Максим Марушев провёл шесть лет в системе «Ак Барса», был лучшим бомбардиром и капитанил в фарм-клубе казанцев, «Барсе» из ВХЛ, дебютировав в КХЛ в 2019-м. Спустя полтора года нападающий отправился в систему «Вегаса», с которым подписал трехлетний контракт и где выступает в фарме «Голден Найтс», «Хендерсоне» из АХЛ, вместе с тремя соотечественниками – защитником Даниилом Миромановым, а также форвардами Павлом Дорофеевым и Иваном Морозовым.
В большом эксклюзивном интервью Metaratings.ru 23-летний хоккеист рассказал, почему решился на переезд в Северную Америку, с какими трудностями там столкнулся и в чем разница между КХЛ и АХЛ, а также поделился мыслями об особенностях хоккея и жизни в пригороде Лас-Вегаса.
«Времени на раздумья в США практически нет: принял шайбу, а вокруг тебя уже игроки»
– Вы провели в системе «Ак Барса» шесть лет. В какой момент пришло понимание, что нужны перемены?
– Понимание пришло в последние мои два года в «Ак Барсе». После удачного сезона с «Барсом» понял, что нужно что-то менять. Я не попадал в первую команду, а засиживаться на одном месте не хотелось: можно остановиться в развитии, после чего так и проведешь в ВХЛ лучшие свои годы. Мой агент Шуми Бабаев помог мне с переездом и по другим вопросам, всегда с ним на связи.
– У вас был ударный сезон в ВХЛ за год до отъезда в «Вегас», когда вы стали лучшим бомбардиром «Барса» по итогам сезона. Повлиял ли на вашу игру факт прихода Дмитрия Квартальнова с его курсом на доверие молодым игрокам системы? Была высокая мотивация попасть в главную команду?
– С приходом Дмитрия Вячеславовича мы все понимали, что он доверяет молодым ребятам, привлекая их к главной команде, и каждый из нас хотел максимально показать себя. У меня как раз были с ним первые сборы, и мне этот опыт очень помог – я попал на них и поехал на предсезонку с «Ак Барсом». Конечно, все стремились попасть в основу, так что мотивация играть в команде Квартальнова на самом деле была высокой.
– Почему у вас вдвое упали статистические показатели в следующем сезоне перед Северной Америкой?
– Сложно сказать, если честно. Команда поменялась, много ребят ушли в другие клубы, в том числе в КХЛ. Состав обновился, пришла молодёжь, и, конечно, сыграло большую роль то, что мы остались без сборов. После этого весь сезон пошёл как-то непонятно. Я вообще не проходил сборы, так как мы болели коронавирусом, и нас всех закрыли на базе. Много времени потеряли из-за болезни, поэтому толком не подготовились к сезону. Но это одна из причин. По ходу сезона нам также где-то не везло, поэтому не добрали очки. В хоккее всякое бывает, взлёты и падения, и никогда не знаешь, как ты сыграешь – хорошо или плохо.
– Есть мнение, что хоккей в США на узких коробках примитивен. Что думаете на этот счёт?
– Не думаю, что такой хоккей примитивен. Конечно, он проще, но тем важнее быстрота реакции. Времени на раздумья там практически нет: принял шайбу, а вокруг тебя уже игроки, и важно её не терять. Чем быстрее и проще ты найдёшь решение, тем лучше для тебя и команды. Игроки в АХЛ разные – есть очень техничные, а есть более рабочие.
– Какой джентльменский набор взяли в США? Слышал, что выкупали часть экипировки у казанского клуба.
– Я выкупил всю форму, потому что мне надо было тренироваться перед АХЛ. Сумму, которую отдал, если честно, не вспомню, но она была точно меньше той, какую мне пришлось бы заплатить в магазине. Не такой уж и высокой она была, на самом деле, на фоне цен за новую форму (улыбается). Помимо экипировки, купил ещё и клюшки, больше ничего такого особенного не брал, только кое-какие свои вещи.
«У нас замечательные тренеры. В любой момент можешь подойти к ним с любым вопросом, и тебе всегда помогут»
– Как готовились к АХЛ?
– Как только расторг контракт с «Ак Барсом», полетел в Австрию и там тренировался неделю в ожидании визы, а уже потом улетел в США. В Вене готовился вместе с местной командой «Вена Кэпиталз», у них как раз был плей-офф, а я выходил на тренировки с неиграющим составом. Думаю, здесь в основном всё было организовано со стороны «Вегаса» и согласовано с моим агентом.
– Как вас приняли? Расскажите про «ужин новичка».
– Приняли здорово, классные пацаны. Слышал разное про «ужин новичка», но у меня всё как-то сложилось спокойно. Посидели с ребятами в ресторане, ничего особенного не было.
– Во сколько обошёлся ужин?
– Где-то в тысячу долларов (улыбается). Однако я там не один был. Трудно вспомнить, но, таких, как я, еще было плюс-минус человек пять. Так что пришлось каждому скинуться по тысяче.
– С какими трудностями столкнулись, доигрывая сезон в АХЛ за «Хендерсон Сильвер Найтс»?
– Естественно, первой трудностью был языковой барьер. Второй, наверное, маленькая площадка и стиль хоккея. Он там совсем другой: много силовой борьбы, всё быстрее, интенсивнее.
– За счёт чего удалось улучшить статистику в плей-офф?
– Со временем адаптировался, больше стал понимать систему игры. Плюс подучил язык и более-менее начал понимать, что к чему.
– Что скажете о тренерах системы «Вегаса»?
– У нас замечательные тренеры. В любой момент можешь подойти к ним с любым вопросом, не только по хоккею, но и в плане быта, и тебе всегда помогут, выслушают и подскажут. И на льду можешь с ними остаться, в этом плане всё классно.
– Что вам сказало руководство после сезона? Какие были рекомендации?
– В тот сезон я провёл с командой не так много времени. Меня просто поблагодарили за работу и сказали, чтобы продолжал всегда усердно работать, улучшал игру и выходил на новый уровень. В регулярке мы были первыми, а в плей-офф дошли до финала, где уступили фарм-клубу «Эдмонтона» – «Бейкерсфилд Кондорс».
– Чем североамериканская предсезонка отличается от российской?
– Конечно, было в новинку готовиться самому, а не с командой, мой первый подобный опыт. Пришлось учиться пониманию. как распределять нагрузку. Тренировался в Москве – агент всё организовал, были зал и лёд. Нахожусь до сих пор в поиске оптимальных вариантов, изучаю своё тело, как оно себя поведёт. Раньше тебя готовили тренеры команды, а здесь многое зависит от тебя, приходится думать уже самому. В этом плане становишься более самостоятельным и профессиональным. В финансовом вопросе получилось всё не так дорого: у моего агента хватает клиентов, и поэтому мне было, с кем тренироваться, подготовка прошла нормально.
«У меня был хороший старт, я регулярно набирал очки. Но после повреждения всё пошло как-то наперекосяк»
– Как оцените свой первый полный сезон в АХЛ?
– Не скажу, что сезон провёл однозначно хорошо, но считаю, что он был неплохим. Конечно, хотелось бы улучшить свою статистику, но, в любом случае, шаг вперёд в некоторых аспектах игры я сделал.
– Что помешало выступить лучше?
– Травма, которую получил в декабре. До этого был хороший старт, я регулярно набирал очки, но после повреждения всё пошло как-то наперекосяк. Поэтому концовка получилась такой смазанной.
– Что за травма?
– Травмировал запястье, ничего особенного, обычное повреждение для хоккеиста. Просто сильный ушиб: сам пошёл в стык, неудачно поставил руку. Сейчас уже восстановился, всё нормально.
– Как там в плане медицины, всё идеально?
– Сложный вопрос (улыбается). Здесь никто за тобой не бегает, так скажем.
– В России есть медицинский штаб.
– Об этом и говорю. У нас в команде есть только терапевт. К нему подходишь и рассказываешь о проблеме, а он дальше принимает решение и созванивается со специальным доктором, и тот уже назначает лечение. Сам же он может дать какие-то простые препараты, например, при расстройстве желудка. В этом плане всё организовано, и агенту звонить не требуется. Но у них там всё замудрённо: больше бюрократии, в России с этим попроще.
