Академия за миллиард, крупнейшая скаутская сеть и натурализация: как Катар подготовил сборную к ЧМ-2022

20 ноября ЧМ-2022 стартует матчем открытия между Катаром и Эквадором. Арабская сборная – главный аутсайдер группы, да и о ней вообще мало что известно. Например, нет сильных легионеров, все игроки выступают в своем чемпионате.

При этом три года назад Катар выиграл Кубок Азии, хотя лет 20 назад никто этого и представить не мог. Metaratings.ru рассказывает, как благодаря миллиардным вложениям шейхи создали одну из сильнейших команд континента.

Алмоез Али
Алмоез Али

Идея создать сильную сборную предпринимались задолго до 2010 года, когда ФИФА присудила Катару ЧМ-2022. Это было, прежде всего, политическое решение: соседние страны и главные конкуренты в Персидском заливе – Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ – уже не раз выступали на чемпионатах мира. Катарские шейхи тоже хотели занести страну на футбольную карту.

Но первые же попытки обернулись большим скандалом: в 2004 году Катар решил натурализовать трех бразильцев. Один из них был Аилтон, на тот момент лидер «Шальке 04». Шейхи предложили ему принять гражданство Катара и выступать за сборную за 400 тысяч долларов в год плюс подписной бонус в 1 млн.

Еще одним «фигурантом» стал бразилец Деде из «Боруссии», который после дважды выиграет Бундеслигу при Юргене Клоппе. Предложения от Катара вызвали гнев у большинства азиатских конфедерации, они направили жалобу в ФИФА. Федерация полностью приняла сторону АФК.

Деде
Деде

ФИФА никак не наказала Катар, так как действия шейхов не нарушали устав и регламенты федерации. Но чтобы избежать похожих натурализаций в будущем, документы решили изменить. Именно из-за действий Катара ФИФА и приняла поправки, значительно осложняющие переход в другие сборные. Вот они:

  • Футболист не может сыграть за новую сборную, если провел хотя бы один официальный матч за старую;
  • Футболист может быть заявлен, если прожил в новой стране более 10 лет.

Второй пункт для Катара был «окном» возможностей для создания сильной сборной. В национальной ассоциации создали долгосрочный план: искать и привозить молодых футболистов со всего мира, выращивать их, а затем уже подпускать их к национальной команде.

После запрета ФИФА Катар решил вложиться в развитие крупнейшей и самой современной на тот момент молодежной академии мира – Aspire. Это многофункциональный комплекс, в котором занимались не только футболисты, но легкоатлеты, теннисисты, фехтовальщики.

Aspire Academy обошлась Катару в колоссальные 1,3 млрд долларов – крупнейший инвестиционный спортивный проект середины нулевых. Вместе с инфраструктурой шейхи наняли огромную скаутскую команду. Они понимали, что из-за небольшого населения страны собрать сборную будет сложно.

Задача перед скаутами стояла найти молодых спортсменов в Африке, Азии и Южной Америке и перевести лучших в Катар. К 2013 году работники академии просмотрели 3,5 миллиона (!) юниоров. Основные поиски были в бедных мусульманских странах, таких как Судан, Ирак или Сомали.

Aspire Academy
Aspire Academy

Катар также инвестировал несколько десятков миллионов долларов в раскрутку проекта, чтобы привлечь внимание европейской аудитории. К примеру, вы можете помнить постоянную рекламу академии на Eurosport или международные турниры с участием молодежных команд Европы.

Катар ставил перед собой задачу взрастить поколение к середине 10-х. И им это удалось: юниорская сборная страны, составленная из воспитанников академии, выиграла чемпионат Азии-2014. Также первых успехов достигли и выпускники из других секции, прежде всего, прыгун в высоту Мутаз Эсса Баршим. В 2012 году он выиграл серебро на Олимпиаде-2012, а спустя девять лет в Токио взял «золото».

Баршим – один из лучших прыгунов мира, которому легко покоряются большие высота. А сможете ли вы покорить первые места в конкурсе Metaratings.ru и Olimpbet? Угадывайте счета начавшегося ЧМ-2022 и выигрывайте призы.

История Баршима – это один из самых показательных моментов Aspire. Он выходец из семьи суданских эмигрантов и по законам страны не мог претендовать на гражданство Катара. Но правительство страны ради успехов на международных стартов выдавало паспорта лучшим выпускникам академии.

Для тысяч мигрантов в Катаре Aspire стала «билетом» в жизнь. Лишь единицы в футбольной сборной имеют предков с «катарскими» корнями, которым положено гражданство по закону. Поэтому мотивация развиваться в академии была запредельной, что и вылилось в последующие успехи.

Мутаз Баршим
Мутаз Баршим

Катар в 2019 году выиграл чемпионат Азии. Две трети игроков в заявке были воспитанниками Aspire. Также с середины 2010-х на континенте отличные результаты показывала мужская гандбольная сборная страны: она выиграла пять раз подряд чемпионат Азии и доминирует на юниорском уровне.

Правда, взрослая сборная побеждает за счет массовой натурализации европейцев. Это очень не нравится соперникам, но они ничего не могут сделать: Катар не нарушает правил азиатской конфедерации. Однако успехи юниорской и молодежной команд – это целиком заслуга руководства академии.

C 2008 года ФИФА начала послабления регламентов натурализации. За два года переговоров страны добились уменьшения необходимого проживания в стране до пяти лет, а также разрешили переход спортсменов, если они были заявлены только в молодежных командах предыдущих сборных.

Послабление натурализации многократно увеличило возможности Катара. Теперь им не надо было искать детей – можно было перевезти в Aspire юниоров, которым исполнилось даже 19 лет. Плюс смягчение правил позволило заигрывать иностранных футболистов, играющих в катарском чемпионате пять и более лет.

Это была революция для катарского футбола. Сочетание выпускников академии и иностранцев, таких как защитник Ро-Ро из Португалии, принесли сборной Кубок АФК. Однако и здесь снова были недовольные: ОАЭ считали, что Катар не мог заявить уроженца Судана Алмоеза Али. Форвард переехал с семьей в Катар в 7 лет, выучился в Aspire, получил гражданство и стал лучшим бомбардиром Кубка АФК-2019. Но ФИФА и АФК не стали рассматривать протест.

Победа Катара на Кубке Азии
Победа Катара на Кубке Азии

Параллельно с развитием Aspire шейхи начали вкладываться в национальный чемпионат. Сюда приехали топовые иностранцы и тренеры, такие как Хави. Суммарные вложения за годы составили несколько сотен миллионов долларов. Конкуренция внутри страны позволила выпускникам академии развиваться и на взрослом уровне.

Можно ли перенять катарский опыт в Россию? Это сложный вопрос. Катар за несколько миллиардов долларов создал и развивал лучшую академию и скаутскую службу в Азии, а уникальные национальные и политические особенности давали семьям и детям дополнительную мотивацию. ЧМ-2022 – финальный экзамен 18-летнего проекта, и не надо удивляться, если Катар сможет выйти из группы.

Тест0 вопросов0 минут
Какой город строили к ЧМ, кто правит Катаром: квиз о стране-хозяйке Мундиаля-2022
Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте