Не только РПЛ в следующем году претерпит большие изменения. КХЛ, вторая спортивная лига страны, также делает широкий жест в сторону отрасли. Metaratings.ru рассказывает, как изменится элитный российский хоккей с сезона 22/23.
Что случилось?
В конце августа КХЛ пролонгировала соглашение с букмекерской компанией «Фонбет» до 2025 года. Контракт с беттинг-партнёром начал действовать с сезона 2017/18, и ежегодно лига зарабатывала, по разным источникам, около 400 млн рублей. Это примерно на 250 млн меньше, чем соглашение между РПЛ и «Лигой Ставок».
Вот только в РПЛ система кардинально отличается от КХЛ. Футбольные клубы, несмотря на присутствие в лиге беттинг-партнёра, могли сами заключать соглашения с букмекерами. В итоге суммарно 16 представителей РПЛ заработают к концу сезона около 1,5 млрд рублей.
В КХЛ же есть понятие «закрытых позиций». То есть, клубы могут заключать контракты только с представителями тех отраслей, которые не работают непосредственно с лигой. У КХЛ есть спонсор «Согаз», а значит, что ни СКА, ни ЦСКА, ни «Ак Барс», ни рижское «Динамо» не могут заключать контракты с другими страховыми компаниями.
Всего таких позиций девять. Беттинг-индустрия, соответственно, была представлена только «Фонбетом». Полностью запретить клубам подписывать соглашения с другими букмекерами КХЛ не могла, но она прописала за это крупные штрафы. По нашей информации, это около 30 млн рублей.
Однако, как сообщил Metaratings.ru источник из одного клуба КХЛ, летом букмекеры начали вести переговоры с большим количеством команд из обоих конференций. Не только «Фонбет», но и другие тоже. По словам спикера, беттинг-представители готовы были не только заключить контракты с клубами на выгодных для них условиях, но ещё и покрыть штрафы перед лигой.
«У букмекеров накопилось столько денег и такое большое желание войти в хоккей, что они из своего кармана были готовы покрыть все издержки», — анонимно высказался источник.
Естественно, в данном случае ни о какой эксклюзивности «Фонбета» и закрытости позиций речи не могло и идти. Наоборот, это отчасти могло бы сказаться и на репутации самого букмекера. Поэтому КХЛ и анонсировала уход от эксклюзивного беттинг-соглашения.
Сколько букмекерских денег станет в российском хоккее?
Начиная со следующего сезона, клубы КХЛ могут самостоятельно вести переговоры с букмекерскими конторами, при этом «Фонбет» остается беттинг-партнёром лиги. Это анонсировали еще в конце августа, но никто не обратил на это внимание. Кроме самих клубов и букмекеров.
Источники из разных клубов КХЛ сообщили Metaratings.ru , что менее чем за месяц они уже начали общаться с представителями чуть ли не всех ведущих беттинг-компаний. В том числе и сам «Фонбет», который, например, 21 сентября заключил 4-летнее соглашение с «Салаватом Юлаевым».
Букмекеры предлагают разные условия партнёрства и уровни активностей, поэтому коммерческим отделам клубов будет из чего выбирать. Дедлайна на данный момент нет. По нашей информации, которую независимо подтвердили несколько представителей клубов и букмекерских контор, на данный момент среднее предложение клубам составляет примерно 35 млн рублей.
На всех 24-х участников КХЛ это около 850 млн рублей. Причём это ещё и не предел. Представитель одной букмекерской компании в беседе с корреспондентом Metaratings.ru заявил, что из-за переговоров с ведущими клубами лиги есть вероятность, что общая сумма всех соглашений достигнет 1 млрд рублей и выше.
«Так как компании придут в клубы, я ожидаю прироста букмекерских вложений по сравнению с прошлыми сезонами в 2-2,5 раза», — анонимно сказал нашему изданию близкий к букмекерам спикер.
И на данный момент нельзя говорить, что 0,8-1 млрд рублей букмекерских денег, на фоне 1,5 млрд в футболе, маленькая сумма. КХЛ практически не показывают по «Матч ТВ», рейтинги из-за высокой децентрализации болельщиков в регионах не сравнимы с футбольными. К тому же, в хоккее работа с букмекерами только зарождается, а в футболе, например, уже продают им названия стадионов. Хотя, по нашей информации, букмекеры заинтересованы в нейминге и арен КХЛ тоже.
«Фонбет» потерял эксклюзивность, но приобрел право приоритетной покупки
Однако, по нашей информации, взамен утерянной эксклюзивности «Фонбет» получил право приоритетной покупки. Или, кратко выражаясь, — оффершит. Этот термин сразу же поймут все хоккейные зрители, особенно НХЛ.
Работает это так: клуб договаривается с букмекером о контракте на определенную сумму. Но не подписывает его, а высылает информацию о нём в лигу. Следом «Фонбет», уже зная всю информацию о соглашении, решает, повторить или даже перебить предложение. Если букмекер решается на это, то он автоматически становится спонсором клуба.
На данный момент неясно лишь одно — есть ли у стороннего букмекера время, чтобы сделать новое предложение клубу, но, судя по всему, уже нет. «Фонбет», видимо, будет реагировать на финальное предложение. От комментариев по данному вопросу букмекер отказался.
Отчасти из-за этого денег в российском хоккее должно стать ещё больше, ведь «Париматчу», «Олимпу», «Лиге Ставок» и множеству других компаний придётся конкурировать не только друг с другом, но и с «невидимой рукой» «Фонбета». Так что компаниям нужно будет думать на несколько шагов вперед, а лучше всего это делать, переплачивая командам.
Так что, возможно, уже в первый сезон клубы заработают свыше миллиарда. А там гипотетически лига откроет и другие спонсорские позиции. 2022 год будет действительно историческим для коммерции в российских футболе и хоккее.
***
22 сентября игровой день в КХЛ откроют «Сибирь» и «Металлург». Аналитики букмекерской компании «Фонбет» считают магнитогорцев фаворитами и предлагает на их победу в основное время коэффициент 1,95 , а на успех сибиряков – 3,30 .