«Посещение футбола теперь надо заслужить, это унизительно и оскорбительно». Малосолов – о Fan ID

17 декабря Госдума приняла закон о введении электронных паспортов для болельщиков (Fan ID), который начнет действовать с июня 2022 года. Несмотря на то, что подобная система уже работала в России на ЧМ-2018, решение ввести ее и во внутреннем чемпионате вызвало шквал критики. Многие уже предрекают массовый игнор спортивных мероприятий со стороны фанатов.

Один из основателей группировки фанатов ЦСКА Red Blue Warriors и Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ), журналист и блогер Андрей Малосолов в разговоре с Metaratings.ru жестко раскритиковал введение Fan ID и ответил депутату Николаю Валуеву, который поддержал принятие закона.

Андрей Малосолов
Андрей Малосолов

На мой взгляд, принятие этого закона – большая ошибка, которая может решительно сказаться на состоянии дел в российском футболе и на отношении болельщиков к действующей власти. И это все при существующей и давно уже сформировавшейся системе безопасности, когда на трибунах у нас куда безопаснее, чем в общественном транспорте или на улицах города, а также сложились давние отношения фанатов клубов с правоохранительными органами – на протяжении 7-8 лет не было драк или каких-то общественных беспорядков.

Социальные отношения устаканились. Тот околофутбол, который был в 90-х годах, практически исчез. Сформировались ультрас, славящиеся красочными перфомансами, флагами и мощной поддержкой. И в этих условиях принимают закон Fan ID, где теперь заставят проходить общественное собеседование, чтобы понимать, насколько болельщик лоялен и безопасен. Имеет ли он право проходить на стадион, при том, что в метро, ресторанах, гостиницах и других общественных местах не просят дополнительных документов? Туда можно проходить спокойно, а футбол выделен в отдельную категорию.

Болельщик будет под подозрением. Чтобы получить билет или абонемент на матч, нужно доказать, что ты не социально опасный человек. Мне кажется, это не только серьезное нарушение конституционных прав граждан, но и самого духа футбола. Теперь футбол будет как отдельное мероприятие, посещение которого нужно заслужить. Для болельщиков это очень унизительно и оскорбительно.

Впервые я пошёл на футбол в 1985-м, с бабушкой и дедушкой. С 1987 года я начал постоянно ходить на трибуны, футбол является частью моей жизни. И всегда происходила никому не нужная борьба с болельщиками. В СССР просто довели до «белой ручки» с запретами, могли избить за то, что похлопали или флаг достали, или вовсе не пускать на стадион. В 90-х были бесконечные потасовки с полицией, а в 00-х постоянно нужно было бороться, чтобы пойти на футбол.

В середине нулевых все это устаканилось, все пришли к общественному согласию, были налажены линейные связи с правоохранительными органами, все старались друг друга слушать. Общественного согласия достигли при Виталии Леонтьевиче Мутко, когда он был президентом РФС и министром спорта. Он лучше всех понимал структуру болельщиков и необходимость в принципе болеть за команду. Сейчас принимают всеобщий закон, где нужно проходить проверки. Люди могут быть не допущены из-за того, что кому-то что-то не понравилось, или раньше ты где-то согрешил.

Все говорят, что Fan ID себя хорошо зарекомендовал во время чемпионата мира и Евро. Я не спорю, была очень интересная процедура. Но она больше носила элемент маркетинга. Мало кто вспоминает, что тысячи активных фанатов тогда получили запреты и не попали на матчи, даже купив билеты и потратив деньги на проезд.

Людей банят за то, что заводящий на трибуне опустил маску на подбородок или кто-то попал под общий замес, как было после матча ЦСКА и «Зенита». Таких случаев сотня, и о них никто не говорит. Это большая ошибка. Если кто-то вовремя не оплатил штраф, алименты или был на митингах Навального, то может попасть в группу риска.

Я слышал фразу известного комментатора Александра Шмурнова, где он топил за принятие закона Fan ID. Видимо, Саше не объяснили, что он как раз и попадает в группу риска и может не получить Fan ID. Он же публично признавался, что донатил фонду Навального (ФБК признан в России иностранным агентом и запрещенной экстремистской организацией – прим. Metaratings.ru) и ходил на несогласованные акции Алексея Навального. А это уже основания не допустить вас на стадион.

Будет немалое разочарование в этом законе. Сейчас не все понимают, что произошло. Я точно знаю, что руководители всех до единого все клубов РПЛ, кроме «Ахмата», не уверен в них, дали отрицательную оценку внедрению этого закона. Они все опасаются потерять болельщиков. Закон о Fan ID принимают без руководителей клубов, без президента РФС или РПЛ. Это очень странно.

Когда принимали закон о семейном насилии, очень много его обсуждали и спрашивали мнения серьезных людей. Слава богу, не приняли. А здесь болельщики были посланы. Вызывает безмерное удивление, что глава РФС или новоназначенный президент РПЛ никак не поддержали клубы.

Депутат Госдумы и бывший боксер Николай Валуев высказал непопулярное мнение о Fan ID для Sport24.

«Нормально отношусь к этой инициативе. В нашей стране уже отрабатывали систему Fan ID на больших соревнованиях по типу футбольного чемпионата мира. Паспорт болельщика – хорошая история, которая заодно отсечет всяких идиотов. Да и разве обеспечение безопасности – излишний контроль? Есть задача от государства обеспечить безопасность, чтобы никого не подорвали, не сожгли и не побили. У меня нет опасений, что болельщики перестанут ходить на футбол. За границей же ходят, а там есть паспорт болельщика. Людям это не мешает ярко болеть и заполнять стадионы под завязку. Менталитет? Придется тогда с ним работать», – рассказал Валуев

У Малосолова нашлось что ответить политику. Андрей считает, что безопасность на стадионах находится на должном уровне уже сейчас, и Fan ID попросту не нужен.

«Валуев не понимает, что говорит. Странно слышать это от бывшего боксера, который проводил бои в присутствии болельщиков. На бокс ходит отдельный вид людей, многие из которых не ведут добропорядочный образ жизни. Что он имеет в виду? Нынешняя молодежь не принимала участие в ультрас-движении. Околофутбольщики и так не ходят на футбол. Об этом прекрасно знают те, кто занимается безопасностью на стадионе.

Сейчас невозможно совершить правонарушение на стадионе и остаться без наказания: очень много камер, можно быстро узнать по лицам, кто что сделал, и потом нарушители даже на километр не смогут быть рядом со стадионом. Их сразу вычислят и дадут уголовное наказание».

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте