«Готов работать главным тренером. Сейчас моя цель – это ФНЛ»: интервью с Младеном Кашчеланом

Младен Кашчелан – один из главных легионеров в истории нашего футбола. Черногорец приехал в Россию в 2013 году и задержался здесь надолго, попутно получив еще и российский паспорт. В прошлом году он завершил карьеру в «Балтике», почти сразу вошел в тренерский штаб «Пари НН», а сейчас уже готов начать самостоятельную карьеру в роли главного тренера.

Младен Кашчелан. Фото: «Пари НН»
Младен Кашчелан. Фото: «Пари НН»

Мы поговорили с Младеном и обсудили его тренерские перспективы в России. В интервью Metaratings.ru специалист рассказал:

  • как оценивает опыт работы в «Пари НН»;
  • готов ли начать тренерскую карьеру с клуба ФНЛ;
  • идеи каких европейских наставников ему близки;
  • как сумел повлиять на становление многих молодых россиян;
  • чего ждет от своей тренерской карьеры.

– Младен, в октябре вы покинули «Пари НН» вслед за Сашей Иличем. Почему не получилось остаться в клубе?

– Это было решение клуба и нового главного тренера, который привез свой тренерский штаб. Хотя я и сам думаю, что для меня лучшим решением было уйти. Тем более, что свое будущее я связываю со самостоятельной работой главным тренером. Наверное, это был идеальный момент, чтобы отсоединиться и начать свой путь. Предложения остаться в штабе Гончаренко мне не поступали.

– Уже успели проанализировать работу со стороны?

– Да, конечно. Я всегда детально подхожу к работе и все анализирую. Очень доволен тем, что приобрел за период в Нижнем Новгороде. За это время я сильно вырос как тренер, увидел много вещей изнутри. Раньше на некоторые вещи смотрел глазами футболиста, теперь – глазами тренера.

– Есть понимание, что могло не получиться?

– Нужно понимать, что мы ушли из «Пари НН» после победы и ничьи на выезде с прямыми конкурентами. Поэтому вряд ли кто-то может сказать, что мы ушли из-за плохого результата. И, честно говоря, мне не до конца понятно это решение.

– Увольнение назревало? Или клубу стоило ещё довериться штабу Илича?

– В любом случае, последнее слово всегда остается за руководителями клубов, и никто не может на это повлиять.

Фото: «Пари НН»
Фото: «Пари НН»

– Как вы попрощались с командой? Слышал, что многие в «Пари НН» хотели, чтобы вы остались.

– Да, некоторые ребята мне писали и расспрашивали. Я пришел на базу, выступил перед командой, поблагодарил их за все, особенно за прошлый сезон – борьбу за выживание и стыковые матчи. Я люблю моменты, когда находишься под давлением, потому что именно в таких играх ты развиваешься.

– За год с лишним вы стали в клубе авторитетом и лидером, вас по-настоящему полюбили болельщики. Насколько тяжело было покидать «Пари НН», не успели ли привязаться к клубу?

– Я – профессионал и за свою карьеру поменял немало клубов. Но чтобы работать от всей души, всегда привязываюсь и отдаюсь со всеми эмоциями. В «Пари НН» работают хорошие люди, с которыми я каждый день встречался на тренировках. Всегда приятно находиться в таком коллективе.

– Как так получается, что где бы вы не играли и не работали, к вам все относятся очень тепло? Тяжело найти хоть один негативный отзыв.

– Даже не знаю. Наверное, это просто я (смеется). Со всеми контактирую, открыт для всех. Одно из моих главных правил – относиться с уважением ко всем. И я имею ввиду не только футболистов, но и обслуживающий персонал, поваров и т.д. Я всегда относился к ним с особым уважением, старался найти общий язык. Даже с молодыми футболистами в «Балтике» пытался говорить на их языке, искал общие темы и позволял им шутить над собой, чтобы как-то их расслабить. Все это тоже важно – не только тренировки, но и микроклимат в команде.

– Как можете оценить свой первый тренерский опыт? Что вам дала работа ассистентом?

Опыт, который я получил в «Пари НН», невероятен. Я очень благодарен людям из клуба, которые мне дали такую возможность почти сразу заскочить из футболиста в тренерский штаб. И я старался быть не просто человеком, который числился в команде, а очень много работал и помогал. Я очень рад. И мечтать не мог, что начну свою тренерскую карьеру сразу с клуба Премьер-лиги.

Тренерский штаб «Пари НН». Фото: «Пари НН»
Тренерский штаб «Пари НН». Фото: «Пари НН»

– Многие бывшие игроки вспоминают, что поначалу сложно убить в себе футболиста и сразу стать тренером. Как у вас это происходило?

– Я убил его сразу! (смеется) Я такой человек, который, будучи футболистом, поменял очень много стран, очень много клубов. И один из моих козырей – это быстрая адаптация к новым условиям. К тому же, я был к этому готов, много лет до этого учился на лицензию А, которую получил в 2019 году. И я понимал, что меня ждет. Живу футболом и люблю свою работу.

– Вы по-прежнему помешаны на подготовке? В интервью Metaratings.ru после выхода с «Балтикой» в РПЛ вы говорили, что и после карьеры тренируетесь и не пьёте алкоголь. Всё осталось так же?

– Конечно! Только на днях взвешивался, и мой вес остается на игровом уровне. Моя супруга даже подшучивает: «Ты можешь хоть иногда не выйти рано утром на пробежку и не есть своего лосося?» (смеется) А если серьезно, это то, что мне давало результат, и одна из вещей, которая влияет на дисциплину футболистов. Питание – это тоже тренировка. И если я, как тренер, буду плохо питаться и показывать такой образ жизни футболистам, то что я тогда могу от них ожидать? Я должен быть для них примером.

– Неужели иногда не хочется расслабиться?

– Нет-нет. Для меня расслабление – это постоянная активность.

– Следующим шагом в карьере станет самостоятельная работа? Готовы к ней?

– Да, уверен на 100%, что готов. Спасибо тренерам, с которыми я поработал в прошлом, Сергей Юран и Саша Илич – они мне очень помогли, очень много вещей я подметил за ними в ходе рабочего процесса и понял, что готов.

– Как воспринимаете тот факт, что начинать, скорее всего, придется с низов? Готовы начать тренерскую карьеру с Первой или даже со Второй лиги?

– Ничего страшного. На данный момент моя цель – это ФНЛ, потому что здесь я провел 9 полных сезонов и 4 раза выходил в РПЛ. Мне хорошо знакома эта лига. Хочу сказать, что когда я приходил в «Балтику», она находилась на последнем месте в Первой лиге. Но я этого не боялся, а даже наоборот. Если вы тренер с амбициями, то для вас даже лучше, чтобы команда изначально находилась ниже.

– Уже есть варианты?

– Разговоры есть, но не будем сейчас их озвучивать, чтобы не подставлять эти клубы. Это будет некрасиво.

– Рассматриваете только Россию?

– Да, на данный момент для меня приоритет – Россия.

Младен Кашчелан. Фото: «Пари НН»
Младен Кашчелан. Фото: «Пари НН»

– Чем в этом плане работа в ФНЛ отличается от РПЛ?

– В ФНЛ все понимают, что уровень игроков не такой, как в Премьер-лиге, и если у тебя нет дисциплины и тактического идеала, то будет тяжело чего-то добиться. А в Премьер-лиге есть много играющих команд с классными исполнителями – они могут позволить сыграть и себе, и сопернику. Это большая разница.

Но еще бы я отметил большое количество полей с искусственным покрытием и проблемы с логистикой. В РПЛ 90% команд летают чартерами – это намного облегчает подготовку к игре. В ФНЛ себе такое могут позволить, наверное, пару команд.

– В какой период карьеры вы поняли, что станете тренером? Как и когда случился этот переход?

– О тренерской работе я думал уже с 26-27 лет, в какой-то момент четко понял, что хочу стать тренером. Примерно в это время я начал подмечать для себя многие моменты и старался держать все под контролем, передавая идеи тренера до партнеров по команде.

– Многие возрастные игроки готовятся заранее, записывают и запоминают наработки тренеров на тренировках. Было ли у вас такое, и какой тренер больше всего повлиял на ваше видение футбола?

– С одной стороны, да, я пытался запоминать и подчеркивать что-то для себя. С другой, у каждого тренера должны быть свои идеи. И если мне не подходят идеи какого-то тренера, то я вряд ли буду тренировать также.

– А какие идеи у вас? Каким тренером вы себя видите?

В моей работе есть несколько приоритетов, один из них – это дисциплина. Дисциплина – это не только про поведение вне поля, но и то, как футболист выполняет установки на самом поле. Также меня очень интересует структурная организация игры в атаке и в обороне. Это те вещи, которые будут определять меня как тренера и показывать, в какой футбол я буду играть.

– Чей футбол в Европе вам нравится и вы можете сказать, что ваши команды будут играть похожим образом?

– Сейчас это сто процентов «Байер». Хаби Алонсо для меня – пример и новатор, который привнес в футбол что-то новое. А, вообще, если можно было смешать трех тренеров, то я смешал бы Хаби Алонсо, Диего Симеоне и Роберто Де Дзерби – это тренеры, которыми я восхищаюсь. Я не плагиатор, но мне очень нравится их агрессивный атакующий стиль игры. Но чтобы это использовать, нужны тренерская идея, уровень футболистов и соответствующая физическая подготовка.

– Вы отметили Алонсо. Частые голы « Байера» на последних минутах матчей – это тоже тренерская работа?

– Конечно. Это ментальность, это характер. Не каждая команда может переломить игру. «Байер» не сдается, продолжает гнуть свою линию, несмотря ни на что – в этом видна тренерская рука Алонсо.

– В последнее время в РПЛ едут немало тренеров с Балкан – Ивич, Илич, Николич, Слишкович, теперь Станкович. О чем этом может говорить?

– Наверное, о том, что у нас похожий менталитет. Все эти тренеры с Балкан имеют общую черту – умеют ставить игру и не боятся при этом рисковать.

– На Балканах следят за российским футболом после приезда большого количества игроков и тренеров?

– Конечно, следят. Да и не только из-за тренеров, у нас есть спутниковые каналы, которые каждые выходные транслируют все матчи РПЛ. Чемпионат России в наших странах достаточно популярен.

– Как вы оценили приезд в РПЛ большой звезды – Миралема Пьянича?

– Да, Миралем – большая звезда, но сейчас это не имеет никакого значения. Самое главное, что и как он делает на поле – он ведет игру, отдает голевые передачи. Но если он этого не будет делать, вряд ли его спасет тот факт, что когда-то он играл в «Барселоне» и «Ювентусе». Однако прямо сейчас для ЦСКА он является хорошим усилением.

– Может быть такое, что после него большие звёзды снова поедут в Россию?

– А почему нет? Хотя я думаю в РПЛ сейчас и так достаточно сильных и квалифицированных футболистов. Да, из-за всей ситуации акцент сместился в сторону Латинской Америки и Балкан, но там тоже достаточно сильных футболистов.

Младен Кашчелан. Фото: «Пари НН»
Младен Кашчелан. Фото: «Пари НН»

– Мы чуть ранее поговорили про балканских тренеров, но при этом за чемпионство в этом году, кажется, будут бороться только россияне – Галактионов, Мусаев и Семак. Что скажете об этих тренерах?

– В последнее время мне очень-очень сильно импонирует Галактионов. Его команда играет в нестандартный для России футбол, мне это очень нравится. Мусаев, Семак и Федотов – тоже топовые тренеры, у них можно многому научиться.

А по поводу того, что за чемпионство борются только три команды, я не согласен. Не сыграна даже половина чемпионата и, думаю, преследователи могут спокойно им помешать – это «Динамо», ЦСКА и «Спартак».

– Ваш последний тренер в карьере – Сергей Игнашевич. В прошлом сезоне он вылетел с «Балтикой» обратно в Первую лигу. Как думаете, что не получилось?

– Честно говоря, тяжело сказать. Поскольку я не находился внутри коллектива.

– А может, ему не хватило опытного капитана в центре поля и в раздевалке?

– Понимаю, о ком вы (смеется). Но не могу ничего сказать по этому поводу.

– Вообще, скучаете по времени в «Балтике»? И вы, и ваша жена в интервью Metaratings.ru говорили, что та команда стала самой важной в жизни вашей семьи.

– Конечно, ведь я провел здесь четыре прекрасных года. Я и моя семья до сих пор живем в Калининграде и продолжаем ходить на матчи «Балтики» в Первой лиге. И даже если сравнивать другие команды в моей карьере, ни с одной я не прошел такого же пути, как с «Балтикой».

