Юра Мовсисян – один из ярчайших форвардов РПЛ 2010-х годов, наколотивший в лиге 48 мячей. Он стоял у истоков восхождения «Краснодара» в ранг топ-клуба, стал лучшим бомбардиром чемпионата России 2012/13, приводил в восторг болельщиков «Спартака» хет-триками в ворота «Зенита» и «Терека» (причём в своём дебютном матче).
После ухода из «Спартака» армянский нападающий вернулся в США, где и вырос, заехал в аренду в Швецию, но после 2018 года не играл на высшем уровне, хотя Мовсисяну тогда был всего 31 год. В российских медиа про Юру давно ничего не слышно, но Metaratings.ru разыскал его в США и расспросил об игре за «Спартак», разговорах с Галицким, будущем Сперцяна и проблемах армянского футбола.
«Очень рад, что играл в «Краснодаре», но самое запоминающееся время прошло в «Спартаке»
— Вы сейчас в США, чем занимаетесь? Как проходит ваша жизнь без футбола?
— Я сейчас занимаюсь своей семьей. Вожу детей на тренировки: сын занимается футболом, девочки – гимнастикой. Каждый день мне есть чем заняться. Кроме этого, если в футболе возникают какие-то вопросы, пытаюсь всем помочь. Я, как посол Федерации футбола Армении в Северной Америке, пытаюсь быть полезен, мне звонят с разными вопросами.
— Не скучаете ли по большому футболу? Было желание вернуться?
— Наверное, нет, не скучаю. Когда я решал завершать карьеру, то в один день просыпался и был настроен закончить, а в другой говорил: «Нет, надо ещё немного поиграть». Была одна мысль: чтобы дети мои видели, как я играю в футбол. Они сейчас более взрослые и уже больше понимают. Футбол — моя жизнь, но у меня есть сильные боли, это мешает мне захотеть вернуться.
— Если сравнивать уровень жизни, то где лучше – в США или России?
— Я вырос в США, для меня, конечно, здесь комфортнее. Мои друзья, моя семья – все здесь. Я жил в России и в Армении, но более комфортно чувствую себя именно в США. Ты не можешь сравнить, потому что это разные жизни, можно сказать. В России в своё время я жил хорошо, здесь тоже для меня всё отлично.
— Вы говорили, что в Краснодаре жить было сложнее, чем в Москве. В чём?
— В Москве тоже сложно было. Когда мы только переехали в Краснодар, ничего не знали, по-русски плохо понимали, очень тяжело было нам. Но со временем всё встало на свои места.
— Некоторые футболисты летали из Краснодара в Москву на выходные, потому что было скучно. Какие заведения вы посещали в Краснодаре?
— Я сначала мало куда ходил, а потом часто бывал в шашлычной, где хозяином был армянин.
— Где чувствовали себя комфортнее – в «Спартаке» или в «Краснодаре»?
— Это было особенное время в моей карьере. До сих пор у меня есть связь с ребятами что из «Краснодара», что из «Спартака». «Краснодар» раньше был перспективным клубом. Сейчас все видят, каким стал этот клуб. Очень рад, что я играл там в первые годы команды в РПЛ. Но «Спартак» остаётся «Спартаком», самое запоминающиеся время прошло там.
— Смотрите матчи «Краснодара» и «Спартака»?
— Я вообще футбол не смотрю сейчас, очень редко могу какой-то матч посмотреть.
«Не считаю правильным мнение, что Зарема не может управлять клубом, раз она женщина»
— Первый ваш матч в «Спартаке» и сразу хет-трик – что это вообще было? Круче для вас, хет-трик в дебютном матче против «Терека» или против «Зенита»?
— Наверное, хет-трик в «Лужниках» «Тереку», потому что это был мой дебют в «Спартаке» и на матче были болельщики, а игра с «Зенитом» прошла при пустых трибунах.
— За прошедший год в Спартаке было три тренера – это нормально?
— В «Спартаке» очень высокое давление, этим он отличается от других клубов. Я это понял после первого же матча, когда я сделал хет-трик, а Валерий Карпин на пресс-конференции сказал: «Пусть в других матчах тоже по три мяча забьет, тогда посмотрим». Это означает, что в «Спартаке» все должно быть на высшем уровне.
— В «Спартаке» вы тренировались под руководством четырёх тренеров, с кем было комфортнее работать?
— Все были по-своему разными. Понятно, что во времена Якина были другие причины, которые от нас не зависели. Я мало тренировался с Карпиным и Аленичевым, но жалко то, что Якин, грубо говоря, не хотел остаться в команде.
— До перехода Озбилиса в «Спартак» с кем вы ближе всех общались?
— Я со всеми хорошо общался там. Очень хорошо с Глушаковым, братьями Комбаровыми, Ребровым. У меня характер такой, что со всеми найду общий язык.
— Бывший акционер и член совета директоров «Спартака» Джеван Челоянц в «Коммент.Шоу» сказал, что не уважает вас как футболиста. Почему он так резко высказался?
— А кто-то ждал его уважения вообще? Для кого важно будет его мнение? Есть люди, которые уважают его, что он своё мнение высказывает? Если он меня не уважает, то почему тогда просил меня, чтобы я перешёл в «Спартак»?
— У вас есть конфликт?
— У нас нет ничего. То, что он сказал, скажет далекий от футбола человек. Возможно, его уход из «Спартака» он хочет связать со мной, но это не мое дело и я не в курсе всего. Но он же не просто так ушёл из «Спартака», что-то случилось ведь в клубе.
— Вы недавно были в академии «Урарту», владельцем которого является Челоянц.
— Да, но дети не имеют отношения к Челоянцу, для меня всегда дети очень важны. У меня нет конфликтов с этим человеком. Может, он хочет чтобы про него говорили, поэтому так сказал? Или у него конфликт с моей фотографией, я не знаю (смеётся).
— Как относитесь к тому, что супруга владельца команды Зарема Салихова активно высказывается в медиапространстве и де-факто управляет клубом?
— Я не считаю правильным мнение, что женщина не может управлять клубом. Если она хороший специалист в своём деле, то совсем не важно, женщина это или мужчина. Важно, чтобы человек был силён в своём деле. Но я лично не знаком с Салиховой.
— Чего не хватает «Спартаку», чтобы остановить гегемонию «Зенита»?
— «Зенит» и «Спартак» всегда являлись топ-командами России, но у питерцев всегда было больше финансирование.
«Галицкий на первой же встрече сказал мне, что должен построить один из лучших стадионов в России»
— Держите связь с Сергеем Галицким?
— Да, связь есть. Я больше общаюсь с Арамом Фундукяном (коммерческий директор, директор Академии «Краснодара» – прим. Metaratings). Они с гендиректором Владимиром Хашигом приезжали в Армению, я с ними там встретился, у меня с ними тёплые отношения.
— Вы знаете, что Галицкий сейчас болеет?
— Да, знаю. Я ему желал здоровья, он для меня очень важный человек. Просто шикарный человек.
— Помните ваш первый разговор с Галицким? Чем он вам запомнился?
— Он мне сказал прямо на первой встрече: «У меня большие планы на будущее, я должен построить один из лучших стадионов России». Теперь посмотрите на его стадион. Все сейчас видят, что человек сдержал своё слово.
— Он общался на армянском?
— Нет, но это не так важно. Важно то, что он очень сильный и простой человек. Галицкий не высокомерный, всегда мы общались с уважением к друг другу, он особенный человек. Очень мало владельцев клубов могут быть такими людьми.
— Слухи отправляют Сперцяна из «Краснодара» в Европу. Как думаете, стоит или рано ещё?
— Он сейчас основной игрок и лидер в своем клубе. У него такой возраст, что ему важно иметь игровую практику как раз в «Краснодаре», который стал очень сильной командой. Если он останется еще на один год в России, то ему это не помешает, это пойдет на пользу. Особенно с учётом футбола, в который играет «Краснодар».
— Если он попросит совет у вас перед переходом, подскажете?
— Обязательно. Мы с ним уже общались в Армении, Эдик очень умный парень. «Краснодар» – это тот клуб, который никогда не нанесет вреда футболисту.
«Менять гражданство россиянам из-за отстранения будет неправильно»
— Арсен Захарян, будучи армянином, сыграл за сборную России. Такое решение вас не удивило?
— Что ещё можно сказать, если он играет за сборную России? Для меня неприемлемо, что армянин не играет за сборную Армении. Но это его выбор, ему удачи в дальнейшем.
— В России очень много армянских молодых игроков, будут ли они выступать за сборную Армении?
— Федерация всегда ищет игроков, со всеми игроками на связи – что по Европе, что в США. Они ищут игроков по всему миру, хотят помочь каждому игроку. Но это выбор каждого футболиста, заставить играть за сборную Армении мы не можем.
— Россия, в отличие от Армении, отстранена от международных турниров. Как вы относитесь к спортсменам, которые будут менять гражданство, чтобы продолжать выступать?
— Ты знаешь, что ты русский спортсмен и выступаешь за другую страну, это будет правильно? Нет. Я надеюсь, что скоро россиян допустят до соревнований и каждый спортсмен сможет представлять свою страну на международной арене. Пойти и выступать за другую страну – это как-то странно будет.
— Российских спортсменов отстранили от международных соревнований. Насколько это правильное решение?
— Это совсем не правильное решение, спортсмены ни при чём. Политика и спорт должны отделяться друг от друга, очень позорное решение. Я надеюсь, что скоро снимут отстранения. Это неправильно – ты ничего не делаешь и тебя отстраняют.
«На 30-летии ФФА сыграли с Инфантино – очень положительный и искренний человек»
— Вы недавно побывали в Армении на 30-летии Федерации футбола Армении (ФФА), где сыграли в матче легенд и ветеранов. Какие эмоции остались?
— Всё прошло просто шикарно! Тяжело найти слова, чтобы описать, как всё хорошо было. Я очень тронут и благодарен ФФА, потому что для любого спортсмена очень важно, чтобы оценили его труд. Такое событие было только во время прощального матча Романа Березовского и Саркиса Овсепяна, поэтому я был очень тронут.
Федерация дала надежду всем молодым игрокам, что их потом будут ценить. Все хотят, чтобы их помнили и ценили, важнее этого ничего нет. Съездить в Армению, сыграть в матче легенд и ветеранов с Юрием Джоркаеффом в одной команде… Для меня эти 10 дней были как в сказке!
— Там же присутствовали президенты ФИФА и УЕФА. Как-то сумели с ними пообщаться?
— С президентом УЕФА Чеферином нет – его самолёт прилетел в Армению чуть позже, он не успел принять участие в матче. Но с президентом ФИФА Инфантино мы сыграли – очень положительный и искренний человек, было очень здорово. Это заслуга президента ФФА Армена Меликбекяна, который организовал все на высшем уровне, очень высоко оцениваю работу ФФА. Президент ФИФА отправил благодарственное письмо за тёплый приём в Армении, они увидели наше отношение к ним.
— Сборная Армении показывает не лучшие результаты, с чем это связано?
— Всегда при смене поколений нужно немного времени, бывают сложности, пока молодые футболисты не наберутся опыта и не станут лидерами. Мне кажется у нас есть игроки, которые могут стать лидерами в сборной Армении.
— Все юношеские сборные сейчас показывают катастрофические результаты, нигде нет успеха. В чем причина?
— Я не согласен с этой оценкой. Нужно время. Наши тренеры учатся, оформляют лицензии, через некоторое время мы увидим результат. Огромную работу сейчас выполняет федерация, 80-90 полей строят. Мы не сможем чего-то добиться, пока не увидим, как дети играют в футбол на полях. В Европе и в США ты видишь, как дети играют в футбол, особенно в Европе. Сейчас поля есть только в городах, в областях и в селах нет. Нужно, чтобы в каждом месте, где проживают люди, дети могли заниматься футболом и прогрессировать.
«Уверен, что Мхитарян станет лидером «Интера», а у Сперцяна и Бичахчяна есть потенциал достичь уровня Генриха»
— У нынешней сборной Армении есть шанс выйти на Евро?
— У каждой сборной есть шанс на выход большой турнир, в том числе и у нас. Нашим ребятам не хватает футбольной болезни – нужно много трудиться и пройти через кропотливую работу. Они должны сделать всё для того, чтобы сыграть на больших турнирах. В марте 2021 года мы выиграли три матча подряд – я положительно смотрю вперёд и верю. У нас есть ребята, просто опыта не хватает. В последней игре сборной Армении против Шотландии (1:4), когда мы играли вдесятером, нам не хватило опытных игроков как раз чтобы удержать счёт 1:0.
После игры с Шотландией я подошёл к нашему защитнику Арману Оганесяну, который получил красную карточку и оставил команду вдесятером. Я ему сказал, чтоб не падал духом, это всё от опыта идёт, он это прекрасно понимает. Нужно поддержать друг друга. Когда мы проигрываем пару матчей подряд, все сразу говорят, что случилась трагедия. Нам нужна поддержка и вера от каждого.
— Украина играла на ЧМ, Латвия – на Евро, даже Эстония была в стыках. Чего не хватило Армении попадания в стыки?
— Эстония вышла в стыковые в игры за счёт нас, после нашей игры с Ирландией. В наши лучшие времена нам не хватило судьи, чтобы сыграли в стыковых матчах. Судья тогда одним решением, одной красной Березовского всё испортил.
— Тогда тяжело перенёс Березовский этот момент?
— Да, а как можно тяжело не переносить такую ситуацию? В самой важной игре судья принял такое решение. Наверное, невозможно тяжело не переносить, очень тяжело это, причем арбитр принял на 100% неправильное решение, за такое не дают красную карточку никак.
— Вы недавно в интервью говорили, что сборной не хватает злости. Если была бы злость, могли увидеть бы сборную, которая была при вас?
— Ну да, как я уже сказал, это всё идет от опыта. Я выходил со злостью на поле, не боялся никого. Я недавно смотрел наши старые интервью. По интервью было понятно, что мы никого не боялись. Мы были уверены, что выиграем, это очень важно.
— В США большая армянская диаспора, как там смотрят игры сборной? Собираются все?
— Да, тут все очень эмоционально смотрят матчи сборной Армении и внимательно за ней следят.
— После вашего ухода из сборной Армении до сих пор не было стабильного центрфорварда, только Карапетян. Есть ли сейчас игрок, который сможет достойно закрыть эту позицию?
— В юношеских сборных есть некоторые нападающие, которые должны в будущем закрыть эту позицию. Но меняется футбольный стиль. Есть команды, которые играют без нападающего, а с «ложной девяткой». Необязательно играть с таким нападающим, как я, чтобы побеждать, это от тренера зависит.
— Не рано ли Мхитарян завершил карьеру в сборной?
— Это решает каждый футболист сам, я тоже рано завершил. Но нет сомнений, что он лучший футболист в истории армянского футбола, такой игрок помог бы сборной в любой момент.
— Из молодых кто-то способен достичь такого же уровня? Например, Эдик Сперцян или Ваан Бичахчян?
— Да, конечно. У ребят есть такой потенциал, они оба очень сильные футболисты, их ждёт очень сильное будущее.
— Генрих Мхитарян перешел в «Интер», сможет ли он стать там лидером?
— Отличный трансфер, «Интер» — это большой клуб. Я очень надеюсь, что Генрих сможет добиться больших высот в новом клубе и уверен, что он станет лидером и своей игрой всем докажет, что он не хуже остальных игроков. Самое главное ему здоровья, остальное он сам сделает как надо.
***
В России Юра оставил яркий след, поиграв за «Краснодар» и «Спартак». А как эти команды противостояли друг другу? Вспомним с нашим увлекательным и познавательным квизом!