ЦСКА долго искал оптимальное оборонительное сочетание после ухода таких легенд, как Сергей Игнашевич и братья Березуцкие. Теперь защиту столичного клуба цементируют бразильцы во главе с Мойзесом Барбозой. Сезон-2024/25 для него – третий подряд в составе «армейцев».
В интервью Metaratings.ru 29-летний Мойзес рассказал:
- чего не хватает сборной Бразилии на крупных турнирах;
- как он относится к непопаданию в состав «пентакампеонов»;
- чему научился у предыдущего главного тренера ЦСКА Федотова;
- что думает о российских судьях;
- кого в ЦСКА считает суперзвездой.
«Не раскидываю вещи по полу из-за невызова в сборную Бразилии»
– В июле была 10-летняя годовщина очень неприятной даты для всех бразильцев. Можете вспомнить, о чём идёт речь?
– Хм, нет.
– Речь о 8 июля – поражении от Германии со счётом 1:7 на домашнем ЧМ-2014. Вы помните тот день, эмоции, которые переживали? Насколько тяжело было принять произошедшее?
– Действительно, это был не совсем типичный, даже очень грустный день для всех бразильцев, потому что чемпионат мира был у нас на родине. Ту игру я смотрел дома, тоже переживал. Никто не понял этот результат. Даже сами игроки говорили, что понятия не имели, что произошло. Очень болезненное поражение, которое врезалось нам в память. Это был очень неприятный и грустный день для нас всех.
– Нельзя сказать, что сборная Бразилии в последнее время радует своих болельщиков. Даже сейчас команда вылетела на стадии 1/4 финала Кубка Америки. Чего не хватает на крупных международных турнирах пентакампеонам?
– В последние годы нам не удаётся продвинуться на чемпионате мира дальше четвертьфинала. Да, у предыдущих поколений, может быть, были лучшие периоды, им удалось войти в историю, добившись чего-то большего. К сожалению, сборная Бразилии вылетела с Кубка Америки, но сейчас команда находится в процессе реконструкции. Необходимо продолжать работать. Мы, бразильцы, верим, что станем такими же сильными, как были раньше.
– А что для среднестатистического бразильца тяжелее принять: поражение от сборной Германии с унизительным счётом или осознание, что Аргентина за последние годы выиграла чемпионат мира и два Кубка Америки?
– Конечно, есть место соперничеству, но мы пентакампеоны. Нам в первую очередь нужно о самих себе заботиться и волноваться. Да, последний чемпионат мира аргентинцы выиграли, это их заслуга. Противостояние между Аргентиной и Бразилией уходит корнями в прошлое – оно было и будет продолжаться всегда. Также сейчас наблюдается соперничество с Уругваем. Однако важно отметить, что при этом у нас есть уважение к соперникам.
– Винисиус – одна из главных звёзд нынешней сборной Бразилии. Он принимал участие в трёх больших международных турнирах, однако результаты пока не соответствует ожиданиям, которые с ним связывают. То же самое можно сказать и про Неймара. Несмотря на россыпь достаточно талантливых игроков в сборной, можно ли сказать, что они не дотягивают до уровня таких величин футбола, как Роналдо, Роналдиньо, Роберто Карлос?
– Всё-таки в данном случае сравнения не совсем уместны. У каждого свои характеристики, каждый вошёл в историю по-своему. Винисиус – молодой игрок, который сейчас прокладывает свой путь, оставляет след в мировом футболе. У него ещё будет время для того, чтобы достигнуть хороших результатов со сборной Бразилии. Все бразильцы поддерживают Винисиуса.
Неймар – ну он крак (с португальского – «крутой» – прим. Metaratings)! Он уже личность, его все знают. На сегодняшний день он наш номер один. К сожалению, на Кубке Америки Неймар не мог выступить, так как травмировался, но болельщики надеются, что в скором времени он залечит свои травмы, восстановится, вернётся и будет радовать всех.
– Любой футболист мечтает выступать за свою национальную сборную. Все мы понимаем, насколько непросто попасть в сборную Бразилии. Вы мечтали об этом? В какой момент поняли, что вряд ли удастся реализовать эту мечту? И как переживали это?
– Всякий раз, когда ты становишься профессиональным футболистом, мечтаешь надеть футболку своей национальной команды, представлять родину, выступать с национальным флагом и гимном, но в то же время есть огромная конкуренция. В сборной присутствуют футболисты высочайшего уровня. Конечно, я не отчаиваюсь, не хожу, раскидывая в ярости вещи по полу. У меня нет ощущения горечи от разрушенной мечты и надежды. Кто сейчас в сборной – они заслуживают быть там.
Надо продолжать свою карьеру, что бы ни происходило. Я буду работать предельно качественно, мощно, пытаясь достигать свои собственные цели.
– Когда сборная Бразилии станет чемпионом мира в следующий раз?
– Очень сложно об этом говорить. Сейчас футбол сильно изменился, всё решается на поле. Каждый год появляются игроки других сборных, футболисты высочайшего уровня. Поэтому очень сложно говорить. Мы верим в свою сборную, болеем за неё, надеемся, что процесс трансформации даст свои плоды. Что радость от победы на чемпионатах мира снова вернётся к нам.
«Комфортно быть как латералем, так и центральным защитником»
– ЦСКА, как и сборная Бразилии, команда с переменными результатом. Год назад отмечала победу в Кубке и второе место в чемпионате. По итогам минувшего сезона остаётся довольствоваться только шестым местом. Наверняка это не тот результат, на который вы рассчитывали перед стартом сезона. Что не получилось?
– Сложно проводить параллель между ЦСКА и сборной. Я не вижу сходств. Все футболисты ЦСКА знают, что мы задолжали нашим болельщикам. Мы не провели хороший чемпионат, но это уже прошлое. Сегодня нам нужно смотреть в настоящее. Уже всё поменялось, произошли определенные перемены в нашей команде. Мы великолепно и мощно провели предсезонные сборы с Николичем.
– Знаете ли вы, сколько голов в минувшем сезоне пропустил ЦСКА?
– Точную цифру не назову.
– 40. Вы чувствовали по ходу сезона свою ответственность за такой результат, за пропущенные голы? Это как-то довлело над вами?
– Если выигрываем, то выигрываем вместе. То же самое, когда проигрываешь – это коллективный результат. Когда нападающий забивает, это не только его заслуга. Это происходит благодаря организации атакующих действий, в которых задействован не один игрок. Вся организация атаки начинается с задней линии. Когда пропускаешь, многие винят защитников, но опять же – вся команда к этому причастна. Мы смотрим на это так: проигрываем и выигрываем все вместе, ответственность в равной степени распределяется на всех.
Мы должны извлечь из этого урок, вынести положительный опыт для себя, чтобы в будущем не совершать таких ошибок.
– Когда пропускаются голы на последних минутах, зачастую это связывают с потерей концентрации. Но нет ли ощущения, что проблема ЦСКА намного глубже?
– Мы можем давать сейчас различные объяснения, но это то, что уже было и никогда не вернётся. У нас начинается новый цикл, пришёл новый тренерский штаб. Давайте оставим это в прошлом, это уже история.
– В ЦСКА вы играете на нескольких позициях. Где комфортней?
– Все знают, что я выступал на позиции латераля, а при Федотове сменил позицию. Полтора года выступаю на позиции центрального защитника, чувствую себя достаточно уверенно. Думаю, на протяжении всего времени на новой позиции я отвечал требованиям и соответствовал ожиданиям. Я в распоряжении тренера на любой позиции, какую бы он мне ни предложил. Чувствую себя очень комфортно и как латераль, и как центральный защитник.
– С Николичем, может быть, уже лично обсуждали, на какой позиции будете выступать? Где он вас видит?
– Такого разговора не было. Но, возможно, он возьмёт в качестве референса моё выступление в прошлом году. Он знает, что я играл на позиции центрального защитника. Тренер в равной степени может на меня рассчитывать на двух позициях.
– Очень много ротации было у ЦСКА по ходу сезона. Только в линии обороны за 30 матчей мы увидели 15 различных вариантов. Насколько тяжело даются игрокам постоянные смены позиций на поле?
– Тренер, выбирая позицию того или иного игрока, руководствуется глобальными задачами, берёт за основу интересы всей команды. Мы, игроки, должны принять во внимание всё, что просит от нас тренер, и дать от себя максимум, чтобы удовлетворить эти требования и максимально помочь команде.
У тренера своё видение игры. Он читает, видит игру со стороны. Если изменения происходят, значит, тренер посчитал, что в данный момент времени они необходимы.
– Можем ли мы сказать, что в ситуации с ЦСКА эти ротации были обусловлены в большей степени отсутствием глубины состава и травмами?
– Мы можем приводить много разных объяснений: травмы, короткая скамейка, стратегия игры, но скорее первостепенен момент, когда тренер решил прибегнуть к той или иной схеме.
– Многие эксперты – бывший игрок «Зенита» Радимов, экс-судья Федотов – говорили, что судьи разрешают вам больше, чем положено, прощают некоторые ваши нарушения. Чувствуете эту лояльность российских арбитров?
– Видно, что все судьи – профессионалы, лига отличается высочайшим уровнем работы арбитров. Понятное дело, что в футболе могут происходить ошибки в ту или иную сторону. Все судьи – живые люди. Иногда они правильно расценивают эпизоды, иногда ошибаются, как все футболисты. Иногда мы тоже допускаем ошибки в защите и пропускаем голы, или не можем забить. Уверен, что мы не выходим на поле в качестве фаворитов. Или судья, например, не выходит с желанием помочь какой-либо команде, игроку. Все абсолютные профессионалы.
«Новый тренерский штаб пришел, чтобы вписать свои имена в историю ЦСКА»
– Для игроков ЦСКА и вас лично увольнение Федотова стало удивлением? Или по итогам сезона можно было допустить такой сценарий развития событий?
