В 30-м выпуске проекта «Лудоманы» мы снова встретились с одним из главных специалистов по игровой, алкогольной и наркотической зависимости в России Алексеем Александровичем Магалифом. На этот раз мы ответили на вопросы игроков из нашего закрытого чата, а также обсудили вещи, которые не успели обсудить в прошлом выпуске.
Metaratings.ru собрал главные хайлайты из интервью с доктором Магалифом. Обязательно смотрите видеоверсию и подписывайтесь на канал МЕТА TV – там много качественного и полезного контента.
«Азартные игры на деньги – это древний способ развлечь себя, но азартные игры на деньги приводят к очень тяжелым последствиям»
Доктор рассказал, что такое азартные игры, и какая главная задача стоит перед их организатором.
«Игр много, и люди играют в самые разные. Играют дети, играют взрослые, но это не означает, что все эти люди сумасшедшие. Азартные игры на деньги – это древний способ развлечь себя, но такие игры приводят к очень тяжелым последствиям.
Посмотрим на ситуацию со стороны игорного бизнеса. Раз это бизнес, значит ты заинтересован не только продать услугу клиенту, а втянуть его в длительный процесс. Клиент, который случайно пришел и ушел, не нужен. Нужен тот, кто будет приходить постоянно. Вопрос – как сделать из человека, который зашел случайно, постоянного клиента? Внушить ему идею заработка.
В развитых странах гораздо больше людей, которые четко осознают, что игра – это способ развлечь себя. Они целенаправленно едут в заведение, где им предоставляют комплексную услугу. Поиграть, поесть, что-то купить. Это часть отдыха для людей. Но на постсоветском пространстве нет такого понимания. Просто так развлекаться люди не будут и платить за развлечение они не хотят. Поэтому игровая система пытается внушить клиенту, что у него есть шанс тут заработать. Если клиента цепляет эта идея, то букмекер выполняет свою задачу.
«Один французский философ четко сформулировал тезис, который можно переложить и на игровую систему: «Задача дьявола – убедить вас, что его не существует».
Заведение дает игроку максимальную свободу, говоря ему – делай, что хочешь, когда хочешь, как хочешь. Ты свободен в своем выборе, над тобой нет никакого начальника. И это очень сильно подкупает. В эту ловушку часто попадают люди, которые в обычной жизни находятся под чьим-то контролем».
«Я пользовался популярностью. Из выездных специалистов клиенты больше всего хвалили меня»
Доктор также рассказал о реакции лудоманов на игру и на их вовлеваемость в процесс.
«У лудоманов совершенно иная реакция на выигрыш, нежели у простого любителя ставок. Если человек поставил ради развлечения, он будет несказанно рад выигрышу. Лудоман же будет чувствовать себя спокойно и уверенно, думая, что все находится под его контролем. Что случится с таким человеком в случае проигрыша? Катастрофа, чувство потери контроля. Что нужно сделать в такой ситуации? Отыграться – то есть восстановить контроль».
«Очень часто игроки, которые выигрывают, угощают своих друзей на этот выигрыш или покупают дорогие подарки. Им хочется подчеркнуть свою значимость этим выигрышем».
Маркетингом занимаются высокопрофессиональные люди. Они тщательно изучают аудиторию. И они играют на ожиданиях людей. Чего хотят люди? Быстрого успеха. В игре одним прыжком можно изменить свой социальный статус. Достаточно сделать одну ставку. Но помимо обычной рекламы, есть еще и реклама от друзей. И именно она оказывает самое мощное воздействие.
«Спорт воспитывает терпение боли. Не только физической, но и моральной»
Мы поговорили с доктором и о темпераментах игроков и том, что чувствует беттор, когда выходит из игры.
«У определенной части игроков холерический темперамент. И для таких людей проигрыш – это катастрофа. А если он еще и закален спортом, то он будет увлечен игрой еще больше. Потому что спорт воспитывает терпение боли. Не только физической, но и моральной. Его с детства учат бороться до конца, а когда ты борешься до конца в ставках, последствия у этого крайне печальные.