– Следите ли за нынешними делами «Б алтики»? Команда под руководством Андрея Талалаева идет в лидерах Первой лиги.

– Конечно, слежу. Очень приятно, радует, что команда находится на первых местах. Хотя играть еще много, я думаю, что Андрей Викторович сможет довести до конца свое дело и справится с задачей по выходу в РПЛ.

– Многие бывшие молодые футболисты «Балтики», в том числе Мусаев и Лазарев, рассказывали, как вы помогали им в становлении. В чем это проявлялось?

– Я многих ребят приучал к дисциплине. Говорил им, что все, что касается питания, восстановления, сна – влияет на игру на поле. И если они не будут уделять этому должного внимания, результат будет не таким долгосрочным. Спасибо ребятам, что услышали меня.

– Мусаев буквально за пару лет поднялся из ФНЛ до одного из лучших бомбардиров РПЛ. В этом есть ваш вклад?

– Он уже рассказывал в интервью, что в Сербии я с супругой показывал ему то, как люди работают и занимаются. Когда я был в «Балтике», мы жили в одной комнате, поэтому общались на многие темы. Я дал Мусаеву много полезной информации. Он молодец, так как понял, что это те вещи, которые ему действительно помогают. Он продолжил их делать и самостоятельно поднял себя на такой уровень. Для меня Тамерлан – лучший российский нападающий на данный момент.

– Каковы шансы Мусаева уехать в Европу?

– Думаю, что если появится хороший вариант для Мусаева и ЦСКА, чтобы он смог развиваться и прогрессировать, то вполне возможно, что он уедет в Европу.

– Кого из своих «учеников» вы бы еще выделили?

– Заболотный, Нигматуллин, Лазарев, Макарчук, Латышонок. Я смог повлиять на их карьеру и они часто вспоминают обо мне.

Владислав Лазарев, Младен Кашчелан и Тамерлан Мусаев. Фото: «Балтика»
Владислав Лазарев, Младен Кашчелан и Тамерлан Мусаев. Фото: «Балтика»

– Сейчас Латышонок – основной вратарь «Зенита». Несколько лет назад он был запасным вратарем «Балтики». Вас удивил такой рост?

– Вообще нет. Я увидел в Латышонке потенциал в тот момент, когда он только пришёл в «Балтику». Он жертвовал собой и очень усердно работал, так что для меня это неудивительно. К слову, вратарь Максим Бориско из «Балтики» тоже очень талантлив.

– Вы играли в РПЛ в её лучшие годы. Сильно ли ослабела лига с того момента?

– Футбол сам по себе развивается. Сейчас игроки прибавили в физике и скорости. Не факт, что ребята моего поколения смогли бы адаптироваться к нынешним ритму и интенсивности. Сейчас футболисты бегают по 13 километров! Ещё стало больше возможностей для молодых россиян, чтобы развиваться. Они играют с иностранцами и набираются опыта. Батраков – отличный тому пример.

– Молодые россияне изменились за 10 лет?

– В моё время можно было на пальцах одной руки посчитать молодых игроков, поэтому не могу сказать. Сейчас ребята играют на постоянных условиях и дают результат. Я только рад такому развитию.

– Насколько сложно тренировать русских футболистов?

– При подготовке тренировочного процесса не совсем понятно, на что футболисты готовы и поймут ли они мои требования. Вообще, больших трудностей не возникало. Славянские народы все похожи, так что я не замечал барьера.

– Недавно в Сети появилось видео, на котором Войцех Щенсны курит в раздевалке «Барселоны» после победы в «Эль-Класико». Что бы вы сделали, если бы застали игрока за таким занятием?

– Я думаю, что никто бы не додумался до такого и мне бы не пришлось предпринимать какие-либо меры. Курить в раздевалке для спортсмена – это, конечно, непрофессионально. Уверен, что при мне такого никогда бы не случилось.

Младен Кашчелан. Фото: «Пари НН»
Младен Кашчелан. Фото: «Пари НН»

– А у вас есть ещё какие-то запреты?

