Новые владельцы «Ньюкасла» — не первые саудиты в АПЛ. А какими еще не топ-клубами владеют арабы в Европе?

Metaratings.ru рассказывает о пяти совершенно разных европейских командах, которые сейчас принадлежат арабскому капиталу. Их истории весьма далеки от успешности «Манчестер Сити» и «ПСЖ».

Шейх из «Ньюкасла»

После продажи «Ньюкасла» саудовскому фонду, принадлежащему местной королевской семье, кажется, в европейском футболе появилась новая сила. Теперь финансовые возможности «сорок» практически безграничны, вот только в футболе не все решают деньги. Тем более завезти игроков на депрессивный север Англии будет куда сложнее, чем, например, в Париж.

На самом деле, арабское да и в целом ближневосточное влияние на европейский футбол не столь внушительно, как может показаться с первого раза. Американских или азиатских владельцев гораздо больше, нежели бизнесменов с Аравийского полуострова, да и особых успехов они не достигли.

Например, последние три Лиги чемпионов выиграли команды с вложениями от российского олигарха, американского миллиардера и группы немецких компаний, преимущественно ориентированных на американский рынок (T-Mobile, Audi, adidas и Allianz). Ранее же доминировали испанские клубы.

«Челси» – победитель ЛЧ-2020/21

Прогнозировать успех «Ньюкасла» сейчас очень и очень рано. Возможно, саудиты захотят во что бы ни стало перебить достижения катарских и эмиратских бизнесменов, но в футболе до сих пор организация команды главенствует над простыми финансовыми влияниям.

Между тем, в Европе есть ряд клубов, которые так и не добились успеха, несмотря на средства с арабских или иранских предпринимателей. Также следует помнить, что арабы живут и богатеют не только на Аравийском полуострове. А еще на Ближнем Востоке проживают не только арабские толстосумы.

На фоне возмущений о приходе саудовской королевской семьи в АПЛ многие даже не замечают тот факт, что эта династия, так-то, в прошлых двух сезонах уже присутствовала в лиге. Правда, это семейство огромно, ведь у основателя саудовской династии, Ибн-Сауда, были десятки детей. А внуков у него и вовсе под сотню.

Один из них, Абдулла бин Мосаад бин Абдель Азиз Аль Сауд, в 2013 году за 13 млн долларов приобрел 50% акций «Шеффилд Юнайтед», а затем после долгих судебных тяжб он стал 100%-ным владельцем клуба. Крупные финансовые вливания при арабском владельце помогли «клинкам» вернуться в АПЛ, где под руководством Криса Уайлдера они неплохо пошумели.

Крис Уайлдер

В сезоне-2019/20 им прогнозировали 20-е место в лиге без шансов на спасение, но Уайлдер чуть ли не до самого конца сезона боролся за выход в Лигу Европы. К сожалению, у этой «сказки» печальный конец – в следующем сезоне из-за разногласий с руководством клуба тренера уволили, и команда вылетела в Чемпионшип.

Финансовые возможности Абдуллы Аль Сауда не столь могущественны, как у новых владельцев «Ньюкасла», да и близость к саудовскому престолу совершенно иная. Однако нельзя исключать, что именно успех «Шеффилда» и сподвигнул куда более богатых арабских персон вложиться в «сорок».

Говорить об Ассем Алламе как о чисто арабском инвесторе нельзя. Он родился в Египте, но ещё в молодости переехал в Англию, в Кингстон-апон-Халл, где основал свою компанию. Конечно, арабские связи ему помогли, но всё-таки это иная история, нежели у «Ньюкасла» или «Шеффилда».

В 2010 году Аллам стал владельцем команды, и 11 лет «египетского» правления получаются очень неоднозначными. С одной стороны, при нём «Халл» вернулся в АПЛ. С другой же – обратно вылетел в Чемпионшип и стал аутсайдером турнира. К тому же в своё время Ассем сильно рассорился с болельщиками, так как хотел сменить эмблему команды, но после протестов изменения обнулились.

Ассем Аллам

Аллам отчасти повлиял и на российский футбол: он и его руководство в 2017 году пригласили в клуб Леонида Слуцкого. По слухам, в «Халле» приняли такое решение после рекомендации от Романа Абрамович. Впрочем, спустя четыре месяца после назначения Слуцкого отправили в отставку за неудовлетворительные результаты. Уже потом россиянин возглавил «Витесс», а затем вернулся в Россию, в «Рубин».

Если Аллама ещё можно представить как «британо-египетского» бизнесмена, то совладелец «Астон Виллы» Нассеф Савирис построил свою империю у себя на родине. И сейчас Савирис считается самым богатым арабом мира с состоянием в 9 млрд долларов. Самостоятельные 9 млрд, а не через семейные фонды. Его компания – крупнейший производитель и поставщик цемента на Ближнем Востоке, и у неё с финансами все очень хорошо.

Чего не скажешь об «Астон Вилле» до прихода Савириса. В 2016 году клуб впервые за 28 лет вылетел в Чемпионшип, и после начался мощный кризис, грозивший полному разорению. Спустя два сезона Нассеф вместе с британцем Уэсом Эденсом выкупили клуб.

Нассеф Савирис

За три года «Астон Вилла» не просто вернулась в АПЛ, но и стала неплохим середняком, способным продавать игроков за 100 млн фунтов (спасибо шейхам из «Ман Сити») и громить чемпионов страны со счётом 7:2. Савирис амбициозен относительно команды и мечтает вернуть ее в элиту английского футбола. Но для начала бирмингемцам следует вернутся хотя бы Лигу Европы.

Одна из самых известных историй с арабскими инвесторами. В 2010 году член катарской королевской семьи Абдулла бин Нассер Аль Тани приобрел контрольный пакет акций «Малаги» за 36 млн долларов. Он сразу же поставил амбициозную цель перед клубом – стать третьей силой в стране: тогда были только «Реал» и «Барселона», а проект мощного «Атлетико» лишь зарождался.

Успех пришел сразу же – через два года «Малага» вышла в Лигу чемпионов, где лишь из-за судейской ошибки не попала в полуфинал, уступив «Боруссии». Главной звездой был молодой Иско, выигравший в тот сезон премию Golden Boy. Казалось, теперь андалузский клуб будет бороться за чемпионство. Но проект развалился.

Для катарцев «Малага» была лишь соцнагрузкой и витриной, прежде всего они хотели приобрести городской порт. Чтобы задобрить население и чиновников, Аль Тани вкладывался в клуб. Однако как-то власти завернули их планы по покупке порта, инвестиции в команду прекратились.

Абдулла бин Нассер Аль Тани

Как итог, клуб, который ещё восемь лет назад казался новым европейским околотопом, сейчас прозябает в Сегунде. Катарцы так и не продали команду, оставив себе возможность вернутся в будущем в испанский футбол.

Не только катарцы, саудиты или Эмираты вкладываются в футбол. Есть ещё одно арабское государство, которое хочет выйти на международную арену, – Бахрейн. Эта страна известна большими инвестициями в «Формулу-1», но с прошлого года у неё появился свой проект и в футболе.

Королевский фонд приобрёл 20% «Парижа» – один из самых старых клубов города, но не «ПСЖ». Контрольный пакет акций клуба остаётся за французскими предпринимателями, но они готовы продать его, если «Париж» попадёт в Лигу 1 и останется там на несколько сезонов.

В прошлом сезоне парижане не смогли пробиться в элиту, а сейчас после девяти туров занимают пятое место в Лиге 2. Небольшие финансовые вливания бахрейнцев в команду пока что связаны именно с оценкой рисков, но всё равно эксперты считают «Париж» одним из фаворитов сезона.

ФК «Париж»

Если «Париж» выйдет в Лигу 1, то внутреннее противостояние двух столичных команд резко превратится в сражение двух ближневосточных королевств. Для Лиги 1, переживающей не самые лучшие времена на евроарене, появление новой силой в стране будет однозначным плюсом.

***

Пока что «Ньюкасл» не успел потратиться на Месси и Заболотного, поэтому его шансы на титул пока не столь велики. 17 октября «сороки» сыграют с «Тоттенхэмом», и аналитики букмекерской компании «Фонбет» совсем в них не верят: коэффициент на победу – 3,65. Успех «шпор» же оценивается котировкой 2,00, а ничья – кэфом 3,60.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте