Совсем недавно, когда весь мир готовился к чемпионату мира в Катаре, Армения провела два товарищеских матча с командами Албании (0:2) и Косово (2:2). Важными эти игры стали для Романа Березовского. Бывший вратарь сборной Армении, «Зенита» и московского «Динамо» впервые руководил национальной командой в роли исполняющего обязанности главного тренера.
В своем новом статусе легенда армянского футбола дал интервью Metaratings.ru . Из большого разговора с тренером национальной команды вы узнаете:
- каким запомнились первые матчи в новой роли;
- ожидает ли Березовский стать полноценным главным тренером Армении;
- какой футбол он хочет показывать со сборной;
- есть ли шансы у Армении в квалификации к Евро-2024;
- почему Сперцяну поскорее следует перебираться в Европу;
- ждать ли в сборной Тикнизяна, и как бы Армения отреагировала на смену гражданства Захаряна;
- что ожидает РФС в случае перехода в Азиатскую конфедерацию футбола, и будет ли матч Армения – Россия;
- почему сорвался переход Березовского в «Сент-Этьен»;
- какие впечатления оставил чемпионат мира в Катаре.
«Мне бы и дальше хотелось быть членом такой команды»
– Вас назначили на должность исполняющего обязанности главного тренера сборной Армении. Насколько это трудный вызов?
– У меня уже был такой опыт, я исполнял обязанности главного тренера в футбольном клубе «Сочи». Мне кажется, что мы справились с той непростой ситуацией, в которой находилась команда, сумели два матча не проиграть, поэтому у меня был определенный опыт.
– Но клуб и сборная – совсем разные вещи.
– Сейчас у меня были мои учителя, с кем я проходил лицензию Pro в течение двух лет. Мы сдали уже экзамены на лицензию, но главный экзамен был в том, что мы провели вместе семь дней. С точки зрения опыта и общении с людьми прошло великолепно, со мной были там: Сурен Чахалян, тренер по физподготовке Хавьер Миньяно, физиотерапевт, наш аналитик и обслуживающий персонал. Понятное дело, что у нас была большая делегация, представители федерации, прессы, но мне кажется, что эту неделю мы смогли достойно провести. Просто супер период для меня.
– Какие ваши идеи получилось реализовать в этих матчах?
– Не хотел бы говорить, что мои личные идеи, потому что идеи были общекомандные и всего тренерского штаба. Многие из них получилось реализовать, в плане результата в первом матче нам не хватило немного для победы. Мы сыграли в различные тактики, контролировали мяч больше, чем обычно. Футболисты отрезками играли в современный футбол, было много приятных моментов.
Результат, наверное, в какой-то мере закономерный и логичный, но не стоит забывать, что нас судили братья наших соперников (матч Албания – Армения обслуживал арбитр из Северной Македонии, на встрече Косово – Армения работал судья из Албании, – Прим. Metaratings.ru). Это объяснимо, почему в каждом матче пробивали пенальти в наши ворота. Все равно, мы должны быть крепкими, сильными, уметь терпеть и преодолевать такие трудности тоже.
– Но разве в этих матчах пенальти были не по делу?
– Всегда есть определённые нюансы. Дело не только в пенальти, чувствуются микромоменты, что рефери симпатизирует той или иной команде, какие-то отрезки времени бывает такое ощущение иногда у футболистов, в том числе и у тренерского штаба.
– Хотели бы дальше работать в сборной Армении в качестве главного тренера?
– Не знаю, жизнь только может подсказать, как оно получится. Мне важно быть в классном штабе; в комфортной с человеческой и профессиональной точки зрения команде. В этот раз так было, неизвестно что будет в следующий раз. Неважно в каком качестве, но быть членом такой команды мне бы хотелось и дальше.
– У вас огромный опыт в сборной и большой авторитет среди игроков. Какие советы даёте молодым вратарём?
– Молодым вратарям очень часто пытаюсь подсказывать с психологической точки зрения, пытаюсь посмотреть на эпизод его глазами и понять, почему он сделал так или иначе.
«Шансы Армении по выходу на Евро-2024? Основная задача для нас – перестроиться на современный футбол»
– При вас дебютировали в сборной Армении молодые игроки «Урарту» Арман Газарян и Сергей Мкртчян.
– Честно говоря, не хотел бы акцентировать внимание на личностях. Все в нашем составе очень перспективные и амбициозные ребята, которые могут прогрессировать. Я бы хотел ещё больше видеть, на что они способны.
Все молодые игроки, которые принимали участие в нашем сборе, оставили отличное впечатление. Хочется попытаться прививать им новые качества в плане видения современного футбола, а не однопланового, когда все построено на футбол от обороны. В последнее время мы так играли, но хочется чаще владеть мячом.
– Матч с Албанией стал первым для уроженца Москвы Артура Галояна. Что скажете про его игру?
– Видно, что у парня светлая голова. Мы за ним следили в «Алании» давно. Он – мозг на футбольном поле, конструктивный игрок, это его главные качества. Конечно, ему надо прибавлять в других компонентах, становиться более крепче, чуть больше вступать в силовую борьбу и вести единоборства. Если с этим он сможет справится, то может вырасти в сильного футболиста, который способен помочь нашей сборной.
– Он способен стать лидером в сборной Армении в будущем?
– Да, конечно, учитывая его молодость и желание. Хотелось бы, чтобы он перешёл в более сильную лигу, чтобы имел больше стрессовых матчей и чтобы его партнёры были гораздо выше уровнем, это тоже будет его подталкивать к развитию.
– Долгое время основным вратарем в сборной был Давид Юрченко, но сейчас явного первого номера нет. Вы видите вратаря, кто сможет надолго закрыть эту позицию?
– Любому тренеру и команде, национальной в том числе, хочется иметь несколько достойных вариантов. Возьмём сборную Украины, которая в последнем розыгрыше Лиги Наций в каждом матче меняла вратаря. Результат от этого не страдал. Мы должны к этому стремиться, чтобы у нас был не один вратарь, а целый ряд достойных кандидатов.
Главное, чтобы в отдельно взятом матче был вратарь, который спасает и хорошо начинает атаки. Будь это один человек на долгие годы или вратарь на какие-то отрезки – не столь важно.
– Как оцените шансы сборной Армении в отборе к Евро-2024?
– Результат очень важен для любой команды, но не нужно забывать, что в сборной Армении в последнее время появляется много молодых. Важно, чтобы они быстрее прошли трудности и сложности в международных матчей и накапливали опыт. Не стоит забывать и про результат. Если процесс становления молодого поколения пройдет синхронно с результатом, то это будет вообще восхитительно, как в сказке. Основная задача для нас сейчас – перестроиться на современный футбол, мое мнение такое.
– Вы можете назвать Армению фаворитом группы?
– Нет, конечно. Там более именитые и опытные сборные, но пока турнир не начался, фаворитов нет. Как начнутся игры, пройдут три или четыре матча, тогда будут и фавориты, и аутсайдеры. Мы же не букмекеры, чтобы оценивать шансы.
– Можем сказать, что после ухода Мхитаряна сборная в какой-то части осклабилась?
– Это наш самый топовый игрок в истории. Конечно, это потеря для сборной. Он в который раз высокий уровень, играя за «Интер» и принося важные победы им в чемпионате и Лиге чемпионов.
«Приход Тикнизяна создал бы серьезную конкуренцию. Но нет такого, что слева в защите у нас некому играть»
– Сейчас Мхитаряна пытается заменить в команде Эдуард Сперцян. Была информация, что летом им интересовались клубы из Германии и Франции. Потянет такой уровень?
– Конечно. Сперцян дошёл до такого уровня. Думаю, ему срочно нужно в прогрессирующий чемпионат. Надо перебираться в самый сильный чемпионат, он молодой и сможет быстро адаптироваться, Эдик сможет сделать себе классную карьеру.
– Пока он принял решение остаться в «Краснодаре». На ваш взгляд, это решение пойдёт ему на пользу?
– Он испытывает благодарность перед «Краснодаром», который его воспитал, вырастил и вложил в него много сил. Если руководители заинтересованы в росте своего воспитанника, то инициатива должно исходить и от них.
– В обоих матчах сборная Армении сыграла без лидеров, в том числе и без Сперцяна. Сильно ощущалась его отсутствие?
– Отсутствие любого игрока сборной, который играет за границей, чувствовалось. Это повлияло на результат.
– Как вы восприняли, когда узнали что Арсен Захарян будет защищать цвета сборной России?
– Я не вправе что-то говорить. Если бы я хотел осуждать или судить кого-то, я бы пошёл в юридический институт, был бы прокурором или стал бы судьей. Осуждать чьи-то решения я не вправе, это удел людей, которые любят сплетничать. Это его выбор, нужно его уважать. Он такой же равноправный человек, как и все мы.
Всем нам чуть-чуть обидно из-за его выбора, потому что мы могли иметь такого сильно футболиста в сборной Армении. В любом случае, мы продолжаем желать ему добра, болеть и переживать за него.
– В последние месяцы идут разговоры, что он хочет получить армянский паспорт. Если бы возникла техническая возможность сменить сборную, его бы приняла общественность?
– Наша и российская общественность могут отнестись с пониманием. Человек своей хорошей игрой и своим отношением к делу может много что изменить, в том числе отношение к себе.
– Летом он должен был перейти в «Челси», но трансфер сорвался. Такой уровень он бы потянул или рано?
– Сложно сказать, но, мне кажется, в таком возрасте очень трудно переходить в Англию. В первую очередь, могут появиться серьезные травмы, нужно окрепнуть для такого чемпионата.
– Бывший главный тренер сборной Армении Хоакин Капаррос очень хотел видеть в сборной Наира Тикнизяна. Как думаете, можем его увидеть в марте?
– Без понятия. Его приход создал бы серьезную конкуренцию. Нет такого, что слева в защите у нас некому играть. Но дополнительный сильный игрок нам бы не помешал.
«В 2000-м подписал предварительный контракт с «Сент-Этьеном». Нужно было европейское гражданство, но оно бы добывалось, возможно, незаконным образом»
– Вас хорошо знают как в Армении, так и в России. Как в 1994 году вы оказались в «Зените»?
– Я играл в Капане в 1992 году, на границе [с Азербайджаном] ситуация начала обостряться, все в жизни ухудшалось, электричество практически не было. Я чувствовал, что если хочу дальше развиваться как футболист, то надо ехать куда-то, получилось в Россию. У президента нашего клуба был знакомый в Санкт-Петербурге, который работал там тренером. Я поехал к нему и сначала тренировался с детьми, потом с любителями сыграли. Дальше меня поднимали от команды к команде, пока я не оказался в «Зените».
– Не секрет, что вас хотел Мельников, которого позже уволили.
– Я один год играл под его руководством в 1994 году, но провел всего четыре матча. Мне было 20 лет, когда он меня приглашал. Дебют мой был в Иркутске.
– Потом ещё один армянский защитник приехал Саркис Овсепян.
– Его я рекомендовал Бышовцу. Он у меня спросил, есть ли у сборной Армении какие-то достойные кандидаты, и я рекомендовал пару человек. Один из них был как раз Саркис Овсепян, второй был Карапет Микаелян, которого не оставили после просмотра.
– Пришёл Садырин на пост главного тренера «Зенита» и отправил вас в аренду в «Сатурн-1991». Как он объяснил это решение?
– Был один очень обидный момент. Он изначально запланировал себе трёх вратарей: Евгения Корнюхина, Сергея Приходько и нашего основного на тот момент Юрия Окрошидзе. Я тогда был уже четвёртым вратарём.
Накануне Нового года мы играли двусторонку в манеже, каждый из вратарей сыграл по тайму. Я отбил два пенальти за тайм, а после тренировки объявили список игроков, которые едут на сборы – я в него не попал. Мне было очень обидно, я ехал сзади в автобусе и чуть не плакал. После этого я отправился в аренду в «Сатурн-1991».
– Садырин объяснил это решение?
– Нет, конечно. Мне кажется, такое некорректно обсуждать между футболистом и тренером, какое бы ни было решение.
– Вы провели довольно успешное и долгое время в «Зените». Почему в итоге покинули команду?
– В 2000 году практически должен был перейти во французский «Сент-Этьен». Я поехал туда, прошёл медосмотр, подписал предварительный контракт, но до конца не понимал их условия. Потом выяснилось, что для перехода мне нужно иметь гражданство одной из европейских стран. Неизвестно, каким образом оно бы добывалось, возможно, незаконным. В конечном счете приняли решение не переходить туда на таких условиях.
Впоследствии выяснилось, что я всё сделал правильно, потому что Максим Левицкий (бывший российско-украинский вратарь, чемпион России-2001 в составе «Спартака», – Прим. Metaratings.ru), который приехал вместо меня, вскоре попался и был дисквалифицирован (следствие выяснило, что у Левицкого был поддельный паспорт Греции, – Прим. Metaratings.ru).
После всего этого в «Зените» были не очень довольны моим поступком, что я подписал предварительный контракт, а потом отказался ехать. Из-за этого пришлось уйти из команды.
«Чтобы пробовать себя в клубном футболе, нужно доверие руководителей. Всему свое время»
– Легендарный для «Зенита» игрок Артём Дзюба не так давно покинул турецкий «Адана Демирспор». Верите, что он заиграет вновь на высоком уровне?
– Сейчас человек меняется. Заиграет вновь он или нет – это вопрос его личной мотивации. Если он чем-то мотивирован, то, возможно, будет ещё одна вспышка в его карьере. Если он не сможет, то может и карьеру завершить.
– Возвращение в «Зенит» возможно будет?
– Я думаю, если бы «Зенит» его хотел бы изначально, то попытались бы сохранить. Сейчас они, наверное, ориентируются на более молодых и перспективных ребят, которые смогут принести больше пользы.
– В «Сочи» вы были помощником Александра Точилин, уже не как тренер вратарей. Что-то своё внесли в ту команду?
– Сложно было, в том плане, что я в большей степени тренировал стандарты. Точилин сам принимал решения, сам выбирал состав, он мало советовался, кто должен играть и по какой схеме. Я больше отвечал за стандарты.
– Спустя пару лет он опять вернулся в «Сочи». Звал вас?
– Нет. Тогда инициатива по мне шла от президента клуба, а не от Точилина. С Борисом Романовичем Ротенбергом знаком со времён московского «Динамо». Не скажу, что Точилин ждал меня широкими объятиями даже тогда.
– Почему не пробуете ваши силы в клубном футболе как главный тренер?
– Должно быть доверие руководителей прежде всего. Вопрос больше не ко мне, всему свое время.
«Кубок Азии тоже под контролем ФИФА. Если для РФС в Европе нет допуска, в Азии его тоже не будет»
– Следите за сборной России?
– Знаю, что два последних товарищеских матчах сыграли вничью по 0:0
– Почему не смогли обыграть Таджикистан и Узбекистан?
– Это говорит о том, что футбол интенсивно развивается во многих регионах. Строятся академии, вырастает много хороших и талантливых ребят, которые могут конкурировать на высоком уровне. Нужно с полной серьёзностью относиться к ним, не вспоминать по старой памяти, что они были слабыми. Но матчи я не смотрел, я со своей сборной был, некогда было.
– РФС рассмотрит вопрос о переходе в Азиатскую Конфедерацию. Это сейчас оптимальный вариант?
– Сейчас всё перемешалось, тяжело гадать на кофейной гуще. Неизвестно, какие решения могут быть приниматься со стороны ФИФА и УЕФА. Если допуска нет, то какая разница, откуда его нет? Кубок Азии же тоже под контролем ФИФА. Если в Европе нет допуска, в Азии его тоже не будет.
– Раз разговор зашёл про отстранение. Когда сборную России и клубы отстранили, вы сильно удивились?
– Конечно. Я многих ребят знаю, РПЛ очень ослабла после массового ухода легионеров, мотивация поддерживалась еврокубками. Жаль ребят, у кого сейчас расцвет сил. Они просто теряют свое лучшее время.
– Товарищеский матч между сборными Армении и России сейчас возможен?
– Тяжело рассуждать. Хотелось бы со всеми сыграть и проверить свои силы.
«Чемпионат мира лишний раз дал подтверждение, что агрессивный и атакующий футбол сегодня в тренде»
– В конце хочется обсудить завершившийся в Катаре чемпионат мира. Аргентина стала чемпионом, а Эмилиано Мартинеса признали лучшим голкипером турнира. Согласны с таким выбором?
– Конечно. Вратарь который вытаскивает команду в двух сериях пенальти на чемпионате мира, точно заслуживает называться лучшим на турнире.
– Какие новые тенденции показал этот чемпионат вам как тренеру?
– Лишний раз мы увидели подтверждение, что агрессивный и атакующий футбол сегодня в тренде. Исключением из правил на турнире стала сборная Марокко, которая показала другой стиль. Они плотно играли в обороне, во многих матчах не дали сопернику ничего сделать. Это классно, но для такого футбола нужны соответствующие качества. При этом они не дошли до финала и даже не выиграли медали, поэтому атакующий футбол с агрессивным прессингом на чужой половине сейчас в приоритете.
– На чемпионате мира мы видели таймы, где судьи добавляли по 10 и больше дополнительных минут. Как относитесь к этому?
– Очень хорошо, потому что команды могут сделать по пять замен, и игроки получат чуть больше времени проявить себя. С учётом всех остановок, VAR и прочего это давно напрашивалось. Я очень рад, что игровое время увеличилось.
– Кто вас удивил на ЧМ?
– Удивили Бельгия и Германия. У этих команд потенциал очень большой, есть хорошие имена, могли претендовать на роль финалистов.