– Решения принимает руководство. Не гоже нам, игрокам, это обсуждать. Я очень благодарен предыдущему тренерскому штабу и желаю, чтобы у них всё получилось. Я поблагодарил каждого за время, проведенное вместе.
– При этом в СМИ часто ходили разговоры о том, что у Федотова были конфликты с некоторыми игроками. Упоминалось даже о конфликте с Акинфеевым. Была ли между ними какая-то проблема?
– Я не в курсе этого. Из того, что я видел, все было отлично. Если бы мы что-то и знали, это было бы наше личное дело. Только мы изнутри знаем, что происходит на самом деле.
– Теперь наставник ЦСКА Марко Николич. Какие у тебя первые впечатления от нового тренера? Его идеи и видение футбола сильно отличаются от того, что проповедовал Федотов?
– В первую очередь хочется сказать новому тренерскому штабу: «Добро пожаловать!» Они пришли, чтобы вписать свои имена в историю футбольного клуба ЦСКА. Видно, что все специалисты — очень большие профессионалы, которые хотят помочь нам выиграть новые трофеи. У них есть абсолютно все качества, чтобы проделать отличную работу.
– У ЦСКА уже есть новички: Данил Круговой, Рифат Жемалетдинов, Секу Койта. Как парни вливаются в коллектив? Насколько вам самим комфортно взаимодействовать с новичками?
– Мы всех встречаем с распростёртыми объятиями, обеспечиваем им такой приём, чтобы они чувствовали себя как дома, чтобы их адаптация протекала как можно легче. Они очень скоро вольются в коллектив и будут чувствовать себя как дома. Понятное дело, что все приходят с желанием как можно лучше исполнить свою работу, с желанием помочь команде в достижении её задач.
– Этих усилений достаточно, чтобы в новом сезоне не на бумаге, а на деле бороться за что-то?
– Мы любой турнир начинаем с мыслью о победе. Этот сезон не будет исключением. Мы также шаг за шагом будем следовать к этой цели. Мы ментально крепки и хотим побеждать.
– Также сейчас очень много слухов о возможных трансферах на выход в ЦСКА. Что произойдёт раньше: Файзуллаев окажется в «Баварии» или Обляков – в «Зените»?
– Я не отслеживаю трансферные слухи и комментарии. Могу только говорить о себе.
– В таком случае, какие у вас планы на ближайшее будущее? Как долго вы собираетесь задержаться в ЦСКА?
– У меня действующий контракт с командой ещё на два года. Фокус моего внимания исключительно на ЦСКА. Пока я здесь, я буду максимально уважать футболку ЦСКА, максимально выкладываться и дарить радость нашим болельщикам, чтобы прославить клуб. Собственно, как я и делал это до сих пор.
«Лучший из бразильцев в ЦСКА – Вагнер, в РПЛ – Вендел»
– Как вы знаете, в ЦСКА играло много ваших соотечественников. С некоторыми из них вы даже знакомы. Кто самый крутой бразилец в истории ЦСКА?
– Конечно, Вагнер Лав, но это не означает, что другие не оставили след. Большинство футболистов, которые здесь были, внесли огромную лепту и оставили свой след. Однако по отзывам и комментариям болельщиков и экспертов ты понимаешь, что Вагнер Лав превосходит их во многих аспектах.
– Вы прошли ещё небольшой путь в ЦСКА, но готовы ли побороться за звание одного из лучших бразильцев команды в перспективе?
– Вагнер очень много лет провёл в ЦСКА. Конечно, он вошёл в историю и ознаменовал период пребывания здесь. Как, например, и Даниэл Карвальо, который оставили замечательный след в ЦСКА. А какие прекрасные голы забивал Жо! Они все имеют большое значение для клуба. А я… Я просто продолжаю работать, достаточно скромно.
Главное – расти как личность, как человек, как спортсмен. Я не борюсь за своё эго, мол, есть только я, я лучше. Не гонюсь за этим.
– Мы уже назвали лучшего бразильца в истории ЦСКА. А кто прямо сейчас лучший бразилец в РПЛ?
– Я придерживаюсь мнения, что те футболисты, которые больше всего времени провели в лиге, наиболее достойны претендовать на это звание. На сегодняшний день я бы выделил Вендела.
– Если бы у вас была возможность позвать кого-то из бразильцев, которые выступают сейчас в РПЛ, кого бы вы позвали в ЦСКА?
– Мой ответ может дать начало определённой полемике, поэтому воздержусь.
– Вы называли Акинфеева духовным лидером и в целом всегда с большим восхищением отзываетесь о нём. Это самый выдающийся игрок, с которым вы когда-либо выступали в одной команде?
– Я уже много раз говорил об Игоре. У него тоже огромная история. Всю свою карьеру он является победителем. Он проводит выдающуюся карьеру в клубе. Я уже выступал со многими выдающимися суперзвёздами. Акинфеев, без сомнения, входит в когорту таких игроков.