«Казакевич ставит перед собой завышенную планку»: Шашилов — об итогах сезона и составе сборной

По итогам сезона 2023/24 Михаил Шашилов остался старшим тренером женской сборной России, а его группа теперь станет основным составом национальной команды, в то время как шеф альтернативной команды Артём Истомин будет отвечать за подготовку молодёжи.

Михаил Шашилов
Михаил Шашилов

В эксклюзивном интервью Metaratings.ru Шашилов рассказал:

  • какую ошибку совершил на чемпионате России в Тюмени;
  • в чём нужно прибавлять биатлонисткам, чтобы подтянуться к мировыми лидерам;
  • о максимализме Ирины Казакевич;
  • почему Кира Дюжева и Анна Грухвина остались в команде без хороших результатов;
  • как относится к приходу в команду Виктории Сливко;
  • что думает о календаре соревнований в следующем сезоне.

– Как оцените выступление команды на главных стартах и выполнение поставленных задач на сезон?

– Главным стартом мы планировали Спартакиаду, потому что она проходила в феврале, в те же сроки, что и Олимпийские игры, но я не ожидал, что будет такой ажиотаж и получится такой праздник. Спасибо за это организаторам. Некоторые моменты у нас получились, некоторые – нет, но по крайней мере до Спартакиады всё складывалось довольно неплохо. В дальнейшем начались проблемы и весь народ потихоньку переболел, поскольку календарь был плотный. Это коснулось и Насти и Наталии Шевченко, Иры Казакевич.

Тяжелее всех пришлось Тамаре Дербушевой, которую мне очень жалко. Сейчас анализирую эту ситуацию, пытаюсь понять, где мы просчитались. Также я рассчитывал, что девчонки будут функционально чуть посильнее. Не получилось сделать акцент на скоростные качества, но мы намерены добавить в этом аспекте. Хотелось бы, что бы был круг запаса и наши лидеры вышли на скорости элиты Кубка мира. Разве может тренер быть доволен сезоном?

Михаил Шашилов. Фото: СБР
Михаил Шашилов. Фото: СБР

– Поясните, что произошло на чемпионате России в Тюмени, когда девчонки отравились?

– Мы жили не на базе, а в другом месте, в коттедже, потому что хотелось девчонок уберечь, но была моя вина в этом. Видимо, сточные воды попали в питьевую, и когда чистили зубы, они получили отравление. Это уже история, но она будет мне уроком. У спортсменок есть и другие версии, но думаю, что всё дело в этом. Из виноватых здесь только я.

– Наталию Шевченко можно на данный момент объективно назвать лидером российского биатлона?

– Наталия прогрессирует, но я думаю, лидера на данный момент у нас нет. Наши сильнейшие спортсменки понимают, что то, что они показывают на соревнованиях в России, недостаточно на Кубке мира. Надо добавлять в тактике проведения гонки, в стратегии. На Кубке мира все бьются за каждое место и за каждое очко. Там высморкаться некогда. Здесь мы можем себе позволить высморкаться и утереть сопельки, а там немножко другая атмосфера. Этому мы посвятим подготовительный период. Надо добавлять.

– У Ирины Казакевич сезон получился неоднозначным. С одной стороны – победа в Кубке Содружества и место в тройке лучших в рейтинге СБР, с другой – есть объективные проблемы со стрельбой стоя и с прохождением последнего круга. Как оцените её выступление в сезоне и какие ошибки были допущены в подготовительный период?

– Конечно, мы план скорректируем, потому что не всё получилось, что хотелось. Но Ира при этом всегда планку ставит перед собой завышенную. Для спортсмена это нормально. Стрельбу к концу сезона более-менее стабилизировали, но надо понимать и психику спортсмена: хочется всё больше и больше, а соответственно всё выше и выше требования к себе и к окружающим. Думаю, будет всё хорошо. Ира умеет очень хорошо стрелять, но был какой-то тяжёлый период, в который мы все «помогали» ей ухудшить результат комментариями, заключениями. Это всё сказывается – и получили то, что получили. Когда человек выигрывает, это победа спортсмена, а проигрывает всегда тренер, к сожалению.

Ирина Казакевич. Фото: СБР
Ирина Казакевич. Фото: СБР

– Два года назад Ирина тренировалась с группой Бородавко, что пошло ей на пользу в функциональном плане, но при этом биатлонистке не полезно месяц проводить без стрельбы. Вы готовы в дальнейшем использовать этот опыт?

– Я бы в дальнейшем хотел практиковать этот опыт, но не в таком формате. Важно, чтобы у нас был доступ к стрельбе, даже если мы делаем акцент на лыжную подготовку. К сожалению, у нас план мероприятий не совпадает с лыжниками. Мы его немножко отрегулируем и к чему-то придём. Надо понимать, что у нас разные виды спорта. Но в целом это хорошая идея. Надо подышать этой атмосферой, но не отвлекаясь от оружия.

Это был эксперимент, который принёс определённый успех, но в том числе и какую-то неуверенность. Функционально человек добавляет, и теряет понимание, как надо подойти к рубежу. Получается серьёзный пробел в стрелковой подготовке. Пусть и небольшой, но он существует.

– Что случилось во второй половине сезона с Тамарой Дербушевой? Я понимаю, что она болела, но спад результатов начался еще до Спартакиады.

– Это началось после Чайковского и Ижевска. Она подцепила что-то, не сказала об этом, а я не разглядел. Надо было на это обратить внимание ещё в Ижевске, пропустить его и заняться восстановлением. После Ижевска была методическая ошибка: не надо было поднимать её в горы, но у неё вроде было хорошее самочувствие и решили спланировать её подготовку там. В итоге она снова заболела и не смогла прийти в себя до конца сезона. Сейчас она чувствует себя более-менее. Приедет из отпуска, будем обследоваться.

– Состав вашей команды не претерпел больших изменений. Так ли перспективны Кира Дюжева и Анна Грухвина, чтобы в отсутствие серьёзных результатов их включать в состав первой команды?

– Думаю, с ними нужно продолжать работать, тем более раз мы берём лыжницу из сборной. Что-то не получилось, будем смотреть, может быть, в середине сезона мы заведём кого-то другого, но Грухвиной ещё надо дать шанс. По ней говорили президенты федераций, я разговаривал. Надо дать ей два года, чтобы стабилизироваться. У нас не так много молодых функционально одарённых спортсменок, кому надо дать шанс.

Что касается Киры Дюжевой, это безусловно перспективный человек, но если она в этом году не перестроится и не обратит весь свой взгляд на спорт, то дальше ей будет проблематично оставаться в команде. На сегодня она самая быстрая юниорка и на дистанции не уступает сильным спортсменкам, включая Анастасию Батманову и Анастасию Зырянову. Непростая она. Надо уделить ей внимание, дать возможность поработать и попробовать затянуть. На данном этапе я бы не хотел её упускать и дал бы ей шанс.

Кира Дюжева
Кира Дюжева

– Как относитесь к её экспериментам в роли визажиста команды?

– На данном этапе это у неё получается лучше, чем биатлон. В этом есть небольшая проблема, будем разговаривать. Не так много у нас таких спортсменов, функционально развитых и готовых показывать результаты в биатлоне. Мы с вами как-то рассуждали, что только единицы прошли путь от детских Олимпийских игр до Кубка мира.

– Как относитесь к тому, что вашу группу пополнит Виктория Сливко? Насколько она усилит внутреннюю конкуренцию в команде?

– Конкуренция у нас в группе и так достаточная, скорее всего это надо ей, а не другим спортсменкам, которые и так работают безукоризненно и понимают, зачем они там находятся.

– Ваш тренерский штаб остаётся неизменным. Это значит, что с Андреем Падиным и Николаем Загурским у вас получилось сработаться и наладить взаимопонимание?

– У нас и раньше тренерский штаб не сильно менялся. В своё время ушёл только Алексей Волков в силу личных причин. В целом у нас коллектив рабочий. У каждого есть своё мнение, но мы приходим к компромиссу и двигаемся дальше. Вопросы мы решаем коллегиально.

– Что именно вы планируете изменить в предсезонной подготовке? Будут ли меняться места сборов?

– Кардинальных изменений не будет. В этом сезоне были проведены примерно такие же мероприятия, как перед Пекином. Также в феврале мы были хороши, но есть куда добавлять. Планы будут скорректированы, но принципиальных изменений не будет. Будем больше делать интервалы отдыха.

Михаил Шашилов
Михаил Шашилов

– Как оцените проект календаря на следующий сезон?

– Что принято, то принято, будем подстраиваться. Тяжело будет два старта подряд провести в Красноярске. Думаю, это отложит определённый отпечаток на подготовку, потому что две недели будем просто соревноваться. Другого варианта у нас, к сожалению, нет. Так же, как и в Сочи, там будет жарко. Можно было бы попробовать вечерние гонки и развести соревнования, но сделали, как сделали. Так что поедем в Красноярск и вас приглашаем.

– Спасибо, я надеюсь посетить этот славный город. Насколько вы довольны зимним календарём?

– Есть мнение, что нужно поддерживать и развивать базы в регионах. Страна у нас большая и добраться из Хантов в Ижевск проблематично, поэтому нужны больше интервалы между стартами. Что-то придётся подвинуть на один-два дня, потому что мы говорили о том, что можем не успеть вылететь. Плотный график соревнований затрудняет перемещения инвентаря и автомашин. Думаю, что-то они подредактируют. Нам нужен один день на перелёт, один день на восстановление, и можно будет продолжать. Думаю, правление СБР справится с этим вопросом и подредактирует сроки.

Александр Круглов
Александр Круглов
Корреспондент
Александр Круглов с 2008 года в спортивной журналистике. Работал аналитиком по биатлону и является специалистом в этом виде спорта, в единоборствах и лыжных гонках. Прошёл три Олимпиады и первые в истории Европейские игры, а потому хорошо разбирается в олимпийской тематике.
Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте