В конце лета имя Алины Горбачевой прогремело на всю Россию – 16-летняя фигуристка пропала в Москве. Через день спортсменка нашлась здоровой и невредимой, а в прессе началось активное обсуждение ее отношений с тренером Софьей Федченко.
Уже по ходу соревновательного сезона имя Горбачевой снова оказалось у всех на слуху, но на этот раз «виной» всему были результаты Алины: два этапа Гран-при России – две серебряные медали!
21 декабря Горбачевой предстоит выступить на чемпионате России в Челябинске. Перед стартом турнира Алина поговорила с Metaratings.ru. В большом интервью фигуристка рассказала:
- как справляется с перфекционизмом, когда что-то не получается;
- что изменилось по сравнению с прошлым сезоном;
- каково это – обойти Камилу Валиеву;
- как летняя история повлияла на подготовку к сезону;
- что думает о Елизавете Туктамышевой;
- что чувствовала, выступая с олимпийскими чемпионами на шоу в Китае.
«Я перфекционист. Мне всегда нужно, чтобы всё было идеально»
– Вы завершили серию Гран-при России с двумя серебряными медалями. Довольны своим результатом? Ожидали, что старт сезона сложится так удачно?
– Я, конечно, очень рада, что получила два серебра, но на обоих этапах были помарки. На первом я достаточно плохо откатала произвольную программу, на втором с произвольной справилась лучше, но не до конца, и были помарки в короткой. Ещё много над чем надо работать. Я буду стараться улучшаться, чтобы к чемпионату России подойти в лучшей форме.
– Не было ли на этапе в Омске ощущения, что золотая медаль очень близко?
– Я об этом не думаю, особенно во время соревнований, потому что это сбивает. Ты начинаешь думать: «Вот, а вдруг я что-то сделаю не так и потеряю лидирующее место». От этого сложнее концентрироваться на работе, которую необходимо выполнить. Поэтому я всегда просто думаю, что мне нужно сделать всё на сто процентов, показать свой максимум, а дальше уже судьи решат, кто и какое место займёт.
– Но если сравнивать короткую и произвольную в Омске, то они получились совершенно разными. Что не получилось?
– Ну, были определённые моменты, о которых не очень хочу рассказывать… Моменты в тренировках, которые я стараюсь исправлять. Считаю, что уже есть прогресс. Однако именно эти моменты не дали мне чисто откатать произвольную.
– Это какие-то отголоски травмы, которую вы получили летом?
– Нет, это никак не связано с травмой. Это, скорее, переходный возраст. Я недовольна тем, как откатала. Я перфекционист. Мне всегда нужно, чтобы всё было идеально. Было много недочётов, даже, я сказала бы, грубых ошибок. Местами я довольна, но вступлениями точно нет.
– Казань. Давайте разберём этот этап чуть детальнее. Что там не получилось?
– В короткой программе я немного каталась «без головы», немного не в ногах. Я плохо контролировала тело и из-за этого были странные ошибки. Например, на двойном акселе я никогда не ошибаюсь. Все прыжки, которые есть в короткой программе, я умею делать очень давно и очень хорошо. Наверное, было тяжело сосредоточиться. Быть здесь и сейчас, что ли. Мысли почему-то постоянно уходили. В произвольной программе четверной сальхов не получился, хотя на тренировках он уже стал лучше. Значит, надо над этим ещё поработать, чтобы он был стабильным, чтобы сто из ста попыток были чистыми. В начале сезона с сальховым было сложновато, сейчас, правда, дела с ним обстоят лучше. Главная задача – прыгать два сальхова таким образом, чтобы от этого не страдала остальная часть программы.
– У вас в Казани в заявке стоял тройной аксель. Как с ним обстоят дела?
– Я над ним работаю. Иногда он получается. В процессе, в общем.
«Присутствие зрителей на трибунах подбадривает, для них хочется кататься»
– Если сравнивать предыдущий год и этот. В чём наибольшую сложность вы наблюдаете для себя?
– Я бы сказала, что в эмоциональном плане стало сложнее. На всё реагируешь более резко. Какие-то ситуации, которые раньше не вызывали у тебя никаких эмоций, вдруг стали задевать, ты стал чаще расстраиваться. Хотя ты прекрасно понимаешь, что эти ситуации таких эмоций не стоят. Иногда бывает сложно. Ты даже не специально это делаешь. Потом, когда всё проходит, ты думаешь: «А зачем я так отреагировала?». В общем, если и есть какие-то изменения, то они связаны с головой.
– В общем, подростковый возраст даёт о себе знать.
