Мария Пасека – одна из главных гимнасток в современной истории России. В 17 лет она привезла с Олимпиады-2012 «серебро» и «бронзу». На следующих играх в Рио она дважды остановилась всего в шаге от золотых медалей.
После продолжительной спортивной карьеры Пасека недавно объявила об отъезде из страны: чемпионка мира и Европы получила предложение о работе в Китае и уехала тренировать в азиатскую страну. В эксклюзивном интервью Metaratings.ru , четырехкратная олимпийская призёрка по спортивной гимнастике рассказала:
- готова ли уехать из страны навсегда;
- есть ли мысли у российских гимнастов сменить гражданство;
- как рассчитывала продолжить карьеру и даже настраивалась на Париж;
- когда российский спорт вернётся на мировые турниры;
- как завлечь молодых спортсменов, которые остались без международных стартов.
- за кого болеет на ЧМ по футболу.
«В России не так много залов, предложений для работы не было»
– Как возник вариант тренировать в Китае?
– В Китае все хорошо. Не могу обсуждать более подробно, так как подписала контракт.
– Не было предложений из России?
– В России не было предложений. Да и у нас не так много залов.
– Уже изучили тех гимнастов, которых вы будете тренировать? Что скажете про их уровень?
– Мы уже работаем, все хорошо.
– Вы сейчас уже тренер, какой главный совет дадите своим спортсменам?
– Совет один должен быть – терпения, желание и цель. Просто так не стать чемпионом.
«Возможно, если бы я поехала на Олимпиаду, наши девочки бы не выиграли. Но в первый месяц после Токио я была разбита»
– 2018 год вы пропустили из-за операции на спине. Как себя чувствуете?
– Сейчас прекрасно. Не пожалела, что сделала операцию. Спасибо доктору из Германии.
– Вам 27 лет, но вы до последнего не оставляли спорт. Если бы не травмы, вы бы продолжили выступать?
– Да. Я, скорее всего, выдержала бы отбор в Токио, заключительная Олимпиада была бы в Париже. Но спина и старые травмы заставляют задуматься о том, что здоровье важнее. Я уже говорила что в моей жизни еще будет золотая медаль, но уже в каком-то другом деле.
– На старте карьеры вы травмировали бедро, а после перенесли две сложные операции на пятках. Как психологически удалось пережить эти моменты?
– Любая травма дает о себе знать, могут появиться психологические страхи. Потом долгое выжидание, когда можно прыгать и в целом потихоньку возвращаться в спорт. В эти моменты я старалась не зацикливаться на страхе и вырабатывала в себе умение ждать.
– В российском спортивной гимнастике огромная конкуренция. Было опасение, что вас просто заменят кем-то другим, пока вы приходите в себя?
– Был страх. Но этот страх давал мне запал, но то, чтобы обойти соперника и показать, что я лучше.
– Ранее вы говорили, что испытали чувство, когда не можешь остановиться на пути к золотой медали, за которой ты постоянно идешь. Теперь морально остыли или все же жалеете, что не удалось добыть «золото»?
– О чем-то жалеть в жизни это глупо. Знаете, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то, если бы я поехала, может быть, американка Симона Байлз не упала. И тогда наши девочки бы не выиграли. Никто не знает, как бы всё развернулось. Как говорится, всё, что что ни делается, – к лучшему. Зато сейчас у меня интересная поездка, где могу набраться опыта. Конечно, в первый месяц после Олимпиады в Токио я была разбита, но ничего. Собралась, нос кверху, только вперед и не оглядываться назад.
«Не представляю, что навсегда могу уехать из страны. Люблю Москву и не собираюсь уезжать»
– Сейчас многие улетели из страны. Вы едете по работе, но представляете, что навсегда придется уехать из страны?
– Не представляю. Я люблю Москву и не собираюсь уезжать.
– Буквально два года назад, в интервью вы отметили, что не хотите работать тренером после завершения карьеры, хотите открыть свой гимнастический зал. Что заставило поменять решение?
– Желание не изменилось. На все нужно время и правильно все продумать.
– Вы окончили Московский педагогический университет. С педагогической точки зрения тренер должен быть жестким и проповедовать дисциплину, или в вашем виде спорта можно выстроить мягкие отношения с юными подопечными?
– Дисциплина должна быть всегда. В любом виде спорта, а в нынешнее время к каждому ребенку нужен персональный подход.
– В сети есть видео, где Ирина Винер-Усманова говорит Маргарите Мамун: «Ты полное говно, оценки тебе поставили за красивые глаза». Вы уже как тренер, вам понятно, когда на спортсменов так орут?
– Есть такие спортсмены, которые ничего не будут делать, пока на них не повысишь голос! Ты не сможешь вырастить чемпиона, если будешь ему потакать и гладить по головке. Я восхищаюсь Ириной Винер.
– В чем принципиальная разница между гимнастикой, которую вы предпочли акробатике? Что стало ключевым в выборе первой, что не понравилось во второй?
– Акробатика, куда я уходила, равняется вольным упражнениям в спортивной гимнастике, только нет танцев под музыку. Мне акробатика показалась скучной, и я решила вернуться в спортивную гимнастику, так как там больше разнообразия. И все-таки гимнастика – Олимпийский вид спорта.
– Смотрели за Спартакиадой? Какие впечатления?
– Да, конечно, смотрела Спартакиаду, но вау-эффекта не было.
«Гимнасты из сборной России даже не думают о том, чтобы выступать за другую страну»
– Вы сказали, что спортсменам нужно терпеть. Не думаете ли вы, что как раз терпения может не хватить? Если Россию не пустят на ОИ, то лидеры сборной России могут завершить карьеру.
– Всё зависит от них, могут и завершить.
– Сейчас российские спортсмены отстранены от участия в международных турниров. Как думаете, какая мотивация у них выступать дальше?
– Мотивация – Игры доброй воли. Есть ещё Кубок Воронина. Нашей стране нужно сейчас сделать большой упор на спорт и попробовать организовать соревнования с другими странами, которые хотят соревноваться с нами. Я уверена, что у Валентины Александровны Родионенко всё расписано.
– Как думаете, как долго это протянется?
– Я не хочу это обсуждать, мы все знаем из-за чего отстранение, и прекрасно все знают, когда оно закончится.
– Верите, что выступим на Олимпиаде в Париже?
– Не знаю, время покажет.
– Старший тренер сборной России Валентина Родионенко неоднократно заявляла, что все гимнасты остаются и никто не желает сменить гражданство. При этом уехавшая чуть раньше Дарья Варфоломеев уже показала пример успешного перехода в смежный вид (уроженка Барнаула в 2018-м перебралась в Германию и в этом году стала чемпионкой мира, – Прим. Metaratings.ru). Верите, что кто-то сможет сейчас выступать за другую страну?
– Наши гимнасты из сборной России даже не думают об этом! Мы можем выступать за клуб других странах, если приглашают. А уезжать и выступать за другую страну – нет.
– Вы как тренер уже думаете, как это может сказаться на молодом поколении? Многие спикеры из других видов спорта сомневаются, что у детей вообще будет мотивация заниматься любимым спортом без международных перспектив.
– Всё будет хорошо. Маленькому поколению есть куда расти, есть больше времени на тренировки. У нас нас хватает соревнований, я думаю, их будет еще больше.
– Недавно проходил чемпионат мира без российский спортсменов. Смотрели?
– Смотрела. Многие писали, что без нас скучно было выступать.
«Девочки из художественной гимнастики считают, что наш спорт более раскручен»
– Не обидно, что зрелищная гимнастика менее популярная в России, чем художественная гимнастика?
– Будет очень смешно, но разговаривала с девочками из художественной гимнастики, и они считают, что наш спорт больше раскручен!
– В чем заключается основная проблема гимнастики в России?
– У нас нет проблем.
– Следите за ЧМ по футболу? За кого болеете?
– Болею за Месси и Роналду.