Весной были определены составы групп сборной России по биатлону: Эдуард Латыпов вместе с талантливой молодёжью остался в группе Юрия Каминского, в группу Сергея Башкирова вошли, в числе прочих, Максим Цветков и Александр Поварницын, а некоторые опытные спортсмены, как Александр Логинов и Антон Бабиков, отправились на самоподготовку.
Однако с 11 июля мужская сборная России в объединённом составе тренируется под руководством Юрия Каминского. Первый совместный сбор биатлонисты основного состава проводят в среднегорье на Семинском перевале на Алтае.
В эксклюзивном интервью Metaratings.ru старший тренер сборной России рассказал:
- как происходит объединение двух групп подготовки мужской сборной;
- какое значение имеют горные сборы в подготовке к сезону;
- почему уравнивание дистанций у мужчин и женщин неразумно;
- какие опасения возникают при подготовке к Спартакиаде в Златоусте.
«Биатлонисты начали постепенно перестраиваться с планов Башкирова под моё видение»
– Какие изменения произошли в работе мужской команды с объединением групп? Можно ли говорить о ликвидации группы Сергея Башкирова?
– Сейчас трудно сказать, к какому эффекту это в итоге приведёт. Изменения будут происходить постепенно. Пока спортсмены обеих групп работают по общему плану в рамках единой концепции подготовки, но при этом с учётом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Сейчас мы проводим первый совместный сбор. В объединении групп есть определённые плюсы, но для достижения цели нужно минимизировать и минусы. Главное, чтобы спортсмены работали более эффективно.
– Как вы осуществляли контроль за работой группы Башкирова на первых сборах?
– Мы пересеклись на протяжении пяти дней на одном из сборов. Они работали с учётом моих корректировок плана, но в основном придерживались планов, разработанных Башкировым. Потом начали постепенно перестраиваться под моё видение.
– Тренеры другой группы Башкиров и Павел Максимов при совместной работе также продолжат курировать спортсменов, которые тренировались с ними?
– Поскольку мы работаем в одной методической концепции, мне бы хотелось, чтобы мы работали совместно. Конечно, у спортсменов есть определённые предрасположенности, и они могут в первую очередь подходить к Башкирову, потому что он их лучше знает на сегодня. Обращаться к нему будет для них правильнее. Если у спортсменов возникнут какие-то вопросы, они будут сами решать.
– Вы следите за подготовкой Карима Халили и Даниила Серохвостова в группе Артёма Истомина?
– Сейчас мы параллельно с ними проводим сборы. Так было в Сочи и Раубичах, теперь они приехали сюда, на Семинский перевал. Конечно, я за ними наблюдаю, но не вмешиваюсь. Концепцию их подготовки я также знаю.
«Я бы уравнителям дистанций привёл такую цитату: «Если Бог хочет кого-то наказать, он лишает его разума»»
– Какие задачи вы решаете на Семинском перевале и какой объём горной подготовки запланировали в работе в это межсезонье?
– В подготовительном сезоне стараюсь, чтобы набиралось примерно 50-60 дней нахождения в горах. Будем стремиться к этой цифре, хотя в прошлом году этот объём был меньше. Это связано с тем, что у нас нет горных баз, где мы можем соревноваться, поэтому здесь нет необходимости выдерживать чёткие цифры. Просто мы подразумеваем, что когда-то нам всё равно придётся соревноваться в горах. Нам надо иметь это ввиду.
Во-вторых, горы – это хороший способ формирования аэробной выносливости. Основная цель пребывания на Семинском перевале – добавить к проделанной работе на первых двух сборах аэробную выносливость за счёт гипоксии. Полученный горный эффект мы планируем реализовать на следующем сборе в Тюмени.
– Перед началом сезона команду пополнили несколько новичков юниорского возраста. Насколько подготовленными они пришли в команду?
– По поводу Олега Домичека не готов сейчас говорить однозначно, потому что только начинаем с ним работать, а до этого общались только по телефону. Денис Иродов – достаточно целеустремлённый спортсмен, безусловно обладающий талантом. Моя задача – разобраться в его слабых сторонах подготовки и постараться их усилить, а в дальнейшем ориентироваться на его сильные стороны и развивать их дальше.
– В летнем сезоне вы планируете выступать и на Кубке Содружества в Сочи, и на чемпионате России в Тюмени?
– Да, конечно.
– Сейчас в лыжных гонках происходит уравнивание дистанций у мужчин и женщин, причём не только на международном, но и на всероссийском уровне. Как вы к этому относитесь и ожидаете ли подобную тенденцию в биатлоне?
– Я бы этим уравнителям привёл такую цитату: «Если Бог хочет кого-то наказать, он лишает его разума». Это же совершенно неразумно с позиции физиологии. Наш организм регистрирует не километры, а время работы. Давайте по времени работы уравнивать.
То, что где-то в лёгкой атлетике на заре развития спорта сделали одинаковые короткие дистанции, а потом такие же горе-развиватели спорта добрались до лыж, ни о чём не говорит. Кому интересно смотреть женский марафон, где задолго до финиша образуются колоссальные разрывы? Для женщин сейчас осложнили ситуацию, так как им дали большую физиологическую нагрузку. Ничего хорошего я в этом не вижу, но, скорее всего, через какое-то время пойдут тем же путём и в биатлоне. Это глупость.
«В работе с молодыми спортсменами используем опыт Бабикова»
– Как вы взаимодействуете с находящимися на самоподготовке спортсменами, прежде всего с Александром Логиновым и Антоном Бабиковым?
– Логинов и Бабиков были на сборе, где мы с ними немножко пообщались. Лезть к опытным спортсменам нет никакого смысла. Мне скорее самому интересно что-то разузнать у Антона по стрелковой подготовке. В этот раз мы тоже пообщались на эту тему, он рассказал свои ощущения.
Этот опыт бесценен для молодых, которые могли бы у них учиться. Поскольку постоянно они с нами быть не могут, мы пытаемся с ними взаимодействовать таким образом. Антон рассказал нам с Максимом Максимовым о своей подготовке, о том, какие ощущения он испытывает и какие нюансы мы можем использовать в работе с молодыми спортсменами.
– Он сейчас действительно работает с Дмитрием Шукаловичем, возглавившим юношескую команду? Какова его роль в подготовке Бабикова?
– Да, он действительно ему помогает, но подробностей не знаю. Скорее всего, он ему пишет план.
– В сборной Франции по биатлону сложилась непонятная и конфликтная ситуация. Жюстин Бреза-Буше обвинила подругу по команде Жюлию Симон в том, что она украла у неё деньги с карточки. Дело дошло до суда. В вашей практике были подобные конфликты в команде? Как это может отразиться на микроклимате?
– Нет, у нас таких проблем не возникало. Ничего хорошего от этого ждать не приходится. Если такие ситуации возникают, это разрушает команду.
– В прошлом году вы критиковали календарь СБР. Насколько ваши пожелания удалось исправить при формировании нового календаря?
– Конечно, мне он нравится больше. Пожелания были учтены.
«Стрелки высказывают опасения из-за проведения Спартакиады в Златоусте»
– Представители многих регионов писали письма в СБР c просьбой перенести старты Спартакиады школьников из Сочи, так как выступление на такой высоте может быть губительным для юных спортсменов. Насколько это справедливо?
– Я бы лучше провёл на большой высоте соревнования для взрослых, а для школьников где-нибудь на равнине, но, видимо, все соревнования взрослой Спартакиады хотят проводить в одном регионе. Сегодня это мало кто может, поэтому выбрали Челябинскую область и Златоуст.
– Спартакиада объявлена главным стартом сезона. Вы уже изучили условия для соревнований в Златоусте и особенности трассы там?
– Конкретно я не знаю, какую трассу предложат для биатлона, но я как тренер там неоднократно участвовал в соревнованиях лыжников. Эти трассы я хорошо знаю и не думаю, что они сильно изменятся. Там достаточно сложные трассы с длинными подъёмами разной крутизны. В плане самой трассы всё нормально, а вот стрелки высказывают опасения, смогут ли они сделать хорошее стрельбище. Хотя мне кажется, что это не такая большая проблема.
– С чем именно связаны их сомнения?
– С тем, что в этом регионе биатлон не является одним из основных видов спорта. Он только возвращается в Златоуст. Да, там тренировалась Светлана Ишмуратова, благодаря которой биатлон сейчас там возрождается. Может быть, там сейчас не хватает специалистов, отсюда возникают сомнения, касающиеся организационных моментов.