Оба претендента на пост руководителя Союза биатлонистов России – действующий шеф Виктор Майгуров и глава Федерации биатлона Московской области Алексей Нуждов – намерены вернуть в сборную страны должность главного тренера.
Metaratings.ru рассуждает о том, зачем она нужна, какие плюсы и минусы даёт наличие главного тренера и кто может им стать.
Плюсы и минусы
Сторонники приглашения главного тренера напирают на то, что должен быть один ответственный за результаты всех сборных команд, на всех уровнях. При этом он сам набирает тренерский штаб из числа единомышленников, а потому команда должна работать как единый механизм. Кроме того, это должен быть человек со стратегическим мышлением, который думает не о продвижении в команду своих воспитанников, а о решении стратегических задач, в частности о подготовке к Олимпиаде. В условиях разделения сборных на несколько групп консолидирующая фигура действительно необходима.
В то же время, при всех положительных моментах этой идеи есть и серьёзные проблемы с её реализацией. В частности, распределение функций между старшим и главным тренером. Имеет ли право последний вмешиваться в тренировочный процесс? За кем остаётся последнее слово в выборе состава на Кубок мира и на эстафету? Если все эти вопросы остаются за главным тренером, то какова ответственность старшего?
Кроме того, между двумя специалистами в прошлые годы и раньше возникали разногласия, особенно на главных турнирах, что шло во вред всей команде. Поэтому большинство топ-сборных: Франция, Норвегия, Германия не имеют такой должности, а она характерна в основном для маленьких команд, которые и так тренируются одной группой с одним шефом.
Опыт прошлых лет
Достаточно посмотреть на практику прошлых лет, чтобы понять, насколько это может быть опасно. Так при подготовке к Олимпиаде в Пхёнчхане постоянно возникали разногласия между главным тренером Александром Касперовичем и старшим тренером мужской сборной, высокооплачиваемым немецким специалистом Рикко Гроссом, который был удивлён, что ему не дали полного карт-бланша в работе с командой.
В новом олимпийском цикле Владимир Драчёв привёл своего главного тренера Анатолия Хованцева и вроде дал ему полный карт-бланш. Но на практике он вступал в конфронтации со старшим тренером мужской сборной Сергеем Белозёровым, который принимал решение в обход своего формального босса. В частности, он отцепил из команды Дмитрия Малышко.
В сезоне 2020/21 такие разногласия возникали уже между новым главным Валерием Польховским и старшим тренером женской сборной Михаилом Шашиловым. В итоге пожелания последнего по подготовке к чемпионату мира не были учтены – результат получился плачевным. Зато в прошлый сезон без главного тренера (часть его функций взял на себя президент СБР Виктор Майгуров) команда совершила прорыв и успешно выступила на Олимпиаде, впервые с 2010 года завоевав на главном старте сезона четыре медали.
Джентльменское соглашение
Главным стартом предстоящего сезона, скорее всего, станет чемпионат России, а подготовка будет вестись в нескольких группах, так что необходимость в координирующей фигуре действительно есть. Потому Майгуров и Нуждов заключили джентльменское соглашение о том, что должность эта появится, но утверждать её в Минспорта будет тот кандидат, который одержит победу. В этом также есть логика.
Кроме того, оба претендента на президентское кресло уже определились со своими фаворитами, а те в свою очередь понимают, с кем из тренеров им предстоит работать, если победит нужный кандидат. Более того, они и сами, скорее всего, уже включились в предвыборную гонку и активно агитируют регионы за своих кандидатов.
Лучшие букмекеры для ставок на спорт
Если победит Нуждов, главным будет Каминский
Протеже бывшего полковника ФСБ – старший тренер мужской команды, при котором его подопечные действительно добились внушительного прогресса. Однако несомненный класс тренера-практика не говорит о наличии управленческих и административных качеств, а должность главного тренера именно менеджерская. С этим уже мы сталкивались при Анатолии Хованцеве.
Кроме того, у Каминского не было опыта аналогичных руководящих должностей в лыжных гонках и вообще практического опыта в биатлоне, что очень важно. Как при этом он собирается руководить огромной командой? Кроме того, при переходе отличного тренера-практика в тренеры-администраторы потеряет вся сборная команда и прогрессирующие под его руководством спортсмены, которые будут получать меньше внимания. Впрочем, есть вариант, что в связке с Каминским будет работать опытный Касперович, который также получил предложение от Нуждова.
Кого предложит Майгуров?
Уже точно известно, что сам президент СБР в дальнейшем не намерен совмещать две должности по примеру (и весьма успешному) Елены Вяльбе, а также подобрал себе кандидатуру. Можно предположить, что это будет кто-то из его единомышленников – человек, имеющий и опыт работы со сборной страны и большой управленческий опыт. То есть в этом случае должность главного тренера будет административной.
Если уж руководство и решило вернуть главного тренера, то его функции не должны пересекаться с функциями старших наставников. В приведённом выше примере топовых иностранных сборных, в частности в Норвегии, есть должность спортивного директора, которую много лет занимает Пер-Арне Ботнан. В этом случае и России стоит использовать передовой опыт, пусть с несколько архаичным (но того требуют условия Центра спортивной подготовки) названием должности.