Для многих игроков сам факт выхода из игры – катастрофа. Им нужно признаться, что они утратили контроль и создали себе обстоятельства, которые не в силах преодолеть. Плюс долги и осознание того, сколько придется их отрабатывать. А игры дают возможность очень быстро решить все проблемы. Как можно от этого отказаться?»
«Разные люди попадают в такие проблемы. Не каждый игрок чувствует себя жертвой. Есть ребята как из благополучных семей, так и не из благополучных».
«Когда мозг истощен, ему не до проекта будущего»
Отдельно мы разобрали поведение игроков, которые раскрылись своим близким и неправильную реакцию родных на это.
«Игровой процесс – это энергозатратная вещь. И пока человек в игре, он не замечает, насколько иссякли его ресурсы. И когда человек выходит из игры, он выходит в максимально истощенном состоянии. А когда мозг истощен, ему не до проекта будущего. Скука, лень, нежелание что-либо делать. А близкие игрока часто очень требовательно относятся к игроку. Ведь он как бы развлекался за их счет. Возникает парадокс при котором игрок понимает, что ему срочно нужно решать все проблемы, но у него нет на это никаких сил.
Через месяц часто срываются игроки, которые были вынуждены признаться своему окружению в своих проблемах. Но ребята же не хотят вот так завершать свою игровую карьеру. Они возвращаются в игру, чтобы завершить ее на своих условиях. Когда человек срывается через долгий срок, то это возвращение к своей глубинной неудовлетворенности».
«Многим игрокам я советую просто сходить и получить самую обычную психотерапевтическую помощь»
Также доктор рассказал о работе с депрессией и лечении с помощью лекарственных препаратов.
«К сожалению, у нас не объясняют, что делать с депрессией. Особенно печально, когда люди, не понимающие, что происходит с человеком, говорят фразы в стиле «возьми себя в руки», «перестань лениться», «иди поработай». После этого человек еще больше замыкается в себе. Он не чувствует поддержки. Поэтому многим игрокам я советую просто сходить и получить самую обычную психотерапевтическую помощь.
В психиатрии есть очень горячие пациенты, которым могут дать специальные препараты. Но все это может делаться только в условиях стационара. Для таких людей есть препараты быстрого действия. Похожие препараты есть и для обычной жизни, но они действуют, скорее, как жаропонижающее. Существуют препараты, которые восстанавливают эмоциональный баланс, и они принимаются курсом. Не все понимают, что препараты – это нормальный способ лечения психических заболеваний. Это же нельзя пощупать, значит надо справляться своими силами. Это в корне неверный подход».
«Наш характер – это ансамбль, который состоит из самых разных черт. Если одна черта пытается быть выше остальных, это называется акцентуация»
Алексей Александрович рассказал о нарциссических чертах характера у лудоманов, явлении коморбидности и особенностях женской лудомании.
«Нарциссические черты характера обязательно присутствуют в каждом человеке с игровой зависимостью. Понимаете, есть лидерские качества. Человек по-разному их для себя формулирует. Есть такое понятие, как нарциссическая акцентуация. Если на пальцах объяснять, что такое наш характер – это ансамбль, который состоит из самых разных черт. У них есть даже своя терминология: шизоидные, эпилептические, параноидальные, циклотимические, истероидные. Это всё черты характера, которые в тех или иных обстоятельствах у нас активируются. Но если какая-то черта характера пытается быть выше остальных, это называется акцентуация.
Коморбидность – сочетание целого комплекса расстройств. Его наличие указывает, что есть проблемы с личностью человека. Систематическое употребление наркотических веществ, алкоголя, глубокое погружение в игровую зависимостью. Человек прыгает из одной зависимости в другую.
Что касается женской лудомании, то тут также нужно смотреть на личность. Есть молодые и амбициозные девушки-игроманы, которым хочется изменить свою жизнь к лучшему, их интересует материальная сторона вопроса, и они бросаются в драку ради выигрыша, а не развлечения, потому что им надо решить какую-то свою задачу. Молодые и амбициозные девушки борются с мужчинами и получают наравне с мужчинами серьёзные эмоциональные травмы. Другой вариант – женщины постарше, которых затягивает игровой процесс, чтобы уйти от одиночества, от каких-то проблем в личной жизни – это бегство от реальности. Они не бьются, но они прежде всего пытаются снять внутреннюю боль. Тут прямая параллель с алкоголем».
«Когда мне говорят: «Лудомания не лечится», то я тут же переспрашиваю: «У кого?»
Алексей Александрович объяснил, почему нет никакой проблемы в том, что в России и других странах СНГ нет официального диагноза лудомания.
«Я бы ответил так: я никогда не тороплюсь с диагнозом. Я работаю амбулаторно, веду частный приём индивидуально и мне всегда важно, кто ко мне пришёл, с какими проблемами обращается человек. Поставить официальный диагноз – несложно. Но зачем? Что мне это даст в работе с конкретным человеком? Мне важно помочь человеку разобраться, как можно глубже с той проблемой, с которой он ко мне пришёл, помочь ему повлиять на причины, которые привели его в проблему зону и помочь восстановиться. Задача врача лечить не следствие, а причину. Алкогольная и игровая зависимость – это следствие, и чем больше нерешённых проблем у человека, тем опаснее будет следствие. Поэтому мне кажется тупиком подходить так: «Давайте все дружно лечить лудоманию», то есть запрещать играть. Надо влиять на то, что питает зависимость. На первом этапе – это успех, на более глубоком этапе – это средства эмоциональной разрядки, потому что накопились внутренние проблемы, которые требуют этой перезагрузки. Для меня, любая зависимость – это симптом.
В чём отличия старой школы психиатрии от новой? Вообще в психиатрию шли люди, которые склонны к аналитическому мышлению. В старой школе глубоко интересовались личностью человека. Это основа психиатрии, соответственно, ты смотришь на человека не на как объект, а как на субъект и задаёшь себе вопрос: «почему у этого человека возникло то или иное заболевание». Когда мне говорят: «Лудомания не лечится», то я тут же переспрашиваю: «У кого?» У нас мир, как конвейер, – всё по стандартам. Быстро поставили диагноз патологической зависимости – и вот уже всё ясно. Психиатрия так не устроена. Она всегда нацелена на изучение конкретного человека, его духовной сферы, интеллектуальной сферы, социальной сферы. Это погружение внутрь человека, чтобы понять, какие есть внутренние резервы, чтобы сделать иной выбор и что ты, как врач, можешь помочь, чтобы он не топтался на месте, не ходил по кругу и выбрался из какого-то внутреннего замкнутого цикла. Но чтобы сделать ставку на внутренние резервы человека, его надо изучать.
«Истинный лудоман понимает, что он тратит деньги в обмен на ощущение. Он давно избавился от иллюзий заработка»
Магалиф также рассказал, кого можно отнести к настоящим лудоманам и чем они отличаются от остальных.
«Истинный лудоман давно избавился от всех иллюзий, вроде заработка. Он понимает, что он тратит деньги, но он тратит деньги в обмен на ощущение. На особенное состояние, которое пусть и временно, но вызывает облегчение. Если человек пошёл уже по этому пути, и он чётко формулирует: «Да, я не про деньги, а про эмоцию», то чаще всего я вижу людей, которые находятся в переходной стадии. Цель заработать деньги становится поводом и, когда я вижу, что сильно затронута эмоциональная сфера, то возникает опасная дефуркация. Один человек закроет эту тему и скажет: «Всё я понял, я не буду питать иллюзий по поводу заработка, и я выхожу из этого деструктивного процесса», другой волей или нет, но использует игру в качестве разрядки».