Никола Антич – защитник сербского «Партизана». Этим летом Никола вместе со своим клубом принял участие в Братском кубке в Москве. Ну а сейчас «Партизан» Антича сражается в квалификации Лиги чемпионов против киевского «Динамо». После поражения в первой игре (2:6) шансы сербов на выход в следующий раунд стали почти нулевыми. Но в футболе всегда есть место чуду.
Мы поговорили с 30-летним защитником, ранее также выступавшим в России. В интервью Metaratings.ru Никола Антич рассказал:
- что общего у «Зенита» и «Црвены Звезды»;
- кого считает самым сильным сербом в нынешней РПЛ;
- за кем собирается следить в чемпионате России;
- почему Сербия провалилась на Евро-2024;
- чем запомнился период выступления за «Химки».
«ЦСКА и «Динамо», находятся на уровне Лиги Европы»
– Совсем недавно вы приезжали в Москву. Удивило что-то?
– Москва осталась такой же. Я приехал сюда еще раз, и эмоции от поездки прекрасные, потому что это место навсегда останется в моем сердце. Это красивый город, мне было здесь хорошо. Ничего не поменялось, хоть мы и мало погуляли по городу. От Москвы можно кайфовать, и я очень рад, что снова смог оказаться здесь.
– Известно, что русские и сербы – братья. Чувствуется ли это в Москве?
– Сейчас идет хайп по этой теме. Раньше было примерно также, но тогда россияне не были так заряжены. Сейчас из-за того, что происходит, в России увидели, какая у нас страна. В свое время Россия поддержала Сербию, когда нас бомбили. Мы – братские страны, и я этому рад.
– Частично вы готовились к сезону в России.
– Перед Россией мы также семь дней находились в Словении, где провели сумасшедшую работу. А уже в Москве мы провели матчи и готовились к еврокубкам. Команды, с которыми мы встретились, а именно ЦСКА и «Динамо», находятся на уровне Лиги Европы.
– «Партизан» не выигрывал чемпионство с 2017 года. Чего команде не хватает сейчас, чтобы составить конкуренцию «Црвене Звезде»?
– Сейчас у «Црвены» 22 прекрасных футболиста, это два полноценных состава. Они начали собирать такой состав с 2013 года, когда «Газпром» вкладывал в клуб много средств. Сейчас «Црвена» похожа на «Зенит». Это клуб с большими деньгами, куда приезжают сильные футболисты.
Но все равно «Партизан» всегда имеет характер победителей. Промахи с местными игроками и легионерами не позволяли нам играть наравне. Но сейчас трансферная политика поменялась, в клуб приехали несколько людей из мира спорта. Например, известный в прошлом футболист Миралем Сулеймани стал главным скаутом «Партизана».
– Вы недолго выступали за «Црвену Звезду», а сейчас представляете «Партизан». Были ли вопросы из-за вашего прошлого?
– Не было. Я находился в школе «Партизана» с 2004 по 2011 год. Моя карьера долго развивалась другим путем, но в 29 лет я снова попал сюда и очень этому доволен, потому что это было моей мечтой.
– Рядовой футбольный болельщик из сербских клубов назовет только «Црвену Звезду» и «Партизан». На какие местные команды еще стоит обратить внимание?
– Выделяется «ТСЦ», они были вторыми в сезоне-2022/2023 и стали регулярно играть в еврокубках. Но сейчас у них поменялся тренер, приходят другие игроки, поэтому не знаю, что их ждет в новом сезоне.
Еще назову «Войводину», где только два года назад сменился президент. При нем все перевернулось в лучшую сторону для клуба, и они сейчас переманивают хороших игроков, чтобы построить качественную команду. Это хороший коллектив, и я надеюсь, что они хорошо представят нас в еврокубках.
Также отмечу «Чукарички». Его спонсирует один человек, который владеет аптеками, и это их главный партнер около десяти лет. У этого клуба есть хорошие продажи в датский «Копенгаген» и клубы Португалии.
– Игроки из Сербии постоянно отправляются в Европу, а россиян в топ-5 лигах гораздо меньше. В чем разница? В чем заключается особенность сербской подготовки?
– У нас в Сербии очень много молодых и талантливых ребят, которых знают, как развивать. Они по одиночке идут в Европу, где развиваются дальше. Наши игроки переезжают из Сербии в Европу, потому что наш чемпионат – это качественный турнир с хорошими игроками.
В России быстрее играют, выше темп, резче пользуются ошибками. Но на протяжении всей истории не так много россиян выступало в Европе. Сейчас сербы едут и в Россию, тот же Эракович в «Зените», например.
«Буду следить в РПЛ за «Пари НН», их тренирует легенда «Партизана»
– Вы отмечали, что готовы вернуться в РПЛ. Есть ли на примете какие-то клубы?
– Сейчас я нахожусь в самой лучшей команде. Семья у меня в Сербии: один сын идет в детский сад, а второй только начинает расти. Я кайфую дома, сейчас мы играем в еврокубках. В прошлом сезоне я провел 42 матча, и если попадем в европейские турниры, то в новом сезоне будет еще больше игр.
В России я поиграл немного, но хотелось больше. В Беларуси, например, я провел больше времени. Можно сказать, что я хотел бы еще поиграть в России. Были звонки, но без конкретики. У меня еще два года контракта с «Партизаном», и я сконцентрирован на игре за этот клуб и на выходе в еврокубки.
– Также вы сказали, что в РПЛ есть четыре-пять команд приличного уровня. Сможете их назвать?
– «Зенит», «Краснодар», «Спартак», «Локомотив». Всегда выделяются несколько команд, ведь на лигу сильно влияют денежные вливания. В целом, знаю все клубы РПЛ, но выделю только пять-шесть команд.
Сейчас буду следить и за «Пари НН», потому что клуб тренирует легенда «Партизана» Саша Илич. Надеюсь, что у него все получится. Еще к ним приехал Огнен Ожегович, с которым я много времени провел вместе. Естественно, что за «Химками» буду следить, ведь это мой бывший клуб.
– С кем-нибудь из сербов в РПЛ поддерживаете общение? Что рассказывают?
– Со всеми хорошие отношения. Мы не часто переписываемся, потому что у всех своя работа, семьи. Они довольны тем, где находятся. Я всегда говорю пацанам, которые здесь, чтобы они уезжали, если не получают игрового времени. Но они играют, и этим довольны.
– Игры с каким клубом РПЛ запомнились больше всего?
– Во-первых, игра в Воронеже против «Факела». Там был полный стадион, тяжелое поле, в город мы ехали восемь часов в поезде без интернета внутри. Это было прикольно. При Андрее Викторовиче Талалаеве мы пытались спасти ситуацию, и хорошие матчи тогда провели против «Динамо» и «Спартака», но не смогли добыть нужный результат.
Я сильно не кайфовал от тех шести месяцев, потому что мы старались остаться в РПЛ. Это самая тяжелая и напряженная работа, когда ты играешь в командах, которые пытаются сохранить прописку.
– В прошлом году вы назвали Милоша Красича, Бранислава Ивановича и Неманью Видича тремя лучшими сербами в истории РПЛ. Можем расширить список до пяти фамилий?
– Однозначно, Зоран Тошич, это легенда ЦСКА. Еще назову Йована Танасиевича.
– Кто лучший из сербов в нынешней РПЛ?
– Страхинья Эракович выступает за лучшую команду в России, поэтому на данном этапе логично назвать его.
– Как относитесь к отстранению России и клубов РПЛ от европейских турниров? Классные легионеры не будут выбирать Россию для продолжения карьеры?
– Могу только сказать, что российским клубам и игрокам нужно продолжать усердно работать и надеяться на возвращение в самое ближайшее время. Когда все наладится, крутые легионеры вновь будут приезжать в РПЛ.
– Как в Сербии отреагировали на назначение Деяна Станковича в «Спартак»? Как сами оцените?
– У него характер победителя, ему желаю в Москве только удачи. В Сербии нормально отнеслись к такому назначению, ведь у «Црвены Звезды» и «Спартака» братские отношения.
«Слухи про беспредел в «Химках» – это неправда»
– Вы говорили, что смотрели все матчи «Химок» в ФНЛ. Как вам уровень Первой лиги?
– Им тяжело играть на выездах после длинных перелетов. У «Химок» были проблемы с новичками, но после четырех туров все наладилось. В Первой лиге тяжелые условия: в Тюмени искусственное поле, в Красноярске – манеж, до Хабаровска долго ехать. Видно, что игроки из-за этого проседают и не могут выдержать весь матч.
Но это нормально, ФНЛ – это непростая лига. 20 команд, 38 матчей, много борьбы, все хотят выиграть. Особенно, когда приезжаешь на выезд.
– С кем из бывших партнеров по клубу поддерживаете связь?
