«Разочарована почти до слез». Кто из теннисистов поддержал или осудил отстранение россиян от «Уимблдона»

Российские и белорусские теннисисты не сыграют на одном из четырех престижнейших турниров планеты – «Уимблдоне». Так из-за спецоперации РФ на территории Украины решил всеанглийский клуб (AELTC), но далеко не все согласны с выводом британцев. Например, женская (WTA) и мужская (ATP) теннисные ассоциации пошли на беспрецедентный шаг и лишили соревнования возможности разыгрывать рейтинговые очки. Но раскол произошел не только среди чиновников.

Metaratings.ru рассказывает, кто из известных теннисистов согласился с тем, что спортсмены из России и Белоруссии будут лишними на третьем турнире «Большого шлема», а кто – нет.

Даниил Медведев и Новак Джокович
Даниил Медведев и Новак Джокович

На самом деле, таких большинство. Одним из первых высказался лучший теннисист мира, серб Новак Джокович, который не понаслышке знаком с военными конфликтами.

«Я всегда первым осужу военные действия. Я ребенок войны и знаю, к каким эмоциональным травмам они приводят. Мы в Сербии знаем, что случилось в 1999-м, что всегда страдают обычные люди. На Балканах было много войн. Однако я не могу поддержать решение «Уимблдона». Спортсмены не виноваты. А когда политика вмешивается в спорт, обычно ничем хорошим это не заканчивается», – рассказал первая ракетка мира.

18-кратная чемпионка турниров «Большого шлема» из Чехии Мартина Навратилова также недовольна решением AELTC.

«Разочарована почти до слез. Исключение – это неправильно. Я сочувствую украинским игрокам и украинскому народу, но в таком шаге не было необходимости. Это решение неправильное и несправедливое. В мире и так происходит столько плохого, и это решение лучше не сделает.

Некоторые российские и белорусские игроки выступили против военных действий. Сейчас у них остается только один вариант сыграть – покинуть страну. В 1975-м мне пришлось это сделать из-за тоталитарного режима. Сейчас мы просим их сделать то же самое из-за политики, из-за того, как все это выглядит.

Я понимаю отстранение команд, но на индивидуальном уровне это неправильно. Я бы хотела, чтобы решение отменили, хотя думаю, что уже поздно. Отменить его будет сложнее, чем принять», – высказалась легендарная спортсменка.

Мартина Навратилова
Мартина Навратилова

Немецкий чемпион «Уимблдона»-1991 Михаэль Штих предложил не смешивать политику и спорт. Помимо открытого письма, он обратился к главе AELTC с призывом одуматься.

«Я согласен с тем, что даже в идеальном мире политика всегда будет частью спорта. Но неправильно дискриминировать кого-то только из-за места рождения.

Я отправил председателю Всеанглийского клуба Иэну Хьюитту электронное письмо и выразил личную обеспокоенность. Я сказал, что считаю отстранение неправильным решением. Я бы хотел, чтобы клуб сделал заявление, что наш спорт должен объединиться, но теннисный мир сейчас разобщен. Этого я совсем не могу понять. Почему нам нельзя держаться вместе?

Я читал, что у «Уимблдона» могут отнять рейтинговые очки, но если это случится, будет только хуже. В итоге будет больше проигравших, потому что россияне и белорусы не смогут сыграть, а остальные не заработают рейтинговых очков. Турнир уже обесценен, потому что убрали лучших игроков. Чего стоит победа на «Уимблдоне» в этом году? Конечно, кто-то из них мог и не сыграть из-за травм, но сейчас у нас есть решение самого турнира убрать часть соревновательности.

И по факту забанят не всех россиян и белорусов. Туда могут прийти тренеры, болельщики, обычные люди, которым захочется посмотреть теннис. Кажется, это не выход. Каким должен быть сигнал, сопровождающий это решение?

Я бы согласился с запретом, если бы кто-то из российских игроков позировал на фото с Владимиром Путиным. Но большинство из них просто теннисисты. Они родились в России или Беларуси и просто оттуда родом.

Посмотрите, что Китай сделал в Гонконге: там все не так жестко, но все же репрессируют людей, а у журналистов нет свободы слова. Несмотря на это, мы же не отстранили китайских игроков от тура. Так где же черта? Что послужит сигналом на будущее, если подобные вещи повторятся?»

Михаэль Штих
Михаэль Штих

Третья ракетка мира из Германии Александр Зверев высказался более лаконично, но также весьма емко:«Я считаю правильным то, что национальные сборные России отстранили от турниров. Это санкции против России, я могу их понять. Но я не понимаю, почему отдельные игроки не могут выступить на «Уимблдоне». Они же не виноваты в том, что они из России. И если Рублев, например, готов пожертвовать призовые, то почему он не должен играть?»

Четвертый теннисист в ростере лучших, грек Стефанос Циципас, тоже в недоумении: «Игроки не могли повлиять на произошедшее. Это деликатная тема. Нехорошо, что игрокам из России и Белоруссии запрещают играть. Они не сделали ничего плохого, чтобы их автоматически отстранили от соревнований».

Против бана россиян и белорусов даже британец, экс-номер один рейтинга ATP, Энди Маррей, который пожертвует все призовые за нынешний сезон украинским детям.

«Я не поддерживаю отстранение игроков. Не думаю, что есть правильное решение. Я общался с российскими и украинскими игроками. Мне очень жаль теннисистов, которые не смогут сыграть, и я понимаю, что это кажется несправедливым. Но еще я знаю людей, которые работают на «Уимблдоне», и я знаю, в каком тяжелом положении они оказались. Я всем сочувствую и не поддерживаю ни одну из сторон», – сказал Маррей.

Австралиец Джон Миллман находится на стороне Украины в конфликте с Россией, но тем не менее не видит причин отстранять спортсменов от соревнований: «Мне кажется, Украине было бы лучше, если бы «Уимблдон» пожертвовал всю свою прибыль на ее поддержку, вместо того чтобы запрещать играть российским и белорусским теннисистам. Я полностью поддерживаю Украину и ее народ. Мне просто кажется, что «Уимблдон» делает это, скорее, ради собственной выгоды, а не для реальной помощи».

Энди Маррей
Энди Маррей

Лучшая теннисистка Туниса Онс Жабер обратила внимание на двойные стандарты и напомнила, что военные конфликты происходят не только на территории Украины.

«Это очень трудное решение, я понимаю, что переживает украинский народ. Но мне на протяжении многих лет говорили никогда не смешивать спорт и политику.

У меня есть личный опыт, в частности, в 2020 году в Кубке Билли Джин Кинг мы должны были играть с Израилем. Я на 100% сочувствую палестинскому народу, мне очень жаль детей, которые умирают каждый день на протяжении 74 лет. Поэтому я не понимаю, как сейчас можно смешивать политику и спорт. А как же все остальные страны, где взрослые и дети умирают каждый день?

Происходящее в мире очень печально, и в этом мире есть одна вещь, которую я ненавижу, – политика. Это грязное дело, и мы никогда не получим полную картину. Поэтому я надеюсь, что эта ситуация очень скоро разрешится. Я не знаю, что будет дальше. Но я знаю, что и у россиян, и у белорусов дома семьи, поэтому не уверена, насколько открыто они могут об этом говорить.

Если честно, я надеюсь, что всё скоро закончится, и проблем не будет. Но еще я надеюсь, что люди смогут обратить внимание и на палестинцев, потому что эта тема очень задевает меня как арабскую женщину. Это несправедливо, и я надеюсь, что мы не будем смешивать политику и спорт», – высказалась Жабер

Онс Жабер
Онс Жабер

Один из лучших теннисистов в истории, испанец Рафа Надаль, также не понимает, зачем отстранили россиян и белорусов: «Я считаю, что это очень несправедливо по отношению к моим коллегам. Они не виноваты в происходящем. Мне жаль коллег. Я бы хотел, чтобы ситуация разрешилась иначе. Это очень сложная ситуация. И, конечно, теннис вообще не имеет значения с учетом очень серьезной ситуации на Украине».

Землячка Надаля Паула Бадоса, выступающая в паре с белоруской Ариной Соболенко, согласна с легендарным соотечественником: «На мой взгляд, в отстранении нет смысла. Нынешняя ситуация – это нечто очень серьезное, чего не должно быть, но другое дело – смешивать политику со спортом, особенно с теннисом, который является индивидуальным видом. Да, мы выступаем под флагом, но представляем себя. Смешивать вещи, которые не имеют ничего общего друг с другом и в которых Арина не виновата, мне кажется нечестным».

О происходящем высказался даже великий футболист, камерунец Самюэль Это′О, когда-то игравший за махачкалинский «Анжи»: «В Африке войны идут ежедневно, и мы знаем имена тех, кто их развязывает, но никому до этого нет дела. При этом беженцев из африканских стран не так хорошо принимают – возможно, они недостаточно пострадали? При этом Европа берет у нас газ, алмазы, нашу продукцию. Спорт всегда должен объединять, а не отталкивать. На «Уимблдоне» было бы здорово, если б украинцы и россияне играли вместе в парном разряде, показывая, что сосуществование возможно. Особенно если играть вместе, не создавая ложного превосходства. Надо попытаться».

В основном украинцы. Элина Свитолина, Марта Костюк, Леся Цуренко, Даяна Ястремская и другие написали коллективное письмо руководящим теннисным органам с просьбой надавить на россиян и белорусов, чтобы те ответили на три вопроса:

  • Поддерживают ли они действия России и Беларуси на территории Украины?
  • Поддерживают ли военную активность своих стран на территории Украины?
  • Поддерживают ли они режимы президентов своих стран, Владимира Путина и Александра Лукашенко?

Украинские спортсмены призвали отстранить россиян и белорусов, если те ответят утвердительно или откажутся отвечать вовсе. «Наступило время, когда молчание становится предательством», – говорилось в заявлении.

Свитолина высказалась более конкретно и уточнила украинскую позицию: «Мы не хотим полного отстранения россиян. Мы хотим, чтобы они высказались – они с миром или с российским правительством. Для меня это главный вопрос».

Ястремская не в состоянии выходить на корт против спортсменок из России и Белоруссии: «А как я могла бы играть против этих теннисисток, когда весь мир обсуждает происходящее на Украине? Поэтому я считаю решение об отстранении россиян и белорусов правильным. Другие украинские игроки его тоже поддерживают».

Костюк считает, что большинство российских теннисисток поддерживают спецоперацию. Но при этом сама же заявила, что это лишь догадки.

«Нам бы хотелось, чтобы все представители России и Беларуси ответили на вопросы нашего обращения. Хочешь поддерживать свою власть, так и скажи. А дальше дело за WTA, ATP или ITF – допускать тебя к соревнованиям или нет. Проблема в том, что те, кто действительно поддерживает действия правительства своей страны, этого не озвучат. Они понимают, что после этого не будут в туре.

Хочется, чтобы на них началось давление. Чтобы им дали какой-то срок. Например, если они боятся угроз от своего правительства, чтобы они вывезли свои семьи, а затем высказали свою позицию. Всем придется чем-то жертвовать, но весь мир сейчас страдает. Это будет их минимальная жертва. Если они этого не сделают, их просто выгонят со всех соревнований до того момента, пока всё не закончится. Так они поймут свое влияние, свою значимость. Или докажут, что эту нацию не изменить.

Поэтому для нас очень ценно то, что сделал «Уимблдон». Они снова пошли против правил. Их многие осуждают, как и нас за нашу позицию. Но мы не будем ее менять. Сначала мы думали не выходить на матчи с россиянками и белорусками. Но еще хотели, чтобы так же среагировали представители других стран – например, поляки, чехи. Если бы мы хотя бы тремя странами отказались, все остальные сделали бы так же под давлением. Тогда это имело бы смысл. Просто нас не так уж много. У нас не так много веса, к сожалению. А жертвы слишком большие, если мы это сделаем.

Если честно, будем действовать по ситуации, но на это рассчитывать не следует. Если попаду на кого-нибудь из них в сетке, то, надеюсь, пребудет со мной сила и я выиграю. 95% российских теннисисток поддерживают действия властей. Правда, это только догадки. У мужчин не знаю, это не наша территория. Эти цифры шокируют, но они таковы. Не знаю, когда мы узнаем, какая ситуация на самом деле».

Марта Костюк
Марта Костюк

Цуренко была немногословна, но весьма лаконична: «Между нашими государствами и народами просто пропасть, которую я так долго не замечала! Мне очень жаль, я была слепа».

Вице-президент федерации тенниса Украины Евгений Зукин считает, что политика и спорт тесно связаны, поэтому не стоит разграничивать эти понятия. Особенно если дело касается России.

«Теннис продолжает твердить себе, что не несет ответственности. Но пока россиянам позволено играть, даже без флага, они продвигают страну. А если бы россиянин выиграл «Уимблдон», или Queen’s Club, или что-то еще, стало бы российское правительство использовать это в качестве еще одной демонстрации доминирования? Я в этом не сомневаюсь. Потому что политика и спорт в России полностью смешаны.

Когда Путин встречался в Кремле со звездами российского спорта, он сказал: «Вы находитесь на переднем крае борьбы за наши ценности». Поэтому мы не можем закрывать глаза. Я люблю смотреть, как играют Даниил Медведев и Андрей Рублев. Но неправильно позволять россиянам играть в профессиональном туре и продвигать свою систему. Сейчас просто не то время».

Помимо непосредственно украинских теннисистов, решение забанить россиян и белорусов поддержали федерации тенниса Швеции, Норвегии, Финляндии и Исландии: «В этих исключительных обстоятельствах теннис должен сделать все, чтобы поддержать Украину против действий России и Беларуси», – говорилось в заявлении.

Ярче всех высказался россиянин и седьмая ракетка мира Андрей Рублев. Он считает, что отстранение лишено смысла, и готов отдать призовые всем пострадавших во время спецоперации.

«Я под давлением, и в таком положении нет правильного ответа. Что бы я ни сказал, это будет неправильно. Я просто постараюсь сказать от души.

Вчера мы созванивались с несколькими игроками и «Уимблдоном», чтобы обсудить ситуацию и поиск возможного решения. Если честно, в причинах отстранения, которые они назвали, нет никакого смысла. В том, что они предлагают, нет даже логики. И я понимаю, например, если бы отстранение российских и белорусских игроков хотя бы на полпроцента что-то изменило или помогло. Но это ничего не даст и ничего не изменит... Происходящее сейчас – это полная дискриминация, вот на что больше похоже предложение британского правительства. Если они за свободу слова, за возможность говорить, за демократию, тогда их решение этому противоречит.

Мы предложили «Уимблдону» – и я надеюсь, что в этом будет смысл и они об этом подумают, – хотя бы дать выбор, хотим мы играть или нет. И если есть заявление, которое мы должны подписать, и вдобавок отдать все призовые деньги на гуманитарную помощь – семьям, детям, которые страдают, – мы это сделаем. И я думаю, что этот шаг по крайней мере что-то даст, он покажет, что британское правительство выступает за мир и действительно хочет чем-то помочь. Если плюс-минус посчитать сумму, то она составит до миллиона фунтов. И это огромные деньги, которые, как я думаю, за два месяца не жертвовал ни один вид спорта. Тогда теннис станет первым и единственным видом спорта, который пожертвует такую сумму, и это произойдет благодаря «Уимблдону». Тогда им достанутся вся слава и уважение – а игроки никого не волнуют.

В конце концов, мы хотим соревноваться. Мы здесь не для того, чтобы говорить о политике. Потому что я ничего об этом не знаю. Я русский, родился в России и всю жизнь живу в России. И я просто хочу показать, что мы хорошие люди... Я, например, просто стараюсь быть скромным и воспитанным. Надеюсь, я все прояснил», – рассказал Рублев.

Другие россияне были более кратки.

Наталья Вихлянцева: «Я россиянка и живу в России, но моя работа – играть в теннис. Уже несколько месяцев мы выходим на корт без флага и представляем только себя. «Уимблдон» – мой любимый турнир, и мне жаль, что придется пропустить квалификацию. Но я считаю, что спортсменов не в чем винить».

Карен Хачанов: «Конечно, мне очень грустно, и я ужасно разочарован, что все это происходит, что до этого дошло. Для меня это один из лучших турниров в мире. Он особенный. В прошлом году я там хорошо выступил, дошел до четвертьфинала. Мне грустно, что я не смогу выступить на одном из крупнейших турниров. Грустно, что было принято такое решение».

Дарья Касаткина: «Конечно, мы разочарованы тем, что не сможем принять участие в одном из крупнейших турниров. Но сейчас в мире происходят куда более важные вещи. Человеческие жизни намного важнее «Уимблдона», это очевидно. Мы не понимаем, что происходит. От нас мало что зависит».

Вероника Кудерметова: «Здесь, наверное, просто без комментариев. Но все это очень грустно, конечно».

Экс-первая ракетка мира из Белоруссии Виктория Азаренко выступила против спецоперации, но тем не менее не поняла, почему из-за нее должны отстранять российских и белорусских теннисистов.

«Я никогда не поддержу происходящее сейчас. Никогда не поддержу насилие. Никогда не найду ему оправданий. Но если вы спрашиваете, согласна ли я с «Уимблдоном», поняла ли я их позицию после личного созвона с ними, то нет, не поняла. В ней нет никакой логики».

Второй теннисист мира, россиянин Даниил Медведев, признался, что понимает причину отстранения и тем не менее считает решение несправедливым.

«Ситуация сложная. Как и в любой ситуации, если спросить 100 игроков, услышишь 100 мнений. Я люблю «Уимблдон». С одной стороны, я могу его понять наше отстранение, а с другой – считаю несправедливым. Это сложная ситуация, которая создает прецедент и ставит другие соревнования в неприятное положение. Где грань? По каким правилам возможно отстранение? Юридически теннисисты считаются независимыми подрядчиками. И сейчас в Великобритании россияне имеют право на работу. Если будет возможность сыграть, я с радостью сыграю. Если нет – смирюсь».

***

На «Уимблдоне» россияне и белорусы не выступят, но зато они играют на стартовавшем на днях другом турнире «Большого шлема» – «Ролан Гаррос». Аналитики букмекерской компании «Марафон» включили в десятку главных претендентов среди мужчин Рублева (коэффициент 34 ) и Медведева ( 36 ), а среди женщин – в пятерку белоруску Арину Соболенко ( 22 ). Фаворитами же стали Джокович ( 2,75 ) и Алькарас ( 3,10 ) у мужчин, а также Швентек ( 1,62 ) у женщин.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте