как большая часть пелотона превратилась в груду искореженного металла, гонка была остановлена, а маршалам понадобилось больше часа, чтобы ликвидировать последствия аварии. В те времена команды имели право использовать запасные машины, чем и воспользовался виновник аварии Дэвид Култхард. Но пилот McLaren вновь попал в аварию, которая могла произойти только при определенном стечении обстоятельств.
Проигрывая круг, Култхард встретился с Михаиэлем Шумахером, лидировавшим в тот момент. Пилота предупредили по радио, что он должен пропустить немца, но тот ослушался и продолжил движение по гоночной траектории, а при приближении Шумахера приподнял ногу с педали акселератора.
Шумахер не ожидал такого поведения от соперника и на полной скорости врезался в него. После столкновения Шумахер добрался до боксов на трех колесах и побежал в боксы McLaren с криком «Ты хотел меня убить». На пути пилота встали механики, а появление Жана Тодта охладило разгоряченного немца, готового ввязаться в рукопашный бой с Култхардом.
Роберт Кубица (Гран-при Канады, 2007)
Гран-при Канады-2007 запомнилось болельщикам аварией пилота BMW Sauber Роберта Кубицы. На 27 круге дистанции во время торможения болид поляка зацепил Toyota Ярно Трулли, после столкновения неуправляемый болид вылетел с трассы в гравийную ловушку, которая не смогла погасить скорость, и Кубица врезался в бетонный отбойник. Во время столкновения скорость превышала 200 км/ч.
После первого удара Кубицу по касательной траектории бросило в другую сторону и выбросило обратно на трассу. По счастливой случайности никто не врезался в пролетающую машину, но на этом драма Кубицы не закончилась. Его болид врезался на большой скорости в гардрейл.
От болида практически ничего не осталось, во время аварии оторвались даже прицепленные тросами колеса. После извлечения из-под обломков пилота отправили на медицинском вертолете в ближайшую больницу.
Несмотря на серию ударов, Кубица отделался сотрясением мозга и растяжением лодыжки. Пилоту пришлось пропустить этап в США, но это, согласитесь, ничто по сравнению с тем, что поляк чуть не погиб.
Спустя год Кубица вернулся в Канаду и одержал первую и единственную победу в своей карьере.
Себастьян Феттель – Марк Уэббер (Гран-при Турции, 2010)
Фанаты Red Bull ожидали на Гран-при Турции-2010 победный дубль, а вместо него получили аварию, ставшую предвестником раскола в команде. За 19 кругов до финиша Марк Уэббер перешел в режим экономии топлива, опережая Себастьяна Феттеля на несколько секунд. К этому моменту в баке немца оставалось чуть больше топлива, чем у напарника по команде, поэтому он должен был перейти в режим экономии топлива на следующем круге. Ключевые слова здесь «должен был».
На длинном разгоне перед 12-м поворотом Феттель внезапно «нырнул» на внутрь и, перестраиваясь перед выходом на апекс, не рассчитал траекторию и слишком рано повернул вправо. В результате чего врезался в напарника по команде.
Уэббер смог продолжить гонку, но после вынужденного пит-стопа для замены переднего антикрыла пропустил пилотов McLaren и финишировал на третьей позиции. Феттель расплатился за свою дерзость, застряв в гравии.
После аварии пилоты обвиняли друг друга, а руководитель команды Кристиан Хорнер был в ярости.
«Это был не тот момент, когда нужно было гоняться друг с другом. Мы были под огромным давлением McLaren — они были намного быстрее на прямых, а потому мы должны были максимально отыгрываться в поворотах. Феттель должен был атаковать — иначе его прошёл бы Хэмилтон. И Себ уже был впереди — по крайней мере на пару метров, и следующий поворот был левым - он не мог тормозить на грязной части трассы и должен был уйти правее», – заявил Хорнер после инцидента, выставив виноватым австралийца. Red Bull очевидно сделал ставку на более молодого Феттеля, а Уэббер так и остался вторым номером команды, пока не покинул Ф-1.
Марк Уэббер (Гран-при Европы, 2010)
В карьере австралийца была еще одна эффектная авария, о которой невозможно не вспомнить в контексте нашей статьи. На старте Гран-при Европы Уэббер провалился со второго на девятое место. Чтобы не терять времени, он первым провел пит-стоп в надежде обыграть соперников тактически.
Затем пилот Red Bull попытался воспользоваться слипстримом на свежих шинах и пройти Хейки Ковалайнена из команды Lotus, но зацепился передним антикрылом за заднее у соперника, после чего болид австралийца взлетел вверх. Вертикальный полет Уэббера продолжался считанные секунды, после чего болид перевернулся вверх колесами, приземлился на трассу и врезался в барьер из шин. По счастливой случайности, никто не пострадал, а сам Марк отделался парой синяков.
Нико Росберг – Льюис Хэмилтон (Гран-при Испании, 2016)
Соперничество Нико Росберга и Люиса Хэмилтона в сезоне 2016 достигло своей критической точки на Гран-при Испании. Впервые их противостояние закончилось контактом на трассе.
Проиграв старт, Хэмилтон практически сразу попытался отыграться и бросился в атаку на Росберга, а немец, заметив маневр напарника, перегородил ему дорогу, избежав контакта. Хэмилтон не сбрасывая скорости, выехал на траву, после чего его машину развернуло и выбросило на трассу в тормозившего в этот момент Росберга. В итоге оба пилота Mercedes не проехали и круга.
Стюарды виновным никого не признали. После аварии на старте в Испании отношения между Хэмилтоном и Росбергом превратились в игру на публику и борьбу на трассе, за которой с удовольствием наблюдали поклонники Формулы-1.
По итогам сезона Росберг стал чемпионом мира и внезапно для всех принял решение закончить карьеру. Было ли его решение продиктовано желанием уйти на пике карьеры или он боялся снова остаться вечно вторым, знает только он сам, но его противостояние с Хэмилтоном стало украшением сезона 2016.
Фернандо Алонсо (Гран-при Австралии, 2016)
2016 год запомнился поклонникам не только сражениями между Росбергом и Хэмилтоном, но и столкновением Эстебана Гутьеррса и Фернандо Алонсо на 18 круге Гран-при Австралии. После контакта с соперником от машины испанца оторвало колесо и на скорости в 305 км/ч, он врезался в отбойник.
По данным FIA, в момент столкновения Алонсо испытал перегрузку в 46g. Без потери сознания человек может выдержать перегрузку в 20-30 g не более 1-2 секунд, как утверждают врачи, поэтому испанцу невероятно повезло в этой аварии. Он не только остался в сознании, но и не получил серьезных травм. Врачи диагностировали только трещины в ребрах.
Во время анализа аварии впервые в истории была использована запись с высокоскоростной камеры. В сочетании с данными бортовых самописцев и ушного акселерометра специалисты смогли восстановить аварию в мельчайших деталях.
Во время инцидента голова пилота дважды ударились о левую часть подголовника. Оказавшись на траве, автомобиль, скользил и опрокидывался, что привело к высокому боковому отрицательному ускорению в 46g. Машина перевернулась на 540 градусов. На протяжении 0,9 секунды она находилась в воздухе. Во время приземления задняя часть энергопоглощающей структуры получила продольное ускорение в 20g.
Лучшие букмекеры для ставок на Формулу-1
Себастьян Феттель – Кими Райкконен – Макс Ферстаппен (Гран-при Сингапура, 2017)
Старт ночного Гран-при Сингапура в 2017 году запомнился массовой аварией с участием Кими Райкконена, Макса Ферстаппена и Себастьяна Феттеля.
Себастьян Феттель, стартовавший с поула, начал смещаться в сторону Макса Ферстаппена, стартовавшего со второй позиции, а Райкконен попытался обойти голландца слева. В итоге неудавшейся атаки финский пилот врезался сначала в Феттеля, потом снова столкнулся с Ферстаппеном, и они оба врезались в Фернандо Алонсо, который после разворота смог продолжить движение.
В итоге Ферстаппен, Райкконен и Феттель закончили гонку, так и не начав ее на первом круге. А Хэмилтон, выигравший Гран-при, смог оторваться от Феттеля в чемпионате и по результатам сезона стал четырехкратным чемпионом мира.
Роман Грожан (Гран-при Бельгии 2012 и Гран-при Бахрейна 2020)
Француз Роман Грожан запомнился сразу двумя моментами, которые вошли в топ-список происшествий «Формулы-1».
В 2012 году француз на разгоне в первом повороте зажал болид Льюиса Хэмилтона и спровоцировал массовую аварию. После контакта с пилотом McLaren Грожан взлетел в воздух и пролетел в паре сантиметров от головы Алонсо. Хэмилтон после столкновения с Грожаном врезался в Камуи Кобаяси. В результате аварии Алонсо, Хэмилтон, Грожан и Перес, который стал невольным участником аварии, закончили гонку досрочно.
После разбирательства Грожана дисквалифицировали на одну гонку (Гран-при Италии) и обязали выплатить штраф в 50 тысяч евро.
А спустя восемь лет все действительно испугались за жизнь Грожана. На первом круге Гран-при Бахрейна он резко взял вправо, зацепился задним колесом за болид Даниила Квята и под практически прямым углом врезался в металлический гардрейл.
В результате аварии автомобиль «разорвало» на две части, мгновенно вспыхнули топливопроводы. После такого удара пилот должен был потерять сознание, но Грожану невероятно повезло: он самостоятельно выбирался из открытого огня спустя 32 секунды после начала пожара.
Пилот получил ожоги тыльной стороны обе рук, а также ожог лодыжки. Вследствие чего пропустил две заключительных гонки сезона, но это такие мелочи по сравнению с тем, что могло случиться, не успей пилот вовремя покинуть болид.
Льюис Хэмилтон – Макс Ферстаппен (Гран-при Великобритании, 2021)
Гран-при Великобритании 2021 года стало одним из самых напряженных моментов в противостоянии Хэмилтона и Ферстаппена за чемпионский титул.
Пилот Mercedes на старте попытался атаковать Ферстаппена, но первая попытка оказалась неудачной. Пилот Red Bull сохранил преимущество, но Хэмилтон не сдавался и продолжал прессинговать соперника. В итоге в повороте «Копс» пилоты не смогли разойтись мирно и столкнулись. Льюис задел правое заднее колесо голландца и отправил его в барьер безопасности. После удара Ферстаппена увезли в больницу, а Хэмилтон воспользовался красными флагами после аварии и смог вернуться в гонку.
Во время вынужденной паузы стюарды признали Хэмилтона виновным и наказали его 10-секундным штрафом, который не помешал ему выиграть гонку.
После гонки в паддоке разгорелась настоящая психологическая война. Представители Red Bull обвиняли в бездушности Хэмилтона, бурно празднующего победу, в то время как их пилот находился в больнице, а представители Mercedes пытались оправдать поведение своего гонщика. Несмотря на то, что никто в этой аварии не пострадал, она стала началом полномасштабного противостояния пилотов, которое завершило гегемонию Хэмилтона.