Боб Хартли тренировал «Авангард» 4 года, и последние 2 получились особенно впечатляющими: первый Кубок Гагарина в истории клуба в прошлом сезоне и ярчайшие серии с «Ак Барсом» и «Металлургом» в нынешнем плей-офф. Однако магнитогорцам омичи разгромно уступили в решающем седьмом матче полуфинала Восточной конференции (0:4), после чего канадский специалист покинул Россию и отправился на родину.
Metaratings.ru приводит главные хайлайты пресс-конференции Хартли в онлайн-формате, посвященной итогам работы с «Авангардом». Коуч назвал причину ухода из клуба, рассказал, как относится к Ковальчуку и Кожевникову, а также поделился планами на будущее.
Главные новости хоккея
О причинах ухода из «Авангарда» и приятных воспоминаниях о работе
Многие упрекали Хартли в нежелании ехать в Омск, где активно реконструируют «Арену-Омск» и ждут возвращения «Авангарда». Однако специалист развеял любые сомнения и назвал решающий фактор, почему он на самом деле ушел из клуба. А также с теплотой вспомнил о пребывании в России.
«Есть ли хоть какой-то шанс, что я продолжу тренировать «Авангард»? Когда второй раз подписывал контракт с клубом, уже были мысли, что это мои заключительные два года здесь. Сейчас, наверное, главную роль играют расстояние и удаленность от меня моей семьи. Пришло время побыть с ней, мне не хватает этих моментов.
Абсолютная неправда, что я не хочу ехать в Омск. Я изначально ехал тренировать команду туда. Я родом из маленького индустриального холодного городка, да и сам проработал 8 лет на заводе. Если у меня есть что-то, о чем я жалею, так это о том, что ни один матч мы не провели в Омске. Да, мы приезжали к нашим болельщикам, но это не совсем то. Конечно же, первые несколько недель, когда я был в Омске, мне все очень нравилось. Я понимал, что это будет замечательное время».
Про помощников в «Авангарде» и главный момент за карьеру в КХЛ
Хартли максимально тепло попрощался со своими помощниками в омском клубе и дал им потрясающие характеристики.
«Мне всегда везло, и «Авангард» не исключение. Меня окружали потрясающие люди. С Дмитрием Рябыкиным я первым разговаривал в Дании, когда договаривался о контракте. Сначала подумал, что он какой-то большой начальник, и мы потом на эту тему смеялись. Абсолютно уверен, что Рябыкин готов к работе главным тренером в КХЛ. То же самое касается и Вячеслава Козлова.
Антон Курьянов – это человек, у которого логотип «Авангарда» вытатуирован на сердце. Повторюсь, мне очень повезло с людьми, с которыми я работал. У нас был интернациональный штаб, мы обсуждали любые вопросы и обменивались мнениями, это была по-настоящему командная и семейная работа».
Также Хартли рассказал о самом запоминающемся моменте за те 4 года, что он работал в КХЛ. Нетрудно догадаться, о чем пошла речь.
«Самый запоминающийся момент в КХЛ – то, как мы завоевали Кубок Гагарина. Наше меньшинство 3 на 5 – лучшее, что я видел. Три заблокированных броска Дамира Шарипзянова. Я до сих пор чувствую боль, которую испытывал Дамир: настоящий лидер и воин. Дружба, прекрасный опыт, замечательные игроки, с которыми мне посчастливилось поработать. То, как мы шли к Кубку Гагарина – это какое-то волшебство. Те моменты до сих пор прокручиваются в моей голове. Говорят, что чемпионы остаются вместе навсегда, и это действительно так».
Комплименты в адрес Ильи Ковальчука
Приятности от Хартли полетели не только в сторону Рябыкина и Курьянова. Коуч осыпал комплиментами и бывшего форварда «ястребов» Илью Ковальчука. Кови наверняка будет тронут.
«Ковальчук – это человек, в котором живет страсть, он ей наполнен. Он живет хоккеем, любит его и дышит им. Посмотрите на его карьеру. Я нисколько не удивлен, что он стал успешным человеком. Он сильно повзрослел со времен «Атланты» и стал бы потрясающим руководителем. Ему ничего не безразлично, он ненавидит проигрывать.
В свое время он убеждал меня встретиться с Александром Крыловым и Максимом Сушинским. Я очень многим обязан Илье. Даже в прошлом году возможность поработать вместе появилась словно из ниоткуда, и мы вместе дошли до Кубка. Ковальчук – мой хоккейный сын, я испытываю к нему огромное уважение и безгранично ему благодарен».
Готов и дальше помогать «Авангарду», но пока что хочет отвлечься
Как максимально корректно отказать бывшему клубу в консультациях хотя бы на первое время? Поинтересуйтесь у Боба Хартли.
«Возможно ли, что я буду помогать «Авангарду» в роли консультанта? Я разговаривал с Дюковым, Крыловым, Волковым. Еще ничего не решено, но могу сказать точно, что благодарен «Авангарду» и игрокам, с которыми работал все эти четыре года. Наверное, я не смогу в полной мере отблагодарить людей в клубе за то, как они помогли мне. Меня окружили любовью и дружбой, большое спасибо за это. Но для меня сейчас главное – провести время с семьей. Всегда буду готов помочь «Авангарду» в каком-либо проявлении».
Помимо этого, канадец ответил на вопрос, стоило ли дать шанс молодым хоккеистам Чинахову и Грицюку раньше, чем получилось по факту. Янгстеры на него, впрочем, не в обиде.
«Не думаю, что это было нужно. Понятно, что никогда нельзя предсказать, но мы с Арсением Грицюком хорошо поговорили за день до моего отъезда. Он пришел и подарил мне клюшку, сказал, что хочет, чтобы она была у меня.
Понятно, что все могут совершать ошибки и принимать правильные решения. Но единственное, что я думаю – все должны работать честно. Когда мы рассматривали состав или сочетания звеньев, я всегда давал возможность моим партнерам высказаться. Если чувствую, что где-то что-то не совсем так и что-то нужно дополнить, тогда я могу вмешаться. Здесь не должно быть место спешке. Игрокам нужно многому научиться, быть ко всему готовыми. Молодые хоккеисты совершают ошибки, и тренеры тоже могут совершать их. Хоккей – это игра, которая строится на ошибках.
В «Авангарде» мы работали с молодыми игроками, была политика открытых дверей. Они приходили до и после тренировок, мы могли по часу провести за разбором видео. Это шло им на пользу. Когда молодежь приходит в хоккей, они считают, что здесь важны талант, катание и бросок, но хоккей – это гораздо больше. Для нас главное – воспитать надежных и полноценных игроков. Посмотрите на наших молодых ребят, как они подтянулись в атаке. Они совершенствуются, но их потенциал не пострадал. Чинахов, Грицюк, Костин очень здорово выросли. Мы старались изо всех сил помочь, и я думаю, что они довольны тем, как у них все сложилось в «Авангарде».
О критике со стороны Александра Кожевникова
«Вот такое отношение у Хартли! Конечно, это некрасиво, но он так ко всем относится. Что сделаешь, такой он человек. Живет своей жизнью – он же канадец, это же «высшая раса», так сказать. Вот он показал свою любовь. Болельщики за него топили, вот к ним отношение такое», – так прокомментировал отъезд Хартли эксперт Александр Кожевников. Теперь сравните эти слова с ответом самого канадца.
«Отношение к постоянной критике Кожевниковым? Даже у нас на родине были недружелюбно настроенные к приезжим игрокам журналисты – якобы те крадут рабочие места у местных. Но мои родители всегда меня учили, что судить можно только тех людей, которых знаешь лично. К сожалению, с Александром Кожевниковым я не познакомился лично. В курсе только, что он великолепный в прошлом хоккеист. Но я не знаю его, он не знает меня. Жизнь слишком коротка, чтобы обращать внимание на негатив. Если эта критика делала его счастливым, то хорошо.
Нужно ли в Омске переименовать арену им. Кожевникова, как предлагают болельщики? Думаю, нужно все оставить, как есть. По крайней мере, у нас с ним будет что-то общее, ведь в моем родном городе тоже есть арена, названная в мою честь. А вообще, неважно, в чью честь назван стадион. Главное, чтобы он был открыт для детей и давал им возможность заниматься хоккеем».
Хартли отговаривали от работы в Омске, но это его не испугало
Оказывается, многие отговаривали Хартли от переезда в Россию, в том числе и русские игроки. Однако тренер в итоге возглавил «Авангард» и нисколько не пожалел.
«После встречи с Александром Крыловым и Максимом Сушинским я попросил неделю на раздумья, и пошли слухи, что я могу возглавить «ястребов». Мне стало поступать огромное количество звонков от североамериканских и русских игроков, они говорили: «Не вздумай ехать в КХЛ, в «Авангард», они сменили 13 тренеров за 10 сезонов, тебя уволят на предсезонке». Но я доверился своему чутью, Александру Крылову, Илье Ковальчуку, и это было прекрасное время.
Мои родители всегда мне говорили: «Не суди по национальности, расе или религии». За четыре года в России у меня появилось очень много друзей, я уезжал с полными чемоданами подарков и благодарен всем, с кем успел поработать».
О дальнейших планах и фаворите Кубка Гагарина
Бобу Хартли в сентябре исполнился 61 год. Тем не менее завязывать с хоккеем он совсем не планирует – только взять паузу. После вылета «Авангарда» из Кубка Гагарина, к слову, канадец будет переживать за «Металлург».
«Я не заявляю, что ухожу на пенсию, потому что хоккей у меня в крови. Если так случится, что недавний матч в Магнитогорске был последним в моей карьере, то я это приму. Мне надо взять небольшой перерыв, но я никогда не уйду на пенсию. Для меня хоккей – это наркотик, и всякий раз, когда прихожу на арену, чувствую себя как ребенок. Благо, что моя семья поддерживала меня в этом.
Если посмотреть на великих тренеров, Крикунова и Билялетдинова, видно, что у них страсть к хоккею жива. Но у меня есть и много других дел, помимо хоккея. Я здоров и полон энергии, однако работа тренером для меня сейчас не в приоритете.
Кто выиграет Кубок Гагарина? Буду болеть за «Металлург», поскольку именно он нас выбил из плей-офф. Но при этом я с огромным уважением отношусь к тренеру ЦСКА Сергею Федорову, этот клуб я также очень уважаю. Предсказываю финал ЦСКА – «Металлург». Хотелось бы, чтобы между командами было семь матчей.
Что касается нового главного тренера «Авангарда», то я не могу ничего сказать. Я сказал, что Дмитрий Рябыкин готов стать главным в КХЛ, но не знаю, получит ли он эту работу в «Авангарде». Это вне моей компетенции».