На Олимпийские игры в Париже российских спортсменов допустили только в индивидуальных дисциплинах в нейтральном статусе. В командных видах россиян особенно не хватало в волейболе, где с выступлениями на ОИ связаны эпичные успехи. О том, как много потерял волейбольный турнир Олимпиады без сборной России, в интервью Metaratings.ru рассказал главный тренер национальной команды и столичного «Динамо» Константин Брянский.
Из интервью Брянского Metaratings.ru вы узнаете:
- за счёт чего Франция стала двукратным олимпийским чемпионом;
- как отреагировали российские волейболисты на пропуск ОИ;
- каковы перспективы участия сборной на Играх-2026;
- мешает ли ему совмещение постов в клубе и сборной;
- готово ли «Динамо» прервать гегемонию казанского «Зенита».
«Не сказал бы, что у французов супер-прогресс»
– Смотрели Олимпиаду? Какие впечатления?
– Я смотрел много игр, практически весь плей-офф. В целом, конечно, разочаровала Аргентина на групповом этапе. Я ожидал большего от бронзовых медалистов прошлых Олимпийских игр. У аргентинцев совсем не ладилась игра. Сборные США и Франции меня приятно удивили, отлично набирали ход – мне понравились эти команды. Словения сыграла на своём уровне, итальянцы ожидаемо хорошо начали турнир, но в стыковых матчах не хватило уверенности.
– Кто больше всего удивил вас своим выступлением?
– Франция удивила меня своим характером. Понятное дело, что они играли дома, но они прошли и Лигу наций, и Олимпиаду не без проблем. Они смогли с ними справиться, поэтому удивили меня. В отрицательном плане меня поразила Италия.
– Впервые с 2004 года сборная Бразилии не попала в полуфинал. Это провал?
– Это скорее не провал, а ожидаемый результат. Бразилии сложно было выиграть, потому что у них назрела смена поколений, а Олимпиада – это настоящая игра на выживание. В составе команды было много возрастных игроков, которым непросто было восстанавливаться и постоянно показывать высокий уровень игры. Это нормальная ситуация, с этим же сталкивались сборные Словении и США.
Сейчас Бразилия – это точно не та команда, которая может бороться за медаль. Команда хороша по именам, но именитые игроки уже давно не показывают топ-уровень. Отсюда ощущение, что бразильцы оказались на своём месте.
– Перед Олимпиадой вы не называли Францию фаворитом. Не верили в успех сборной?
– Я поддался искушению и поставил на Польшу, хоть мне и казалось, что поляки всё-таки не смогут достигнуть вершины. Перед финалом у меня сложилось чёткое убеждение, что поляки уже показали свой максимум, так что я был уверен, что золото возьмёт Франция.
– Франция второй раз подряд побеждает на ОИ, до этого они даже до полуфиналов не доходили. Как можно объяснить такой прогресс?
– Я бы не сказал, что это супер-прогресс. И давайте не забывать, что на соревнованиях не было нашей сборной. Французы играют против удобных соперников и доходят до финальных стадий. Одна сильная и мощная команда, как Россия, вполне может перевернуть все расклады. Мы могли бы сейчас не разговаривать о двукратном чемпионстве французов, если бы участвовала сборная России.
В целом, Олимпиада по накалу мне понравилась: было достаточно много симпатичных команд, но тотального преимущества и доминирования какой-то одной сборной я не заметил. У турнира должен быть один победитель, которым стала Франция. Они играли, как настоящая команда, и смогли защитить титул, но прогрессом я это назвать не могу.
«Мы готовы к выступлениям, но нас не готовы вернуть международную арену»
– Насколько волейбольный турнир потерял зрелищность без сборной России?
– Любой волейбольный турнир теряет очень многое без нашей страны. Сборная России способна обыграть абсолютно любую из команд, которые сейчас находятся в медалях. Я в этом уверен на 100%. У нас замечательное поколение молодых, сильных, технически подготовленных и тактически зрелых игроков. Они показывают высококлассный волейбол в российском чемпионате.
– Как внутри команды реагировали на неучастие на Олимпиаде?
– Я думаю, что у каждого внутри есть определённая досада. Это безусловно. С другой стороны, мы сконцентрированы на своей работе и с оптимизмом двигаемся дальше. В конце концов, какой смысл переживать, если невозможно повлиять на результат. У нас впереди много интересных игр в рамках внутрироссийских турниров. Безусловно, всем бы хотелось получить международный опыт, но сейчас бессмысленно говорить об этом. Мы готовы к выступлениям, но нас, увы, не готовы вернуть на международную арену.
– Общались с кем-то из иностранных тренеров или игроков? Что они говорят?
– Те, кто знает российский спорт, признают силу и мощь нашей сборной. Конечно, есть ряд иностранных специалистов, которым на руку отсутствие сборной России на международных турнирах. По сути, это открыло им путь к медалям.
«Не собираюсь осуждать тех, кто поехал в Париж под нейтральным флагом»
– 15 индивидуальных российских спортсменов поехали под нейтральным флагом и выступали за себя. А если бы у волейбольной сборной был выбор, то каким он был бы?
– Нам не предоставляли такой выбор, я не знаю всех условий. Я считаю, что мы достойны флага и гимна. Мы часть великой страны, поэтому мы достойны прикладывать руку к сердцу, слушая гимн России на пьедестале.
– Вы следили за другими видами спорта на Олимпиаде?
– Да, мне что-то попадалась в трансляциях. Было интересно наблюдать за плаванием и стрельбой из лука. Это было неожиданно для меня, но я действительно проникся этими видами спорта. Было интересно. Невозможно следить за всем, но волейбольные соревнования я посмотрел практически полностью. Надо понимать, что сейчас у нас идут сборы, так что для просмотра Олимпиады особо не было времени.
– Вам интересно было смотреть соревнования без россиян?
– Не знаю, насколько сильны наши спортсмены в плавании и стрельбе из лука, так что не берусь комментировать. Я смотрел эти соревнования исключительно со спортивной точки зрения. Разумеется, я больше старался смотреть волейбол, потому что это то, чем я занимаюсь практически всю свою жизнь.
– Вы поддерживали тех россиян, которые приехали выступать под нейтральным статусом?
– Я стараюсь придерживаться нейтралитета, потому что это их выбор. Я не знаю всех деталей, но как тренер волейбольной сборной могу сказать, что мы достойны своего флага. Я точно не собираюсь осуждать спортсменов, которые поехали в Париж выступать под нейтральным флагом. Я просто смотрел спортивные соревнования, ни за кого не болел.
– Следующая Олимпиада пройдёт через четыре года в США. Есть ли надежда, что сборная России выступит со своим флагом?
– Хочется в это верить. Надо понимать, что мы всецело готовы к выступлению на Олимпиаде. Я уверен, что мировой спорт от участия сборной России только выиграет.
«До сих пор общаемся с Саммелвуо»
– У нас есть пример футбола, где найти соперников для сборной очень тяжело. Как с этим обстоят дела в волейболе?
– Это сложная ситуация для всего российского спорта, так что волейбол не стал исключением. Понятное дело, что многие команды и национальные федерации находятся под давлением Международного Олимпийского комитета, который не рекомендует играть против сборных России. В частном общении многие готовы проводить с нами матчи, но давление МОК является серьёзным препятствием.
– Вы возглавили сборную в тот момент, когда Россию отстранили от международных соревнований. Тогда вы понимали всю сложность задачи?
– Я не мог предвидеть будущее, но я совершенно точно понимал, что у нас непростой период. Я прекрасно осознавал свою ответственность и то, что нам нужно проявлять твердость духа. Такая ситуация сложилась, но тем не менее, мы готовы вернуться в любой момент. Лишь бы приоткрыли дверку.
– Вам не мешает совмещение в «Динамо» и сборной России?
– На данном этапе не мешает. Конечно, когда мы участвовали в международных соревнованиях, внутренние резервы тренера могли истощаться при совмещении. Бесконечно работать и добиваться результатов – это сложно. Я думаю, что моих внутренних резервов хватит. Посмотрим, что будет дальше.
– Общались ли с бывшим тренером сборной Туомасом Саммелвуо перед назначением в сборную?
– Да, мы периодически общаемся до сих пор. Это нормально в тренерской сфере.
– Какая задача стоит перед сборной во время отсутствия официальных матчей?
– Надо чётко понимать, что сборная была, есть и будет. Это элита, вершина любой профессиональной спортивной деятельности. Попасть в национальную команду – это уже определенная мотивация для игроков. Это признание их заслуг и трудов. Да, формально на данном этапе у нас нет маячка в виде соревнований, но сам вызов и возможность поработать на высочайшем уровне с топовыми игроками – это плюс для всех.
– В сборную вызвались несколько волейболистов из «Динамо». Игрокам вашей команды легче попасть в сборную?
– Я считаю, что они все заслужили право в ней оказаться. Мы являемся сборной России, у нас здесь нет игроков «Динамо», «Локомотива» или «Зенита».
«Сапожков был рад возможности оказаться в «Динамо»
– Как оцените готовность «Динамо» к предстоящему сезону?
– Мы в процессе набора формы. Сейчас плюс-минус все конкуренты находятся на той же стадии, потому что у нас был достаточно длительный перерыв. 23 августа стартует Кубок Легенд – тогда можно будет понимать, в какой форме мы находимся. По большому счёту, именно игры определяют готовность игроков.
– Довольны сборами в Турции?
– Да, конечно. Мы очень продуктивно поработали, это был хороший шаг вперед.
– Новичок «Динамо» – Максим Сапожков, которого год назад считали главным открытием сезона в Италии. Тяжело было его переманить в команду?
– Я бы не сказал, что это было именно переманивание. Максим был рад возможности оказаться в «Динамо» и, надеюсь, не разочаровался. Во всяком случае, нас он точно не разочаровывает и только радует своей работой.
– Тетюхин называл Сапожкова новым Мусэрским. Видите схожести?
– Во-первых, они оба мастеровитые и владеющие техническим арсеналом гиганты (рост Сапожкова – 220 см). Понятное дело, что Максиму ещё есть куда развиваться, а Мусэрский – уже сформировавшийся игрок. Также они начинали играть на разных позициях, так что проводить параллели будет немного некорректно.
– Теперь в «Динамо» Максим составит пару диагональных с Цветаном Соколовым. Можно ли ждать, что Сапожков станет новой звездой чемпионата?
– Посмотрим, такие вещи сложно предугадать. Всё зависит от работы, настойчивости и крепости духа Максима. Ему нужно будет доказать свою состоятельность, потому что Соколов – это серьёзный конкурент. Он опытный и искушённый боец с очень крепким характером.
– Почему «Локомотив» отправил Максима в аренду в Италию?
– Я не хотел бы погружаться в эти истории, это вопрос к «Локомотиву». Они сделали выбор в пользу другого игрока - Ильи Казаченкова, в этом есть здравый смысл. Оба этих волейболиста высококлассные. Если бы оставили двоих, кто-то их них перестал бы развиваться. «Локомотив» – молодцы, что нашли определённый компромисс. Мы им благодарны.
«Уровень чемпионата России не упал»
– Начинается третий сезон без международных матчей. Как думаете, упал ли уровень российского волейбола?
– С обилием матчей у нас сохраняется возможность растить игроков и открывать новых звёздочек, параллельно поддерживая уровень чемпионата на высоком уровне. Я считаю, что он не упал.
– Смотрите еврокубки?
– Стараюсь по возможности, я не могу смотреть миллион матчей одновременно. Могу сказать, что мы точно не проседаем в техническом плане по сравнению с другими сборными. В физическом плане мы вообще многие чемпионаты превосходим, так что наш волейбол точно не в упадке. Посмотрим, что будет в дальнейшем.
– Ваше «Динамо» могло бы быть конкурентоспособным на европейской арене?
– Безусловно, я даже не сомневаюсь в этом. Мы не только конкурентоспособны, мы также можем задавать тренды.
– Какая задача стоит перед вами на этот сезон?
– Мы максималисты, нам хотелось бы победить везде. С такими же задачами входит в сезон ряд других клубов, так что мы будем стараться.
– Последние два года в чемпионате и Кубке России побеждает казанский «Зенит». Готовы ли бросить вызовсопернику в этом сезоне?
– «Зенит» не побеждает, а побеждал – это ключевые моменты. Начинается новый сезон, борьба возобновляется. В Казани хороший, крепкий коллектив, но мы тоже не стоим на месте и стараемся прогрессировать.
– Два года подряд «Динамо» проигрывает в финале чемпионата России именно «Зениту». Хочется взять реванш?
– Безусловно, это даже не нужно обсуждать. Амбиции наших игроков и тренеров направлены на медали высшей пробы. Наша команда немного поменялась и стала сильнее.
–Другой «Зенит», петербургский, возглавил Владимир Алекно. Это делает команду одним из главных фаворитов?
– Алекно – это легендарный тренер и значимая фигура для российского спорта. Посмотрим, поможет ли он «Зениту» – это покажет предстоящий сезон. Не хотелось бы раздавать какие-то определённые авансы. В Суперлигу вернулся сильный тренер, это здорово для всех нас. Теперь конкуренция станет еще выше, а соревнования более зрелищными и интересными.