Футболисты из Узбекистана всё заметнее проявляют себя в РПЛ. Ранее звездой лиги стал Элдор Шомуродов, заслуживший приглашение из «Ростова» в Италию. Теперь его примером вдохновляются Иброхимхалил Юлдошев, который стал одним из лидеров «Пари НН», и Хожимат Эркинов – он регулярно играет в основе «Торпедо». Но в то же время экс-игрок «Спартака» Остон Урунов расторг контракт с «Уралом» после пары сыгранных матчей.
Об узбекских футболистах, которые играли, играют и могут сыграть в РПЛ в будущем, мы поговорили с Жафаром Ирисметовым. В качестве футболиста он брал трофеи в родном Узбекистане и Казахстане, играл за «Черноморец» и «Анжи», а в 2001 году стал чемпионом России в составе «Спартака». После завершения карьеры Ирисметов тренировал сборную Узбекистана и работал спортивным директором «Пахтакора», где в то время подрастал Урунов.
В интервью Metaratings.ru Жафар Ирисметов, которого в июле называли кандидатом на пост спортивного директора «Спартака», рассказал:
- почему не представляет себя на этой должности;
- на что обижался 16-летний Урунов;
- что для Шомуродова значит приход в «Рому» Белотти;
- чем хороши Эркинов и Юлдошев;
- к каким игрокам из Узбекистана стоит присмотреться клубам РПЛ.
«Зная Урунова, могу предположить, что дело в конфликте с Гончаренко»
— Остон Урунов покинул «Урал». Почему, на ваш взгляд, у Остона не получилось заиграть в России и ярко себя проявить?
— Я уже говорил, что у него, наверное, характер чуть-чуть тяжелый. Когда я был спортивным директором в «Пахтакоре», с ним очень сложно было. У него пункт был в контракте, что может уйти. Долго его уговаривал, но не смог. Он обижался на мелочи, молодой был, 16 лет. Обиделся, что не участвует с основным составом «Пахтакора» в тренировках и играх. Сложный характер.
Почему не получилось в России — не знаю. Было видно, что «Спартак» — не его команда. По игре не подошел, мало играл, я всего пару игр видел. В «Уфе» начал хорошо, но переход в «Спартак» был неудачным. А вот почему из «Урала» ушел… Писали, что конфликт с тренером. Не знаю, правда это или нет, но, зная Остона, могу предположить, что так. Это по его характеру, если ему мало игровой практики дают.
Перспективы вернуться в Узбекистан? Пишут, что им интересуется «Навбахор». Про «Пахтакор» сложно сказать. Непонятно, знает ли его нынешний главный тренер или нет. Думаю, единственный клуб, куда он может вернуться — это «Навбахор», его там знают. Если вернется, то вернется туда, скорее всего. Знаю, что им интересуется корейский клуб, может, туда.
Я ранее говорил, что такие деньги в его возрасте — не очень хорошо. Помните, он не хотел уходить из «Спартака»? Тогда я сказал, что, если Урунов выберет деньги, то перечеркнет карьеру. То же самое и сейчас – он должен наверстать все то, что упустил в прежних командах. Нужно напомнить болельщикам о себе, а то они помнят его по паре игр в «Уфе» — и всё. Да, был удачный первый сезон в «Уфе», но нестабильный. Ему нужна команда, где он сможет себя показать. Он молодой, у него есть шанс доказать болельщикам, что все прежнее было неправильно. Ему решать.
«Спартак» не мог меня звать спортивным директором, потому что я слабо знаком с российским рынком»
— Пару месяцев назад сообщалось, что «Спартак» рассматривает вас на должность спортивного директора. Связывались ли с вами?
— Могу сказать, что, как и вы, знаю только о слухах. Друг оттуда звонил, тоже спрашивал — правда или нет? Футбольные люди понимают, что они не могли меня звать спортивным директором, потому что с российским рынком футболистов я слабо знаком. Знаю игроков из состава грандов, кого смотрю — «Зенит» или «Динамо». Но чтобы стать спортивным директором «Спартака» я должен все знать про российский футбол. 80% футболистов должен знать, даже из Первой лиги. Я так вижу подобную работу. Не знаю, откуда эти слухи.
Сейчас в Россию не всякий легионер поедет. Я бы мог понять, если бы «Спартак» хотел меня взять на работу для ориентации на рынке средней Азии, для связи с функционерами. Это я знаю и мог бы охватить. А спортивным директором — не знаю. Я ведь должен был бы и в РФС со всеми познакомиться… Если бы сказали: «Вот тебе 5-6 лет, работай!» Но разве в «Спартаке» так дадут работать? Поэтому не знаю, откуда такая информация берется.
— А из «Пахтакора» вы ушли, верно?
— Да-да, уже где-то 4 месяца не работаю в клубе. Поменялось там руководство, тренер пришел — Шацких, а спортивного директора, кажется, нет. Технического директора взяли, а спортивный числится разве что официально. В Узбекистане спортивных директоров практически нет. В «Пахтакоре» есть, в других командах, но просто числятся, мало что решают.
У нас был поставлен процесс, а в других командах, честно говоря, сложно сказать, что спортивные директоры решали. Спортивный директор должен заниматься академией и определять трансферную политику клуба, но у нас пока до этого еще не дошли. Постепенно и это придет. У нас система немного похожа на ту, что была в СССР, когда главный тренер — и технический, и спортивный директор, все решает.
«Рома» могла не брать Белотти, а рассчитывать на Шомуродова. Видимо, Моуринью не очень ему доверял»
— Вы следите за игрой и прогрессом узбекских игроков в чемпионате России? Есть ребята в «Торпедо», «Пари НН».
— Знаю, что и в «Пари НН», и в «Торпедо» играют ребята из Узбекистана, пытаются себя зарекомендовать, но не скажу, что топ. Эркинов, возможно, адаптацию проходит, неплохую игру выдает на фоне одноклубников в «Торпедо». Человек привык за чемпионство бороться, а здесь другая атмосфера. Но видно, что растет. Он с моим сыном играл, видно было — работоспособный парень, прибавляет.
Юлдошев неплохо себя зарекомендовал. Его чаще вингером ставят, высоко с левого фланга, но он в защите прежде играл. Тренеру виднее. Думаю, нужно узбекским ребятам в России дать немного времени — и они будут на виду.
— За Шомуродовым в Италии следите?
— Конечно. Он же игрок сборной Узбекистана, важно, чтобы национальной команде помогал. Как спортивному директору мне важно, как он развивается. Жалко, что игрок такого уровня редко появляется на поле. Он мог бы играть. В «Рому» перешел с большими надеждами, но временами было заметно, что на него не рассчитывают.
Был он и Абрахам, потом взяли Белотти – значит, было какое-то недоверие. Видимо, что-то не устроило, ведь для игры в одного нападающего хватило бы Шомуродова. И Дибалу взяли. Конечно, мы можем сказать, что он – «десятка», но при наличии Элдора, Абрахама и Дибалы «Рома» могла бы и не брать Белотти, а рассчитывать на Шомуродова. Видимо, Моуринью не очень ему доверял. Ну а теперь Шомуродов практически не играет.
Я и раньше говорил, что только ему решать, где-то играть или сидеть в «Роме». Ведь у него есть и представители, и агенты. У нас много об этом пишут, обсуждают, советуют ему уходить, чтобы играть. Не знаю, что у него в Италии происходит в клубе, а советовать могут все. Почему не ушел — он сам знает, наверное. У меня было такое в карьере, что я мог сидеть и получать деньги, но я уходил — смотрел на ситуацию и сам решал. В зимнее окно Шомуродов уйдет, наверное, потому что всего 3-4 игры сыграл, к тому же не в стартовом составе.
— К каким игрокам из чемпионата Узбекистана вы бы посоветовали присмотреться клубам РПЛ?
— Думаю, есть хорошие игроки, их много – всех не перечислить. Но вопрос в том, насколько им будут доверять в случае перехода. Знаю наш менталитет: переезд ребятам из Узбекистана в Россию непросто дается. Проще куда-то в Эмираты, в азиатских клубах легче адаптация для них проходит. Но, учитывая сложности с легионерами в России, есть много футболистов из Узбекистана, которые могли бы усилить российские клубы.
Например, Шерзод Насруллаев в «Насафе» – левый защитник, объем выполняет, все есть. Или Хусниддин Аликулов – центральный защитник, тоже готов ехать. Аброрбек Исмоилов из «Нефтчи» – универсальный игрок. Хорошо его знаю, потому что сам в «Пахтакор» когда-то его приглашал. Также выделяю центрального полузащитника «Пахтакора» Одилжона Хамбробекова. Это ребята, которые, скажем, могли бы играть в середнячке РПЛ. Сразу идти в «Зенит» из Узбекистана сложно: сам это прочувствовал, когда переходил в «Спартак». Лучше, как Шомуродов, через «Ростов», где тебе больше шансов дадут, чтобы иметь практику.
А в «Зените» — сыграешь раз-два, а потом можешь сидеть и вообще не выходить. У «Зенита» или «Спартака» задачи-то какие! Когда я работал в «Пахтакоре», то возникали вопросы, почему у нас из академии мало футболистов играет? Но когда задача стоит двигаться к чемпионству, к победе в кубке, то очень тяжело наигрывать молодых игроков. Но при этом мы много ребят из своей академии выпускали.