21-летняя юниорка Анастасия Гришина проводит первый сезон во взрослой сборной России. Она стала главным открытием Кубка России в Ханты-Мансийске, заняв второе место в масс-старте. При этом Гришина показывает один из лучших результатов в российском биатлоне по скорострельности.
В эксклюзивном интервью Metaratings.ru перспективная биатлонистка рассказала:
- как завершала сезон с группой Юрия Каминского;
- о самых больших призовых за карьеру;
- как снимает напряжение, стоя на гвоздях;
- о первой взрослой медали, выигранной в день рождения тренера;
- почему решение МОК допустить россиян даёт надежду;
- и что до 16 лет даже не стояла на лыжах.
«Мой тренер хотел, чтобы я занималась у Каминского»
– 6 декабря, в ваш день рождения, в Тюмени отменили гонки. Как отметили этот праздник?
– Мы немного посидели с командой, но решили особо не отмечать, потому что у нас был ночной перелёт.
– Перед первым взрослым сезоном у вас был опыт тренировок с группой Юрия Каминского. Насколько он получился продуктивным?
– С Юрием Михайловичем у нас была закатка на Алдане, где мы хорошо поработали после сезона в плане восстановительных тренировок и техник. Думаю, это дало свои плоды вкупе с упорной работой летом с командой Артёма Евгеньевича Истомина.
– В Алдане вы выиграли лыжный марафон. Какая там была конкуренция и что дал опыт такой длинной дистанции?
– Конкуренции там не было. Стартовало всего три женщины на дистанции 30 км. Я пробежала для себя. Раньше уже бегала 60 км, поэтому это не первый для меня марафон. Мне нравятся такие дистанции, нравится работать на трассе. Для меня это была скорее длительная тренировка, чем соревнования.
– Почему ваш личный тренер Александр Вебер хотел, чтобы вы занимались именно в группе Каминского?
– Мы не рассматривали команду Истомина, потому что Сан Саныч общался с Юрием Михайловичем. Они давно знакомы, у них хорошо налажен контакт, поэтому он хотел, чтобы я тренировалась в команде Каминского.
«На Кубке МЛКБ получила самые большие призовые за карьеру»
– Насколько быстро вы освоились в группе Истомина?
– Я с первого дня чувствовала себя комфортно в команде, поэтому времени на адаптацию не потребовалось. Контакт с командой и тренерской группой был налажен сразу, а в план втянулась постепенно и постепенно привыкла к нагрузкам. Думаю, что за месяц я адаптировалась.
– В чём проявляется отличие юниорской подготовки от взрослой?
– Оно может быть только в тренировочном плане. Мы делаем то же самое: тренируемся, становимся лучше и восстанавливаемся. Во взрослой команде относишься к этому более ответственно, потому что здесь нет мелких деталей, которые не важны. Очень важную роль играет восстановление и контроль своего самочувствия. Каждая тренировка как цепочка отражается на дальнейших твоих действиях.
– Кто в группе Истомина является неформальным лидером, к чьему мнению прислушиваются и кто является душой компании?
– У нас все абсолютно разные. Каждый по своему лидер и имеет своё мнение, поэтому мы все друг к другу прислушиваемся. В то же время мы не принимаем решения в отличие от тренеров. Можем что-то вместе обсудить, но нет такого, что один сказал, а все сделали.
– Этот сезон вы открывали на Кубке МЛКБ в Ханты-Мансийске. Какие впечатления оставили эти соревнования, где по итогам первой гонки удалось заработать неплохие призовые?
– Соревнования были необязательные, но эмоции были классные. Это было пожелание спортсменов – включить эти соревнования в наш тренировочный план, но мы к ним специально не подводились. Гонка прошла в удовольствие. Я вышла на старт расслабленной без каких-то ожиданий и намерений, а просто делала свою работу. Мы стартовали все вместе, я знала, кто где идёт, какой я бегу по трассе. Очень понравились эмоции в гонке, было ощущение разгрузки и праздника. Результат тоже получился хорошим.
– Это самые большие пока призовые в вашей карьере?
– Да, за одну гонку это самые большие призовые.
«Гвозди помогают снять напряжение»
– Вы вместе с Настей Зыряновой пришли из юниорской команды во взрослую. Ощущаете с ней какое-то внутреннее соперничество?
– Мы с ней хорошо сдружились ещё в юниорской команде и испытываем тёплые отношения друг к другу. Мы конкуренты только на трассе, но не в жизни. Когда мы выходим на трассу, не следим друг за другом, а концентрируемся на своём выступлении. Думаю, она тоже со мной согласится. Нам комфортно работать друг с другом. Некоторые тренировки мы выполняем вместе, потому что у нас общая нагрузка и скорость была немного пониже. Вместе нам работалось легче, чем по одиночке.
– В интервью перед стартом сезона вы говорили, что будете стремиться попадать в пятёрку и десятку, но уже на старте сезона заняли второе место в масс-старте с участием всех сильнейших россиянок и белорусок. Этот результат стал для вас неожиданностью?
– Я говорила, что в пятёрку — это в лучшем случае пару раз в сезоне, а в десятку хотелось бы попадать стабильно. Если трезво оценивать свои возможности и свой первый сезон по женщинам, ещё будучи юниоркой, не думала, что у меня пойдёт рост с первых стартов в плане результатов, функционала и стрельбы. Не ожидала, что буду справляться с эмоциями. Всё началось с Кубка МЛКБ, где у меня всё получилось. Я тогда и подумала, почему так сложно казалось всё со стороны? Сейчас какие-то гонки получаются, а в каких-то ещё работать и работать. Пока я понимаю, что в спринте даже с нулём могу лишь с трудом попасть в шестёрку.
– Что помогает вашей психологической устойчивости, когда удаётся быстро и точно проходить несколько рубежей подряд? Может, стояние на гвоздях?
– (смеётся) Все считают, что гвозди мне помогают в стрельбе и что я на них встаю перед каждой гонкой. Они больше помогают мне эмоционально справляться с напряжённым тренировочным графиком, с напряжением стартов. Я это хорошо переживаю на гвоздях. В стрельбе просто делаю то, что мне нравится. Прихожу, выполняю свою работу без какой-то мысли о чём-то великом и крутом и всё. Мне нравится стрелять, поэтому и получается.
– Как другие девчонки и ребята относятся к гвоздям? Кроме Александра Корнева, кто это пробовал?
– Все относятся нормально, мы можем об этом поговорить. Всем интересно, многие хотят попробовать. Думаю, в будущем поставим их на гвозди.
«Тренер не ожидал, что подарю ему на день рождения медаль»
– Первая медаль пришлась на день рождения вашего тренера, которого вы поздравили после гонки. Как он отреагировал на такой подарок?
– Он был очень рад, потому что мечтал об этом, но не ожидал. Очень обрадовался, поблагодарил и сказал, что это лучший подарок, который ему дарили спортсмены на день рождения.
– Как поддерживаете форму во время холодов? Проводите тренировки на открытом воздухе или больше занимаетесь в зале?
– Мы из Тюмени улетели в Питер, где проводим сбор в Токсово. Погода здесь гораздо теплее – минус 10-15 градусов. Мы выполняем полный тренировочный план с тренировками на лыжах и комплексными и развивающими работами на трассе. Всегда можно найти выход и решение проблемы.
– Вы выросли на Алтае. Принято считать, что люди, которые выросли в горах, лучше к ним адаптируются. Вы это ощущаете?
– У нас дома нет никакой высоты, но мне нравится на Семинском перевале. Я там очень хорошо себя чувствую и часто туда приезжала на сборы. Но думаю, что это мнение стереотип. Возможно, если бы я родилась на высоте и жила постоянно на высоте 1300-1500 метров, возможно, я бы не чувствовала эту высоту, но я родилась на высоте 150 метров.
– Но всё равно горы близко и познакомились с ними раньше.
– Я в принципе начала заниматься довольно поздно — в 16 лет. Горы мне нравятся.