– Почему уступили фарм-клубу «Колорадо» «Иглз» в первом раунде Кубка Колдера?
– На самом деле, у них очень хорошая команда. Есть очень техничные ребята, которые решают исходы матчей. Сложно сказать, чего нам не хватило. Возможно, они нас переигрывали. Думаю, они могут пройти ещё дальше.
– Михаила Мальцева из той команды отметим?
– Да, он очень хороший игрок и тоже делает разницу на льду.
– Центральный нападающий, хоккеисты этого амплуа в России находятся в дефиците.
– К тому же габаритный, техничный и умело решает эпизоды.
– Вы сыграли лишь один кубковый матч. В чём причина?
– Если честно, сам не понял. Просто прихожу в один день на игру и вижу, что не в составе. Пришлось смотреть хоккей со стороны.
– «Иглз» идут без поражений в плей-офф. Они настолько в порядке?
– На самом деле, хорошая команда. Они отлично играют с шайбой и в большинстве, не отбрасываются. Стараются войти в зону с контролем шайбы. У них много технарей и выделяется первое звено.
– Кто выиграет Кубок Колдера?
– Тяжело сказать. Команды из других дивизионов я не знаю и против них не играл, поэтому не назову фаворита. Но если брать наш дивизион, то это, конечно, «Колорадо» и «Стоктон». У них как раз будет четвертьфинал между собой. Возможно даже, «Колорадо» выиграет этот спор, посмотрим.
Лучшие букмекеры для ставок на КХЛ
«Еда в Америке калорийнее, чем в России, поэтому прибавил где-то три-четыре килограмма»
– Какие выводы менеджмент вашей команды сделал по итогам сезона?
– Конечно, никто не был рад, что команда вылетела в первом раунде плей-офф. Все хотели, чтобы мы прошли как можно дальше. Однако это игра, и получилось как получилось, ничего не сделаешь. Что касается меня, то отметили улучшения в игре, но, понятно, надо прибавлять ещё больше.
– В каких вещах?
– Надо улучшать игру в целом во всех аспектах, с шайбой и без. Не использовал много моментов, поэтому надо улучшать реализацию, завершение атак.
– Какие главные отличия между АХЛ и КХЛ?
– Думаю, скорости в АХЛ не намного, но выше, чем в КХЛ. Также здесь гораздо больше силовой борьбы. Если брать КХЛ в целом, видно, что где-то восемь топовых команд более мастеровиты на фоне остальных. А в АХЛ высокий общий уровень, поэтому здесь, наверное, общий уровень равен среднему уровню КХЛ.
– В АХЛ нет такого расслоения, как в КХЛ?
– Да, здесь такой чемпионат, что все практически равны по силе и каждый может обыграть каждого. Тут настрой такой: все ребята выходят биться, все хотят попасть в НХЛ. В целом это напоминает НХЛ, то есть лигу равных возможностей.
– АХЛ – это автобусная лига в плане перемещений между городами?
– На дальние расстояния мы летаем, но обычными рейсами. А если играем поближе, то едем на автобусе, например, в Сан-Диего или Лос-Анджелес. Самое долгое время в дороге – часов пять-шесть. Если поездка больше шести-семи часов, то используем самолёт.
– Вы играли крайнего нападающего в «Ак Барсе», а как в США? Вас не ставили в центр?
– Нет, в центре я вообще не играю. Чаще всего выхожу правым крайним, но иногда меня ставили слева.
– Как изменилась ваша экипировка за время, проведенное в США? Может, клюшку поменяли, заточку?
– Когда уезжал из Казани, то в течение года по приезду вообще ничего не менял. И вот после этого сезона я поменял загиб, заказал новые клюшки.
– Какой загиб?
– Взял клюшку Джоэля Уорда, попробовал, понравилось.
– Он же ваш тренер. За что отвечает, за атаку?
– Да, в его обязанности входит работа с нападающими. Плюс игра в пять на четыре, то есть большинстве.
– Что используете из дополнительной защиты на экипировке? Хартли, например, когда возглавил «Авангард», всех обязал надевать защитные накладки на коньки. Вижу, что у вас наклеенная защита.
– Да, мне налепили защиту, удобно. В основном её лепят всем. Также использую дополнительную защиту перчаток. Плюс есть сзади на нагруднике, чтобы поясницу закрывало, так как туда часто бьют.
– Как у вас с весом? Добавили в мышечной массе?
– Сама по себе еда в Америке калорийнее, чем в России, поэтому прибавил где-то три-четыре килограмма.
– Какие-то новые пищевые привычки приобрели? Какие добавки употребляете?
– В целом нет, конечно, стараюсь отказываться от сладкого, пью больше воды. Из добавок использую спортивное питание, креатин, пью изотоник
– Как часто вас взвешивают? Какие требования по проценту жира в организме?
– Взвешивают по приезду, а по ходу сезона – раза два-три. По проценту жира требования, может, 9, 10, 11, примерно такая норма плюс-минус.
«Даниил Мироманов много чего подсказывает, мне очень повезло с ним»
– В «Хендерсоне», помимо вас, ещё трое россиян – защитник Даниил Мироманов, а также нападающие Павел Дорофеев и Иван Морозов. Какие они хоккеисты и люди?
– На мой взгляд, Данила и Паша провели классный сезон и сделали большой задел в плане развития на следующий год. Ваня только приехал, для него всё в новинку: и язык, и хоккей. Но, думаю, у него тоже будет всё нормально. Ребята все классные, все вместе общаемся.
– Что по жилью?
– Я весь сезон жил с Даниилом Миромановым, мы вместе снимали апартаменты. Он мне очень много помогает всё это время как в плане английского, так и быта, вообще во всем. Много чего подсказывает, потому что ранее жил в Северной Америке и играл несколько лет в юниорских лигах. Мне очень повезло с ним.
– У Даниила истекает контракт. Как думаете, есть ли шансы на возвращение в Россию?
– Мне кажется, лучше у него спросить. Но им довольны, ведь он провёл хороший сезон. Думаю, скоро будут новости.
– С Евгением Дадоновым из главной команды общаетесь?
– Мне с ним удалось лишь познакомиться, было это в тренировочном лагере. Немного пообщались, на этом пока всё.
– Как он, в порядке?
– Да, он классный игрок очень высокого уровня.. Где-то по началу, может быть, у него не шло, но вторую часть сезона, считаю, он провёл очень здорово, набрал много очков.
– «Вегас» за пятилетнюю историю впервые не попал в плей-офф. Недавно уволили главного тренера Питера Дебура. Как восприняли это событие?
– Думаю, главная и самая веская причина неудачного выступления – эпидемия травм по ходу всего сезона. В связи с этим была постоянная ротация состава. Выбывали лидеры, вратари – часть сезона команда провела без основного голкипера Робина Ленера. В основу вызвали нашего вратаря Логана Томпсона, который сейчас играет на чемпионате мира за сборную Канады. Скажу, что он классный голкипер и впереди у него большое будущее.
– Есть ли слухи, кто может заменить Дебура?
– На самом деле, нет, я не знаю.
– В «Хендерсоне» главный остаётся?
– Эмануэль Вивейрос вроде бы должен продолжить работу, ничего о его уходе не слышал.
– «Капитан Россия», Алексей Яшин, владеет небольшой долей в клубе с момента основания. Знакомы с ним?
– Где-то слышал об этом, но очень давно. Нет, мы никогда не общались, но помню его, хотя в детстве больше следил за русской пятёркой «Детройта». Фильм про них вышел несколько лет назад, было очень интересно.
«В Вегасе много парковок, а не как в России, где негде парковаться и машины оставляют на дорогах»
– В Северной Америке принято улыбаться, нести позитив. Вы как-то изменились в этом плане?
– У них такое есть, да. Я? Может быть, да. Но со стороны виднее, сам я этого не замечаю, если честно.
– Как ваша жизнь вне льда?
– В США достаточно всяких удобных вещей и мелочей для комфортной жизни. Кажется, многое у них устроено так, что жизнь идёт как-то ровно и спокойно. Магазины на любой вкус, в Вегасе много парковок, а не как в России, где машины приходится оставлять на дорогах.
– Как у вас в плане вождения?
– Нормально. Клуб не предоставляет автомобиль, сами арендуем одну машину на двоих с Миромановым.
– Как с водительскими правами?
– Всё в порядке. Сначала ездил по международным, потом получил североамериканскую лицензию.
– В гольф успели основательно поиграть?
– Да, это было в начале сезона. Классные ощущения, мне очень понравилось. В Америке много полей для гольфа, и, как мне кажется, это классное развлечение, очень доступное для любого человека. Увлекательная, интересная игра.
– На каком уровне ваш английский язык в данный момент?
– Думаю, неплохо добавил, уже многое понимаю и начинаю всё увереннее выражать свои мысли. Год уже здесь пожил и понимаю речь. Разбираюсь на сто процентов лучше, чем когда приехал (улыбается).
«Когда всё началось, тренеры сразу вызвали всех русских и выразили слова поддержки»
– В России каждое утро начинается с новостей про Александра Овечкина, за ним на слуху Кирилл Капризов в «Миннесоте», а уже потом все остальные. В Северной Америке вообще много о них говорят?
– Здесь достижениям Овечкина особо никто не удивляется, поскольку все уже привыкли, что он забивает много. По Капризову особо разговоров не слышал, но мне кажется, что Кирилл провёл самый классный сезон в карьере.
– На вас было давление после обострения ситуации на Украине?
– Как только всё это началось, нас, всех русских, сразу же вызвал тренерский штаб. Спрашивали о наших семьях, всё ли в порядке. Выразили слова поддержки, чтобы мы не переживали. Также сказали, что если будут какие-то тревожные мысли, то всегда можете прийти к нам и поговорить.
– Как местные теперь реагируют на вас?
– Вообще не заметил каких-то изменений, всё как обычно. Возможно, где-то это было, но мы просто такого не видели.
– Вас с Миромановым узнают на улицах Хендерсона?
– Хендерсон можно назвать одним из районов Лас-Вегаса. Скажу, что у нас классная арена, практически такая же, как у команды НХЛ. Мы особо-то никуда не ходим, в основном видимся с болельщиками около арены, общаемся после матчей.
– Зарплаты в АХЛ в целом хватает, чтобы относительно комфортно себя чувствовать в США?
– Я плачу за апартаменты и за еду. В целом, всё нормально. В плане налогов нам повезло оказаться в Неваде. Где-то удаётся откладывать деньги, так что всё необходимое есть. Но, конечно, хочется и большего. Думаю, такое желание есть у каждого человека.
– Насколько плотно следите за КХЛ и «Ак Барсом»?
– В целом за лигой не слежу, больше смотрю за топовыми командами. За «Ак Барсом» наблюдаю частенько, изучаю статистику команды.
– Разочарованы, что команда вылетела в первом раунде от «Авангарда»?
– Такой вопрос, конечно! Но у Омска хорошая команда, в прошлом году она завоевала Кубок.
– Вадим Шипачёв стал игроком «Ак Барса». Может, вы с российскими одноклубниками как-то это обсуждали?
– Здесь никак не обсуждали. В топовый клуб пришёл настоящий мастер и ценный игрок. Уверен, он внесёт большой вклад в развитие казанского хоккея, в том числе в медийном плане. Так же, как и Вячеслав Войнов.
– Как думаете, какой клуб станет обладателем Кубка Стэнли?
– Выделю три команды – «Тампу», «Колорадо» и «Эдмонтон». Возможно, ещё и «Каролину», но ей будет непросто против «Рейнджерс».
– Если «Тампа» выиграет в третий раз подряд, будет как-то скучно, согласны?
– Не думаю, что «Тампа» снова выиграет, но всё может быть. Полагаю, что отличные шансы есть у «Колорадо».
***
Марушев, Мироманов и Дорофеев, возможно, – светлое будущее российского хоккея. Овечкин и Капризов – яркое настоящее. А помните ли вы легендарное прошлое? Metaratings.ru подготовил квиз специально для тех, кто знает не только недавних героев НХЛ из России.