Winline Медиалига — это главный международный турнир между медийными футбольными клубами. Первый её розыгрыш прошёл весной-летом 2022 года, а головокружительный успех привёл к скорому запуску второго сезона. С середины сентября 18 команд-участниц, поделенных на две группы, борются за выход в плей-офф и шанс сыграть на лучших стадионах страны.
Winline МФЛ — глоток свежего воздуха в российском футболе. Организаторы не стали останавливаться на открытости командных «внутряков» и очках за челленджи, а пошли дальше. После обыденных четырёх туров группового этапа Николай Осипов и Дмитрий Кортава поспешили обрадовать болельщиков — 5-й тур пройдет по экспериментальным правилам. Некоторые из них обсуждались в профессиональных лигах, а некоторые будут абсолютным новшеством для мира футбола. Metaratings.ru разберет каждое и даст свой прогноз на их дальнейший успех.
1. Чистое игровое время: 2 тайма по 25 минут
Для многих футбольных болельщиков станет откровением факт, что мяч находится не в игре больше трети матча — примерно 30-35 минут. Большая часть этого времени — разговоры с судьями, симуляции и прочие футбольные хитрости, которые приносят результат, но убивают зрелищность самого футбола. Футбол — это довольно консервативный спорт, но ФИФА была обеспокоена снижающимся игровым временем и вечными остановками, поэтому впервые протестировала правило чистого игрового времени на юношеском турнире в Нидерландах. Но в профессиональных лигах организация пока не решается вводить такие новинки.
Технический директор Winline Медиалиги Дмитрий Кортава еще в первом сезоне хотел попробовать это нововведение и стал засекать количество чистого игрового времени в матчах МФЛ. Среднее число как раз было в районе 25-27 минут за тайм. В первую очередь, организаторы хотят вывести таймер с обратным отсчетом на видеоборты, расположенные по периметру поля, чтобы все участники матча и зрители наблюдали за ходом времени. Также организаторы преследуют идею исключить затяжку времени от футболистов на поле и за ним, чтобы они больше посвящали себя игре в футбол, а не разборкам.
2. Оранжевая карточка: удаление игрока на 7 минут
В футболе есть желтая и красная карточки. Для каждой из них есть четкий регламент и рекомендации судье для их применения. В Winline Медийной Футбольной Лиге уже есть дополнительная карточка — зеленая. Она дается командам и может быть использована 1 раз за тайм, чтобы попросить рефери пересмотреть спорный эпизод с помощью VAR. Теперь организаторы пошли еще дальше и ввели оранжевую карточку. Она может быть показана за пограничный фол между желтой и красной карточками. Во втором сезоне Winline МФЛ судьи еще ни разу не показали прямую красную за игровой эпизод, во многом потому что красные карточки на пограничных фолах в прошлом сезоне ломали игру и делали футбол команды в меньшинстве очень скучным.
Дмитрий Кортава не стал скрывать, что 7 минут — это субъективная оценка компенсации за опасный фол. По аналогии с хоккеем команда получает шанс на некоторое время завладеть преимуществом и попробовать забить гол. 7 минут из 25 — это ощутимое время, за которое команда в большинстве сможет организовать несколько хороших атак, а по их истечении защищающаяся команда сможет вернуться к своему привычному ритму игры и выровнять ситуацию на поле.
Есть несколько важных уточнений. В протокол оранжевая карточка будет заноситься как желтая, то есть за оранжевую карточку уже при наличии желтой игрока удаляют на весь матч (как при второй желтой карточке). Для последующих туров и возможного перебора карточек оранжевая карта будет считаться желтой.
3. Тайм-ауты
В этом данном случае баскетбол стал примером для Winline МФЛ. Тренеры смогут взять один минутный тайм-аут, чтобы объяснить команде тонкости построения игры, сбить темп сопернику и дать подышать своим футболистам. Такие тайм-ауты — это отличная возможность запуска рекламных интеграций, сохранения интенсивности футбола и большее присутствие тренерской мысли на поле.
4. «Буллитальти»
На самом деле, правило не новое. В плей-офф первого сезона Winline Медиалиги по истечении основного времени при равном счете организаторы отказались от традиционной серии пенальти и ввели буллиты. Механизм был таков: командой назначался игрок для пробития «буллитальти», судья подкидывал монетку, у которой с одной стороны пенальти, с другой — буллит.
Стоит пояснить, что буллит — это выход один на один с вратарем по аналогии с хоккеем. Также такие выходы — излюбленный челлендж медийных футбольных клубов, с которого они частенько начинали свои первые ролики несколько лет назад. В игре будет следующий формат: штатный пенальтист команды узнает свою судьбу монеткой и отправится бить с места или в движении. Единственное, что пока остается загадкой — каким образом игра будет возобновлена в случае неудачного буллита и когда в нее смогут вступить остальные игроки?
5. Правило-сюрприз — гол за два
Правило до последнего держалось в секрете, потому что, в отличие от первых четырех, которые так или иначе уже звучали в мире большого футбола, оно вообще из другой оперы.
Атакующая команда один раз за матч может воспользоваться красным мячом и в течение 3 минут попытаться забить гол, который будет засчитан за два. Такой мяч можно ввести только со своей половины поля. Если гол случается, то действие красного мяча «заканчивается». Есть в этом правиле и риск: команда, взявшая красный мяч, может пропустить его, он также будет считаться за два и при этом не закончит своего действия. Такое условие определенно добавит огня в будущие противостояния в пятом туре между теми же «Броуками» и «Амкалом». Это должно быть как минимум интересно.
Эксперименты — классика медиафутбола
Медийный футбол — антагонист профессионального футбола. Его правила идут вразрез со спортивным принципом, а атмосфера заставляет негодовать таких мастодонтов, как Александр Мостовой (он тренирует медийный клуб Fight Nights). И все же в 2022 году медийный футбол доказал, что существует альтернатива стареющему футбольному сообществу с живыми идеями и горящими глазами. Что-то не получится — не страшно, уберут. А если аудитории «зайдет» какое-то новое правило, то, возможно, в плей-офф или в третьем сезоне оно останется, а РФС обратит на это внимание. Все-таки медийный футбол создан вопреки большому, но все делают общее дело — популяризируют лучшую игру с мячом.