1 сентября стартует новый сезон КХЛ, который станет первым в роли главного тренера для Юрия Бабенко. Ранее экс-хоккеист «Крыльев Советов», «Колорадо», «Динамо», «Металлурга» и СКА входил в тренерский штаб Валерия Брагина в молодежной сборной России, два года отработал тренером в «Динамо», а теперь возглавил «Витязь».
Перед новым сезоном, который точно станет для него особенным, Юрий Бабенко дал большое интервью Metaratings.ru . Основные темы:
•Был ли вариант оставить в «Витязе» Семина?
•Насколько важно перед сезоном играть с топ-командами («Витязь» выбрал послабее)?
•Каким видится потенциал Антипина?
•Какова первостепенная задача у «Витязя» – результат или яркая игра?
•Почему тренеру так нужен был в штабе Марков?
•Хотел бы он еще раз провести матч со включенным микрофоном, как это было в 2020-м?
«Есть все предпосылки, что Антипин выйдет на уровень, который показывал в «Металлурге»
– На мой взгляд, ушла первая пара защитников, ушла первая тройка нападения, но на замену пришли ребята чуть слабее. Вы согласны?
– Мы сталкиваемся с той реальностью, в которой существуем. Понятно, что любой уход лидеров – потеря. С другой стороны, неплохо была проведена селекционная работа. У нас в целом есть ребята и для первого звена, и для четвертого. Единственное, соглашусь, что мы потеряли качественную конкуренцию.
– Есть ли возможность добрать еще людей, чтобы конкуренцию улучшить, или команда уже собрана?
– Сейчас не такой большой рынок, чтобы кого-то добирать. По большому счету, если что-то появится, то мы будем пытаться кого-то приобрести, но надо отталкиваться от того, что имеем.
– Многие ребята приходили после того, как с вами подписали контракт…
– Мое назначение проходило уже на поздней стадии, поэтому многие игроки, которые были на свободном рынке, уже были подписаны другими клубами. Тех, кто сейчас есть в команде, по большому счету мы должны привести к общему знаменателю и сделать так, чтобы все понимали, что мы делаем и куда двигаемся. Тут уже чисто внутренняя кухня и наша тренерская работа.
– Была ли возможность оставить Семина? Сейчас проходит омоложение лиги, и, может быть, он просто не вписывается в новую концепцию? Или вы просто решили, что он не подходит?
– По Саше вопрос был закрыт уже до моего прихода.
– Вы бы хотели его оставить?
– С одной стороны ты понимаешь, что такой мастер в любом случае пригодится. С другой, есть много аспектов, в том числе и финансовая составляющая, бюджет клуба, в который надо вписаться. Не всегда все получается так, как тебе хотелось бы.
– Насколько сейчас вы видите потенциал Антипина? Может быть, вы задавали ему вопрос, почему не получалось раньше, что с ним произошло?
– Это психология игрока, плюс нельзя исключать фактор конкуренции, который был у него в прошлом году. В «Магнитке» он был ярко выраженным лидером, получал много игрового времени, а в СКА, возможно, тренеры были чем-то недовольны, плюс конкуренция, в итоге у Вити было не так много времени, чтобы доказать свою состоятельность.
В этом смысле конкуренция не всегда идет в плюс. Ни для какого не секрет, что игрок гораздо увереннее себя чувствует, у него больше получается, когда он чувствует тренерское доверие. Наверное, большая конкуренция плюс тренерские решения сыграли свою роль. У Антипина, по сути, не было права на ошибку, права оправдать себя в следующей игре.
В «Витязе» у него будет гораздо больше игрового времени и есть все предпосылки к тому, что он выйдет на тот уровень, который он показывал в «Металлурге».
– Чувствуете ли вы, что он выбирается из ямы?
– По его отношению, по тому, что мы видим, у него есть все для этого. Он уже пришел готовый к сезону в хорошей физической форме и работает в полную силу. Я думаю, что все у него должно получиться.
«В начале предсезонки было не так важно, кто наш спарринг-партнер»
– Довольны тем, как проходит предсезонка? Довольны результатами матчей, если это важно?
– Результаты всегда важны. Мы начинаем матч со счета 0:0, и выигрывает та команда, которая забивает больше и пропускает меньше. С другой стороны, цели выиграть любой ценой нет. Мы пытаемся пробовать разные варианты и видно, что ребята, к сожалению, пока не все улавливают. С первого раза сделать все, что задумано, не получается и приходится менять требования, схемы, сочетания. Это абсолютно рабочий процесс для предсезонных сборов, турниров. Наша основная задача – постараться найти правильные сочетания и посмотреть, как можно лучше использовать сильные стороны игроков.
– На сегодняшний день насколько вы довольны тем, как проходит процесс подготовки?
– Все то, что задумывалось в плане подготовки физической формы, мы выполнили. Ребята здорово отработали, где нужно было – потерпели. Что касается результатов, то не всегда мы пока пользуемся тем, что у нас получается, иногда сбиваемся на сумбурные действия. За эти игры мы открыли для себя много проблемных зон и мыслей для размышлений, как перестроить схему игры и выполнение игрового задания. Если оценивать на сегодняшний день, то мы на середине пути.
– Вы сыграли из топовых команд только с «Авангардом» и «Спартаком», если его можно к таким клубам отнести. ХК «Рязань», «Адмирал», «Куньлунь» – это команды, которые редко в первую восьмерку попадают. Это был осознанный выбор спарринг-партнеров или просто так совпало?
– По сути, в начале предсезонки было не так важно, кто наш спарринг-партнер. Нам нужна была игровая практика, и стоило учитывать, что состав очень сильно обновился. Я доволен теми играми, которые мы сыграли. Сейчас главная задача – улучшить игровой тонус команды. Здесь не столько важен соперник, сколько важны сами игры, так как матч – лучшая тренировка.
– Какие задачи поставлены на сезон?
– Я перед собой ставлю задачу пытаться выиграть каждую игру. Я думаю, что этим должен руководствоваться каждый спортсмен и тренер. Понятно, что задачи на далекое будущее есть и, наверное, каждый скажет, что надо попасть в плей-офф и как можно дальше пройти. Но я в первую очередь хочу, чтобы команда понимала, в какой хоккей мы играем, получала удовольствие от процесса и радовала болельщиков.
– На Кубке мэра можно будет оценивать ваш результат?
– Однозначно мы будем играть оптимальным составом. За три игры мало что можно изменить. Поэтому все будет приближено к тому, что мы будем требовать от команды, которая начнет сезон. С другой стороны, наш лидер Индрашис уехал в сборную, и его не будет на Кубке Мэра.
«Думал, что смогу донести до команды свои тактические мысли быстрее»
– Как вы относитесь к тому, что «Витязь» называют фарм-клубом СКА?
– Абсолютно спокойно к этому отношусь. У каждого есть свое мнение и к каждому в голову не залезешь, почему он так думает.
– Вы работали в молодежной сборной с Брагиным, в «Динамо». «Витязь» уступает тому же «Динамо» по составу?
– Уступает или нет – это будет зависеть от результата. Но с тем, что у нас разные финансовые возможности, глупо спорить.
– Раньше вы работали в боеспособных командах с точки зрения бюджета. Сейчас вы пришли в «Витязь», где немного другой бюджет, другие возможности. Насколько тяжело адаптироваться к новым условиям в этом смысле?
– На сегодня могу сказать, что многие вещи, которые планировали сделать, мы поменяли. Есть у меня как у тренера определенное видение, но, если я вижу, что что-то тяжело дается команде, я выбираю другой путь. Состав укомплектован, и здесь уже на первый план выходит творческая работа тренера.
– Валерия Карпина как-то спросили о главных ошибках в его дебютном сезоне на посту главного тренера. Он ответил: «Я думал, что все играют так же, как я. И я требовал от игроков то, что умею я, не понимая, что кто-то что-то не понимает или не знает». Насколько тяжело, будучи главным тренером в дебютном сезоне, осознавать, что не все умеют играть, как Юрий Бабенко?
– В одном из интервью я говорил, что мы будем играть в вариативный хоккей. Думал, что смогу донести до команды свои тактические мысли чуть быстрее, но, честно, не все получалось. Именно поэтому от этого пришлось отойти. В этом и заключается тренерская работа: если что-то не работает, то тут же надо что-то изменять. Упираться в стену и пытаться доказать, что это правильно, это нужно, не всегда верно. И порой на это просто не хватает времени.
Летом все команды закладывают физическую базу, чтобы игрок легче переносил нагрузки в сезоне. Казалось бы, есть полтора месяца, но, когда ты сталкиваешься с этими полутора месяцами, понимаешь, что две недели ушло на физику, плюс выходные, игры и получается, что тренировочный процесс не такой большой, как хотелось бы. Всегда получается так, что не хватает времени, чтобы все осуществить, все попробовать.
– Вы сейчас это поняли?
– Положа руку на сердце, то да. Мне казалось, что мы будем двигаться быстрее.
– Дебютный сезон. Страхи, надежды, работа. Насколько ваши ожидания совпадают с возможностями, реальностью?
– Страхи и ожидания мы сразу отчеркиваем, потому что меня никто не заставлял быть главным тренером, это мой осознанный выбор. Получилась такая возможность дебютировать в этом сезоне как главный тренер. Я этому только рад. Ждал с нетерпением первые тренировки, с нетерпением жду начала сезона. Наверное, из трех слов остается только работа, работа, работа.
«Марков чисто формально должен был написать в РУСАДА, что закончил карьеру, но этого не сделал»
– Можете рассказать вашими глазами про историю с допингом Андрея Маркова, которого дисквалифицировали на 1,5 года? Как она повлияла на вас?
– Я, в принципе, расскажу то же самое, что и Андрей, потому что знаю ситуацию с его слов. Для меня эта история большой вопрос. Вы говорите про допинг, а, насколько я понимаю, там по допингу никаких вопросов нет.
– Он не сдал тест.
– Не то что он не сдал тест. Официально в СМИ он объявил об окончании своей карьеры, но чисто формально по правилам он должен был написать в РУСАДА, что он закончил карьеру. Он этого не сделал. На самом деле эта ситуация со всех сторон непонятная и неприятная.
– Как сильно психологически по вам ударила эта новость, ведь вы рассчитывали, что Марков войдет в ваш штаб?
– Да, но он и входил в штаб. Не начав работать, закончил (улыбается). Скорее, этот казус повлиял в большей степени на него, потому что прилетело откуда не ждали. Пока непонятно, чем все закончится. Хотелось, чтобы как можно меньше было таких историй в профессиональной деятельности.
– Если все будет хорошо, вы ждете его в своем тренерском штабе?
– На сегодняшний день у нас сформирован тренерский штаб. Как будет дальше складываться жизнь, сказать очень трудно. Чисто по-человечески я желаю ему, чтобы ситуация разрешилась быстрее, чем это было продекларировано из новостей. С Андреем поступили несправедливо.
– Марков вообще не имел опыта работы тренером. Почему именно он?
– Мы знаем друг друга с 16 лет, и у нас одинаковые видения в хоккее. Когда мы с ним говорили, всегда приходили к общему знаменателю по очень многим темам. Что касается нехватки тренерского опыта, которого у него совсем не было, то это закрывается огромным игровым опытом. Плюс с чего-то всегда надо начинать. У меня была твердая уверенность, что у него получится и не нужно будет время на адаптацию. Я не сомневаюсь, что его хоккейного опыта будет хватать для объяснения и для требований, которые мы с ним обсуждали.
«Большая загадка, почему Знарок без работы»
– Вы говорили, что Олег Валерьевич Знарок вам многое дал. Почему вы не пригласите его в «Витязь» как тренера-консультанта?
– Олег Валерьевич мне сам предложил такой вариант. Так что неофициально его и так можно назвать тренером-консультантом. Мы очень часто созваниваемся, все время на связи. Можно сказать, что он все время со мной (смеется). Олег Валерьевич с большим удовольствием мне помогает, и я ему за это благодарен.
– Почему он до сих пор без работы, вы понимаете?
– Для меня это большая загадка.
– Какой последний совет, о котором можно рассказать, он вам дал?
– Вот как раз последний совет не могу рассказать. Но все, что он рассказывает, я применяю.
– Матч с микрофоном. Каково это было? Готовы ли вы повторить это еще раз? Насколько тяжело было себя сдерживать?
– Вообще не сдерживал себя. Если это кому-то нравится, то без проблем, повторим, мне это не мешает. Если это кому-то интересно, для кого-то это дополнительный стимул посмотреть игру, то я только двумя руками «за». Чем больше болельщиков, тем интереснее игра. В прошлом году играли без зрителей, и это был не совсем правильный вариант проведения матчей. При пустых трибунах это совсем другая игра.