– Бутта Магомедов, Петар Голубович, Стефан Мелентиевич, Резиуан Мирзов, иногда общаюсь с Антоном Митрюшкиным. У меня остались хорошие отношения со многими из того состава. Конечно, всегда буду на связи со своими бывшими партнерами.
– С «Химками» вы боролись за выживание и вылетели. Что ощущают футболисты в такой момент? Это удар по самолюбию?
– Все зависит от менталитета, это индивидуально. Думаю, что никто не любит такое. Я чувствовал себя плохо из-за того, что не могли выполнить задачу и не показывали должный уровень.
– «Химки» тренировал Андрей Талалаев. Какую мотивацию он находил для футболистов, когда вы проигрывали матч за матчем?
– Про мотивацию ничего особенного не скажу, но при нем смотрели много аналитических видео, Андрей Викторович подробно этим занимался. При нем мы стали двигаться в нужном направлении, но не удалось спасти ситуацию. Все шесть месяцев ничего не складывалось.
– Было такое, что выходили на поле и понимали: сейчас ещё раз проиграем?
– Никогда такого не возникало. Думаю, что ни у кого таких мыслей не было. Когда на поле ты видишь, что соперник лучше на текущий момент, то нужно собраться и играть всем вместе. Задача для всех всегда стоит одна – выиграть.
– Почему не стали оставаться в «Химках»? Сами не захотели играть в Первой лиге? У вас в контракте было прописано право уйти в случае вылета?
– Ничего не было прописано. У меня был год контракта, я чувствовал себя хорошо в России, но появилось предложение от «Партизана», и я захотел осуществить детскую мечту. Тогда еще жена была беременна вторым ребенком, и мне хотелось быть ближе к семье.
– За «Химки» вместе с вами играл Илья Садыгов. Его отец содержал команду. Над Ильёй прикалывались по этому поводу? Какие были шутки?
– Никогда. Честно, даже не слышал такого. Мы нормально общались с Ильей, и я оцениваю его как и остальных футболистов в команде.
– Какой футболист был Садыгов? Он тянул уровень основного состава?
– Да, тянул.
– Отец Садыгова часто бывал в раздевалке команды? Что говорил игрокам?
– Нет. Это порядочный человек. Всегда при встрече он общался с футболистами, но никогда не вмешивался в их работу. Все нормально было в «Химках», и слухи про беспредел в клубе – это неправда.
– Ещё в «Химках» при вас был вратарь Станислав Черчесов. Как бы вы оценили его уровень? Отец Черчесова когда-нибудь приезжал на тренировки команды?
– Я с ним в хороших отношениях, Стас – классный пацан, и мы сблизились тогда. У него хороший уровень для вратаря, и я надеюсь, что все сложится в его футбольной карьере. Я ему передаю большой привет через это интервью. А отца его я на тренировках не видел.
– Вы жили в Химках или в Москве? Часто встречались в свободное время с игроками других клубов?
– Тогда жил в Химках. Это было удобно, чтобы не тратить время на дорогу, и быть ближе к семье и команде.
«Сборная Сербии провалилась на Евро-2024, Россия точно бы вышла в плей-офф»
– Следили за Евро-2024? Как оцените сборную Сербии на Евро-2024?
– Наша команда провалилась. Я ждал большего, потому что знаю характер и талант этих игроков. Причину провала не знаю, но чем раньше ее найдут, тем будет лучше. Эта команда – наше «золотое» поколение, которое выигрывало чемпионаты мира и Европы в разных возрастах. Жду, что Сербия себя проявит в Лиге наций, потому что эта сборная заслуживает другого результата.
– Кто оставил яркое впечатление?
– Страхинья Павлович играл хорошо. Я люблю смотреть за его игрой, потому что он не боится идти до конца. Еще проявил себя вратарь Райкович. Была видна большая разница между обороной и атакой.
– Почему Сербия из турнира в турнир не может ярко выступить с традиционно хорошим составом?
– Это вопрос не для меня, я не вызывался в главную сборную, поэтому не знаю, что в ней происходит. Думаю, что нужно взять хорошего тренера, вокруг которого все будет строиться. Нужно объединиться всему руководству нашего футбола, а это большое количество людей. Но им нужно идти по одному пути, и тогда будет результат на взрослом уровне.
– Стоит ли увольнять тренера Драгана Стойковича?
– Могу только сказать, что всем нужно идти по одному пути.
– На этом Евро сборная России смогла бы дойти далеко?
– Думаю, что Россия точно прошла бы в плей-офф. Дальше все зависело бы от сетки.
– За чем в Сербии следят сильнее? Выступления сборной по футболу или игры Новака Джоковича?
– В самой Сербии больше следят за Новаком, хотя в стране любят спорт в целом.
– Джокович – это самый известный серб сейчас?
– Конечно. Думаю, что это лучший спортсмен в истории нашей страны. Он – скромный человек, это показывает его характер. Новак может играть и до 45 лет.
«На Евро U19 сложнее всего было против Канселу и Сильвы, всегда буду помнить об этом турнире»
– Вы выиграли Евро U19 в 2013. Какие воспоминания от того турнира?
– Я всегда буду помнить об этом турнире. Это моя первая и самая красивая медаль, которую я взял на большом соревновании. До сих пор это моя главная награда в карьере, а тогда для меня тот чемпионат Европы был сравним с победой в Лиге чемпионов.
– Тот состав сейчас составляет костяк основной сборной. С кем сохранили отношения?
– У меня нет страниц в социальных сетях, поэтому мы потеряли некоторые связи. Но все равно при встрече можем выпить кофе, поужинать или вовсе провести целый день вместе.
– Александар Митрович и Сергей Милинкович-Савич – какими они были в молодости?
– Хорошие ребята с нормальным характером. Митрович в молодости «гулял» чуть-чуть, но все наладилось. Александар – очень умный парень, который знает, что нужно делать на поле и за его пределами.
– Вы играли дважды против Франции и Португалии. Чья игра запомнилась больше всего?
– Сложнее было играть против Португалии, потому что на моем фланге были Жоау Канселу и Бернарду Сильва. Против них было тяжело обороняться, но мы выполнили задачу и вышли в финал через серию пенальти.
А с Францией мы провели два матча, и моим соперником был Яссин Бензия. Помню, что у них хорошо играли Адриен Рабьо, Антони Марсьяль и Эмерик Лапорт.
– Было ли уже тогда видно по Рабьо, Канселу или Бернарду Сильве, что они станут звездами мирового уровня?
– Тогда еще не было видно, но на поле они выделялись. Нельзя настолько заранее сказать, у той же Португалии было семь-восемь хороших игроков. Но меня сильнее остальных впечатлил Жоау Канселу.
В «Шахтере» было желание сблизиться с клубом и отдать ему все, что есть
– Вы четыре сезона провели в Беларуси? Какие воспоминания о стране? Есть ли интересные истории о том периоде жизни?
– Страна чистая, люди честные. Минск – очень красивый город, много раз был там. В Солигорске со мной связывалось множество людей, и те четыре года оставили очень хорошие эмоции.
С клубом я выиграл все. Футбольной частью я был доволен, также как и жизнью в Солигорске. Мне никуда не хотелось уходить из «Шахтера», было желание сблизиться с клубом и отдать ему все, что есть. Жаль, что не удалось попасть в еврокубки, но мы стали чемпионами.
– С «Шахтером» из Солигорска вы стали чемпионами впервые за 15 лет. В городе вас встречали как героев?
– Не могу сказать, что мы были героями. Только для тех, кто следил за футбол. Для меня героями были и фанаты клуба. От первого чемпионства были прекрасные эмоции.
– Некоторые из тренеров, которые у вас были в Беларуси, а именно Сергей Ташуев и Алексей Бага, сейчас работают в России. Поддерживаете связь? Следите за их достижениями?
– Конечно слежу, как и за каждым своим тренером. Со всеми этими людьми я остался в хороших отношениях, и всегда рад за них, когда что-то в их карьере складывается. Верю, что Сергей Абуезидович найдет работу и будет дальше работать в футболе.
– Россия, Беларусь, Сербия: в какой из этих стран уровень жизни выше? В чём это выражается?
– Минск, Москва и Белград – это столицы, и в них есть все, в чем ты нуждаешься. Между этими городами разница только в населении, все они очень красивые. Я не ощущал разницы в уровне жизни.
– Насколько комфортно вам было в Москве? В чём Россия опережает Беларусь и Сербию?
– Например, в Беларуси я жил в Солигорске. Понятно, что в Москве намного удобнее, чем там, но и в этом городе мне всего хватало.
– Чем отличаются эти страны в футбольном плане?
– В России выше скорости, в Беларуси больше борьбы, а в Сербии – умения игроков.