«Мне было непонятно, как можно кататься зимой с двумя палками на ногах и двумя в руках»
– 16 лет — солидный возраст для начала занятий лыжными гонками и биатлоном. Как вам удалось так быстро освоить новый вид спорта и стать одной из лучших биатлонисток в своём возрасте?
– Я не планировала заниматься лыжами и биатлоном. Придя в команду к Сан Санычу, я понимала, что ребята там занимаются по шесть-семь лет, а я на лыжах вообще не стояла. Мне было непонятно, как можно кататься зимой с двумя палками на ногах и двумя в руках в странной одежде. Постепенно на тренировках я втянулась и начала очень быстро прогрессировать за счёт того, что команда была гораздо сильнее, чем я. Изучала, что они делают, и повторяла за ними. С помощью тренировок и желания я их быстро догнала и за два года начала показывать результаты на первенстве России и других соревнованиях.
– По скорострельности у вас один из лучших результатов в России. Как научились стрелять так быстро без ущерба для качества?
– Многие спрашивают, но я не знаю, как отвечать. Это само приходит со временем. Когда я понимаю, что готова к выстрелу, нажимаю на спусковой крючок – и в итоге вижу неплохое время стрельбы. Особых усилий для этого я не прикладываю каждый день, но мне очень понравилась летняя подготовка в команде Артёма Евгеньевича тем, что мы много работали над изготовкой, скоростью первого выстрела. Это дало свои плоды, потому что в том году я так быстро не стреляла, а если стреляла, то в ущерб качеству стрельбы.
– Кроме этого аспекта в чём ещё прибавили в сборной?
– В функциональной подготовке. Я сравниваю себя с юниорками, которые бегали со мной и вижу, что шагнула вперёд, помимо стрельбы, в отношении к тренировкам и в выносливости. Те тренировки, которые я с трудом вывозила в начале подготовки, я сейчас нормально и спокойно тяну.
– Вы следите за мировым биатлоном и тем, как выступают ваши сверстницы в Кубке мира?
– Нет, не слежу за этим. Даже никогда не задумывалась о потенциальных соперницах. Когда были открыты границы, и я отбиралась на первенство мира и Европы, не следила за тем, как девочки бегают на других соревнованиях. Мы просто приезжали и выступали. Почему-то меня не тянет за этим следить. Я больше нацелена на то, что делаю сама, а не делают другие.
«Буду рада, если нас допустят до зимней Олимпиады»
– Вам важнее сосредоточиться на своём выступлении, не думая о соперницах?
– Что мне даст, если я буду следить за теми, кто выступает за границей, если я не там и с ними не конкурирую сейчас? Мы друг друга не знаем, зачем мне это?
– Недавно Международный олимпийский комитет объявил, что допустит до летней Олимпиады россиян и белорусов в индивидуальных дисциплинах при условии выполнения критериев отбора. Вы следили за этими новостями? Они дают надежду, что попасть на Олимпиаду-2026 реально?
– Мне сообщили об этом вчера тренеры Артём Евгеньевич и Виталий Викторович Норицын. Значит, надо готовиться. Буду рада, если нас допустят, постараюсь выполнить необходимые нормативы. Всё равно для каждого профессионального спортсмена это звезда с неба, до которой хочется дотянуться, поэтому надеюсь, что всё получится, и Россию допустят туда.
– Вы указали в анкете, что любите читать книги. Предпочитаете бумажные или электронные? Какая тематика вам ближе?
– Читаю только на бумаге. Электронные книги мне вообще не нравятся. Сначала я читала о психологии, потому что мне очень тяжело давались тренировки, когда я начинала заниматься. Для подростка сложно сразу прийти в такую дисциплину. Я не понимала, что делать, и старалась найти ответ в книгах. До сих пор уделяю внимание психологии, но начала изучать и физиологию, потому что интересно, как работают мышцы и как избежать травм и лучше восстанавливаться.
– Предпочитаете прикладную литературу художественной?
– Да, художественную мне не нравится читать.