Metaratings.ru приводит вторую часть обзора финансов клубов КХЛ. На этот раз речь пойдёт о Восточной конференций, представитель которой сенсационно выиграл Кубок Гагарина. В середине апреля мы уже публиковали данные о Западе, где вот уже как шесть лет доминируют «базовые армейские» клубы. По финансовым возможностям СКА и ЦСКА нет равных в КХЛ, но это не позволяет им побеждать всегда.
Хотя на самом деле, сейчас и на Востоке оторвались от всех два клуба — это «Ак Барс» и «Авангард». Согласно бухотчётам, затраты на фонды оплаты труда в обеих организациях в 2020 году превысили 2,5 млрд рублей. Для сравнения, в СКА и ЦСКА эти значения оказались на уровне 2,88 и 2,75 млрд. Другие команды лиги не могут преодолеть этот барьер.
Однако следует учитывать, что в ФОТ клубов входят не только зарплаты хоккеистов основного состава: некоторые включают в него еще и гонорары в молодёжной команде, и в академиях. Также в фонд оплаты труда записывают зарплаты и премии персонала, а также всех работников организации. Например, в «Авангарде» среднегодовая численность работников составила 500 человек.
«Авангард» сам выручил 846 млн рублей, а «Ак Барс» приписал себе 4 млрд заработка
Всего же бюджет нового обладателя Кубка Гагарина в 2020 году равнялся 3,014 млрд рублей. Из них 2,85 млрд выделили члены ассоциации «Авангард», куда входят «Газпромнефть» и связанные компании, а также сама Омская область. Всего же в 2020 году клуб сам заработал 846 млн рублей, из которых 748 пришли от рекламодателей.
Чистая прибыль «Авангарда» после уплаты налогов составила 35 млн рублей, что на 461 млн меньше, чем в 2019 году. Возможно, что это связано с отменой позапрошлого плей-офф, из-за чего клуб недополучил премиальные от рекламодателей, ведь годом ранее доходы составили 1,547 млрд.
Так что предположить финансовые показатели омичей по итогам 2021 года сейчас невозможно: с одной стороны, конечно, возрастут доходы, но с другой – есть вероятность, что заметную их часть «съедят» премиальные игрокам за выигранный Кубок Гагарина.
Доходы «Ак Барса» составили 4,64 млрд рублей, что на почти 430 млн больше, чем в 2019-м. Правда, из всей этой гигантской суммы 4,222 млрд приходится на реализацию рекламных услуг. По сути, это деньги «Татнефти». При этом клуб оказался в большом плюсе: казанцы показали чистую прибыль в 393 млн рублей. Хотя в российском спорте зачастую этот показатель просто говорит о том, сколько денег из заложенного бюджета не было израсходовано.
Уральские клубы финансово сильно отстают от лидирующей двойки
Следом за дуэтом лидеров относительно компактно расположились «Металлург», «Салават Юлаев», «Трактор» и «Автомобилист». Бюджеты этих клубов либо около 1,5 млрд рублей, либо превышают эту отметку.
Например, «Салават» в 2020 году потратил 2,16 млрд рублей, хотя ранее в клуб поступили целевые средства на 2,3 млрд рублей. Согласно дополнительным сводкам на сайте БФО, затраты на фонд оплаты труда в уфимском клубе составили 1,876 млрд рублей. Управляющий персонал команды за год получил 58 млн рублей с учётом страховых взносов.
Почти 1,9 млрд рублей «Салават» получил в качестве пожертвований, самостоятельно же клуб заработал в 2020 году 291 млн рублей. Из них было продано билетов и абонементов на 131 млн рублей, от кейтеринга получено 15 млн, и от реализации сувенирной продукции — 20 млн. То есть, по очень грубым подсчётам, можно оценить, что в среднем каждый болельщик, пришедший на «Уфа-Арену», принёс клубу около 1050-1100 рублей.
Выручка «Металлурга» составила 257 млн рублей. То есть, из большой восточной четвёрки только «Ак Барс» приписал себе деньги от владельца как заработанные клубом, а не вложенные извне. Уральцы также подробно расписали, сколько денег ушло на клубы КХЛ, МХЛ и на ДЮСШ:
- Расходы «Металлурга» — 1,752 млрд рублей;
- Расходы «Стальных Лис» — 59 млн;
- ДЮСШ — 62 млн.
К сожалению, уральцы не указали свой ФОТ, как и другой клуб из Челябинской области — «Трактор». Всего в 2020 году в бюджет «столичного клуба» поступило 1,5 млрд рублей, а расходы на целевые мероприятия составили 1,3 млрд рублей. Уже сейчас клуб проходит процесс урезания бюджета: например, вероятнее всего, перестанет существовать «Челмет» в ВХЛ.
А вот отчёт «Автомобилиста» — просто образцовый. Екатеринбуржцы даже расписали структуру вложений. Так, от УГМК клуб получил почти 1,6 млрд рублей; от правительства Свердловской области — 363 млн, от «Газпромбанка» — 70 млн. Собственные доходы команды составили 340 млн рублей, что неплохо, учитывая небольшую арену в 5500 зрителей. ФОТ всей структуры «Автомобилиста» — 1,384 млрд рублей, а организация матчей КХЛ, ВХЛ и МХЛ обошлась клубу в 350 млн. Общая же сумма расходов — 2,3 млрд рублей.
Целевые поступления в «Амур» сравнимы с «Трактором», но выхлоп совершенно разный
На Востоке, как и на Западе, есть группа команд, для которых попадание в плей-офф — это уже главная цель сезона, а далее пусть будет что будет. Это «Сибирь», «Нефтехимик», «Амур» и «Торпедо», чуть ли не каждый год меняющее конференцию из-за своего географического положения.
Финансовые показатели «Сибири» и «Торпедо» очень схожие — у них почти одинаковая выручка (524 и 608 млн), а большую часть средств клубы получают извне. Добровольные взносы и пожертвования у новосибирцев составляют 800 млн рублей, а у волжан — 1 млрд.
Оба клуба не прописали свои фонды оплаты труда, однако они вряд ли превышают миллиард рублей. А вот «Нефтехимик» эту цифру указал — 613 млн рублей плюс 87 млн отчислений на социальные нужды. Возможно, что и «Торпедо» с «Сибирью» тратят на игроков, персонал и работников такие же деньги.
Выручка «Нефтехимика» составила 802 млн рублей, из которых 761 млн — это поступления от рекламодателей. Судя по всему, клуб из Закамья, как и «Ак Барс», решил прописать поступления от генерального спонсора — «Нижнекамскнефтехима» — в качестве собственных доходов. При этом самостоятельно команда из города с населением в 250 тысяч человек на билетах заработала всего 17 млн.
Однако все эти средства не сравнятся с целевыми взносами в «Амур» — в 2020 году они составили 1,3 млрд. Это уровень, близкий к «Трактору», однако следует учесть географическое положение команды — хоккеистам нужно переплатить, чтобы они полетели на Дальний Восток, плюс расходы на логистику здесь самые большие в КХЛ.
В следующем сезоне в КХЛ должен вернуться «Адмирал», если КХЛ его допустит после уплаты всех долгов. Учитывая, что влияние потолка зарплат должно усилиться из-за окончания ряда контрактов, заключенных ранее 2020 года, сезон должен получиться ещё интереснее. Богатейшие клубы однозначно должны сократить свои ФОТы, чтобы вписаться в установленные правила, что даст больше возможностей этой восточной пятёрке.