– Есть вещи, которые я не допускаю, но я не являюсь диктатором, который не даёт ребятам дышать. Атмосфера и микроклимат в раздевалке очень сильно влияют на результаты, так что всё должно быть сбалансировано. Нужно запрещать какие-то вещи в рамках адекватного: алкоголь, сигареты и другие банальные вещи, которые ни один тренер не стал бы разрешать футболистам.

– А банка пива после матча?

– Я считаю, что раздевалка и футбольный стадион – не место для расслабления. У футболистов всегда есть возможность найти время и место, чтобы провести время для себя. Но, повторюсь, это не должно происходить в раздевалке.

– Как считаете, кто лучший российский молодой игрок в РПЛ прямо сейчас?

– Батраков. Ещё мне очень нравится наблюдать за Карпукасом, так как он играет на той же позиции, что и я. Ещё могу отметить Сперцяна.

– А если говорить не только про молодёжь?

– Мусаев и Дивеев.

– Может, Дуглас Сантос? Совсем недавно он получил российский паспорт, точно так же, как и вы два года назад.

– Нет (смеётся).

– Если отбросить бюрократические моменты, насколько серьезное это могло бы быть усиление для сборной России?

– Это футболист топ-уровня. Конечно, это хорошее усиление для сборной России. Правда, стоит понимать, что иностранец в клубе – это одно, а иностранец в национальной сборной – совсем другое.

– Как вы относитесь к тому, что футболисты, которые совсем недолго живут в России, получают паспорт РФ?

– Лично я чётко планировал оставаться в России вместе со своей семьёй, но я не могу комментировать что-то за тех людей, которые получили паспорт быстрее меня.

– Изменились ли ваша карьера и жизнь после получения паспорта РФ?

– Нет, всё осталось как раньше. Только фамилия стала писаться чуть-чуть по-другому.

– А аккаунт на Госуслугах появился?

– Да, конечно! Он появился очень давно. Я считаю, что это очень-очень удобно, так как вся информация собрана в одном месте. Приятно жить в таких условиях. Я очень благодарен президенту России, который позволил мне стать гражданином этой страны. Ещё хочу поблагодарить губернатора и сенатора Калининградской области, которые помогли мне получить второе гражданство.

– Вы всё ещё живёте в Калининграде. Дорого обходится?

– Не сказал бы, особенно по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом.

– Латышонок говорил, что ему для жизни хватает 30 тысяч в месяц. Верите ему?

100% верю. Женя – скромный, воспитанный пацан, который не разбрасывается деньгами, как это делают многие молодые футболисты.

– В какую сумму обходилась ваша жизнь, когда вы играли в «Балтике»?

– У меня немного другая ситуация, так как помимо себя я обеспечиваю жену и ребёнка. Думаю, что я тратил чуть больше, чем Женя (смеётся).

Младен и Марьяна Кашчелан со своим сыном на прощальном матче. Фото: ФК «Балтика»
Младен и Марьяна Кашчелан со своим сыном на прощальном матче. Фото: ФК «Балтика»

– Назовите топ-3 города России.

– Калининград, Калининград и Москва!

– Весной сборная России играла с сербами. В интервью Metaratings.ru ваша жена признавалась, что болела за Россию. А что насчёт вас?

– Я просто смотрел и наслаждался!

– А если будет матч с Черногорией?

– Не буду ни за кого болеть! Это вопрос из разряда: «Ты любишь больше маму или папу?» Я живу в России, эта страна дала мне очень многое, а за Черногорию я выступал в национальной сборной.

– Верите, что в нынешних реалиях Россия сыграет с Черногорией?

– Почему нет? Я думаю, что это возможно.

– Готовы посодействовать? Наверняка у вас на Родине остались связи и знакомые.

– На самом деле, это не моя работа. Я ограничиваюсь своей тренерской деятельностью.

– Как считаете, когда Россию вернут обратно на международную арену?

– Надеюсь, что это случится в ближайшее время. Сложно давать какой-то прогноз, потому что от меня ничего не зависит. Я думаю, что даже у людей из федерации нет ответа на этот вопрос.

– Чего вы ждёте от своей тренерской карьеры? У вас есть мечта?

– Сейчас у меня нет конкретной цели. Я просто хочу показывать хорошие результаты, развивать молодых футболистов и давать им возможность проявлять себя на поле. Хочу быть тренером-мотиватором, который привносит в лигу что-то новое.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте