Переход Марио Фернандеса из «Интернасьонала» в «Зенит» – до сих пор одна из самых обсуждаемых тем в сезоне РПЛ-2023/24. Бывший защитник сборной России, отыгравший 10 лет за ЦСКА и на год уехавший на родину, прошлым летом внезапно выбрал для возвращения не столичный, а петербургский клуб. А затем в личном матче этих команд ещё и весьма эмоционально отпраздновал гол своих новых партнёров Игорю Акинфееву.
Перед возобновлением чемпионата России Фернандес дал большое интервью Metaratings.ru, в котором рассказал:
- как прошли его первые полгода в «Зените»;
- в чём причина не самых удачных результатов команды осенью;
- что испытывает по отношению к ЦСКА;
- как к нему относятся Василий Березуцкий и Леонид Слуцкий;
- насколько сильны конкуренты по РПЛ;
- часто ли вспоминает ЧМ-2018;
- что думает по поводу возобновления карьеры в сборной России.
«Находиться на втором месте неприятно»
– Ты уже полгода в «Зените». Как у тебя дела?
– Всё отлично. Я счастлив здесь. Мне помогают мои соотечественники, которых в команде достаточно. Против некоторых своих партнёров я раньше играл, а теперь выступаю с ними. Надеюсь, весеннюю часть сезона проведу без травм и принесу максимальную пользу.
– Какие ожидания совпали с реальностью, какие нет?
– Все ожидания совпали с реальностью. Никаких негативных моментов не возникало. Я и до этого слышал, что в «Зените» отличная инфраструктура, а все процессы организованы на высшем уровне. Меня впечатлила наша база – все невероятно обставлено. Клуб создает все условия для работы. Я был в академии, где тренируются дети. И всё увиденное мной – просто космос.
– Когда ты приходил, ожидалось, что команда будет уверенно лидировать в таблице. Но сейчас «Зенит» второй. Как ты это объясняешь?
– Мы действительно находимся не там, где привыкли. «Зенит» всегда жаждет и стремится быть первым. Находиться на втором месте неприятно. Все настраиваются на то, чтобы исправить ситуацию. И с тем количеством игр, которые остались до финиша, могу сказать, что все в наших руках. Мы можем и должны завоевать чемпионство.
«Травму в Оренбурге невозможно было предвидеть»
– В августе и сентябре ты играл стабильно, а потом получил травму в Оренбурге. Быстро понял, что произошло что-то неприятное?
– Да, по ощущениям сразу всё стало понятно. В Оренбурге искусственное поле, и для футболистов оно не так хорошо как натуральное. Риск травмироваться выше. Это со мной произошло. Но сейчас весь этот неприятный и болезненный этап позади. Я чувствую себя прекрасно и набираю форму.
– Каково было узнать, что пропустишь два месяца?
– Хуже всего было находиться в неведении относительно сроков восстановления. То есть, процесс мог быть куда более длинным, а мог занять два месяца. Изначально это не было ясно. Я не форсировал восстановление, двигался постепенно. Но я восстановился и вышел в декабре. Для меня это было важно – почувствовать, что болевые ощущения позади. Сейчас все прекрасно.
– Понимаешь механику травмы – с чем она связана? Сказалась ли длительная пауза от футбола?
– Нет. Эту историю невозможно было предвидеть. Малейшее неудачное движение и приземление – это нельзя предугадать. В тот день просто так получилось. У меня нет этому объяснения.
– Как ты проживал эти два месяца?
– Ужасное время. Просто тяжелейшее. Ведь незадолго до этого я уже оставался на полгода без футбола. Потом вернулся, набрал форму – и снова вылет. Всегда сложно быть вне команды и не иметь возможности ей помочь. Вдвойне приятно, что это время позади. У Бога есть свои планы на каждого из нас. И почему-то такой момент в моей жизни наступил. Главное, что сейчас я чувствую себя отлично, нахожусь в прекрасной форме.
– Ты вернулся в момент, когда у «Зенита» началась не самая удачная серия: декабрьские поражения от «Локомотива» и «Динамо» – что случилось в тех матчах?
– Мы не очень здорово провели конец года. Проиграли дважды в Москве. Я всегда говорю, что поражения – часть жизни и футбола. Главное не привыкать к таким результатам. Ведь «Зенит» – команда чемпион. Мы продолжаем бороться за самые высокие места. У нас есть всё для того, чтобы изменить ситуацию.
– За то время пока ты не играл в России, лига изменилась? Ты это почувствовал?
– Чувствую изменения. Но считаю, что с каждым годом чемпионат становится сложнее и конкурентнее. Футбол меняется. Больше нет проходных матчей или слабых соперников. Каждый может отнять очки в отдельно взятой игре. Нужно соответствовать, прогрессировать и не стоять на месте. Уровень РПЛ, на мой взгляд, только возрастает.
«ЦСКА пригласил Кругового в отместку за мой переход? Полагаю, там не стали бы так поступать»
– Ты играл в ЦСКА, который стабильно был одним из кандидатов в чемпионы. С какими чувствами ты сейчас наблюдаешь за ними?
– Всегда повторял, что отношусь к ЦСКА с огромным уважением. И так будет всегда. У меня там остались друзья. Никогда не скажу ничего плохого о них.
– Некоторые эксперты говорят, что ЦСКА пригласил Данила Кругового словно в отместку за твой переход. Это действительно могла быть ответная мера?
– Не думал об этом. Полагаю, ЦСКА не стал бы так поступать, ведь «Зенит» вышел на меня уже после того, как мне стало ясно, что в ЦСКА меня не будет. А детали договоренностей между ЦСКА и Круговым мне неизвестны. Я узнал о его уходе от партнёров по команде. Он талантливый парень с сильными качествами. Я желаю ему удачи в будущей карьере.
– На сборах в Катаре ты встретился с Леонидом Слуцким, Алексеем Березуцким – о чём говорили?
– Это была классная встреча. И очень радостная. С одним и другим я провел много времени. Они мне помогали, когда я играл в ЦСКА. Они относились и продолжают относиться ко мне хорошо. Я чувствую уважение и хорошее отношение к себе. Мы встретились, обнялись, немного поболтали. Для меня они всегда будут особенными фигурами.
– Как считаешь, Слуцкий сделал правильный выбор, что поехал в Китай? Получится ли у него?
– Время покажет. Леонид – замечательный тренер, большой специалист, вошедший в историю российского футбола. Я считаю его сильным наставником. Надеюсь, у него получится в Китае.
– На Кубке равноправия, прошедшем при поддержке букмекерской компании Winline, вы обыграли его команду со счетом 6:0. Это что-то говорит об уровне «Шанхая»?
– Такой счет на табло – заслуга «Зенита». Мы здорово играли в тот день, провели отличный матч. «Шанхай» – крепкая команда с хорошими игроками. Просто мы конкретно в тот день были куда лучше.
«Зенит» – не бразильская, а российская мультикультурная команда»
– Во многих матчах на сборах ты выходил на правом фланге. Есть ощущение, что именно тебя главный тренер видит в основе на этой позиции?
– На самом деле для меня главное играть и помогать. Я счастлив только тому факту, что главный тренер выбирал меня в конкурентной борьбе. Не важно, на какой позиции. Там, где скажут. Справа или где-то еще – я готов выйти везде, чтобы помочь «Зениту».
– Твой конкурент Караваев, вы пересекались в ЦСКА. Какие у вас отношения?
– Слава – классный футболист, один из лучших крайних защитников в РПЛ за всё время. Чемпион, выигравший все титулы с «Зенитом». Выступающий за сборную. Мои отношения с ним всегда строились на уважении – в ЦСКА, сборной, «Зените». Я помню как мы познакомились, он тогда был очень юн. Я наблюдал за его прогрессом, развитием. У меня не было мыслей, что кто-то из нас лучше или хуже. Мы уважаем друг друга. И это главное.
– В «Зените» много бразильцев. С кем из них ты наиболее близок?
– Со всеми у меня хорошие отношения. Но ближе всех с Родригао и Дугласом. Но отношения замечательные со всеми.
– Тебе проще в такой атмосфере, когда много соотечественников?
– Конкретно мне, конечно, комфортно. Сейчас в команде 9 бразильцев. Конечно, я чувствую себя как дома. Но общаюсь не только с бразильцами, но и с российскими игроками. Все относятся ко мне тепло и с уважением.
– Как относишься к тому, что «Зенит» называют сугубо бразильской командой?
– Мне кажется, так говорят люди, которые далеки от команды. И не знают, как дела у нас в коллективе. Я могу сказать, что все игроки, независимо от национальности, находятся здесь, чтобы внести свой вклад в общую работу. И помогать побеждать. «Зенит» – это российская мультикультурная команда, в которой помимо россиян играют бразильцы, колумбийцы, француз, серб, казахстанец. И все мы делаем максимум для победы.
– Есть стереотип, что чем больше бразильцев, тем меньше дисциплины.
– Ничего подобного нет. «Зенит» – это большой клуб, где есть чёткие правила. И бразильцы никак не влияют на дисциплину. Она здесь довольно строгая. И все это уважают.
– Ты самый старший из бразильцев. Но кто лидер среди вас?
– Лидер – Дуглас. Среди нас он больше всего времени провел в «Зените». Он капитан, умный игрок и большой профессионал. Логично, что он лидер. Я Дугласа бесконечно уважаю и восхищаюсь им.
– Босс «Зенита» Александр Медведев сказал, что 18-летний Педро – это пример для молодежи клуба. Как человек, отыгравший в России больше 10 лет, объясни, в чём средний 18-летний бразилец сильнее среднего 18-летнего россиянина?
– Я не могу утверждать, что представители каких-то стран сильнее других. Педро – невероятный игрок для своего уровня. Он потряс меня с первых дней и сильно удивил. Не думал, что он будет так хорош и в технике, и в физике. У него блестящее будущее. Но в России тоже хорошая молодежь – это качественные игроки с большим потенциалом. Футбольная культура в России и Бразилии отличается – здесь он более силовой и контактный, а у нас более техничный, заточен под работу с мячом. Но люди, увлечённые и влюблённые в футбол, есть там и здесь.
«Не готов на безумные поступки в случае чемпионства «Зенита»»
– Впереди весна – что нужно сделать «Зениту», чтобы выиграть титул?
– Мы знаем, что это будет сложно. Впереди много непростых матчей. Силы в РПЛ сбалансированы, и конкуренты тоже преследуют свои цели. «Краснодар» впереди на два очка. Нам надо будет работать в поте лица и идти к своей цели. Не оступаться и не допускать ошибок. И, конечно, мы рассчитываем только на победу.
– В чём сила главных соперников – «Краснодара», ЦСКА, «Спартака», «Динамо»?
– Повторюсь, что чемпионат России становится конкурентнее. Разница в классе между командами все меньше. «Краснодар» – молодая команда со своей футбольной философией. Там хорошие играют, которые стремятся играть в интересном стиле. Московские клубы тоже всегда рядом. Они очень сильны. С ними не бывает просто, поэтому мы должны прыгнуть выше головы. Перевыполнить свой собственный план, чтобы прийти к финишу первыми.
– Насколько тяжело «Зениту» бороться с «Краснодаром»?
– «Краснодар» любит играть в быстрый футбол, прессинговать, атаковать. С ними интересно и сложно. Их лидерство показательно. Это говорит лишь о том, что надо играть в лучший футбол, чтобы сместить их.
– Ты был бы готов на какой-то безумный шаг в случае чемпионства с «Зенитом»?
– Нет-нет. Я не тот человек, который готов на отчаянные поступки. В случае чемпионства я поблагодарю Бога за помощь и отпраздную с близкими людьми. Ничего сумасшедшего.
«Пора уступить место в сборной тем, кто моложе»
– Полгода – хороший срок, чтобы оценить и свои физические возможности? Твой контракт – до лета 2025-го. Ты его доработаешь?
– Никогда не знаешь, что будет. Это знает только Бог. Сейчас я полгода в «Зените», чувствую себя хорошо. Рассчитываю помогать команде так долго, как смогу. Я настроен максимально серьезно и позитивно. Хочу играть столько, сколько позволит здоровье. Но я живу сегодняшним днём. А все контрактные мысли – это дела будущего.
– Почему ты никак не можешь выучить русский язык?
– Я уже много раз говорил – для меня в русском сложно всё: алфавит, правила. Я когда говорю, делаю очень много ошибок. И постоянно за это извиняюсь. При этом я здорово понимаю язык. Но ответить и поговорить – простите, но мне очень сложно.
– Как часто пересматриваешь ЧМ-2018?
– Для меня это невероятные воспоминания – сильные и яркие, как и для всей страны. То, что мы тогда сделали – это большое событие. Но я не пересматриваю те матчи. Оставил это в прошлом. Кажется, ни разу не смотрел те игры.
– Впечатления от плей-офф: матч с Испанией, когда по твоему флангу не создали ни одного момента, это вершина твоей карьеры?
– Весь ЧМ-2018 – вершина моей карьеры. Думаю, не только моей, но и многих игроков сборной России. Многие предсказывали нам вылет, но мы вышли из группы, прошли Испанию, на равных играли с Хорватией. К сожалению, не смогли выйти в полуфинал. Но те матчи, эмоции, настрой, всё это вместе – это вершина карьеры.
– От матча с Хорватией, гола в дополнительное время, промаха с пенальти, осталось больше боли или гордости?
– Совершенно точно гордости от проделанной работы. От истории, которую мы сотворили. Было горько не забить пенальти. Конечно, я хотел бы реализовать свою попытку. Но это часть футбола, такое происходит. Но гордости точно больше. За всю командную работу и тренерского штаба. Это было общее дело. И каждый внёс свой вклад. Мы все вместе сделали возможным то, что произошло.
– Ещё можем увидеть тебя в сборной России?
– Точно нет. Мне скоро будет 34 года. Пора уступить место тем, кто моложе. Тому же Славе Караваеву, другим сильным футболисты. Пришло время им нести знамя сборной. Я благодарен всем, кто был в национальной команде. Надеюсь, я приносил пользу. Но для меня эта страница уже закрыта. И мыслей вернуться нет никаких.