В минувший уикенд в Ханты-Мансийске прошёл дебютный Кубок Международной лиги клубного биатлона. Соревнования запомнились яркими масс-стартами и гонками преследования с беспрецедентными премиальными, но будущее проекта пока вызывает много вопросов. Metaratings.ru подводит итоги открытия сезона и отмечает плюсы и минусы нового коммерческого турнира.
Не международная и не клубная
Хотя организаторы соревнований остались довольны премьерой, не все заявленные задачи с ходу удалось реализовать.
Во-первых, международной экспансии под клубной вывеской так и не получилось, потому что Международный союз биатлонистов (IBU) настоятельно рекомендовал национальным федерациям не участвовать в международных стартах в России. Неприятная, но абсолютно прогнозируемая реакция, которую странно было не предвидеть. После этого разговоры о клубах сошли на нет, а на соревнованиях их было представлено всего четыре. Если убрать номинальные, созданные наспех организации на базе федераций, то настоящим клубом был только питерский SKINATION, основанный экс-биатлонистами юниорской сборной России – братьями Огарковыми.
В тумане пока и перспективы создания реальной клубной системы. В целом идея интересная и может поднять интерес к биатлону, если её раскручивать именно, как противостояние команд, которые будут иметь не скучные бюрократические, а оригинальные названия, эмблемы, форму и атрибутику для болельщиков. Клубам будет легче найти спонсоров, чем отдельным спортсменам или регионам, а также подготовка спортсменов будет менее бюрократизированной.
Участвовать или не участвовать?
Соревнования получились весьма представительными и конкурентными. В них приняли участие все сильнейшие российские биатлонисты, кроме Ларисы Куклиной и группы Михаила Шашилова. Последнего журналисты покритиковали за то, что не дал шанса своим подопечным заработать. Однако даже те спортсмены, которые сумели сорвать большой куш говорили, что специально к соревнованиям не подводились, а рассматривали их как подготовительный старт к сезону. Конечно, приятно, что прошёл он не в формате скучных контрольных гонок, о результатах которых широкая публика так бы и не узнала, а в виде спортивного праздника и показа в прямом эфире «Матч ТВ», но и критика в адрес тех, кто не приехал, со стороны коллег-журналистов непонятна.
Во-первых, о турнире было объявлено за месяц до его начала, когда группам Шашилова и Каминского пришлось бы кардинально менять подготовительные планы. Юрий Михайлович сорвался с парнями с Семинского перевала на несколько дней раньше, но его подопечные остались не солоно хлебавши. Даже явный лидер Эдуард Латыпов отметился лишь двумя обидными седьмыми местами. Так стоила ли игра свеч? Шашилов же остался верен своей стратегии и ничего менять не стал, но кто из них прав покажут главные старты сезона: Спартакиада и чемпионат России, где призовые пусть и скромнее, зато будут разыграны другие бонусы: оплата из бюджета централизованной подготовки, зарплата в ЦСП и бесплатная экипировка. В сумме за год — не так уж и мало.
Белорусы хорошо подготовились
Неудивительно, что лучше всех к стартам подготовились сборная Белоруссии и группа Артёма Истомина, которые в Ханты-Мансийске провели полноценный сбор и адаптировались к местной трассе и погодным условиям. В итоге Карим Халили заработал 1,25 млн. рублей, а Елизавета Каплина и Анастасия Гореева урвали куски пирога поменьше. Не остались в накладе и ханты-мансийские биатлонистки Кристина Резцова и Владислава Гаврилова. Белорусы и вовсе выиграли почти половину всего призового фонда, а три из восьми разыгранных миллионов приходятся на долю главных героев уик-энда Антона Смольского и Анны Солы.
Единственным биатлонистом, не допустившим ни одного промаха на восьми огневых рубежах, стал Никита Лобастов. Чистая стрельба позволила ему и со средней скоростью попасть на пьедестал в масс-старте и стать четвёртым в гонке преследования. Кстати, такой необычный формат гонок был проведён впервые в истории мирового биатлона и оказался очень успешен. К тому же организаторы справедливо решили уменьшить вдвое гандикап в гонке преследования для повышения интриги, что дало шанс многим неудачникам масс-старта.
Подарок к свадьбе и внезапные открытия
Успех любого соревнования определяется и открытием новых имён и наличием сюрпризов в итоговом протоколе. Анастасия Гришина в свой первый взрослый сезон хотела тренироваться с Каминским, но её определили в группу Истомина. В масс-старте уроженка Алтайского края блестяще проявила себя на огневом рубеже: не только поразила все 20 мишеней, но и сделала это быстрее всех. В преследовании стрельба её подвела, но для молодой биатлонистки две длинные гонки подряд — серьёзное напряжение и в физическом и в психологическом плане. Более стабильно и ровно выступила её тёзка и сверстница Зырянова, дважды занявшая восьмое место с неплохой скоростью.
Другим возмутителем спокойствия стал 29-летний Виктор Плицев. Чемпион мира среди юниоров не получал должной финансовой поддержки в Удмуртии и пытался устроиться в команду Северной Македонии, однако после недавних политических событий это стало невозможным. В итоге, пропустив пару соревновательных сезонов Виктор нашёл себя в команде Ямало-ненецкого автономного округа и уже отметился на старте сезона пятым и девятым местом в компании спортсменов сборных России и Белоруссии.
Самая красивая пара российского биатлона Анастасия Гореева и Карим Халили в ближайшем будущем планирует узаконить свои отношения. В этом плане у ребят был хороший стимул сделать себе щедрый подарок, и 2,25 миллиона рублей стали хорошим стартовым капиталом для начала семейной жизни. Причём и Карим, и Настя подчёркивали, что эти деньги пойдут не на пышную свадьбу, а на решение жилищного вопроса. Остаётся им в этом пожелать только успехов.
Новая конфронтация в биатлоне
Появление в календаре нового турнира вызвало ожесточение противостояния непримиримых соперников: президента СБР Виктора Майгурова и основателя клубной лиги Алексея Нуждова. Сторонники последнего позиционировали новинку как глобальный проект по развитию российского биатлона, хотя кроме призовых он ничем не отличается от того же Кубка Содружества. Вопрос только в том, хватит ли у лиги ресурсов для проведения регулярных соревнований на протяжении всего сезона, ведь вряд ли средства от «Матч ТВ» и букмекера-партнёра PARI окупают призовой фонд.
СБР в свою в очередь относится к новому проекту подчёркнуто равнодушно: Виктор Майгуров о нём не высказывается, его не освещают на сайте федерации и никаким образом не продвигают. Павел Ростовцев и вовсе высказал мнение о его ненужности, однако это скорее его личная позиция. С другой стороны, за заявлениями Нуждова в конце октября о том, что «биатлон в стране загибается», трудно не разглядеть брошенного в сторону СБР камня. В любом случае для блага российского биатлона сторонам нужно договариваться, чтобы если не помогать друг другу, то хотя бы не мешать.