Как появились бои UFC, почему они так популярны и какой к ним интерес в России

Как появились бои UFC, почему они так популярны и какой к ним интерес в России

Первым громким спортивным событием после пандемии коронавируса стал турнир UFC во Флориде. А сейчас промоушен впервые проведет бой на бойцовском острове Яс в Арабских Эмиратах. На турнире UFC 251 пройдет сразу 3 титульных боя, а вся Россия будет следить за одним из них. Петр Ян получил свой первый титульный шанс и оспорит его с живой легендой ММА бразильцем Жозе Альдо.

На фоне нового турнира с российским претендентом UFC переживает еще один взлет популярности в России. Но откуда она вообще взялась? Расскажем, как в нашей стране влюбились в бои современных гладиаторов.

В начале 1990-х популярность боев измерялась рейтингами боксерских поединков и больших турниров среди других видов единоборств. В 1991 году бизнес-консультант Арт Дейви познакомился с мастером бразильского Ройсом Грейси и его победными боями над мастерами из разных боевых искусств. Возникла идея проведения официального турнира, где бились бы бойцы разных стилей без каких-либо запретов.

Под первый турнир придумали название Ultimate Fighting Championship, сокращенно UFC, а вместо ринга сделали клетку в форме восьмиугольника. Бои согласился транслировать платный канал SEG, который уже занимался разными нестандартными вещами вроде организации теннисного турнира между мужчинами и женщинами.

Первый турнир организовали в ноябре 1993-го, и там участвовали кикбоксеры, боксер, шутбоксер, каратист, сумоист, другие бойцы – полный микс. Выиграл Грейси, побив троих соперников. Официально Грейси стал первым чемпионом UFC.

Успех был заметным – более 80 тысяч человек смотрели бои, поэтому турниры продолжались, а Дейви и Грейси через полтора года продали свои доли SEG. Трудности возникли позже – сенатор Джон Маккейн обозвал зрелище «человеческими петушиными боями» и разослал во все штаты США письмо с просьбой запретить их. Впоследствии Маккейна не раз обвиняли в получении взяток от боксерских организаций, которые не хотели допустить возникновение конкурента.

Но UFC переживала сложные времена, потому что запреты все-таки были, и стала менять правила. Появились весовые категории, бойцов обязали биться в перчатках, ряд ударов был запрещен, а на UFC 21 появились раунды по пять минут. Так бои полноценно превратились в спорт, но продвигались тяжело – слишком много существовало ограничений.

Поворотный момент – начало 2000-х. Промоутер Дэйна Уайт узнал о желании SEG продать UFC – слишком большими были финансовые проблемы. Уайт связался с братьями Фертитта, которых знал еще со школы. Они развили приличный бизнес, создав сеть казино. Лоренцо Фертитта пересекся с Уайтом на свадьбе друга – позже они вместе тренировались и посещали турниры ММА.

Братья купили UFC за два (по другим данным – четыре) миллиона долларов, Уайт стал президентом. Поначалу было много убытков, но работа Уайта все изменила. Например, в 2002-м он организовал бой Ортиса с вернувшимся из реслинга Шемроком, что привлекло даже ESPN и USA Today, а потом уговорил братьев сделать программу The Ultimate Fighter для UFC. Известные телеканалы отказались от нее, а Spike TV согласился и не пожалел – популярность была колоссальной. С тех пор покупки платных трансляций взметнулись вверх и уже ни о каком крахе UFC (а этого боялись) речи не шло.

Дальнейшие шаги – скупка конкурентов Pride, WEC и Strikeforce, серьезные вложения в раскрутку в интернете, видеоигры, женские бои. В 2017-м братья Фертитта продали UFC за четыре миллиарда долларов. Помните, сколько миллионов она стоила за 16 лет до этого? Последний турнир перед продажей посмотрели 71,1 млрд человек.

Одна из причин – зрелище. «Насилие во все времена привлекало людей. Был Колизей, где с мечами бошки отрубали людям, и это было самым большим развлечением, на что больше всего люди хотели смотреть. Это начало окультуриваться, в какой-то момент людям начало наскучивать, – говорит президент Fight Nights Global Камил Гаджиев в фильме Алексея Пивоварова. – Пошли путем ужесточения, перчатки поменьше, правила пожестче, можно бить чем угодно. Это стало людям интереснее, потому что все возвращается к этому Колизею».

Теперь это еще и шоу. Сам бой идет несколько минут, а приготовление к нему – несколько месяцев, и все это с яркими высказываниями, трештоком, дуэлью взглядов и прочими атмосферными вещами. «Я первым сказал, что ММА – это спорт XXI века, не просто вышли под музыку, подрались и ушли. Это шоу, это красивые выходы, это именитые бойцы, зрелищные бои, риск во время боя, новые техники, новые скорости. Это новый вид спорта», – мнение Александра Емельяненко.

Добавление женских боев в какой-то степени также подняло интерес, учитывая, что красивых девушек там много – миллионы человек следят за инстаграмами Ронды Раузи, Маккензи Дерн, Пейдж Ванзант и других известных спортсменок.

Называют и ряд других причин: доступность тренировок, культурное разнообразие (мужчины и женщины из разных стран), четко закрепленные правила, доступность просмотра, ставки. Но, прежде всего, зрелище, умноженное на грамотную раскрутку.

Еще одну причин озвучил вице-президент UFC в России Андрей Громковский: «Сама по себе идея смешанных единоборств - в том, что бойцы из разных школ боевых искусств встречаются в Октагоне - очень привлекательна. Особенно для поколения, которое в свои времена выросло на видеоиграх, таких как Street Fighter, Mortal Kombat».

В 2018 и 2019 годах в России прошло три турнира UFC – в Москве и Санкт-Петербурге. Сколько фанатов MMA в России? В январе 2020 года Громковский сказал: «Когда мы запускались в 2018 году, мы провели исследование, опросили несколько тысяч человек по всей России, и оно показало, что это примерно 25 миллионов человек, но это было до первого турнира в России, до боя Конора с Хабибом. Сейчас можно предположить, что эта цифра увеличилась в 1,5 раза».

Одним из ключевых факторов популярности в нашей стране, по мнению Камила Гаджиева, является Хабиб Нурмагомедов.: «Он очень сильно в России поднял узнаваемость ММА, прежде всего, за счет поединка с Конором. Стали следить, болеть, есть Конор, а у нас есть свой «ответ Чемберлену».

В 2019-м бой Хабиба против Дастина Порье показывал Первый канал. По информации Громковского, по количеству просмотров это было второе спортивное событие года на канале после хоккейного чемпионата мира. В России у UFC точно есть перспективы. Победы Хабиба дали в нашей стране серьезный толчок развитию ММА.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!