Леонид Слуцкий продолжает развиваться в новом для себя проекте. Недавно он сделал большое интервью с Валерием Карпиным. Новым гостем бывшего тренера сборной России в «Коммент.Тренер» стал главный тренер «Урала» Виктор Гончаренко.
Специалистов объединяет общее прошлое в ЦСКА. Также Гончаренко объяснил, почему поторопился с уходом в «Краснодар» и рассказал о подъёме «Урала». Metaratings.ru собрал всё самое интересное из общения двух тренеров.
«Самый сложный период в ЦСКА, когда ведущие футболисты вдруг решили закончить карьеры»
Виктор Гончаренко долго проработал в «армейском» клубе, но самый сложный период работы, на его взгляд, случился не в конце пути, когда он уходил.
«Когда мы мониторим ситуацию перед приходом в клуб, то задаёмся вопросом: «А сколько обычно руководство даёт времени тренеру?» Газзаев работал в ЦСКА семь лет, Слуцкий тоже семь, я проработал чуть больше четырёх лет. Это всегда импонирует тренеру, когда руководитель даёт возможность работать независимо от всего. Мои четыре года в ЦСКА были разбиты в несколько этапов. Самый сложный, наверное, когда все ведущие футболисты вдруг решили закончить. Я в тайне надеялся, что мне удастся уговорить Васю Березуцкого остаться ещё на год, его на это и Лёша толкал. Тогда ушли Игнашевич, братья, Вернблум, Натхо, а Головина продали в «Монако».
У нас был сбор летом 2018 года. Мы поехали в Австрию, и там у нас было 11 полевых игроков. Это было резкое падение, и каким-то образом нам надо было слепить состав, а требования руководства и болельщиков остались прежними.
Как реагировали ведущие футболисты? Они понимали неизбежность ситуации, но я думаю, для Игоря Акинфеева это был тяжёлый период. Мне кажется, для него это был вызов и испытание, потому что он понимал, что любой матч он может сыграть на ноль и выиграть, а тут ушли защитники, с которыми он хоть и спорил всю карьеру, но они были щитом для него. Набабкин и Щенников не всегда были основными игроками, мы понимали, что Марио в любом случае будет работать. Пришли Бекао, Бистрович, что-то у нас стало вырисовываться. Ещё случились победы над «Реалом» в Лиге чемпионов, и мы сделали первый хороший эмоциональный шаг. Всем казалось, что мы должны на нём держаться. Но это не тот класс, не тот опыт, который у нас был тогда. Если ты не будешь приглашать новых игроков, то это долго не продержится».
«После ухода из ЦСКА мне стоило сделать паузу и что-то переосмыслить»
Гончаренко рассказал, как справляется давлением и критикой, а также признал, что поторопился с переходом из ЦСКА в «Краснодар».
«Что касается давления, то мы с возрастом и опытом умеем отрекаться от этого. Если хвальба, то это кратковременно, а если критикующие статьи, то я стараюсь далеко их задвигать. Я чётко для себя понимаю, что сильнее, чем я на себя, никто на меня надавить не сможет. Почему тренер всегда под стрессом? Потому что каждодневно приходится решать тысячу вопросов: футболист встал не с той ноги, у кого-то что-то случилось в семье, у кого-то живот [болит], может позвонить и напихать президент.
У меня был перерыв между ЦСКА и «Краснодаром» две недели. Сейчас бы я не решился на такой переход, потому что большое давление, два больших клуба. Наверное, мне стоило сделать паузу и что-то переосмыслить. Какие большие паузы у Зидана, у Тухеля. Нам паузы такие нужны, чтобы восстановиться. Моё психологическое состояние было не лучшим, потому что я не успел переключиться от ЦСКА. Эти незримые нити со временем рвутся. Ты приезжаешь на игру с ЦСКА и можешь даже перепутать раздевалку».
«В ЦСКА я понимал, что чего-то не хватает и всегда было больше злости, чем в «Краснодаре»
Виктор Гончаренко рассказал о двух разных подходах в своей работе в ЦСКА и в «Краснодаре».
«Я хорошо помню слова Моуринью, когда Виллиан перешёл из «Анжи» в «Челси», что он попал в АПЛ из лиги, где теряют мотивацию. В «Краснодаре» я попал в ситуацию, когда есть всё, и у тебя возникает вопрос: каким образом мотивировать футболистов, которые попадают в роскошные условия. В ЦСКА я понимал, что там чего-то не хватает, и всегда было больше злости было на поле у команды.
В «Краснодаре» же был поиск, каким образом мотивировать футболистов, хотя вроде бы они всё понимают, они профессионалы: Вильена, Берг. Но давления легионеры на себе не чувствовали, чтобы работать на максимум. Это у нас общая в РПЛ проблема – управление легионерами, которые что-то не захотели делать, но при этом они защищены контрактами».
«Я не увидел большой разницы между воспитанниками ЦСКА и «Краснодара»
В «Краснодаре» Виктор Гончаренко работал с многочисленными выпускниками академии клуба Сергея Галицкого, но после ЦСКА сильно не впечатлился от Эдуарда Сперцяна, Матвея Сафонова и других воспитанников «быков».
«Я не увидел большой разницы между воспитанниками ЦСКА и «Краснодара». Ни в плане техники, тактики и физическом развитии. Допустим, Головин и Сперцян. Мне очень хочется, чтобы Эдуард повторил путь Саши и уехал в серьёзный европейский клуб. И так мы любого футболиста можем сравнить, я бы не сказал, что они чем-то отличаются. Хотя условия в «Краснодаре» созданы гораздо лучше. Все задаются вопросом, почему нет новых Аршавиных, Кержаковых, Дзагоевых. Я, честно, не знаю.
Сперцян – это продукт совершенный. Может быть, «Краснодару» не хватает ещё таких игроков. Он умеет всё, он и быстрый, и выносливый, и взрывной, может отдать острую передачу, забить сам, пробить с дальней дистанции. Он очень хорошо понимает игру с разных позиций. Я не сомневаюсь, что он сможет себя проявить в европейском топ-чемпионате. Мне кажется, что это побочный продукт академии «Краснодара» и хочется, чтобы таких было как можно больше. Даже в плане быта он в полном порядке, он настроен тренироваться, у него все заточено на саморазвитие».
«У меня были предложения летом в РПЛ и в арабском варианте, но по разным причинам мне не хотелось»
Сейчас Гончаренко качественно работает с «Уралом», с которым уже сотрудничал несколько лет назад. До его второго прихода команда шла внизу турнирной таблицы после неудачного старта в РПЛ с Игорем Шалимовым. До Гончаренко уральцы не могли выиграть в восьми стартовых матчах РПЛ, а теперь клуб из Екатеринбурга уверенно идёт в середине таблицы.
«Для тренера перерыв в год или два – это слишком много. Не хотелось простаивать. Не знаю, может быть, это какая-то паника была. У нас сузился круг, где мы можем работать: арабский мир, Венгрия, Болгария, Восточная Европа. В сборную мне ещё рано, не тот возраст, чтобы работать шесть-восемь игр в году. Были настойчивые предложения, которые мне не хотелось по разным причинам – речь о РПЛ и арабском варианте, который по разным причинам мне не хотелось.
И тут приходит предложение, когда совпало всё – и я отдохнул, и возможность поднять команду, которая уже лежит. Было видно желание и Григория Викторовича, и губернатора Свердловской Области. Все паззлы сошлись».
***
Меньше недели осталось до возвращения «Урала» к официальным играм. 22 февраля команда Гончаренко сыграет в первом матче 1/4 финала Пути РПЛ Кубка России в гостях против «Ростова». Эксперты букмекерской компании Winline больше верят в «Ростов». Успех команды Валерия Карпина оценивается в 2,0. На победу «Урала» предлагается коэффициент 3,55, на ничью – 3,60.