– Да, надо с ним справиться. Спасибо моим тренерам, которые мне помогают, терпят меня, мои эмоции. Правда, спасибо им большое. Без них я бы точно не справилась.
– А как это происходит в тренировочном процессе? Допустим, у вас что-то не получается на тренировке и они такие: «Так, всё, выдыхай».
– Я хочу, чтобы у меня что-то получилось с первого раза, а оно не получается и с первого, и со второго раза. Из-за этого я начинаю иногда переживать, истерить. Тренеры меня, конечно, успокаивают, говорят: «Нормально, что на тренировке не всё получается, для этого они и нужны, чтобы приходить, работать, улучшаться и что-то поправлять. Не бывает такого, что всё получается с первого раза». Благодаря этим словам я успокаиваюсь.
– Вы сильно изменились за последний год?
– Конечно, я расту, мысли меняются и голова взрослеет. На какие-то вещи смотрю по-взрослому, в каких-то вещах… Сложный вопрос, надо подумать.
– Хорошо, а если сравнивать между собой два предыдущих сезона. Какие изменения подмечаете?
– Я уже намного уверенной чувствую себя среди взрослых. Я понимаю, что уже тоже взрослый спортсмен, нет такого, что я только перешла и чувствую себя не в своей тарелке.
– С таким же интересом ездите на этапы, как в прошлом году?
– Интерес сохраняется, так как соперницы остались прежними. С ними нужно продолжать соревноваться, конкурировать. Спасибо федерации, что проводит этапы на таких больших аренах. Особенно в Омске была огромная арена и почти вся была заполнена. Присутствие зрителей на трибунах подбадривает. Все переживают, болеют – ты это чувствуешь. Для них хочется кататься, показать им красивое фигурное катание.
«Все были немного в шоке от результатов этапа в Казани»
– Вы отметили, что соперницы остались прежними, но нет ли ощущения, что стало чуточку проще бороться? Думаю, вы сами заметили, что сейчас немногие девочки пробуют и уж тем более исполняют чисто элементы ультра-си.
– Вообще ты всегда в первую очередь борешься сам с собой. Главная цель в том, чтобы стать лучше относительно себя самого.
– Но допускали ли вы некоторые время назад, что уже в этом сезоне сможете наравне бороться с ученицами Этери Тутберидзе и даже обыгрывать их?
– Конечно, я к этому стремилась. Нет ничего невозможного. Нужно просто много работать, не жалеть себя, слушать тренеров. Они точно такие же девочки, как и все. Просто они пашут, отдают себя целиком спорту. Поэтому, я думаю, у них такие результаты. Почему нам нельзя также делать? Конечно, распределение мест в Казани было неожиданным, но никто не говорил, что это невозможно. Лёд скользкий – всё бывает. Даже скажу так: было неожиданно не то, что я обошла Камилу Валиеву, а в целом её результаты.
– В Казани многие заметили определённую растерянность со стороны соперниц после победы над Камилой.
– Просто все девочки тоже не ожидали такого поворота событий, что Камила станет четвёртой. Все были немного в шоке от результатов.
– Наверняка вы в курсе, что Валиева выступала в Казани на фоне всех судебных разбирательств. Какие эмоции вызывает тот факт, что она продолжает кататься, несмотря ни на что?
– У неё очень сильный характер. Я считаю, что очень непросто выступать, когда у тебя такая тяжёлая жизненная ситуация. Но она молодец, что не сдаётся, катается, не уходит в себя. Это показатель её характера.
– Есть что-то, что вас привлекает в ней как в спортсмене?
– Она очень пластичная, растянутая и очень легко поднимает ноги (смеётся). Всё это в совокупности смотрится очень красиво.
– Кого из соперниц могли бы ещё выделить?
– В плане четверных, наверное, лучше всех была готова Аделия Петросян, у Сони хорошее катание. Но выделить кого-то конкретно мне тяжело. Каждая из соперниц сильна в своём определённом аспекте.
– Этап в Казани был сложнее для вас?
– В Омске в эмоциональном плане было сложнее. Как короткая, так и произвольная дались сложнее. В Казани уже было как-то поспокойнее, увереннее.
– В Омске эмоции были обусловлены стартом сезона?
– Ну, возможно. Первые соревнования, всё-таки. Но вообще бывает по-разному. Бывает выходишь, и сразу чувствуешь себя уверенным, и наоборот. Вообще так или иначе волнение присутствует всегда. Это больше зависит от твоего внутреннего состояния в данный период времени.
– После этапа в Казани как-то побаловали себя? Как-никак, две серебряные медали!
– Софья Анатольевна устроила небольшой сюрприз. Мы остались ещё на один день в Казани. Погуляли по городу, посмотрели достопримечательности. Во время соревнований не удаётся посмотреть город, так как тренировки, старты следуют друг за другом – времени особо нет. Мы походили по разным ресторанам, вкусно покушали. Мне очень понравилось.Спасибо тренеру за этот подарок. Все расслабились, выдохнули, переключились и с новыми силами продолжили работать дальше.
«Меня задевало, что про моих тренеров говорили плохие вещи»
– Разговоры вокруг на фоне произошедшей ситуации летом не мешали в процессе подготовки к сезону?
– Сначала было очень сложно, но близкие люди помогли мне со всем справиться. Софье Анатольевне большое спасибо, всем моим тренерам. Они мне помогли не зацикливаться на плохом, всё быстро забыть и начать с чистого листа.
– Как быстро удалось перелистнуть эту страницу?
– Благодаря моим близким – довольно быстро.
– Поначалу тренерский штаб или вы сами как-то старались ограничивать себя в комментариях, которые люди оставили по теме?
– Да, я старалась не читать, потому что каждый видел эту ситуацию по-своему. У всех разное мнение. Я лично ничего не читала, старалась не переживать по этому поводу. Прекрасно понимала, что если начну читать комментарии, стану очень сильно загоняться и мне будет ещё хуже.
– Но в любом случае слова каких-то заслуженных людей наверняка до вас доходили. Тот же Максим Траньков выдал довольно резонансную фразу во время контрольных прокатов. Вас это не задевало?
– У каждого человека есть своё мнение, он волен думать, как хочет. Возможно, если бы они знали ситуацию… Но давайте не будем углубляться, не хочу говорить на эту тему. Никому не запрещено высказывать своё мнение. На контрольных прокатах меня это уже не задело. Я даже немножко посмеялась.
– Почувствовали ли вы поддержку от спортсменов после всего произошедшего?
– Очень многие писали мне, поддерживали, за что им большое спасибо. Это придаёт силы, появляется ощущение, что ты не один и есть люди, которые готовы тебе помочь.
– А кто конкретно писал?
– Лиза Худайбердиева, Алина Загитова, Соня Самоделкина. Вообще много кто писал! По именам сейчас всех не назову. Это первые, кто пришли в голову.
– Лиза Худайбердиева с самого начала очень переживала за вас. Вам удалось с ней лично пообщаться после?
– Мы много не общались, но на контрольных прокатах она говорила, как сильно ей понравились мои программы. Мне было очень приятно это слышать. Она очень добрая. Рада, что мы с ней хорошо общаемся.
– Нет ли опасений, что теперь у людей вы будете постоянно ассоциироваться с той ситуацией?
– Я уже про это забыла. Мне об этом никто не напоминает. Я спокойна, и всё хорошо в моей жизни.
– Как сейчас у вас обстоят дела с тренировочном процессом? Насколько вам комфортно взаимодействовать с тренерским штабом?
– Мне всегда было комфортно со своими тренерами. Тот случай совершенно никак не связан с тренировками. В этом отношении всё хорошо было, есть и будет.
– То есть, мысли о том, что можно было бы сменить тренерский штаб, не возникали?
– Нет, никогда. Я верю своим тренерам и уверена, что у меня с ними всё получится, что мы вместе достигнем очень больших результатов.
– На них свалился в тот период сильный шквал критики. Зная ваши взаимоотношения, как отнеслись к такой реакции в их адрес?
– Я очень люблю своих тренеров. Меня правда задевало, что про них говорят какие-то плохие вещи, но я старалась об этом не думать. Я же знаю, какие они на самом деле. Как люди могут рассуждать о том, чего не знают? Не совсем правильно говорить что-то о совсем незнакомом тебе человеке.
«Всегда удивлялась тому, насколько долго Туктамышева катается и как она это делает»
– Главный предстоящий старт – чемпионат России. Над чем в большей степени нужно будет поработать до старта турнира?
– На чемпионате России конкуренция точно будет выше, потому что на этапах не все девочки собираются вместе. А на чемпионате России будут все самые сильные спортсменки. Поэтому ЧР будет сильнее, чем все этапы Гран-при. Естественно, я буду работать над тем, чтобы выступать с максимальным контентом. Понятно, что всегда лучше сделать чисто, может быть, даже немного проще. Но я могу чисто прыгать сальхов. Даже не один. Надо просто над этим побольше работать. Также мне хочется улучшить катание, хореографию, чтобы нигде не было пустых мест, чтобы хореография была более плавная, красивая. И в плане скольжения есть над чем поработать. В общем, нет предела совершенству. Во всех аспектах можно всегда улучшаться.
– Перед стартом сезона паузу взяла Елизавета Туктамышева. В прошлом году вы соревновались с ней на одном льду. Какие впечатления остались от выступления с ней?
– Лиза – очень опытная фигуристка. Я всегда удивлялась тому, насколько долго она катается и как она это делает. Она катается абсолютно с душой, она кайфует всегда от процесса. Было видно, что ей это нравится, она получает удовольствие. А получать удовольствие – это очень важное умение. Потому что когда что-то не получается, ты расстраиваешься и из-за этого не удаётся получать удовольствие. Меня искренне удивляло то, что она прыгает триксель. В таком возрасте это не так просто.
– Её будет не хватать на соревнованиях?
– Я думаю, да. Многие её считают своим кумиром. Для многих, я уверена, стало большим огорчением, что Лиза взяла паузу. Я не хочу загадывать, вернётся она или нет. Но то, что она внесла большой вклад – это факт. Она большой человек в фигурном катании.
– Хотелось бы иметь такую же продолжительную карьеру, как у Лизы?
– Я не загадываю, сколько я буду кататься. Пока будет получаться, пока буду хотеть, пока не достигну всех целей…
«Хотелось бы выступать на международной арене, но и у нас довольные сильные соревнования»
– Говоря про цели, нет ли обиды, что, возможно, лучшие годы вашей профессиональной карьеры приходятся на период изоляции?
– Всё равно в России сильная конкуренция среди девушек. Конечно, немного грустно от того, что мы не можем выступать на международной арене, но у нас довольно сильные соревнования, на которых интересно выступать. Мне нравится у нас кататься.
– То есть, внутренних соревнований на данном этапе хватает?
– Конечно, хотелось бы выступать на международной арене. Думаю, все девочки этого хотели бы. Всё равно это другие страны, другие соперники, другие зрители. Как минимум, ты видишь что-то новое. Но у нас, повторюсь, много сильных девочек, с которыми можно соревноваться.
– За международными соревнованиями сейчас следите?
– Достаточно мало. Смотрю результаты, конкретно кого-то, а так особо не слежу.
– А за кем конкретно следите? Сейчас у всех Малинин на слуху.
– Да, он. У него очень красивый четверной аксель. Это прям что-то новое в фигурном катании. Это выглядит круто. Правда, невероятно!
– До начала сезона вы ещё ездили в Китай на шоу. Как это произошло?
– Моему тренеру федерация предложила поехать в Китай, она согласилась. Это был большой шанс для меня показать себя на международной арене, так как я особо на таких соревнованиях ранее не выступала, кроме каких-то детских турниров. Выступление в Китае, на мой взгляд, это большой шаг вперёд. Хоть это и шоу, но всё равно, меня кто-то увидел, узнал, кому-то я понравилась. Подходили китайские болельщики, дарили цветы, подарки, просили автографы. Спасибо большое федерации за это предложение. Я рада была поехать в Китай. Это было интересное путешествие. Там всё по-другому: страна, обычаи. Посмотреть удалось совсем мало, так как был плотный график. Плюс из-за смены часовых поясов уставали и в свободное время хотелось отдохнуть, поспать. У нас был довольно сложный перелёт. Мы летели всю ночь. Плюс разница в часовых поясах, поэтому все очень устали. Нам совсем немного удалось поспать в отеле и дальше были репетиции – они шли с обеда и до позднего вечера, поэтому было сложно, подустали и к третьему шоу все уже выдохлись немножко. Однако в любом случае было интересно, много положительных эмоций испытали. Для меня лично это совершенно новый опыт.
– В Китае у вас подобрался убойный состав. Каково было оказаться среди олимпийских чемпионов?
– Было очень круто оказаться среди таких крутых и титулованных спортсменов, приятно с ними пообщаться. Я что-то новое для себя почерпнула от них. Это был очень классный опыт. Со всеми девочками примерно одинаково общалась. Они все очень добрые.
– Когда мы в прошлый раз общались, вы отмечали, что вам больше всего импонирует Анна Щербакова. Общение с ней было особенным для вас? Удалось получить от неё какие-то советы?
– Я от всех узнала что-то интересное, новое. Что-то обдумала, какие-то выводы сделала. Мне со всеми понравилось общаться, со всеми было интересно и поучительно.
– Чтобы вы пожелали себе в этом сезоне?
– Пережить этот непростой переходный период, всегда двигаться дальше, не расстраиваться и не зацикливаться на плохом. И, конечно же, крепкого здоровья. Оно необходимо всем спортсменам.