Фигурное катание часто называют квинтэссенцией спорта и искусства. Музыка и красивые костюмы идут рука об руку с нагрузками, травмами, поражениями и преодолением себя. Несмотря на то, костюмы являются неотъемлемой частью этого уравнения. Их «жизнь» коротка, а стоимость может варьироваться по оценкам специалистов от 25 до 40 тысяч рублей без учета стоимости камней, которые предпочитают использовать большинство фигуристок.
Необходимо учитывать, что данный ценовой диапазон распространяется на костюмы, изготовленные из стандартных для фигурного катания материалов, таких как сетка-стрейч, лайкра, шифон. Если спортсмен хочет костюм из тканей, используемых в ателье мировых дизайнеров, то стоимость одного метра может доходить до 30 тысяч рублей.
Metaratings.ru предлагает вспомнить костюмы, которые изменили фигурное катание и запомнились поклонникам на многие десятилетия.
Дебра Томас (произвольная программа) и Катарина Витт (короткая программа, 1988)
На Олимпийских играх в Калгари представительница США Дебра Томас и спортсменка ГДР Катарина Витт спровоцировали запрет на костюмы без юбок, как окрестили нововведение поклонники фигурного катания.
В произвольной программе представительница США отдала предпочтение черному комбинезону, обильно расшитому пайетками и бусинами, а фигуристка из ГДР вышла и вовсе в платье без юбки, а в боди, украшенным перья в цвет купальника.
Несмотря на впечатляющее выступление (по итогам двух дней Витт защитила олимпийский титул, обыграв Элизабет Мэнсли из Канады) после соревнований спортивное сообщество обсуждало не результаты, а платье спортсменки.
«Этот костюм – странный и непристойный! Я не знаю, куда там вообще прилично смотреть. Вы видели его со спины? О, это поистине провокационная сторона», – заявил после программы канадский тренер Питер Данфилд:
Мнение Данфилда не разделяли многие, в том числе и олимпийская чемпионка-1968 в женском одиночном катании Пегги Флеминг: «Костюм эффектный. Это, правда, что для соревнований он на грани фола, но он отражает хореографию и музыку. Это нельзя назвать неприличным – я видела наряды хуже».
После бурных дискуссий в фигурном катании ввели правило, которое отменили только в начале 2000-х, когда женщинам разрешили наравне с мужчинами носить комбинезоны в одиночном катании и в парах. На 58-м конгрессе делегаты Международного союза конькобежцев отменили запрет и для спортсменок, выступающих в танцах на льду.
Несмотря на отмену запрета на ношение юбки, костюм по-прежнему должен быть скромным, достойным, соответствующий программе, а так же неброским, театральным и не чрезмерно открытым (должен прикрывать 51% тела).
Нэнси Керриган (произвольная программа, 1994)
На XVII зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере, публика была поражена костюмом Нэнси Керриган из сборной США. Спортсменка блистала в платье Веры Вонг, украшенным 11,5 тысячами страз!
Несмотря на большое количество украшений, дизайнер смогла закрепить их таким образом, что ни одна из них не была потеряна во время выступления. По некоторым данным, стоимость платья составляла 13 тысяч долларов.
Тоня Харди (произвольная программа,1994)
Главная соперница Керриган выступала в произвольной программе в бордовом платье с оборками, которое стало печально известным «благодаря» противоречивому решению судей. Во время выступления у спортсменки порвался шнурок на ботинке и судьи позволили спортсменке исполнить программу заново. Несмотря на все старания, Харди не смогла добраться до призового пьедестала, показав только восьмой результат.
Сидзуки Аракава (произвольная программа, 2006)
Первая в истории Японии олимпийская чемпионка в женском одиночном катании поразила публику и судей невероятным двухцветным платьем с ассиметричным вырезом.
Как и костюм Нэнси Керриган в 1994 году, платье было создано Верой Вонг. Как сказала американка в интервью CBS, фигуристка, вероятно, хотела подчеркнуть своим необычным образом, что не боится рисковать. И это сработало на 100%.
Оксана Домнина/Максим Шабалин (оригинальный танец, 2010)
Один из самых провокационных костюмов в танцах на льду по праву принадлежит Оксане Домниной и Максиму Шабалину. В оригинальном танце пара повторила образ австралийских аборигенов, чем возмутила жителей зеленого континента. Вожди аборигенов обвинили россиян, как сейчас бы сказали «в культурной апроприации» (заимствовании, использовании элементов одной культуры представителями другой с негативным оттенком).
По их мнению, россияне покусились на святое и использовали в основе программы священные для их народа танцы, а так же боевую раскраску, и вольно обращались с их музыкальным наследием. Несмотря на разразившийся скандал в прессе, представители Международного союза конькобежцев (ISU) не стали вмешиваться в эту историю, позволив спортсменам самим решить данный вопрос.
В итоге пара решила отказаться от костюмов, вызвавших общественный резонанс, но оставить танец, так как он входил в перечень разрешенных Международным союзом конькобежцев.
Юлия Липницкая (произвольная программа, 2014)
Один из самых запоминающихся костюмов на домашних Олимпийских играх в Сочи принадлежит Юлии Липницкой. Ученица Этери Тутберидзе запомнилась миллионами зрителей по всему миру как девочка в красном платье, катающаяся под музыку из фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера».
Красное платье, имитирующее зимнее пальто главной героини, стало нарицательным на многие годы. Как бы сказали в кино: Липницкая стала героиней одной программы.
Как потом рассказывала создатель костюма Ольга Рябинина, изначально костюм Липницкой шили в другом месте, но за две недели до первого проката фигуристка с мамой пришла к ней и заказала костюм. «Они сразу хотели красное пальто, а не платье – это идея Юли, её мамы и тренера. Только вот каким должно быть это пальто, никто не представлял. Ни о каких эскизах, конечно, речи не шло, времени не было. Сразу шила…
Помню, как я первый раз привезла его на лёд. Оно даже было не покрашено, никакого декора ещё не было. Но Этери Георгиевна посмотрела и сказала: «Да, это оно». И так Юля стала девочкой в красном пальто», – рассказала дизайнер в интервью «Областной газете».
Хоть фигуристка практически сразу закончила карьеру после Олимпийских игр, платье по сей день фигурирует в рейтингах самых запоминающихся костюмов в фигурном катании.
Алина Загитова (короткая и произвольная программа, 2018)
Олимпийская чемпионка Алина Загитова покорила публику в Пхенчхане не только выдающимися прокатами, но и костюмами.
В короткой программе впервые в истории группы Этери Тутберидзе фигуристка выступала в платье-трансформере, меняющем цвет благодаря двухсторонним пайеткам. Под саундтрек к голливудскому фильму «Черный лебедь» зрители наблюдали, как фигуристка превращается в антипода светлому образу, придуманному в свое время Петром Чайковским.
Несмотря на то, что спортсменке во время проката не удалось до конца воплотить задумку и полностью трансформировать костюм, его можно по праву назвать одним из самых запоминающихся.
Красная пачка, ставшая символом триумфа Загитовой в Пхенчхане, имеет более интересную историю. На дебютном чемпионате России в Челябинске спортсменка выступала в пачке, доставшейся ей по наследству от Евгении Медведевой, которая взяла в нем бронзу чемпионата мира среди юниоров в Софии.
В следующем сезоне спортсменка вышла в произвольной программе в очень похожем костюме, но только на первый взгляд. Конструкция пачки была изменена, но концепция осталась прежней. Это было платье, расшитое золотыми узорами и дополненное красными перчатками в тон.
Анна Щербакова (произвольная программа, 2019)
В 2019 году Анна Щербакова влюбила себя публику необычным костюмом для произвольной программы. Во время одного из вращений спортсменка расстегнула застежку на платье и перевоплотилась в жар-птицу.
Изготовление подобных платьев – трудоемкий процесс, и не каждый дизайнер может воплотить идею заказчика в жизнь, поэтому представители группы Тутберидзе обратились к Ольге Оськиной, которая имела опыт создания подобных костюмов в прошлом.
«Создание платья-трансформера – сложный процесс, его особенности и нюансы останутся в тайне. Была поставлена задача, чтобы по ходу программы платье менялось. Обратились именно ко мне, так как у меня был опыт в подобных работах. Я подготовила несколько эскизов, разных по цветовому решению. Остановились именно на этом сочетании – оно наиболее четко оформляет программу и идеально для выбранных музыкальных произведений», – рассказала дизайнер в одном из интервью.
Она также подчеркнула, что не все представители фигурного катания готовы рисковать подобным образом, но группа Тутберидзе славится новаторством во всех отношениях.
Елизавета Туктамышева (показательная программа, 2020)
Ученица Алексея Мишина Елизавета Туктамышева произвела фурор во время показательных выступлений на чемпионате России в 2012 году. Спортсменка предстала в образе стюардессы из популярного клипа начала 2000-х Бритни Спирс «Toxic».
Во время номера фигуристка снимала пиджак и представала перед зрителями в откровенном виде, который понравится далеко не всем поклонникам фигурного катания. После дебютного проката в интернете разгорелась бурная дискуссия о границах дозволенного во время показательных выступлений. Одни говорили, что нужно создать кодекс по такому же принципу, который регламентирует внешний вид спортсменов во время соревнований. Другие же подчеркивали, что показательные выступления не имеют ничего общего с соревнованиями, это часть шоу, и если зрителям что-то не нравится, то они могут не мучить себя и не смотреть.
Вслед за болельщиками свое мнение высказали и тренеры, и хореографы, и даже спортсмены. Хореограф группы Этери Тутберидзе Алексей Железняков обвинил Туктамышеву в желании хайпнуть: «Она хорошо хайпанула, еще как! Но везде должна быть мера, культуру и эстетику никто не отменял. В данном случае она немного перешла грань. Можно поставить программу даже про путану или стриптизершу, но сделать это аккуратно, искусно, не переходя границы. Лиза молодец, что своим номером заставила говорить о себе почти весь мир. Сама идея – хорошая, но хореографу при постановке номера стоило объяснить Туктамышевой, как элегантнее его исполнить, чтобы это было стильно».
Заслуженный тренер СССР по фигурному катанию Татьяна Тарасова не поддержала Железнякова и ответила довольно резко всем критикам на страницах «Спорт-Экспресс»: «Им делать нечего что ли?! Пусть делом займутся! Туктамышева сделала абсолютно все допустимо. Больше того, она сделала это со вкусом!»
Сама же спортсменка прокомментировала сложившуюся ситуацию довольно спокойно: «Раздевание на катке? На создание этого номера в образе стюардессы меня вдохновила песня «Toxic» Бритни Спирс. А снять кофточку мы придумали вместе с тренером. я подумала: «Отличная идея, тем более что клип соответствующий!»
Разумеется, тут же всполошились хейтеры, как всполошатся и после выхода Maxim. но к их комментариям я готова. Меня сложно обидеть: память как у рыбки – всё забываю. Если раньше я пыталась отстаивать своё мнение в соцсетях, то сейчас поняла, что спорить бесполезно», – сказала спортсменка журналу Maxim.
Евгений Плющенко (показательные выступления чемпионата мира, 2001)
Напоследок мы оставили номер, который задолго до выступления Туктамышевой взбудоражил публику. На чемпионате мира Евгений Плющенко предстал перед зрителями в образе мачо и соблазнителя.
Инициатором программы был Давид Авдыш, сотрудничавший много лет с группой Мишина. Сначала Плющенко скептически отнесся к предложенной идее, но костюм, сшитый Ириной Сафроновой, переубедил спортсмена.
Он состоял из двух поролоновых комбинезонов, прошитых в стратегических местах и уплотненных синтепоном. К нему на липучках прикреплялась одежда, которую спортсмен снимал с себя во время проката. Корсет, имитирующий мышцы, весил больше 3 кг и не пропускал воздух.
«Каждый раз откатав «Секс-бомб» и стягивая с себя груду мышц, я чувствовал себя так, словно только что вышел из сауны. Поролон не пропускает воздух, тело не дышит, я был весь мокрый. Но зато – какой эффект! Какая диета!» – вспоминал потом Плющенко.