ОАЭ уже 20 лет инвестируют в мировой спорт. Эмираты не только конкурируют с другими странами, но и между собой

Metaratings.ru рассказывает, как благодаря внутреннему противостоянию Абу-Даби и Дубая мировой спорт пополнился сотнями миллионов долларов и как столица арабской страны проигрывает пиар-войну.

Дубай

В Дубае сейчас проходит крупнейшее мероприятие осени — Всемирная выставка. Она должна показать миру, что ОАЭ — высокотехнологичная страна и один из мировых «центров силы». Изначально планировалось, что событие состоится в 2020 году, но из-за пандемии его пришлось перенести на год. Причём это удачное стечение обстоятельств, ведь 2 декабря Эмираты праздновали 50 лет создания страны.

Один из важнейший драйверов выставки — это спорт. Каждые несколько дней в Дубае будут проходить какие-либо соревнования, мастер-классы и обучающие программы. Россия привезла в страну ледовое шоу и игру «Ак Барса» и «Авангарда», в середине декабря в страну должны приехать представители топовых европейских футбольных клубов, в том числе «Ман Сити» и «Милана».

Выставка должна призвана показать не только то, насколько развиты на данный момент Эмираты, но и как страна влияет на мир. Спорт — один из важнейших инструментов для продвижения своего бренда зарубежом, а также серьезный политический элемент, эдакий «отмыв репутации». Благодаря инвестициям можно реально поменять отношение иностранцев, но в то же время затираются некоторые негативные элементы.

Вот вы наверняка знаете, арабские эмиры спонсируют «Манчестер Сити» и даже рассматривают вариант прихода в «Спартак». На фоне этого все понимают, что ОАЭ — могущественная и богатая страна, где есть крупнейший небоскреб мира. Но вот знаете ли вы, что из-за архитектурных недочетов «Бурдж Халифа» не присоединена к центральной канализации, и ежедневно сотни заполненных грузовиков вывозят экскременты за город?

То же самое касается и политических элементов и свободы СМИ. Получить гражданство ОАЭ чуть ли не труднее всего в мире, в стране постоянно блокируются каналы передачи данных, например, нельзя общаться по видеозвонку. Ситуация, конечно, не столь жёсткая, как в Катаре, Бахрейне или Саудовской Аравии, но всё равно далека от современных европейских и американских норм.

При этом на фоне всей этой истории забывается один очень важный факт. Буквально, ОАЭ — это конфедерация, состоящая из нескольких эмиратов. Дубай соперничает не только с Катаром или Аравией, но и с Абу-Даби. Напыщенность ведущих городов фундаментально прежде всего связана именно с желанием утереть нос сопернику.

Поддержка иностранного спорта несет именно социальный характер. Например, когда покупка шейхом Мансуром «Манчестер Сити», грубо говоря, была задобрением английских граждан. Параллельно эмиры вели переговоры о приобретении части акций крупнейшего британского банка Barclays.

В 2008 году Мансур за 5 млрд долларов приобрел 7% акций банка, но уже через пять лет от них избавился. Но клуб остался при шейхах, так как это отличная витрина для продвижения бренда ОАЭ. За первые 10 лет бизнесмен инвестировал в команду примерно 1,7-2 млрд долларов.

Шейх Мансур

В середине десятых ОАЭ запустили программу City Football Group, работающую по той же схеме, что и была при покупке «Сити». Спорт нужен для «социалки» на фоне больших бизнес-процессов. Шейхи вышли на рынок США, начали работать с местными фондами, и параллельно появился «Нью-Йорк Сити» в МЛС. По такой же модели появились и другие команды по всему миру.

Возможная покупка Mubadala — «сестринской» компанией CFG — акций «Спартака» вероятнее всего связана именно с выходом эмирских бизнесменов на рынок России. Им, к примеру, уже принадлежат 44% акций «Газпромнефть-Востока».

Как уже было сказано, важный контекст заключается в противостоянии Дубая и Абу-Даби. Там уже всё давно переплетено, например, шейх Мансур, брат правителя столичного эмирата Абу-Даби женат на дочери шейха Дубая Мохаммеда аль-Мактума. Но спорт — это как раз-таки показатель превосходства.

Прекрасный пример — это авиакомпании. В стране есть два международных перевозчика — Emirates и Etihad. Первые работают еще с середине 80-х, вторые же были созданы в середине нулевых. Emirates, крупнейшую авиакомпанию Ближнего Востока, открыли по указанию шейха Дубая, а Etihad придумали в правительстве Абу-Даби как национальную авиакомпанию.

Важно понимать, что это две конкурирующие авиакомпании. Emirates создали именно для развития туризма, и это первая крупная эмиратская компания, вышедшая на рынок спортивного спонсорства. В 2001 году она стала титульным спонсором «Челси», но эта сделка не принесла особой популярности.

Челси

В отличие от следующей: в 2004 году ребята из Emirates приобрели права на нейминг нового стадиона «Арсенала», на тот момент второго по популярности клуба Англии, вскоре дошедшего до финала ЛЧ. И это реально первый суперуспешный проект сотрудничества эмиратских денег и мирового спорта.

«Тогда был смысл завоевать долю рынка в Европе, чтобы превратить Дубай в привлекательное место для европейских туристов. В то же время мы старались убедить пассажиров из Среднего Востока летать в Европу с помощью Emirates. Футбол оказался общей страстью Европы и Ближнего Востока», — сказал бывший директор по коммуникациям Emirates Ашраф Шах.

Сделка позволила не только моментально поднять узнаваемость авиакомпании, но и способствовала массовой конкуренции среди авиакомпаний. Emirates стала триггером для Turkish Airlines, Etihad и других организаций. Не исключено, что после выхода дубайской компании на английский рынок в нем заинтересованы и главы Абу-Даби. Тем более после появления шейхов в «Ман Сити» запустились регулярные рейсы между Манчестером и ОАЭ.

За 15 лет Emirates была или остается спонсором «Арсенала», «Милана», «Реала», «ПСЖ», «Гамбурга» и «Бенфики». Благодаря финансовым вливаниям и постоянному росту популярности авиакомпания правит на своем рынке, а Дубай стал крупнейшим хабом на Ближнем Востоке. А где крупный хаб, там и туристы, в том числе ради которых построили и небоскребы.

Фактически, сейчас, когда вспоминают о ОАЭ, то прежде всего думают о Дубае, а не о столице Абу-Даби. Эмират тотально проигрывает пиар-войну, ведь многие даже не знают, что именно им принадлежит CFG. Взамен столица пытается выиграть в нишевых, но элитарных видах спорта, например, проводя Гран-при «Формулы 1».

Не менее важная деталь — конкуренция с другими арабскими государствами. Гран-при Абу-Даби был не только ответом Дубаю, но и Бахрейну, принимающему ведущие гонки планеты с 2004 года. Островное государство, возможно, — самый скромный эмират в Персидском заливе, так как не так сильно вкладывается в мировой спорт.

Серьезный удар по Эмиратам нанёс Катар в 2011 году, когда ФИФА отдала стране чемпионат мира. В мире нет ни одного спортивного мероприятия, популярнее футбольного ЧМ, даже Олимпиаду смотрят меньше зрителей. По сути, именно ОИ остаются единственной возможностью «ударить» по Катару.

Победа Катара очень задела Эмираты, доказательство тому — отказ в 2015 спонсировать ФИФА. Ранее Emirates была одним из крупнейших рекламодателей федерации. Формально, авиакомпания отказалась от работы с ФИФА из-за коррупционных скандалов, но это видится лишь как повод. Подтверждение этому — еще и разрыв контракта между Emirates и «катарским» «ПСЖ».

Киллиан Мбаппе

Конечно же, все эти турниры и спонсорства нужны ОАЭ для отмыва репутации, как и Всемирная выставка. Но, возможно, когда Персидский залив окончательно интегрируется в мировое пространство, будут все меньше вопросов как у простых европейцев, так и у правозащитников.

***

В букмекерской компании «Фонбет» принимают ставки на победителя Лиги чемпионов-2021/22, и клубы шейхов находятся среди главных фаворитов: на итоговый триумф «ПСЖ» можно поставить с коэффициентом 5,50 , а шансы «Сити» оцениваются котировкой 4,75 .

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте